Библиографическое описание:

Райимбердиева О. Р., Махмудова Г. Р. Особенности развития отраслей национальной экономики Узбекистана в условиях модернизации // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 573-575.



 

Реализуемые в стране реформы по формированию устойчивой и эффективной экономики в настоящее время дают свои результаты. За короткий срок достигнуты значительные успехи в работе по глубокому структурному преобразованию в экономике, обеспечению роста доходов населения, усилению внешней торговли и инвестиционных процессов, реформированию сельскохозяйственной сферы, стабильному развитию сферы малого бизнеса и частного предпринимательства, укреплению деятельности банковско-финансовой системы. Неуклонно и в ощутимой степени возрастают авторитет и позиции Узбекистана на международной экономической арене. Тщательная разработка руководителем государства Исламом Каримовым стратегии социально-экономического развития, точное и правильное определение путей реализации целей и задач экономических реформ создали предпосылки для достижения весомых результатов на пути к главной цели.

В настоящее время социально-экономическое развитие государств мира по содержанию в корне отличается от предыдущих этапов прогресса. Главным и важнейшим аспектом этого является усиление интеграции и глобализации национальных экономик. Ныне эти процессы обостряют конкуренцию на международной арене, оказывают воздействие на усиление борьбы каждого государства за укрепление собственных позиций в международном разделении труда. Однако, необходимо отметить, что наряду с позитивным влиянием интеграции и глобализации на мировую экономику, возникают и определенные противоречивые моменты. Так, неравномерное развитие экономик отдельных государств, усиление различия социально- экономического развития различных стран, экологических угроз, существенная разница демографического роста в отдельных государствах препятствуют стабильному развитию мирового хозяйства в качестве единой системы. Еще одна особенность этих процессов — происходящие социально-экономические изменения в одной отдельно взятой стране неизбежно оказывают влияние и на другие государства. Финансовый кризис, охвативший в настоящее время все мировое сообщество, в этом смысле проявляется в качестве негативного последствия процессов глобализации. (1).

В связи с этим, при определении текущих и перспективных мероприятий по социально-экономическому развитию нашей республики, необходимо всесторонне учитывать воздействия последствий мирового финансового кризиса, именно с точки зрения воздействия этих процессов составлять и реализовывать программы экономического развития.

В Узбекистане в условиях перехода к рыночным отношениям создание фермерских хозяйств составило основное содержание аграрных реформ. Организация фермерских хозяйств проводилась поэтапно и последовательно.

Президент И. А. Каримов отметил, что сформированы и успешно действуют надежная система и механизмы финансирования и материально-технического обеспечения фермерских хозяйств, отвечающих в полной мере рыночным принципам, а также особое внимание обращает на их успешную деятельность. В целом в стране проделана весомая работа по стабильному развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, сферы услуг и сервиса, надомного труда, которая в конечном итоге окажет ощутимое влияние на повышение уровня жизни населения.

В стране большое внимание уделяется стимулированию расширения производства продовольственных и других потребительских товаров. В результате за последние годы значительно возрос объем производства потребительских товаров.

Несмотря на наличие серьезных рисков и замедление в развитии мировой экономики, принятые с начала текущего года в Узбекистане меры по мобилизации имеющихся резервов для обеспечения последовательной и целенаправленной реализации принятой стратегии экономического развития способствовали росту валового внутреннего продукта на 8,1 процента, объема производства промышленной продукции — на 8,3 процента, сельскохозяйственного производства — на 6,9, капитального строительства — на 10,9, розничного товарооборота — на 14,3 процента, около 70 процентов произведенной продукции составили готовые товары с высокой добавленной стоимостью. Объем производства потребительских товаров за 2014 год возрос на 9,4 процента, в том числе продовольственных — на 8,7 и непродовольственных — на 10 процентов. Уровень инфляции по итогам года составил 6,1 процента, что значительно ниже прогнозируемого.

В результате принятых мер по стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства в истекшем году создано свыше 20 тысяч новых субъектов малого бизнеса без учета фермерских и дехканских хозяйств, а их общее количество составило свыше 195 тысяч, что в 2 раза больше по сравнению с 2000 годом. Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в формировании ВВП выросла за период с 2000 года с 31 процента до 56 процентов, а в производстве промышленной продукции — с 12,9 до 31,1 процента. (2).

Меры по увеличению ресурсной базы банковской системы и усилению инвестиционной активности банков обеспечили рост совокупного капитала коммерческих банков на 24,7 процента, совокупных активов банков — на 29,2 процента, привлеченных депозитов — на 30,4 процента. Уровень достаточности капитала банковской системы страны составляет 23,9 процента, что в 3 раза превышает международные стандарты (2).

В частности, во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 7 апреля 2014 года № УП-4609 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан» приняты нормативно-правовые акты, направленные на усиление защиты прав и интересов предпринимателей, ограничение количества проверок их финансово-хозяйственной деятельности, предоставление субъектам малого бизнеса дополнительных налоговых преференций, упрощение механизмов осуществления внешнеэкономической деятельности, а также повышение прозрачности деятельности государственных органов во взаимоотношениях с субъектами малого и частного предпринимательства.

В 2014 году в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства было создано более 480 тысяч новых рабочих мест, или каждое второе. В настоящее время в этой сфере экономики трудится более 76,5 процента всего занятого населения против 49,7 процента в 2000 году. В опубликованном Всемирным банком обновленном рейтинге стран по уровню экономического развития, определяемого по размеру валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательской способности, среди 190 стран мира Узбекистан поднялся с 72-го места в 2010 году на 66-е место. Узбекистан в 2014 году по рейтингу, характеризующему условия ведения бизнеса, поднялся на восемь позиций, а по налогообложению — на 61 позицию. По оценке ПРООН, Узбекистан вошел в первую десятку стран по количеству проведенных реформ в области облегчения ведения бизнеса за последний год.

Важнейшим инструментом динамичного и сбалансированного экономического роста, осуществления глубоких структурных преобразований и диверсификации экономики является проведение активной, адресной инвестиционной политики.

В 2014 году объем инвестирования в экономику возрос на 10,9 процента и составил в эквиваленте 14,6 миллиарда долларов США. При этом свыше 21,2 процента всех капитальных вложений, или более 3 миллиардов долларов, составили иностранные инвестиции и кредиты, из которых три четверти — это прямые иностранные инвестиции (3).

Особое удовлетворение вызывает тот факт, что из года в год в реализации инвестиционной программы все более активное участие принимают прямые частные инвестиции за счет собственных средств предприятий, которые только за истекший год возросли на 10,3 процента и составили в эквиваленте 4,3 миллиарда долларов, или почти 30 процентов всех объемов инвестиций (3).

Активизировалась инвестиционная деятельность коммерческих банков, которыми в течение года на инвестиционные цели было направлено 1,7 миллиарда долларов, или на 20 процентов больше, чем в предыдущем году. Свыше 73 процентов всех инвестиций было направлено на производственное строительство и около 40 процентов — на приобретение машин и оборудования.

Одним из важных результатов осуществляемых по инициативе Президента Ислама Каримова экономических реформ стало техническое и технологическое обновление одной из ключевых отраслей реального сектора — энергетики. В ходе реализации Антикризисной программы, направленной на смягчение воздействия на национальную экономику последствий мирового финансового кризиса, большое внимание уделяется введению жесткого режима экономии ресурсов, в том числе энергетических, снижению производственных затрат и себестоимости продукции, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках.

В Узбекистане имеются значительные резервы экономического роста. Ключевую роль должны сыграть ускорение либерализации экономики, укрепление частного сектора и банковской системы. Важнейшими первоочередными шагами в направлении реализации выявленных резервов должны стать укрепление законодательной и судебной власти, сокращение прямого вмешательства государства в экономические процессы, ускорение ценовой и валютной либерализации, достижение целей совершенствования текущей макроэкономической политики.

 

Литература:

 

  1.    Каримов И. А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. –Т.: 2009 г.
  2.    Статистический сборник об основных итогах экономического и социального развития Республики Узбекистан в годы независимости и прогнозных показателях на 2011–2015 гг. –Т.: Узбекистан.
  3.    Доклад Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на заседании Кабинета Министров посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle