Управление адаптацией персонала в период проведения изменений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 31.01.2016

Статья просмотрена: 2689 раз

Библиографическое описание:

Верховцева, К. А. Управление адаптацией персонала в период проведения изменений / К. А. Верховцева, Т. А. Зарубина, М. В. Короткая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 486-489. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25782/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

В данной статье рассматриваются понятие и методы адаптации персонала, а также типы организаций по принципу внимания к системе адаптации. На примере Томского государственного университета анализируются проблемы и даются рекомендации по усовершенствованию системы адаптации персонала в условиях изменений.

Ключевые слова: адаптация персонала, методы адаптации, сложность организации, управление изменениями.

 

Вопросы адаптации персонала являются чрезвычайно актуальными при принятии в организацию новых работников, особенно если эта организация сталкивается с высокой текучестью персонала или расширением бизнеса, а значит увеличенным потоком новоиспеченных сотрудников, которым необходимо обеспечить поддержку на этапе вхождения в должность. Правильно организованная система адаптации способствует повышению уровня лояльности и удовлетворенности, мотивации, сплоченности коллектива, производительности труда [3]. При этом механизмы, способствующие адаптации, могут пригодиться не только в работе с недавно принятыми работниками: существуют условия, при которых системе адаптации следует ориентироваться на большинство сотрудников: и новых, и с продолжительным стажем работы.

Эти условия связаны с наличием в организации вертикальной и горизонтальной сложности (сочетание большого количества уровней управления с не меньшим количеством подразделений на одном уровне), которые рождают бюрократическую культуру, высокий уровень формализации, длительный процесс принятия решений [2]. В условиях трансформации такой организации у сотрудников появляется необходимость осваивать дополнительные навыки, не связанные напрямую с повседневными обязанностями. Это может быть вызвано развитием проектной деятельности, созданием кроссфункциональных команд, реорганизацией существующих или инициацией новых подразделений при сохранении сложившейся культуры и стиля управления. Другими словами, возникает нужда искать решения новых проблем с помощью старых способов, требующая очень глубокого понимания всех процессов в организации каждым сотрудником, чего в вертикально и горизонтально сложной организации трудно достичь.

Таким образом, существует проблема адаптации сотрудников в условиях изменений, но не только и не столько к сами изменениям, а к тому, что система управления находится в положении догоняющей по отношению к новым требованиям и показателям эффективности организации. Система адаптации в организациях с такими характеристиками должна разрабатываться с учетом необходимости сглаживания обозначенных различий, оказания всесторонней помощи подчиненным в решении новых и сложных задач, налаживанию связей и поддержанию позитивного взаимодействия между уровнями управления и подразделениями.

Тема адаптации сотрудников в условиях совмещения высокой вертикальной и горизонтальной сложности и проведения изменений в организации, на наш взгляд, недостаточно изучена, не рассматривается возможность применения механизмов адаптации в целях развития у персонала способности преодолевать организационные разрывы и обеспечения поддержки на время перестройки системы управления.

Впервые термин «адаптация» возник в рамках биологических наук, ввел данное понятие в научный оборот немецкий физиолог Г. Ауберт в 1865 году, оно означало приспособление различных живых организмов или систем к воздействиям окружающей среды. В дальнейшем проблему адаптации рассматривали и исследовали такие учёные в области биологии как Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвин, И. И. Шмальгаузен, М. Сеченов, И. П. Павлов [6]. Рядом других исследователей предлагаются понятия адаптация в социальном контексте: Т. Парсон рассматривает адаптацию как усвоение социальных ролей, П. Делор — как форму защитного приспособления личности к социальным требованиям, Г. Селье — как способ выхода из стрессовой ситуации.

Адаптация в контексте управления персоналом среди российских авторов рассматривается Д. А. Ашировым, Т. Ю. Базаровым, В. Р. Весниным, А. П. Егоршиным, А. Я. Кибановым, Т. О. Соломанидиной, С. В. Ивановой. В их трудах можно выделить две точки зрения на адаптацию персонала. Во-первых, адаптация воспринимается как процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды, а во-вторых, как составляющая развития персонала. Из числа зарубежных ученых оригинальной является позиция Э. Шейна, в которой процесс адаптации связывается с необходимостью освоения корпоративной культуры компании, принятия новых норм. Как упоминалось выше, адаптацию как направление в кадровой политике не стоит связывать лишь с периодом найма сотрудника, можно выделить значимые обстоятельства, при которых механизмы адаптации следует применять на протяжении всего времени работы того или иного работника.

Методы адаптации персонала включают в себя наставничество, обучение, тренинги и семинары, экскурсии, организацию знакомства с коллективом, презентацию компании, личные беседы, дни новичка, деловые игры, метод погружения, дистанционное обучение, разработку специальных справочников, ознакомление нового сотрудника с нормативно-правовой базой организации и т. д. Существуют и менее распространенные методы: budding — назначение сотрудника, ответственного за обучение новичка и обратную связь, действующего в отличие от наставника на принципах равноправия сторон; job shadowing — где обучающийся буквально становится «тенью» опытного сотрудника в реальной рабочей обстановке; secondment — это «прикомандирование» персонала на определенное время в другую структуру [9].

Интересным представляется выделение нескольких типов организации по принципу ее отношения к системе адаптации:тип 1 — нет четкой системы адаптации, или присутствует стихийная адаптация; тип 2 — элементы адаптации присутствуют, но не имеют связей между собой, не представляют систему; тип 3 — разработана система адаптации, но без четких критериев ее эффективности; тип 4 — система адаптации функционирует, но оценивается необъективно, не предпринимаются попытки ее совершенствования; тип 5 — эффективная система адаптации [5].

В качестве примера реализации системы адаптации можно привести производственную компанию ООО «Комос групп», которая предполагает всестороннее знакомство нового сотрудника с организацией с помощью обучающего фильма, брошюры-руководства, посещения других отделов, назначения кураторов, а также получения новичками обратной связи от коллег, система адаптации периодически проходит оценку и корректировку, измеряются такие показатели, как текучесть кадров и расходы на оплату обучения. Интересным для целей работы с адаптацией не новых сотрудников из числа этих механизмов представляется создание руководства или инструкций, которые содержали бы решения часто встречающихся затруднений в работе организации, объясняли бы основные процессы, позволяли бы каждому в них разобраться и, таким образом, нивелировали сложность организации [4].

Второй пример: работа по адаптации библиотекарей к новым технологиям, высокому уровню информатизации в белорусских библиотеках. Смена технологий, как и любые другие изменения, влияющие на организацию, требуют от персонала активного приспособления, задача руководства, как доказывается в этом примере, не только в разработке методов адаптации, но и оказании поддержки адаптирующимся работникам. В контексте сложной организации, находящейся в процессе трансформации, это может быть поощрение за приобретение новых компетенций, за помощь другим сотрудникам в процессе адаптации, открытое распространение уникальных знаний об организационных процессах и системах [7].

В «Лаборатории Касперского» в систему адаптации входит организация вводных встреч с новыми сотрудниками, где они получают всю необходимую информацию, которая может понадобиться им для работы, в дополнение существует «Брошюра новичка» и интранет-портал, где можно найти практически все ответы на интересующие вопросы [1]. Компаниям, имеющим бюрократические сложности, большое количество формальных процедур, можно перенять опыт проведения вводных встреч, которые бы не вводили в организацию того или иного сотрудника, а вводили бы всех желающих в определенную процедуру, связанную с каким-то процессом. Такой метод способствовал бы более глубокому пониманию не только работы сотрудника в рамках его должности, но и общему видению устройства организации.

В университете Аризоны широко развита система наставничества. При этом «старый» и «новый» сотрудники выбирают друг друга не просто так — наставник должен подходить своему подопечному по возрасту, интересам, образованию, темпераменту [8]. Этот опыт открывает перспективы развития системы адаптации с учетом данных характеристик, важным может оказаться не только подбор правильной «пары», но и анализ эффективности механизмов адаптации относительно этих критериев, например, для молодого поколения легче освоить электронные формы взаимодействия, чем для пожилого, экстраверты охотнее пойдут на личный контакт, нежели интроверты и т. д.

В Томском государственном университете, на наш взгляд, вертикальная и горизонтальная сложность сочетается с необходимостью проведения изменений, статус государственного учреждения предполагает наличие большого количества норм, процедур и правил, следовательно, строгую формализацию многих процессов, а вступление в программу повышения международной конкурентоспособности требует значительных преобразований и на данный момент обеспечивает университету переходное, нестабильное положение. Многие работники оказываются в ситуации, когда предъявляемые к ним требования оказываются выше тех знаний и навыков, что у них есть. Например, для реализации проектной деятельности нужно вступать во взаимодействие со многими административными службами, специфику которых порою понимают только работники этих служб, а неправильное оформление документов чревато задержками в принятии решений, в согласовании расходов, отдельно существуют проблемы согласования командировок, организации мероприятий, выпуска научных трудов. Здесь изменения вынуждают организацию и ее членов к совместной деятельности, открытости, толерантности, взаимопомощи в то время как исторически в таких организациях, как университеты, сложилась культура разрозненности и обособленности между разными факультетами, между представителями сфер науки, образования и администрации. В связи с этим появляются проблемы адаптации персонала к новым условиям, приобретения ими новых навыков, создания и поддержания атмосферы сотрудничества между ранее не взаимодействовавшими коллективами.

Таким образом, для преодоления подобных проблем в организации можно рекомендовать, во-первых, разрабатывать алгоритмы, охватывающие «неизведанные» сотрудниками области деятельности, привлекая к этому носителей знаний, как администраторов, от которых зависит принятие решения, так и тех, кто уже имеет опыт подобных действий, и составлять на их основе инструкции свободно распространяемые среди сотрудников; во-вторых, организовать проведение периодических встреч, на которых могли бы быть объяснены сложности различных процедур в доступной для всех форме, например, в формате «Самые частые ошибки в оформлении, согласовании, написании …» или в формате вопросов от аудитории; в-третьих, использовать методы job shadowing и secondment для того, чтобы сотрудники, которым требуется адаптация, могли бы по предварительной договоренности прикрепиться в качестве тени к опытному сотруднику или побывать к интересующем структурном подразделении, а для этого организовать онлайн-площадку, где можно было бы найти себе «наставника»; в-четвертых, поощрять сотрудников за оказание помощи в реализации механизмов адаптации, поддерживать культуру открытости и взаимодействия.

 

Литература:

 

  1.              Березина К. Как в российских компаниях встречают новичков [Электронный ресурс] / К. Березина // The Village. Городской интернет-сайт The Village. — Электрон. дан. — М., 2010–2016. — URL: http://www.the-village.ru/village/business/rabota/174045-kak-kompanii-adaptiruyut-novichkov (дата обращения: 28.01.2016)
  2.              Борисова Л. Г. Организационный дизайн и современные концепции управления: учебное пособие / Л. Г. Борисова. — М.: Дело, 2003. — 400 с.
  3.              Крутцова М. Н. Управление адаптацией персонала: учебное пособие / М. Н. Крутцова. — Вологда: Легия, 2010. — 128 с.
  4.              Кузьмичева С. Адаптация персонала: программа, примеры, внедрение [Электронный ресурс] / С. Кузьмичева // Журнал «Генеральный Директор» — персональный журнал руководителя. — Электрон. дан. — М., 2016. — URL: http://www.gd.ru/articles/3549-adaptatsiya-personala (дата обращения: 28.01.2016)
  5.              Стеклова О. Е. Организационная культура: учебное пособие / О. Е. Стеклова. — Ульяновск: УлГТУ, 2007. — 127 с.
  6.              Фролов А. Г. Адаптация преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе / А. Г. Фролов, С. А. Хомочкина, Г. У. Матушанский // Образовательные технологии и общество. — 2006. — № 2. — С. 256–276
  7.              Юрик И. В. Проблемы профессиональной адаптации библиотекарей научных библиотек Беларуси // Научные и технические библиотеки. — 2010. — № 1. — С. 80–88
  8.              Onboarding & Orientation [Электронныйресурс] / Human Resources, University Services Building // The University of Arizona. — Электрон. дан. — Tucson, Arizona, 2016. — URL: http://hr.arizona.edu/managers-supervisors/onboarding-orientation (датаобращения: 28.01.2016)
  9.              Yarnall J. Strategic Career Management: Developing your talent (Hr Series) / J. Yarnall. — Oxford: Elsevier Butterworth-Heinemann, 2008. — c. 264
Основные термины (генерируются автоматически): система адаптации, адаптация персонала, горизонтальная сложность, сотрудник, глубокое понимание, метод адаптации персонала, обратная связь, проектная деятельность, сложная организация, Томский государственный университет.


Ключевые слова

Управление изменениями, управление изменениями, адаптация персонала, методы адаптации, сложность организации

Похожие статьи

Адаптация персонала в современной компании | Статья...

Состав и структура персонала очень влияют на эффективность функционирования организации в целом. Кто же, если не квалифицированные сотрудники будут качественно и профессионально выполнять свою работу?

Оптимизация процессов адаптации персонала строительной...

В настоящее время процесс адаптации новых сотрудников является одним из важнейших направлений кадровой политики предприятия. Адаптация новых сотрудников представляет собой сложный процесс...

Оптимизация процесса адаптации персонала в организациях...

В данной статье рассматривается оптимизация процесса адаптации новых сотрудников, проблемы адаптации, а также рекомендации по совершенствованию и повышению уровня адаптации новых сотрудников на предприятиях ИП Черепанова Е. В., ООО «Форсаж».

Оптимизация процессов адаптации персонала в компании ООО...

Система адаптации персонала компании ООО «Радуга-ДВ» является инструментом повышения эффективности деятельности компании за счет следующих факторов: ‒ ускорение процесса интеграции нового сотрудника в должность

Управление адаптацией персонала в организациях сферы услуг

Если рассматривать адаптацию с точки зрения управления персоналом в организации, то можно отметить, что адаптация имеет двойную направленность.

Поэтому различают несколько процессов адаптации: адаптацию персонала и адаптацию сотрудника.

К вопросу об адаптации персонала: теоретический аспект

Ключевые слова: адаптация, адаптация персонала, управление персоналом, виды адаптации персонала, цели и задачи адаптации персонала. Адаптация персонала — один из важнейших элементов системы управления персоналом организации.

Особенности подбора, найма и адаптации персонала

адаптация персонала, найм персонала, сотрудник, предприятие, персонал, отбор персонала, этап подбора персонала, последующий найм, обратная связь, качественный подбор.

Роль адаптации персонала в кадровой политики организации

Таким образом, адаптация персонала есть специальная процедура по введению нового сотрудника в деятельность организации, направленная на способствование снятия большего числа проблем, возникающих в ходе работы.

Особенности адаптации персонала в медицинской организации...

Адаптация персонала становится актуальной проблемой любой организации. Являясь частью системы управления человеческими ресурсами и логическим продолжением отбора персонала, хорошо выстроенная адаптация персонала сохраняет ресурсы предприятия...

Похожие статьи

Адаптация персонала в современной компании | Статья...

Состав и структура персонала очень влияют на эффективность функционирования организации в целом. Кто же, если не квалифицированные сотрудники будут качественно и профессионально выполнять свою работу?

Оптимизация процессов адаптации персонала строительной...

В настоящее время процесс адаптации новых сотрудников является одним из важнейших направлений кадровой политики предприятия. Адаптация новых сотрудников представляет собой сложный процесс...

Оптимизация процесса адаптации персонала в организациях...

В данной статье рассматривается оптимизация процесса адаптации новых сотрудников, проблемы адаптации, а также рекомендации по совершенствованию и повышению уровня адаптации новых сотрудников на предприятиях ИП Черепанова Е. В., ООО «Форсаж».

Оптимизация процессов адаптации персонала в компании ООО...

Система адаптации персонала компании ООО «Радуга-ДВ» является инструментом повышения эффективности деятельности компании за счет следующих факторов: ‒ ускорение процесса интеграции нового сотрудника в должность

Управление адаптацией персонала в организациях сферы услуг

Если рассматривать адаптацию с точки зрения управления персоналом в организации, то можно отметить, что адаптация имеет двойную направленность.

Поэтому различают несколько процессов адаптации: адаптацию персонала и адаптацию сотрудника.

К вопросу об адаптации персонала: теоретический аспект

Ключевые слова: адаптация, адаптация персонала, управление персоналом, виды адаптации персонала, цели и задачи адаптации персонала. Адаптация персонала — один из важнейших элементов системы управления персоналом организации.

Особенности подбора, найма и адаптации персонала

адаптация персонала, найм персонала, сотрудник, предприятие, персонал, отбор персонала, этап подбора персонала, последующий найм, обратная связь, качественный подбор.

Роль адаптации персонала в кадровой политики организации

Таким образом, адаптация персонала есть специальная процедура по введению нового сотрудника в деятельность организации, направленная на способствование снятия большего числа проблем, возникающих в ходе работы.

Особенности адаптации персонала в медицинской организации...

Адаптация персонала становится актуальной проблемой любой организации. Являясь частью системы управления человеческими ресурсами и логическим продолжением отбора персонала, хорошо выстроенная адаптация персонала сохраняет ресурсы предприятия...

Задать вопрос