Библиографическое описание:

Наимов С. Т. Преобразования изображения и их влияние на развитие мышления учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 821-822.



 

Совершенствование методики обучения и повышение эффективности педагогического процесса связано с выявлением путей активизации познавательной деятельности учащихся, развития их самостоятельности и творческих способностей. Важную роль в этом играет и правильная организация деятельности учащихся в условиях проблемного обучения, формирование рациональных приемов графической деятельности, правильное использование технико-технологического материала, и истолкование стандартов. Обучение различным преобразованиям осуществляется в разных учебных предметах. Этот вид деятельности учащихся содействует развитию у них таких важных для человека наших дней качеств, как способность комбинировать, умение анализировать исходные данные с разной точки зрения и переосмысливать их в соответствии с условием поставленной задачи. Графическая деятельность связана, как известно, с отрожением пространсвенных свойств предметов на плоскости в виде технических рисунков и чертежей. Именно поэтому в программе по черчению в качестве первоочередной названа задача дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения аксонометрических изображений. В объем знаний, умений и навыков, формируемых у учащихся уже на первом году обучения, входит овладение приемами выполнения чертежей и наглядных изображений. Учителя постоянно ищут такие методические приемы обучения, которые наиболее успешно содействовали бы, во-первых, усвоению методов изображений и, во-вторых, формированию приемов их выполнения. Одной из актуальных проблем совершенствования методики обучения является проблема формирования у учащихся рациональных приемов выполнения изображений.

Как известно, в учебной практике при построении наглядных изображений в аксонометрических проекциях показывают три примера, а именно:

  1. Построение «от плоской фигуры».
  2. Построение «от обобщения формы предмета» (с последующим «вычитанием» геометрических тел.)
  3. Построение «от расчленения формы предмета (с последующим «суммированием» составляющих его геометрических тел).

Все эти примеры приведены в учебнике, но рассмотрены раздельно в соответствии с теми задачами, которые возникают по ходу изложения учебного материала. Как видно из приведенных ссылок, материал, относящийся к приемам выполнения наглядных изображений, не сконцентрирован в одном месте, а рассредоточен. Это сделано не случайно. При таком подходе изложение учебного материала строится рациональнее и изучение темы «Наглядные изображения» не выходит за те рамки, которые определены ее целями и задачами. Во многих психологических и научно- методических исследованиях установлено, что фактор времени имеет огромное значение для мобилизации внимания учащихся и повышения интенсивности их деятельности на уроке. На эту важную сторону организации учебной работы обращают внимание и опытные учителя. При выдаче графических и практических работ разного вида или при решении нескольких коротеньких задач предупреждают, что на их выполнение отводится такое-то время, по истечении которого будет учтено, кто сколько задач успел выполнить. Это заставляет учащихся более сосредоточенно включаться в работу и побуждает их соревноваться со сверстниками, показать свои способности и умения. Процесс трудового обучения и его ориентация на приобщение их к элементам конструирования и творчества и органически связывает мысленные преобразования графических изображений с реальной деятельностью учащихся. Курс черчения всегда был связан со многими видами преобразований графических материала. Это обстоятельство мешало определению и введению в учебный процесс оптимального соотношения разных видов преобразований, а также разработке методики формирования у учащихся приемов учебной работы, обеспечивающих рациональное выполнение преобразований. Вопрос выделения совокупности преобразований решается на основе теоретического исследования, а вопрос введения их в учебный процесс требует экспериментального изучения. Изложим нашу точку зрения по первому вопросу. Под преобразованием изображения в курсе черчения понимается графическая деятельность учащихся, связанная с изменением пространственных свойств отображаемых предметов или способа их изображения.

  1. Масштабное.
  2. Изменение метода проецирования.
  3. Изменение способа изображения.
  4. Упрощение изображений (на основе введения обозначений и условностей).
  5. Изменение пространственного положения изображаемых предметов.
  6. Развертывание поверхности предмета.
  7. Изменение формы предмета.

Уже давно мы от листа бумаги мы перешли к компьютерной графике. В компьютерной графике для нас больше возможностей в изображении связанной с изменением пространственных свойств отображаемых предметов или способа их изображения. На пример преобразованию, связанному с упрощением изображений, относится сокращение количества изображений на основе введения различных условностей. По-видимому, такая деятельность требует специальных действий, в число которых входит элемент поиска и абстрагирования. Последнее объективно связано с тем, что упрощение изображений осуществляется весьма часто на основе более высокого уровня абстрагирования реальных свойств предметов, когда пространственные их свойства отображаются с помощью «знаковой» формы обозначения. Но при моделировании некоторых геометрических объектов иногда возникает потребность в третьем виде.

 

Для геометрического моделирования требуются знания по основам элементарной геометрии, начертательной геометрии и инженерной графики. Основными элементами геометрического моделирования являются точка, линия (прямая), поверхность (плоскость). Следует отметить взаимосвязь этих элементов.

Развитие статических и динамических представлений, учащихся относится к числу важнейших задач обучения. Сознавая это, надо использовать богатые возможности курса черчения для постановки и решения различных пространственных представлений учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle