Этническая идентичность как одна из разновидностей коллективной идентичности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №2 (106) январь-2 2016 г.

Дата публикации: 13.01.2016

Статья просмотрена: 4289 раз

Библиографическое описание:

Керимов, М. М. Этническая идентичность как одна из разновидностей коллективной идентичности / М. М. Керимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 950-953. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25175/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

В своём нынешнем значении термин «идентичность», который происходит от латинского слова identifico — «отождествляю», пришёл в другие дисциплины из психологии и социологии. В психоанализе он употребляется для обозначения процессов взросления, а также механизма, позволяющего Я реализовать себя. Необходимая потребность индивида в самоидентификации приводит в действие процесс формирования его «Я», который позволяет преодолеть страх неопределённости, найти и выделить себя из окружающего мира, защитившись тем самым от него посредством самоопределения. Процесс самоидентификации является необходимым условием вхождения в социально-культурное пространство.

Несколько иначе понятие идентификации рассматривается в области социологии. Здесь под ним подразумеваются разнообразные механизмы вхождения индивида в социальное пространство. С их помощью человек овладевает различными видами социальной деятельности, вживается в необходимые социально-культурные роли и соответствующие им поведенческие установки, усваивает принятые в обществе нормы и ценности. В результате осуществления процесса идентификации у человека возникает чувство принадлежности к тому или иному конкретному сообществу. Это внутреннее ощущение единства и обозначается понятием «идентичность».

Введение этого понятия в сфере психологии в значении «психосоциальная идентичность», как правило, связывают с именем Эрика Г. Эриксона, американского психолога и психотерапевта, расцвет деятельности которого приходится на период 1960-х годов. В соответствии с определением Эриксона, идентичность представляет собой внутреннюю тождественность личности самой себе и непрерывность её существования во времени и пространстве. [1, с.75] Она заключает в себе несколько аспектов. Во-первых, личность воспринимает саму себя как нечто единое целое, тождественное самому себе, осознаёт непрерывность своего бытия, и сохранение этого единства, несмотря на все происходящие изменения. Во-вторых, индивидуальная, личностная идентичность связана с тем, что эту тождественность и непрерывность признают и подтверждают другие, то есть общество, социальное окружение.

Каждый человек с течением времени изменяется как внешне, так и внутренне, физически и духовно. Он растёт, взрослеет, меняются его взгляды, личные вкусы и пристрастия, пополняется багаж его знаний о мире и людях, копилка индивидуального опыта. Человек становится другим, не таким, каким он был прежде. Но вместе с тем в нём всегда присутствует некое внутреннее единство, которое позволяет ему утверждать тождество своего «Я» и подтверждать его опытом идентификации со стороны окружающих людей. «Переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он пережил за всё своё детство, и тем, что он предполагает пережить в будущем; между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидания других по отношению к себе. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении. Идентичность динамична и никогда не достигает завершённости. Она постоянно меняется в соответствии с новыми жизненными реалиями, вносящими свой вклад в преобразование внутреннего состояния индивида и его отношений с социальным окружением.

Изменение идентичности человека в течение всей его жизни представляет собой ряд последовательных психосоциальных кризисов. Их переживание в той или иной степени наносит личности травму, но вместе с тем и мобилизует, побуждает её к действию, к дальнейшему поиску тождественности, истинности и цельности собственного бытия.

Таким образом, под идентификацией в психологии понимается сложный эмоционально-когнитивный процесс отождествления индивидом самого себя с другими людьми, группами и коллективами, собственным идеалом, с персонажами произведений культуры и искусства. В понятие идентичности, помимо субъективного чувства собственной тождественности, входит, дополняя его, объективный фактор — подтверждение другими людьми целостности личности и её принадлежности к объективно разделяемой картине мира. Кроме того, объективное удостоверение тождества личности выражается в соответствии внутренних представлений человека о собственном положении в мире общественным представлениям о занимаемом им месте. Идентичность играет роль фундамента для формирования личности человека и является свидетельством осуществления различных сценариев самоидентификации, как благополучных, так и неудовлетворительных.

К личностной идентификации тесно примыкает групповая или коллективная идентификация. Она возникает вследствие того, что человек как общественное по своей природе существо входит в состав самых различных групп, общностей, коллективов, классов и иных форм единения. Этот факт сопровождается чувством включенности в ту или иную социальную общность, собственного единства с остальными членами данного коллектива, отождествления себя с ним как одним целым. Степень интеграции личности в некое сообщество зависит от успеха в прохождении процессов инкультурации и социализации, то есть, примыкания к конкретной культурной традиции, разделения одних и тех же норм, ценностей и стереотипов поведения, этических предписаний и юридических законов, мировоззренческих установок, присущих данному обществу.

Социально-культурная идентичность Я основывается на соответствии личных представлений о социально допустимом поведении требованиям, предъявляемым самим обществом и принятым в нём. Чем они ближе друг другу, чем больше совпадают, тем сильнее чувство принадлежности к данному социуму, подтверждаемое другими людьми, входящими в его состав. От того, насколько личностные представления о мире и внутренние запросы и потребности человека совпадают с картиной мира окружающих людей, зависит представление человека о собственном положении в мире, ориентация в нём.

Сочетание личностной и социально-культурной идентичностей составляют представление о существовании собственного «Я» и его содержательном, сущностном наполнении. Это знание того, что «Я есть», а также осмысление того, кто, что и где есть это «Я». Однако чувством этого «Я», своей самости не всегда бывает чётким и ярко выраженным, но часто носит смутный, неопределённый и интуитивно ощущаемый характер в силу того, что существуют не только благоприятные, но и неблагоприятные сценарии личностной и социокультурной идентификации. [2, с.74]

Одной из традиционных коллективных идентичностей человека является этническая идентичность. Она представляет собой чувство принадлежности индивида к той или иной конкретной этнической общности. «Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. При этом, во-первых, необходимо разводить понятия этнической идентичности и этничности -социологической категории, относящейся к определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре, — и иметь в виду, что в реальной жизни этническая идентичность далеко не всегда совпадает с официальной этничностью. Во-вторых, следует помнить, что этническая идентичность может не совпадать с декларируемой идентичностью (причислением себя к этнической общности), которая проявляется в самоназвании, и не сводится к ней.

Этническая идентичность — это в первую очередь результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определённая степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов. Этническая идентичность — это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других.

Считая этническую идентичность составной частью социальной идентичности, современные исследователи в то же время предпринимают попытки выделить присущие только ей особенности. Так, Г. Г. Шеппет рассматривает этническую идентичность как форму идентичности, воплощённую в культурной традиции и обращенную в прошлое в отличие от других форм, ориентированных на настоящее или будущее. [3,с.61]

В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента -когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя её членом на основе этнодифференцирующих признаков) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка её качеств, отношение к членству в ней).. Некоторые авторы, излишне расширяя, на наш взгляд, понятие этнической идентичности, выделяют ещё и её поведенческий компонент, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определённой группы, построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях.

Различение идентичности и принадлежности само по себе выступает значимым вопросом. На первый взгляд, казалось бы, отличие одного из этих понятий от другого особенных затруднений не представляет. Принадлежность — это причастность индивида чему бы то ни было, какой-либо группе или коллективу. Она основывается на факте вхождения индивида в состав того или иного сообщества вследствие того, что он обладает свойствами или качествами, которые позволяют причислить его к данному коллективу. А идентичность — это чувство принадлежности, возникающее на основании факта её наличия, которое переживается самим человеком и поддерживается за счёт удостоверения, подтверждения со стороны окружающих.

Все эти и многие другие примеры свидетельствуют о возможности существования не соответствующей реальному положению дел, так называемой ложной идентичности. Так можно охарактеризовать чувство принадлежности к чему-либо и тождества с чем бы то ни было, возникающее вне связи и без опоры на достоверный факт подлинной принадлежности. Ложная идентичность, как и другие формы этого психофизического и социального феномена, включает в себя как когнитивный, так и аффективный компоненты. Ей в той же мере присущи и знания, представления индивида о самом себе, собственных особенностях и характерных чертах общности, частью которой он себя считает, и чувство собственной самотождественности, ощущение причастности и принадлежности к конкретному коллективу. [4,с.201]

В её структуру входит и интуитивно воспринимаемое чувство единства и цельности, оценка и оценочные критерии, как рефлексивные, так и внешние по источнику своего происхождения. Однако особенность ложной идентичности, на наш взгляд, состоит в том, что в качестве её когнитивной составляющей выступает представление о собственном своеобразии и об отличии от других людей и сообществ, которое имеет мало общего или вовсе никак не соотносится с фактами действительности, не соответствует жизненным реалиям. Это знание, образующее фундамент данной идентичности, на поверку оказывается мифом, идеалом, объединяющим вымыслом.

Формирование представлений о собственной этнической принадлежности зависит от особенностей социальной среды и окружения, от того социально-культурного контекста, в котором протекает жизнь человека. Процесс идентификации индивида по этническому признаку связан с его осведомлённостью о специфических неотъемлемых чертах своего народа и его культурном своеобразии, а также об отличиях от представителей других народов. Знание это, в свою очередь, обусловлено частотой и характером межэтнических контактов, благоприятным возможностям осуществления которых способствует в большей степени полиэтнический, нежели моноэтнический состав населения непосредственного региона проживания человека. Часто приходится сталкиваться с тем фактом, что в странах, состав населения которых образуется из людей, по происхождению принадлежащих нескольким разным народам, доминирующая этническая группа обладает определёнными преимуществами перед другими общностями. Вследствие этого членство в группе большинства ценится выше и потому более желательно, нежели когда индивид примыкает к этническим меньшинствам.

В данных обстоятельствах процесс этнической самоидентификации личности осложняется тем, что человек, принадлежащий группе этнического меньшинства, оказывается в ситуации сложного выбора между своим фактическим, подлинным происхождением и предпочтением более престижной доминантной этнической общности, сознательным или же неосознанным желанием отождествления с ней.

Результатом такой необходимости выбирать часто становится формирование сложной, смешанной идентичности, сочетающей в себе как черты представителей группы этнического большинства, так и элементы, свойственные членам меньшего этнического сообщества.

Однако и здесь не всё так однозначно и просто, как может показаться на первый взгляд. Существует множество самых разных социальных групп, и по своим свойствам их можно с различной степенью точности отнести к одному из двух основных типов групп. Это: 1) группы с низким или вовсе нулевым уровнем межгрупповой мобильности, возможности сменить собственную принадлежность, и 2) группы, примыкание к которым, или, напротив, выход из которых и переход в другие общности относительно лёгок и предоставляет индивиду свободу выбора. К первому типу, как правило, относятся группы большого масштаба: социальный слой, пол, раса и тому подобные. Ко второму — малые группы, например, политические партии, клубы, сообщества по интересам. Кроме того, большая или меньшая межгрупповая мобильность зависит от характера самого общества и исторической эпохи.

Этнические сообщества представляют собой нечто среднее между этими двумя крайностями. Если биологическую составляющую этнической принадлежности личности не изменить, то культурный компонент более гибок, допускает возможность выбора. У человека имеется шанс приобщиться к другой культуре и её ценностям. Однако вопреки желанию индивида принадлежать той или иной общности, ощущению единства и тождественности с ней, далеко не все биологические, наследственные данные могут успешно и удачно сочетаться с любым культурным контекстом. В ряде случаев образуется зазор между этнической принадлежностью и идентичностью, что способно привести к возникновению не просто смешанной, но ложной идентичности.

К тому же понятие идентичности подразумевает не только самоотождествление, но и одновременно идентификацию со стороны окружающих людей. И если представления личности о самой себе не совпадают с тем, как её воспринимают другие, если общество ожидает от неё иной поведенческой реакции и культурных проявлений, более привычных и уместных, на взгляд окружения, для данного представителя определённого этноса, к которому оно его приписывает, то процесс идентификации пройдёт по неудачному сценарию и приведёт к очередному кризису идентичности.

Несколько иную ситуацию представляют собой межэтнические, в том числе межрасовые, браки. Здесь тоже возможно и довольно часто наблюдается несоответствие между самоидентификацией индивида и его идентификацией со стороны других людей, «приписывания» к какому-либо из этносов. Выходцы из смешанных браков с полным правом могут претендовать на отождествление с этносом и этнической культурой как отца, так и матери, и эта смешанная, сложная идентичность уже не будет ложной, неподлинной. Хотя и в этом случае они не застрахованы от того, что их может не принять в качестве своих как одна, так и другая общность.Современное общество сосредоточило огромный потенциал межпоколенческой напряженности, противоречий, конфликтов. Поиск путей выхода из межпоколенческого кризиса сегодня представляется актуальным для полноценного функционирования и взаимодействия различных народов и культур. [5, с.19]

В случае относительно удачной идентификации дети от межэтнических браков присоединятся сразу к двум этнокультурным традициям. При реализации иных сценариев возможно тяготение к внутригрупповой идентификации с каким-либо одним этносом и его культурой. А при самом неблагоприятном исходе индивид переживает чувство разрыва, нахождения на стыке, на границе между культурами при отсутствии ощущения какой бы то ни было принадлежности к ним. Этот кризис идентичности может пробудить интерес к поиску своей этнической идентичности либо к выражению своей принадлежности в иных категориях, нежели этнокультурная идентичность.

В реальности люди имеют больше вариантов выбора, чем полная идентификация с одной из этнических общностей. Индивид может одновременно идентифицировать себя и с двумя релевантными группами. Такую идентичность могут иметь не только выходцы из смешанных браков, но и люди, живущие в полиэтническом обществе.

 

Литература:

 

  1.              Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 258с.
  2.              Румянцева Т. В. Особенности структуры идентичности студентов второго курса медицинского вуза //Ярославский психологический вестник. Выпуск 16. — Ярославль, 2005. — С.73–77.
  3.              Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. — СПб.: П. Э. Т. — «Алетейя», 1996. — 195с.
  4.              Стефаненко Т. Г. Социальная и этническая идентичность. — Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 397с.
  5.              Ярычев Н. У. Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. — 2009. — № 5. — С. 17–22.
Основные термины (генерируются автоматически): этническая идентичность, чувство принадлежности, группа, этническая общность, идентичность, ложная идентичность, культурная традиция, собственное положение, социальное окружение, этническая принадлежность.


Похожие статьи

Психологические особенности этнических стереотипов и типа...

У индивидов, живущих в условиях, сильно отличающихся по своим этническим признакам культурах, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов, живущих среди группы людей близких в культурном отношении, осознание собственной этничности...

Психологические особенности этнических стереотипов и типа...

У индивидов, живущих в условиях, сильно отличающихся по своим этническим признакам культурах, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов, живущих среди группы людей близких в культурном отношении, осознание собственной этничности...

Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи

Ключевые слова: этническая идентичность, этничность, позитивная этническая идентичность, гиперидентичность.

Этничность (этническая идентичность) — это важнейшая составляющая общей социальной идентичности человека.

Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи

Ключевые слова: этническая идентичность, этничность, позитивная этническая идентичность, гиперидентичность.

Этничность (этническая идентичность) — это важнейшая составляющая общей социальной идентичности человека.

Этническая идентичность как проблема социализации...

Этническая идентичность составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая

Т. Г. Стефаненко отмечает, что следует разграничивать этническую идентичность и этничность: этничность — аскриптивная (приписываемая...

Этническая идентичность как проблема социализации...

Этническая идентичность составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая

Т. Г. Стефаненко отмечает, что следует разграничивать этническую идентичность и этничность: этничность — аскриптивная (приписываемая...

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Что такое «идентичность» и что такое «национальность»? Мы должны отдавать себе отчет, что в национальном иногда скрывается идентификация или чувство лояльности к государству, а иногда ― к нации как к этническому сообществу.

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Что такое «идентичность» и что такое «национальность»? Мы должны отдавать себе отчет, что в национальном иногда скрывается идентификация или чувство лояльности к государству, а иногда ― к нации как к этническому сообществу.

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

Этническая и гражданская идентичности — составные части социальной идентичности личности.

Этническая идентичность — это осознание своей принадлежности к определённой этнической общности.

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

Этническая и гражданская идентичности — составные части социальной идентичности личности.

Этническая идентичность — это осознание своей принадлежности к определённой этнической общности.

Этноконфессиональная идентичность | Статья в журнале...

Как свидетельствует история развития этнических общностей, чувство идентичности формировалось и ассоциировалось, в первую очередь, с конфессиональной принадлежностью. История еврейского, древнеегипетского, древнегреческого...

Этноконфессиональная идентичность | Статья в журнале...

Как свидетельствует история развития этнических общностей, чувство идентичности формировалось и ассоциировалось, в первую очередь, с конфессиональной принадлежностью. История еврейского, древнеегипетского, древнегреческого...

Особенности этнической идентичности современных студентов...

Этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

Особенности этнической идентичности современных студентов...

Этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

Национальные интересы и социальная идентичность

Социальная идентичность имеет сложное структурное строение, в котором можно выделить два основных элемента — идентификация личности с собственной этнокультурной группой (этническая идентичность) и идентификация личности с обществом...

Национальные интересы и социальная идентичность

Социальная идентичность имеет сложное структурное строение, в котором можно выделить два основных элемента — идентификация личности с собственной этнокультурной группой (этническая идентичность) и идентификация личности с обществом...

Национальная идентичность РФ: конфликтологический аспект

Иными словами, идентичность это продукт социального и политического действия, при этом

Индивид, который является обладателем подавленной идентичности и осведомлен о наличии доминирующих культурных идеалов в обществе, но в

Брубейкер, Р. Этничность без групп. /

Национальная идентичность РФ: конфликтологический аспект

Иными словами, идентичность это продукт социального и политического действия, при этом

Индивид, который является обладателем подавленной идентичности и осведомлен о наличии доминирующих культурных идеалов в обществе, но в

Брубейкер, Р. Этничность без групп. /

Похожие статьи

Психологические особенности этнических стереотипов и типа...

У индивидов, живущих в условиях, сильно отличающихся по своим этническим признакам культурах, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов, живущих среди группы людей близких в культурном отношении, осознание собственной этничности...

Психологические особенности этнических стереотипов и типа...

У индивидов, живущих в условиях, сильно отличающихся по своим этническим признакам культурах, этническая идентичность наиболее сильно выражена, а у индивидов, живущих среди группы людей близких в культурном отношении, осознание собственной этничности...

Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи

Ключевые слова: этническая идентичность, этничность, позитивная этническая идентичность, гиперидентичность.

Этничность (этническая идентичность) — это важнейшая составляющая общей социальной идентичности человека.

Трансформации этнической идентичности студенческой молодежи

Ключевые слова: этническая идентичность, этничность, позитивная этническая идентичность, гиперидентичность.

Этничность (этническая идентичность) — это важнейшая составляющая общей социальной идентичности человека.

Этническая идентичность как проблема социализации...

Этническая идентичность составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая

Т. Г. Стефаненко отмечает, что следует разграничивать этническую идентичность и этничность: этничность — аскриптивная (приписываемая...

Этническая идентичность как проблема социализации...

Этническая идентичность составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая

Т. Г. Стефаненко отмечает, что следует разграничивать этническую идентичность и этничность: этничность — аскриптивная (приписываемая...

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Что такое «идентичность» и что такое «национальность»? Мы должны отдавать себе отчет, что в национальном иногда скрывается идентификация или чувство лояльности к государству, а иногда ― к нации как к этническому сообществу.

Формирование национальной идентичности | Статья в журнале...

Что такое «идентичность» и что такое «национальность»? Мы должны отдавать себе отчет, что в национальном иногда скрывается идентификация или чувство лояльности к государству, а иногда ― к нации как к этническому сообществу.

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

Этническая и гражданская идентичности — составные части социальной идентичности личности.

Этническая идентичность — это осознание своей принадлежности к определённой этнической общности.

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

Этническая и гражданская идентичности — составные части социальной идентичности личности.

Этническая идентичность — это осознание своей принадлежности к определённой этнической общности.

Этноконфессиональная идентичность | Статья в журнале...

Как свидетельствует история развития этнических общностей, чувство идентичности формировалось и ассоциировалось, в первую очередь, с конфессиональной принадлежностью. История еврейского, древнеегипетского, древнегреческого...

Этноконфессиональная идентичность | Статья в журнале...

Как свидетельствует история развития этнических общностей, чувство идентичности формировалось и ассоциировалось, в первую очередь, с конфессиональной принадлежностью. История еврейского, древнеегипетского, древнегреческого...

Особенности этнической идентичности современных студентов...

Этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

Особенности этнической идентичности современных студентов...

Этническая индифферентность — размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности.

Национальные интересы и социальная идентичность

Социальная идентичность имеет сложное структурное строение, в котором можно выделить два основных элемента — идентификация личности с собственной этнокультурной группой (этническая идентичность) и идентификация личности с обществом...

Национальные интересы и социальная идентичность

Социальная идентичность имеет сложное структурное строение, в котором можно выделить два основных элемента — идентификация личности с собственной этнокультурной группой (этническая идентичность) и идентификация личности с обществом...

Национальная идентичность РФ: конфликтологический аспект

Иными словами, идентичность это продукт социального и политического действия, при этом

Индивид, который является обладателем подавленной идентичности и осведомлен о наличии доминирующих культурных идеалов в обществе, но в

Брубейкер, Р. Этничность без групп. /

Национальная идентичность РФ: конфликтологический аспект

Иными словами, идентичность это продукт социального и политического действия, при этом

Индивид, который является обладателем подавленной идентичности и осведомлен о наличии доминирующих культурных идеалов в обществе, но в

Брубейкер, Р. Этничность без групп. /

Задать вопрос