Библиографическое описание:

Авулчаева Ф. Ж., Тургунов Ж. А. Вопросы классификации транспортной логистики в разрешении проблем мультимодальности грузоперевозок // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 437-439.



 

The paper discusses some issues of classification of transport logistics, systematized the main directions of development of applied scientific knowledge, based on a synthesis of the technical and technological information and experience in the organization of transport logistics, management tasks multimodal transport of goods.

Keywords: freight, logistics, multimodal transportation, transportation process, process structuring logistics transport logistics (TL), TL Service.

 

В Республике Узбекистан, как и во многих странах постсоветского пространства, логистику воспринимают — как некоторый набор функций, связанных только с транспортировкой грузов. Однако, практика ведения бизнеса в экономически развитых странах показывает, что логистике принадлежит стратегическая роль в организации торговых потоков. В настоящий момент в Узбекистане только начинают появляться системные элементы логистического обеспечения торговли и транспортных перевозок грузов.

Правительством страны принимаются меры по налаживанию механизма для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий, транспортных перевозок и транспортной инфраструктуры. Однако тем не менее, темпы внедрения современных методов и технических средств логистики в практику организации и управления грузопотоками ещё недостаточны. Если ещё недавно для отечественных предпринимателей было достаточно организовать только доставку грузов от поставщика до получателя, то теперь сформировался устойчивый спрос на увеличение спектра услуг по организации перевозок товаров — это организация интермодальных перевозок, т. е. последовательная перевозка грузов двумя или более видами транспорта в одной и той же грузовой единице или автотранспортном средстве без перегрузки самого груза/товара при смене вида транспорта, доставка по принципу «от двери до двери», таможенная очистка, расфасовка, упаковка, хранение, товаров и т. д. В связи с этим, возникла необходимость в институциональном развитии логистической отрасли Узбекистана, повышении качества предоставляемых услуг в области промышленной, торговой, информационной, транспортной, складской, управленческой и других видов логистики.

Классификация имеет двойственное значение — научное и практическое. В узком научном понимании классификация служит упорядочению знаний относительно изучаемого объекта, она строится в соответствии с требованиями формальной логики — правилами деления и классифицирования — и в этом смысле считается формальной классификацией. Транспортная логистика (далее ТЛ) связывает источники возникновения товара в длинную цепочку его перевозки, обработки и хранения, заканчивая непосредственной доставкой конечному потребителю. С учетом этих вводных транспортная логистика, подвергаемая классификации, должна рассматриваться и как область научных знаний, и как сфера практической деятельности. С позиции решаемых задач ТЛ — это потокоорганизующий элемент логистики. Присутствие транспортной составляющей в логистике, рассматриваемой изначально как целесообразное, управляемое движение экономических объектов, обладающих полезностью и ценностью, является объективной необходимостью. ТЛ сосуществует с материальной логистикой и обусловливает материальный поток. Можно констатировать, что за исключением самоходных технических средств поток материальных объектов всецело зависит от транспортной логистики. Так, ведущий ученый в этой сфере, профессор Щербаков В. В. характеризует ТЛ, как «…вид логистики, управляющий комплексом операций, обеспечивающих физическое перемещение товарно-материальных ценностей между участниками цепи поставок с минимальными затратами». Подобное действие и такой же результат ТЛ обеспечивает в отношении людского потока, но делает это ограничено, учитывая то, что человеческий поток может быть обусловлен и собственным ресурсом — способностью людей к самостоятельному передвижению. В области финансовой логистики и информационной логистики ТЛ не имеет каких-либо приложений.

Следовательно, относительно ресурсной логистики ТЛ позиционируется как сервисная логистика и обнаруживает предметно-содержательные особенности в зависимости от специфики организуемого потока. Так, материальный поток в ТЛ обретает форму грузового потока, при этом потокоформирующим объектом рассматривается грузовая единица — находящиеся в состоянии движения материальные ценности, заблаговременно подготовленные к нему в соответствии с требованиями заказчика (отсортированные, расфасованные, укомплектованные, упакованные и т. д. объекты), а также требованиями обеспечения их транспортабельности и сохранности в пути следования, распознаваемости посредством маркировки, штрихового кодирования. Трансформация материальных объектов в грузовые единицы наиболее актуальна для организации мультимодальных перевозок, осуществляемых несколькими видами транспорта на основе одного договора. Решение задачи организации мультимодальных перевозок отвечает согласованным интересам грузополучателей и грузоотправителей и состоит в том, чтобы обеспечить полезность места каждой отдельной грузовой единицы.

По нашему мнению, в рамках постановки такой задачи классификация ТЛ должна учитывать ряд факторов. При этом основная сложность состоит в том, чтобы отличить факторы и, таким образом, признаки, характерные для классификации ТЛ и классификации самого транспорта как инфраструктурной основы логистики.

  1.    Пространственный фактор — соотносится с физико-географической средой, в которой происходит транспортировка — процесс перемещения груза/объекта в место назначения, посредством тех или иных транспортных средств, обычно термин применяется по отношению к штучным доставкам крупногабаритных объектов (по отношению к регулярным рейсам применяется термин). По признаку физической среды транспортировки различают: ТЛ воздушного транспорта; логистику наземного/подземного транспорта; логистику водного транспорта. Иначе эту классификацию называют классификацией по видам транспорта
  2.    Технико-технологический и процессный фактор — характеризует содержание и технико-технологический потенциал организации процесса транспортировки. В классификации этот фактор может быть учтен исключительно в качестве развития предыдущей классификации по видам транспорта. Возможен и иной логистический подход к изучению действия рассматриваемого фактора, если принимать в расчет техническую мобильность транспортных средств. По этому признаку можно различать логистику с использованием подвижных транспортных средств и с использованием стационарных транспортных средств, имея в виду, что первая группа объединяет все виды транспорта за исключением трубопроводного, а вторая, соответственно, представлена одним — трубопроводным. Такую классификацию можно рассматривать как базовую, более общую относительно классификации логистики по видам используемых транспортных средств, а отличия видеть в том, что логистика с использованием подвижных транспортных средств оперирует двумя сосуществующими потоками — потоком транспортных средств и материальным потоком, в логистике с использованием стационарных транспортных средств транспортный поток как таковой отсутствует.

С позиции распределения материальных потоков имеет значение классификация логистики по типам используемых транспортных средств: логистика транспортных средств общего применения, логистика специальных транспортных средств, используемых для транспортировки определенных категорий грузов, например, вредных и опасных материалов, драгоценных металлов, драгоценных камней, денежных знаков, и логистика специализированных транспортных средств, совмещающих процессы транспортировки с технологическими процессами обработки, переработки и др.

Построение процессной классификации транспортной логистики становится необходимым и востребуется в связи с переходом от управления потоками к управлению бизнес-процессами, где промежуточным звеном предстает управление технологическими процессами и операциями.

Логистика мультимодальных перевозок специфична тем, что предъявляет отдельные требования к обеспечению технической, технологической и организационной сопряженности транспортного процесса.

3. Инфраструктурный фактор — раскрывает сервисное обеспечение процесса транспортировки при использовании средств технико-технологической поддержки операций перевозки. Действие этого фактора обнаруживается в сочетании с технико-технологическим фактором, определяющим содержание основных операций ТЛ, и имеет аналогичное с ним значение. Инфраструктурный фактор формирует условия для выполнения вспомогательных операций, какими являются погрузка-разгрузка, терминальная и складская обработка, хранение, информационное сопровождение грузопотоков и др. Средствами технического обеспечения сервиса являются: транспортные и подъездные пути, погрузочно-разгрузочная техника общего применения и специализированная по видам транспорта, складские комплексы, терминалы. По месту предоставления сервиса в составе логистики транспортного сервиса выделяются: навигационная логистика, или логистика сопровождения грузопотоков; стационарная логистика, или логистика технической обработки грузопотоков и хранения грузов.

В заключении следует отметить, что в решении задачи организации мультимодальных перевозок целесообразно использовать многофакторную классификация ТЛ, которую необходимо разрабатывать в структуре нескольких, наиболее значимых признаков, что трансформирует выборку классификаций, сформированную с учетом содержании решаемой проблемы, в типологическую группировку.

 

Литература:

 

  1.    Авулчаева Ф. Ж. Современное состояние и перспективы развития теории транспортной логистики //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — №. 12–1.
  2.    Авулчаева Ф. Ж. Некоторые аспекты логистики в региональной экономике Узбекистана // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 364–366.
  3.    Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика снабжения: Учебник для вузов //СПб.: Питер. — 2010. — С. 46–47.
  4.    Бауэрсокс Д. Д., Клосс Д. Д. Логистика. Интегрированная цепь поставок. — М.: Олимп-Бизнес, 2008.
  5.    Икрамов М. А., Кузнецов Н. В. Развитие автомобильных перевозок по Великому шелковому пути //Экономическое возрождение России. — 2011. — №. 4. — С. 26.
  6.    Логистика и управление цепями поставок: учебник для академического бакалавриата / под ред. В. В. Щербакова. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 582 с. — Серия: Бакалавр. Академический курс.
  7.    Основы логистики: Учебник / Под ред. В. В. Щербакова. — СПб.: Питер, 2009.
  8.    Курпаяниди К. И. Экономические институты в условиях институциональных преобразований //Успехи современного естествознания. — 2013. — №. 12.
  9.    Сергеев В. И. Логистика в бизнесе: учебник для вузов //М.: ИНФРА-М.–2001.–608 с. — 2013.
  10. Ikramov M., Zokhidov A. Implementation of the concession in developing the Uzbekistan transport infrastructure //Perspectives of Innovation in Economics and Business (PIEB). — 2009. — Т. 3. — №. 3. — С. 68–70.
  11. Margianti E. S. et al. Systematical analysis of the position and further development of Uzbekistan national industry in the case of economic modernization. Monograph //Indonesia, Jakarta, Gunadarma Publisher, 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle