Библиографическое описание:

Горюнова В. Е. Методическая разработка занятия «Поступки. Привычки. Характер» // Молодой ученый. — 2016. — №2. — С. 785-788.



 

Тема занятия: «Поступки. Привычки. Характер»

Цель занятия: формирование у детей эффективной адаптации в обществе.

Задачи: научить ребенка оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения, учить анализировать свои поступки и делать выводы.

Методы: наглядный, практический, словесный, деятельностный, проблемно-поисковый.

Формы: групповая.

Оборудование: карточки с этапами работы, карточки с заданиями для групп, Толковый словарь С. И. Ожегова, текст повести «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, листочки с таблицами, воздушные шарики.

  1.             Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Игра «Имя и эпитет»

— Ребята, мы знакомы с вами давно, но каждый день открываем в себе и в своих одноклассниках что — то новое. Постараюсь разгадывать дальше: какой каждый из вас, и какие вы все вместе.

— Каждый из вас, ребята, подберет по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, и характеризовать человека, например: «Любознательная Людмила, гениальный Геннадий». Если вам не нравится качество характера, начинающегося с буквы имени, или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества.

Результат: дети включены в учебную деятельность.

2. Формулирование темы, создание проблемной ситуации.

Цель: организовать постановку учебной проблемы.

Как вы думаете, почему подобрали разные эпитеты?

— У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир неповторим и уникален: со своими особенностями, странностями, причудами. Но так ли часто мы имеем возможность встретиться со своим внутренним миром? Сегодня у нас будет такая возможность. Тема нашего занятия «Поступки. Привычки. Характер».

— Есть замечательная пословица «Посеешь поступок — получишь привычку, посеешь привычку — получишь характер, посеешь характер — получишь судьбу»? Какой смысл заключается в ней?

— А какие поступки должен стремиться совершать человек?

— А вы совершаете только хорошие поступки?

— Сформулируйте проблему, которую будем решать на занятии.

— Перед вами карточки с основными этапами работы. Обсудите в группах, в какой последовательности мы будем работать.

1 этап. Уточним в толковом словаре значение слов: поступок, привычка, характер.

2 этап. Определим полезные и вредные привычки.

3 этап. Выделим те черты характера, которые помогают нам и те, которые мешают.

Результат: ученики формулируют учебную проблему совместно с учителем, проговаривают последовательность действий на занятии.

  1.             Выход из проблемной ситуации. Исследование.

Цель: организовать реализацию исследования в соответствии с планом.

Учащиеся разделены на 3 группы.

1 этап работы. Работа по словарю.

Цель: уточнить значения слов.

1 группа уточняет по словарю значение слова «поступок».

2 группа — уточняет по словарю значение слова «привычка».

3 группа — уточняет по словарю значение слова «характер».

— Что вы скажете о связи этих слов?

Результат: дети знают точное определение данных слов, их взаимосвязь.

2 этап работы.

Цель: определить, какие привычки являются полезными, а какие опасными и вредными.

В процессе роста и развития у каждого человека формируется множество различных привычек — полезных и вредных. Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только «выращивание» полезных привычек — дело долгое и кропотливое. Изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить плоды. Вредные же привычки, как сорняки, очень легко пускают корни, стоит лишь дать им небольшую поблажку. Один раз чуть-чуть обмануть, чуть-чуть опоздать, чуть-чуть пожалеть себя. Человек и сам не замечает, как быстро он становится их покорным рабом. Ведь привычка врать превращает своего подчиненного во вруна, привычка перекладывать все на плечи других — в эгоиста и лентяя, а привычка отступать перед трудностями и опасностями — в труса. И наоборот, полезные привычки награждают своего хозяина замечательными качествами: трудолюбием, смелостью, милосердием. А есть привычки очень опасные. Даже одна единственная встреча с ними грозит большой бедой.

— Приведите примеры полезных, вредных и опасных привычек. Обсудите в группах, запишите на листах. По окончанию работы лист прикрепите на доску.

— Давайте сравним ваши записи, какие привычки вы отнесли к полезным, какие к вредным и опасным.

— Как же можно «вырастить» привычку? Послушайте отрывок из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. На планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки.

— Есть такое твёрдое правило, — сказал мне после Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.

Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная.

Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли.

— Если им когда-нибудь придётся путешествовать, — сказал он, — это им пригодится. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать.

Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика…

— Расскажите о замечательной привычке, которую Маленький принц «вырастил» в себе.

— Почему Маленькому принцу нужно было бороться с баобабами каждый день?

— Можно ли эти баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в самом себе? Почему?

— Какие «баобабы» приходится вычеркивать каждый день вам?

— Это и есть та вредная привычка, от которой с сегодняшнего дня вы будете стараться избавиться.

Результат: дети выявляют полезные и вредные привычки у себя.

Физминутка. Цель: снять статическое напряжение. Результат: готовность детей к дальнейшей работе.

Решение жизненных ситуаций.

Цель: организовать применение учебного содержания в повседневных жизненных ситуациях.

Один писатель говорил: «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала их великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя любят и уважают, ценят и понимают. Именно в семье ты получаешь воспитание, формируешь свое «Я»: характер, привычки, поступки.

— Каждая группа получает ситуацию. Обсудите её и ответьте на вопросы.

Ситуация 1

Мама каждый день говорит Наташе:

— Доченька, милая, как только закончатся уроки в школе, сразу иди домой, мне нужна помощь на огороде.

— Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли, — отвечает Наташа.

— Тебе некогда играть, тебе нужно спешить домой, — говорит мать.

Что вы посоветуете Наташе и маме?

Ситуация 2

Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза.

— Мама, купи мне Деда Мороза.

— Не могу, сынок, осталось мало денег.

— Какая же ты недобрая, мама,— сказал Саша маме и очень сильно обиделся.

Как вы оцениваете поступки мамы и Саши? Как им нужно поступить?

Ситуация 3

Максиму подарили щенка. Щенок был чёрный, с мягкой шерстью и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал.

— Совсем невоспитан, — подумал Максим, глядя, как щенок грызёт ножку стула.

Максим занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их, бил его верёвкой… Время шло… Щенок превратился в большую злую собаку. Максим смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал.

Почему собака выросла злой?

Результат: учащиеся осознанно применили свой личный опыт.

Игра «Волшебная палочка»

Цель: учить детей видеть положительные качества в других.

А сейчас мы поучимся выявлять положительные качества в других людях. Для этого поиграем в игру «Волшебная палочка». Вы передаёте друг другу волшебную палочку и называете качества литературного героя (Буратино, Чипполино), достойные уважения.

Результат: у ребят складывается позитивное отношение к окружающим.

4. Итог.

3 этап работы.

Цель: формировать умение видеть достоинства и недостатки в себе.

— Многие качества проявляются в ваших поступках, привычках, отношениях с людьми. Одни можно назвать хорошими, а другие — плохими. Вам необходимо ответить на вопрос: «Какие черты своего характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?» Для этого каждый самостоятельно запишет в таблицу те черты характера, которые хочет приобрести, и от которых хочет избавиться. Эти таблицы мы поместим в ваши портфолио и будем следить за изменениями в характере, каждый за своим личностным ростом в течение года.

Хочу избавиться

Хочу приобрести

 

 

 

 

 

Какой вывод можете сделать, исходя из записей в своих таблицах?

Результат: осознание детьми значимости личностного роста.

5. Рефлексия.

Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на занятии.

На доске написано начало фраз, с которых вы должны начать свой ответ.

Нам понравилось…

Нам интересно…

Нам не удалось…

Результат: оценка процесса и результатов деятельности.

У меня в руках 2 воздушных шарика чёрного и белого цвета. Как вы думаете, что символизирует чёрный цвет, а что белый?

— Давайте отпустим чёрный шарик. Он улетит и никогда не вернётся. Но мы не будем жалеть о нём, потому что в нашем классе останется шарик белого цвета, который символизирует только хорошее!

— Спасибо за занятие!

 

Литература:

 

  1.              М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова.Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. — М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008
  2.              М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова.Все цвета, кроме чёрного: книга для родителей. — М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008
  3.              М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. Учусь понимать себя: 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle