Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 24.01.2016

Статья просмотрена: 770 раз

Библиографическое описание:

Авсиевич, В. Н. Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста / В. Н. Авсиевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3 (107). — С. 1018-1021. — URL: https://moluch.ru/archive/107/25589/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

В работе представлены результаты исследования по разработанному методу распределения нагрузки в соревновательных упражнениях пауэрлифтинга у юношей, с учетом темпов биологического развития организма спортсменов.

Ключевые слова: метод, соревновательные упражнения, биологический возраст,пауэрлифтинг, юноши.

 

Определением, которое отражает индивидуальный фактически достигнутый уровень физиологической зрелости, как отдельных клеток, тканей, органов, функциональных систем так и организма в целом является — биологический возраст. Биологический возраст зависит от генетических особенностей роста и развития, а также от условий окружающей среды, в которых проживает человек, — куда входят определяющие образ жизни факторы: социальные, бытовые, материальные и другие (Borkan G., Norris A., 1982; Меерсон, 1986; Мищенко В. П. и др., 2004; Орешкин, 1990; Чумаков, 1999).

На протяжении нескольких десятков лет, специалисты в области спортивной физиологии выделяют несколько основных медико-биологических критериев для отбора спортсменов в те или иные виды спорта, а также выбора методики тренировок и определения тренировочных нагрузок:

1)                уровень здоровья;

2)                уровень биологического возраста;

3)                уровень функционального состояния организма;

4) индивидуальные особенности высшей нервной деятельности.

В современных научных публикациях спортивных физиологов по проблемам учебно-тренировочного процесса юных спортсменов, в перечне основных факторов для индивидуализации тренировочного процесса в последние годы также выделяют такую функциональную характеристику организма спортсменов, как биологический возраст. Однако данная характеристика редко используется тренерами в качестве одной их составляющих системы управления спортивной тренировкой, хотя разные исследователи указывают на особую важность учета биологического возраста.

Различия между паспортным (хронологическим) и биологическим возрастом юношей могут достигать 4–5 лет, что требует адаптации соответствующей методики проведения занятий по физическому воспитанию, определенному подбору средств, методов и упражнений, адекватных не календарному возрасту юношей, а уровню их биологического развития [1].

По мнению Тимаковой Т. С., сведения о биологическом развитии спортсмена могут быть использованы для: 1) объективной оценки данных тестирования и уровня спортивных достижений; 2) моделирования вероятностной динамики изменения соматических параметров, типа телосложения и соответствующих физиологических показателей; 3) прогнозирования тенденций роста спортивных показателей и влияющих на них критериев спортивной успешности; 4) перспективного планирования и программирования тренировочного процесса на основе знания законов онтогенеза и особенностей биологического развития [2].

Определение биологического возраста в совокупности с показателями физического развития позволяет точно определить уровень функциональных возможностей основных систем растущего организма и в какой-то мере — уровень его здоровья. Расстройства здоровья у школьников, связанные с ускорением или запаздыванием физического развития, как правило, имеют функциональную природу. У школьников со средними показателями физического развития редко наблюдаются расстройства функций сердечно-сосудистой системы, которые следует рассматривать как результат неадекватности предложенных физических нагрузок уровню физического развития [3].

Оценка уровня функциональных возможностей человека в различные возрастные периоды — одна из актуальных задач в физиологии. Однако эта проблема не менее актуальна и при оценке состояния людей, которые занимаются спортом. Не секрет, что уровень достижений в спорте во многом зависит от функциональных резервов организма спортсмена [4].

Из всего многообразия факторов тренировочной деятельности, приводящих к отклонениям в состоянии здоровья спортсменов, ведущим в развитии практически всех нарушений является фактор спортивной специализации, который определяет локализацию патологических изменений в организме спортсмена и накладывает отпечаток на клиническое течение и длительность заболевания (травмы), что должно быть учтено при разработке мероприятий здоровьесберегающего направления в процессе многолетней подготовки спортсменов в избранном виде спорта [5].

Уже на начальном этапе учебно-тренировочного процесса учёт данных о функциональном состоянии различных физиологических систем организма юношей в зависимости от темпов биологического развития позволяет своевременно определить адекватность и возможное влияние, а также дальнейшею коррекцию тренировочных нагрузок в ходе силовых тренировок в пауэрлифтинге.

Цель исследования Разработать метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом с учетом темпов их биологического развития.

Задачи:

  1.              Определить количество юношей с разными темпами биологического развития специализирующихся в пауэрлифтинге.
  2.              На основе различий характеристики в антропометрических данных, уровне развития функциональных систем организма и силовых показателей у юных спортсменов разработать метод распределения нагрузки в соревновательных упражнениях.

Методы и организация исследования. Нами была сформирована группа из учеников 8–9 класса в количестве 48 человек, занимающихся пауэрлифтингом.

Для определения темпа биологического (функционального) возраста юношей ЭГ был применен метод предложенный (Коробейниковым Г. В., 2003) [6], у каждого из спортсменов определяли антропометрические данные и показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем: ЧСС в покое, ЧСС после 20 приседаний, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), время задержки дыхания на вдохе и выдохе.

Для экспериментального обоснования эффективности разработанного нами метода распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях в пауэрлифтинге, была проведена вторая часть педагогического эксперимента. Из общей группы юных спортсменов из 48 человек были сформированы две группы: контрольная (КГ) — 21 чел., экспериментальная (ЭГ) — 27 чел., состав указанных групп не менялся на протяжении всего эксперимента.

В КГ распределение тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях проводилось по общепринятой методике. Нагрузка в равной степени распределялась по всем трем соревновательным упражнениям.

В ЭГ распределение тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях проводилось по разработанному нами методу (Таблица 1).

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенных исследований получены следующие данные в группе юных спортсменов: из 48 человек — 14,5 % юношей определены как акселераты, 68,8 % — как медианты и 16,7 % — как ретарданты (рисунок 1).

Рис. 1. Количество юношей с различным биологическим возрастом

 

Выявлена статистически достоверная различная динамика силовых и морфофункциональных показателей юношей — пауэрлифтеров с различными темпами биологического развития:

                   у пауэрлифтеров акселератов более высокие силовые показатели в жиме лежа по сравнению с медиантами и ретардантами;

                   медианты опережают акселератов и ретардантов по уровню силовых показателей в приседании со штангой (рисунок 2);

                   в становой тяги различия между акселератами и медиантами практически отсутствуют, у спортсменов ретардантов результаты значительно ниже;

                   юные спортсмены — пауэрлифтеры акселераты превосходят спортсменов медиантов по величине антропометрических данных (рост, вес, длинна конечностей) и в значительной степени превосходят в указанных данных ретардантов;

                   спортсмены — пауэрлифтеры акселераты значительно превосходят ретардантов в физиологических показателях кардио-респираторной системы, различия в данных показателях между акселератами и медиантами менее выражены;

                   характеристики скоростно-силовых способностей достоверно выше у спортсменов медиантов по сравнению с юношами акселератами и ретардантами;

                   ретарданты опережают акселератов по уровню скоростных способностей в упражнениях ОФП [7].

Рис. 2. Силовые показатели юношей в соревновательных упражнениях

 

Полученные данные позволили разработать метод распределения нагрузки в соревновательных упражнениях юношей занимающихся пауэрлифтингом, с учетом развития физиологических систем организма юных спортсменов, что по нашему мнению позволит оптимизировать тренировочный процесс (Таблица 1).

 

Таблица 1

Распределение нагрузки по типам биологического развития в соревновательных упражнениях

Соревновательное упражнение

Распределение нагрузки по типам биологического развития от общего количества соревновательных упражнений (%)

акселераты

медианты

ретарданты

Приседание

40

30

25

Жим лежа

30

35

50

Становая тяга

30

35

25

 

По результатам второй части эксперимента получены следующие данные:

1.)             В начале эксперимента результаты в соревновательных упражнениях пауэрлифтинга в КГ и ЭГ были достоверно равными. Результат составлял:

                   в приседании: в КГ — 130,5, кг, в ЭГ — 130,1 кг;

                   в жиме лежа: в КГ — 80,5 кг, в ЭГ — 80,1 кг;

                   в становой тяге: в КГ — 131,1 кг, в ЭГ — 130,8 кг.

2.)             По окончанию эксперимента:

                   в приседании рост показателей в КГ составил — 7,6 кг, в ЭГ — 27,9 кг;

                   в жиме лежа рост показателей в КГ составил — 7,6 кг, в ЭГ — 22,9 кг;

                   в становой тяге рост показателей в КГ составил — 8,1 кг, в ЭГ — 29,9 кг.

Различия между КГ и ЭГ в приросте результатов во всех соревновательных упражнениях пауэрлифтинга достоверны (P< 0,05).

Полученные данные свидетельствуют о достаточно высокой эффективности разработанного метода распределения нагрузки в соревновательных упражнениях с учетом биологического развития юношей.

Темп развития возрастных физиологических перестроек в организме, связан с воздействием тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге и находится под определенным влиянием темпов биологического развития юношей. Характеристики, обусловленные темпами биологического развития организма в данный момент, тесно переплетаются с признаками психологического развития юношей, возникающими в результате эффекта тренированности и адаптации организма к силовым нагрузкам.

Выводы. При различных темпах биологического развития, юноши специализирующиеся в пауэрлифтинге определяются различными антропометрическими данными и медико-биологическими показателями физиологических систем организма (ОДА, ССС, ЦНС), собственно силовыми и скоростно-силовыми показателями, различным уровнем общей и специальной силовой выносливости, а также гибкости и координационных способностей, что следует учитывать в тренировочном процессе и выборе отдельных видов силовых упражнений, определении объема и интенсивности физических нагрузок как в общефизической, так и в специальной подготовке.

Планирование тренировочного процесса и практическую реализацию тренировочных планов рекомендуется осуществлять с учетом установленных фактов взаимосвязи динамики морфофункциональных показателей юных спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом с темпами биологического развития.

При организации тренировочного процесса юношей, занимающихся пауэрлифтингом необходимо осуществлять дифференцированный подход к дозированию нагрузок с учетом биологического возраста занимающихся.

 

Литература:

 

  1.              Borkan G., Norris A. Biological agein adulthood comparison of active and inactive U. S. males / G. Borkan, A. Norris // Hum. Biol.-1980. Vol. 52, n. 4. — P. 787–802.
  2.              Тимакова Т. С. Еще раз о биологическом возрасте//Вестник спортивной науки. — 2008. — № 4. — С. 55–60
  3.              Ахаладзе Н. Г. Биологический возраст в количественной оценке эффективности валеологических мероприятий // Биологический возраст: тезисы докладов. — Пермь, 2000. — С. 6–7.
  4.              Дуров А. М., Аминева Т. В., Терехин В. А., Румянцева Ю. А. Оценка уровня функциональных возможностей и биологического возраста спортсменов// Теория и практика физической культуры. -2008.-№ 8. — С. 24–26
  5.              Корягин В. М. Здоровье спортсмена: теоретические предпосылки формирования здоровьесберегающего направления в процессе многолетней подготовки // Теория и методика физической культуры. — 2014. — № 4. — С. 24–32.
  6.              Кorobeynikov G. Korobeynikovа L. Physical development and psychical function states in junior schoolchildren / G. Korobeynikov, L. Korobeynikovа // Bratislavske lekarske listy.– 2003, v. 104 (3),), P. 125–130.
  7.              Avsiyevich V. Morpho-functional measures and athletic performance dynamics in male adolescents engaged in powerlifting taking into account biological developmental rate // Middle east journal of scientific research. — 2013. — № 16(9), Р. 1264–1268.
Основные термины (генерируются автоматически): биологическое развитие, биологический возраст, тренировочный процесс, упражнение, пауэрлифтинг, показатель, спортсмен, тренировочная нагрузка, физическое развитие, становая тяга.


Похожие статьи

Методика тренировки становой тяги у юношей, занимающихся...

В работе представлены результаты исследования по разработанной методике тренировке становой тяги у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом темпов биологического развития организма спортсменов.

Динамика развития и значение специальной силовой...

Ключевые слова: специальная силовая выносливость, пауэрлифтинг, юноши, соревновательные упражнения, биологический возраст. Способность организма спортсмена продолжительное время противостоять физическому утомлению во время мышечной...

Модель системы управления учебно-тренировочным процессом...

тренировочный процесс, биологическое развитие, тренировочный процесс юношей, пауэрлифтинг, тренировочная нагрузка, спортсмен, биологический возраст, опорно-двигательный аппарат...

Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на...

упражнение, биологический возраст, высокая перекладина, тренировочная нагрузка, подъем ног, пауэрлифтинг, способность, час.

Определение биологического возраста в системе организации...

показатель, грудная клетка, тренировочная нагрузка, спортсмен, тесная положительная взаимосвязь, биологическое созревание, биологический возраст, индивидуальное развитие, тренировочный процесс...

Организация системы питания юношей при занятиях...

пауэрлифтинг, биологическое развитие, нагрузка, тренировочный процесс, спортсмен, сбалансированное питание, рациональное питание, биологический возраст, масса тела, жир, юноша.

Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на...

биологический возраст, физическое развитие испытуемых, час, испытуемый, физическое развитие юношей, тренировочная нагрузка, правая кисть, левая кисть, возрастное развитие, этап.

Методика развития силовых способностей в приседании со...

Методика тренировки становой тяги у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста. Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом...

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии...

Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста. Анализ объёма тренировочной деятельности в метании диска как фактор улучшения результата в основном...

Похожие статьи

Методика тренировки становой тяги у юношей, занимающихся...

В работе представлены результаты исследования по разработанной методике тренировке становой тяги у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом темпов биологического развития организма спортсменов.

Динамика развития и значение специальной силовой...

Ключевые слова: специальная силовая выносливость, пауэрлифтинг, юноши, соревновательные упражнения, биологический возраст. Способность организма спортсмена продолжительное время противостоять физическому утомлению во время мышечной...

Модель системы управления учебно-тренировочным процессом...

тренировочный процесс, биологическое развитие, тренировочный процесс юношей, пауэрлифтинг, тренировочная нагрузка, спортсмен, биологический возраст, опорно-двигательный аппарат...

Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на...

упражнение, биологический возраст, высокая перекладина, тренировочная нагрузка, подъем ног, пауэрлифтинг, способность, час.

Определение биологического возраста в системе организации...

показатель, грудная клетка, тренировочная нагрузка, спортсмен, тесная положительная взаимосвязь, биологическое созревание, биологический возраст, индивидуальное развитие, тренировочный процесс...

Организация системы питания юношей при занятиях...

пауэрлифтинг, биологическое развитие, нагрузка, тренировочный процесс, спортсмен, сбалансированное питание, рациональное питание, биологический возраст, масса тела, жир, юноша.

Влияние тренировочных занятий пауэрлифтингом на...

биологический возраст, физическое развитие испытуемых, час, испытуемый, физическое развитие юношей, тренировочная нагрузка, правая кисть, левая кисть, возрастное развитие, этап.

Методика развития силовых способностей в приседании со...

Методика тренировки становой тяги у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста. Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом...

Отдых как параметр тренировочной нагрузки при развитии...

Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста. Анализ объёма тренировочной деятельности в метании диска как фактор улучшения результата в основном...

Задать вопрос