Библиографическое описание:

Авсиевич В. Н. Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста // Молодой ученый. — 2016. — №3. — С. 1018-1021.



 

В работе представлены результаты исследования по разработанному методу распределения нагрузки в соревновательных упражнениях пауэрлифтинга у юношей, с учетом темпов биологического развития организма спортсменов.

Ключевые слова: метод, соревновательные упражнения, биологический возраст,пауэрлифтинг, юноши.

 

Определением, которое отражает индивидуальный фактически достигнутый уровень физиологической зрелости, как отдельных клеток, тканей, органов, функциональных систем так и организма в целом является — биологический возраст. Биологический возраст зависит от генетических особенностей роста и развития, а также от условий окружающей среды, в которых проживает человек, — куда входят определяющие образ жизни факторы: социальные, бытовые, материальные и другие (Borkan G., Norris A., 1982; Меерсон, 1986; Мищенко В. П. и др., 2004; Орешкин, 1990; Чумаков, 1999).

На протяжении нескольких десятков лет, специалисты в области спортивной физиологии выделяют несколько основных медико-биологических критериев для отбора спортсменов в те или иные виды спорта, а также выбора методики тренировок и определения тренировочных нагрузок:

1)                уровень здоровья;

2)                уровень биологического возраста;

3)                уровень функционального состояния организма;

4) индивидуальные особенности высшей нервной деятельности.

В современных научных публикациях спортивных физиологов по проблемам учебно-тренировочного процесса юных спортсменов, в перечне основных факторов для индивидуализации тренировочного процесса в последние годы также выделяют такую функциональную характеристику организма спортсменов, как биологический возраст. Однако данная характеристика редко используется тренерами в качестве одной их составляющих системы управления спортивной тренировкой, хотя разные исследователи указывают на особую важность учета биологического возраста.

Различия между паспортным (хронологическим) и биологическим возрастом юношей могут достигать 4–5 лет, что требует адаптации соответствующей методики проведения занятий по физическому воспитанию, определенному подбору средств, методов и упражнений, адекватных не календарному возрасту юношей, а уровню их биологического развития [1].

По мнению Тимаковой Т. С., сведения о биологическом развитии спортсмена могут быть использованы для: 1) объективной оценки данных тестирования и уровня спортивных достижений; 2) моделирования вероятностной динамики изменения соматических параметров, типа телосложения и соответствующих физиологических показателей; 3) прогнозирования тенденций роста спортивных показателей и влияющих на них критериев спортивной успешности; 4) перспективного планирования и программирования тренировочного процесса на основе знания законов онтогенеза и особенностей биологического развития [2].

Определение биологического возраста в совокупности с показателями физического развития позволяет точно определить уровень функциональных возможностей основных систем растущего организма и в какой-то мере — уровень его здоровья. Расстройства здоровья у школьников, связанные с ускорением или запаздыванием физического развития, как правило, имеют функциональную природу. У школьников со средними показателями физического развития редко наблюдаются расстройства функций сердечно-сосудистой системы, которые следует рассматривать как результат неадекватности предложенных физических нагрузок уровню физического развития [3].

Оценка уровня функциональных возможностей человека в различные возрастные периоды — одна из актуальных задач в физиологии. Однако эта проблема не менее актуальна и при оценке состояния людей, которые занимаются спортом. Не секрет, что уровень достижений в спорте во многом зависит от функциональных резервов организма спортсмена [4].

Из всего многообразия факторов тренировочной деятельности, приводящих к отклонениям в состоянии здоровья спортсменов, ведущим в развитии практически всех нарушений является фактор спортивной специализации, который определяет локализацию патологических изменений в организме спортсмена и накладывает отпечаток на клиническое течение и длительность заболевания (травмы), что должно быть учтено при разработке мероприятий здоровьесберегающего направления в процессе многолетней подготовки спортсменов в избранном виде спорта [5].

Уже на начальном этапе учебно-тренировочного процесса учёт данных о функциональном состоянии различных физиологических систем организма юношей в зависимости от темпов биологического развития позволяет своевременно определить адекватность и возможное влияние, а также дальнейшею коррекцию тренировочных нагрузок в ходе силовых тренировок в пауэрлифтинге.

Цель исследования Разработать метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом с учетом темпов их биологического развития.

Задачи:

  1.              Определить количество юношей с разными темпами биологического развития специализирующихся в пауэрлифтинге.
  2.              На основе различий характеристики в антропометрических данных, уровне развития функциональных систем организма и силовых показателей у юных спортсменов разработать метод распределения нагрузки в соревновательных упражнениях.

Методы и организация исследования. Нами была сформирована группа из учеников 8–9 класса в количестве 48 человек, занимающихся пауэрлифтингом.

Для определения темпа биологического (функционального) возраста юношей ЭГ был применен метод предложенный (Коробейниковым Г. В., 2003) [6], у каждого из спортсменов определяли антропометрические данные и показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем: ЧСС в покое, ЧСС после 20 приседаний, жизненную емкость легких (ЖЕЛ), время задержки дыхания на вдохе и выдохе.

Для экспериментального обоснования эффективности разработанного нами метода распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях в пауэрлифтинге, была проведена вторая часть педагогического эксперимента. Из общей группы юных спортсменов из 48 человек были сформированы две группы: контрольная (КГ) — 21 чел., экспериментальная (ЭГ) — 27 чел., состав указанных групп не менялся на протяжении всего эксперимента.

В КГ распределение тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях проводилось по общепринятой методике. Нагрузка в равной степени распределялась по всем трем соревновательным упражнениям.

В ЭГ распределение тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях проводилось по разработанному нами методу (Таблица 1).

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенных исследований получены следующие данные в группе юных спортсменов: из 48 человек — 14,5 % юношей определены как акселераты, 68,8 % — как медианты и 16,7 % — как ретарданты (рисунок 1).

Рис. 1. Количество юношей с различным биологическим возрастом

 

Выявлена статистически достоверная различная динамика силовых и морфофункциональных показателей юношей — пауэрлифтеров с различными темпами биологического развития:

                   у пауэрлифтеров акселератов более высокие силовые показатели в жиме лежа по сравнению с медиантами и ретардантами;

                   медианты опережают акселератов и ретардантов по уровню силовых показателей в приседании со штангой (рисунок 2);

                   в становой тяги различия между акселератами и медиантами практически отсутствуют, у спортсменов ретардантов результаты значительно ниже;

                   юные спортсмены — пауэрлифтеры акселераты превосходят спортсменов медиантов по величине антропометрических данных (рост, вес, длинна конечностей) и в значительной степени превосходят в указанных данных ретардантов;

                   спортсмены — пауэрлифтеры акселераты значительно превосходят ретардантов в физиологических показателях кардио-респираторной системы, различия в данных показателях между акселератами и медиантами менее выражены;

                   характеристики скоростно-силовых способностей достоверно выше у спортсменов медиантов по сравнению с юношами акселератами и ретардантами;

                   ретарданты опережают акселератов по уровню скоростных способностей в упражнениях ОФП [7].

Рис. 2. Силовые показатели юношей в соревновательных упражнениях

 

Полученные данные позволили разработать метод распределения нагрузки в соревновательных упражнениях юношей занимающихся пауэрлифтингом, с учетом развития физиологических систем организма юных спортсменов, что по нашему мнению позволит оптимизировать тренировочный процесс (Таблица 1).

 

Таблица 1

Распределение нагрузки по типам биологического развития в соревновательных упражнениях

Соревновательное упражнение

Распределение нагрузки по типам биологического развития от общего количества соревновательных упражнений (%)

акселераты

медианты

ретарданты

Приседание

40

30

25

Жим лежа

30

35

50

Становая тяга

30

35

25

 

По результатам второй части эксперимента получены следующие данные:

1.)             В начале эксперимента результаты в соревновательных упражнениях пауэрлифтинга в КГ и ЭГ были достоверно равными. Результат составлял:

                   в приседании: в КГ — 130,5, кг, в ЭГ — 130,1 кг;

                   в жиме лежа: в КГ — 80,5 кг, в ЭГ — 80,1 кг;

                   в становой тяге: в КГ — 131,1 кг, в ЭГ — 130,8 кг.

2.)             По окончанию эксперимента:

                   в приседании рост показателей в КГ составил — 7,6 кг, в ЭГ — 27,9 кг;

                   в жиме лежа рост показателей в КГ составил — 7,6 кг, в ЭГ — 22,9 кг;

                   в становой тяге рост показателей в КГ составил — 8,1 кг, в ЭГ — 29,9 кг.

Различия между КГ и ЭГ в приросте результатов во всех соревновательных упражнениях пауэрлифтинга достоверны (P< 0,05).

Полученные данные свидетельствуют о достаточно высокой эффективности разработанного метода распределения нагрузки в соревновательных упражнениях с учетом биологического развития юношей.

Темп развития возрастных физиологических перестроек в организме, связан с воздействием тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге и находится под определенным влиянием темпов биологического развития юношей. Характеристики, обусловленные темпами биологического развития организма в данный момент, тесно переплетаются с признаками психологического развития юношей, возникающими в результате эффекта тренированности и адаптации организма к силовым нагрузкам.

Выводы. При различных темпах биологического развития, юноши специализирующиеся в пауэрлифтинге определяются различными антропометрическими данными и медико-биологическими показателями физиологических систем организма (ОДА, ССС, ЦНС), собственно силовыми и скоростно-силовыми показателями, различным уровнем общей и специальной силовой выносливости, а также гибкости и координационных способностей, что следует учитывать в тренировочном процессе и выборе отдельных видов силовых упражнений, определении объема и интенсивности физических нагрузок как в общефизической, так и в специальной подготовке.

Планирование тренировочного процесса и практическую реализацию тренировочных планов рекомендуется осуществлять с учетом установленных фактов взаимосвязи динамики морфофункциональных показателей юных спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом с темпами биологического развития.

При организации тренировочного процесса юношей, занимающихся пауэрлифтингом необходимо осуществлять дифференцированный подход к дозированию нагрузок с учетом биологического возраста занимающихся.

 

Литература:

 

  1.              Borkan G., Norris A. Biological agein adulthood comparison of active and inactive U. S. males / G. Borkan, A. Norris // Hum. Biol.-1980. Vol. 52, n. 4. — P. 787–802.
  2.              Тимакова Т. С. Еще раз о биологическом возрасте//Вестник спортивной науки. — 2008. — № 4. — С. 55–60
  3.              Ахаладзе Н. Г. Биологический возраст в количественной оценке эффективности валеологических мероприятий // Биологический возраст: тезисы докладов. — Пермь, 2000. — С. 6–7.
  4.              Дуров А. М., Аминева Т. В., Терехин В. А., Румянцева Ю. А. Оценка уровня функциональных возможностей и биологического возраста спортсменов// Теория и практика физической культуры. -2008.-№ 8. — С. 24–26
  5.              Корягин В. М. Здоровье спортсмена: теоретические предпосылки формирования здоровьесберегающего направления в процессе многолетней подготовки // Теория и методика физической культуры. — 2014. — № 4. — С. 24–32.
  6.              Кorobeynikov G. Korobeynikovа L. Physical development and psychical function states in junior schoolchildren / G. Korobeynikov, L. Korobeynikovа // Bratislavske lekarske listy.– 2003, v. 104 (3),), P. 125–130.
  7.              Avsiyevich V. Morpho-functional measures and athletic performance dynamics in male adolescents engaged in powerlifting taking into account biological developmental rate // Middle east journal of scientific research. — 2013. — № 16(9), Р. 1264–1268.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle