Библиографическое описание:

Урутина Т. М., Максимова Н. Ю. Воспитательный потенциал произведения «Маленький принц» Антуана де Сент- Экзюпери // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 119-121.



 

Фольклор во всем своем многообразии составляет неотъемлемую часть культурного наследия человечества. Передаваемый из поколения в поколение, усваиваемый народом интуитивно, подражательно или при целенаправленном изучении, фольклор находится в вечном движении. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения та большая роль, которую всегда играло в развитии человеческого общества устное слово [2]. Все произведения фольклора несут в себе многовековую мудрость самых разнообразных и спорных эпох, и, конечно же, являются средством выражения этой мудрости. В народном литературном творчестве почетное место занимают сказки.

Желание и необходимость слагать для детей сказки, чтобы поделиться мудростью и опытом предыдущих поколений, столь же древнее, как и первые проявления культуры человечества. Сказка ярче и показательнее, чем другие жанры устного народного творчества, демонстрирует национальное своеобразие фольклора, которое в немалой степени определяется традициями народа, религиозным воззрениями, менталитетом, языковой культурой [2].

Добролюбов Н. А. призывал увидеть и раскрыть в сказках духовные и нравственные интересы человека, подчеркивал целесообразность изучения сказок в неразрывной связи со временем и средой, в которых они были сложены [3]. Маленькому человеку просто необходима сказка, будоражащая воображение и в образной форме передающая опыт многих поколений. Это помогает всесторонне подготовиться к встрече большим миром, где могут ждать испытания не менее трудные, чем у фольклорных героев.

М. Горький считал, что устное народное творчество благотворно влияет на совершенствование нравственных качеств человека, а также подчеркивал, что лучшие черты человеческого характера проявляются в сказках более ярко и красочно [3].

Однако есть сказки не только фольклорные. Особое место в иерархии жанров занимает сказка литературная, автор которой всегда человек просвещенный, познавший жизнь и окружающую действительность. Такая сказка, несмотря на «преднамеренность» своего происхождения, есть кладезь жизненных воззрений конкретного времени, своеобразный «справочник» типов людей, манер их поведения, и сказки адресуются не только детям, но взрослым, ибо им тоже полезно читать их.

В современном обществе люди редко задумываются о простых человеческих истинах, подменяют их фальшивыми установками и стереотипами, становясь при этом грубыми, черствыми, сухими. Эту тенденцию подметил Антуан де Сент-Экзюпери. Его стремление заставить людей вновь задуматься о том, что на самом деле важно в человеческой жизни нашло отражение в произведении «Маленький принц» [1].«Маленький принц» был написан в 1943 году. Воспоминания писателя о разгромленной во Второй мировой войне Франции нашли свое отражение в произведении. Своей светлой, грустной, но поистине мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, стремился сохранить искру любви в душе каждого, дать надежду измученным людям. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя художественным его осмыслением, отражением души Экзюпери, в которой непосредственно отразились события тех лет.

Фантастические события, произошедшие с главным героем, литературные олицетворения, а также присутствие сказочных персонажей (роза, лиса, баобабы, змея) позволяют отнести данное произведение к жанру сказки. Однако было бы ошибкой считать произведение Экзюпери обычной сказкой с фабулой, ориентированной на поучение. «Маленький Принц» – это, прежде всего, философская сказка, ведь за, казалось бы, простым, незатейливым и даже в какой-то степени парадоксальным сюжетом скрывается глубочайший смысл.

В произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» раскрываются основные проблемы и пороки человечества: тщеславие, черствость, честолюбие, духовная слепота. В своей сказке автор производит деление по идеалам и представлениям. Он отмечает, что для взрослых являются важными лишь собственные дела, власть и богатство, и они настолько увлечены своими проблемами, что не замечают ничего вокруг. Для детей же характерна потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, они восприимчивы ко всему, что происходит в мире. Это задевает их душу, заставляя мыслить, делать выводы и, впоследствии, поступать определённым образом. Отсюда следует, что основным конфликтом произведения является противостояние духовных и материальных систем ценностей, рассудочность против души.

Основной путь спасения автор видит в самом светлом, что есть в каждом человеке – способности любить. Он говорит: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении» [1, с. 77]. Данное убеждение и определяет идейный замысел повести-сказки. Любовь не терпит просто слов или пустых взглядов, любить – значит, на интуитивном уровне ощущать состояние человека.

В основе сюжета лежит рассказ летчика, который в свое время мечтал стать художником, однако под воздействием социального окружения выбрал другую профессию. Во время путешествия, ему пришлось сделать вынужденную посадку в пустыне, в связи с поломкой самолета. И именно в пустыне лётчик встречает Маленького принца. Мальчик рассказал ему, что прилетел с планеты «Астероид В-612». Рассказал о чудесном цветке с шипами, его любимой розе. Принц отправился путешествовать и побывал уже на шести соседних планетах.

В данном произведении затрагивается извечная тема добра и зла. Зло рассматривается с двух позиций – большое, которое может разрушить планету и маленькое, которое живет внутри человека. Маленькое зло представлено в образах обитателей планет, встреченных Принцем во время своего путешествия. Главный герой не понимает их и называет «Странными взрослыми». Экзюпери на данном примере показывает нам, как же часто большинство людей играют роли этих персонажей, придают большое значение ненужным мелочам, забывая о человеческих отношениях, искренности, бескорыстной дружбе. Люди взрослеют и слепнут душой. Описывая количество этих обитателей на планете Земля, автор подчеркивает, насколько увязло человечество в пороках, насколько оно маленькое. Ничтожное, но с огромным самомнением. И с колоссальным «запасом» зла. Для примера он приводит площадь, на которой могут уместиться все люди планеты. Эта сказка отчасти является сатирой на нравы цивилизации. Но при этом Антуан де Сент-Экзюпери надеется, что так же, как и Маленький принц, жители планеты все-таки сумеют найти свою путеводную звезду.

Большое зло в сказке представлено в виде баобабов. Как говорит мальчик, вовремя не убранные семена лежат до поры до времени в земле, потом прорастают, и если их не вырвать они могут разрушить планету. Это аллегория техники превращения ребёнка в «слепого» взрослого. Все дети рождаются ангелами, и только потом из них вырастают взрослые, способные разрушать. Автор говорит нам: «Бойтесь баобабов», – если в вашей душе вырастет такой баобаб, то в конечном итоге, он разорвет вас на части. Макро и микро-зло, единый источник вселенского зла, находящийся в душе – «почве» каждого человека, и ожидающий своего часа. Стоит совсем немного «полить» семя баобаба, как он начнет осваивать вас, порождая всё больше и больше семян. Настанет день, когда душа превратится в сплетение баобабов, ничего живого и трепещущего в ней не останется.

Мальчик понимает это, потому и очищает свою планету от ростков баобабов каждый день. Но, к сожалению, «странные взрослые» не уделяют этому занятию ни минуты своей жизни. Баобабы тем временем пускают корни, стремясь разрушить планету. А люди не замечают этого. Или просто не хотят замечать.

Следует отметить, что произведение богато жизненными цитатами и афоризмами, на которых следует остановиться подробнее. «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном» [1, с.17]. Автор прав – поверхностно судить о человеке могут только взрослые. Дети же мир и людей острее ощущают. От того и правдивее. Таким образом, автор пытается сказать о том, что и взрослому в отношениях с другими людьми не стоит забывать о том, что как раз самым важным является не то, сколько он зарабатывает, кто его родители, а любит ли он рисовать или ловит ли он бабочек.

«Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать» [1, с. 79]. Да, остается, к несчастью, только плакать и сожалеть, что когда-то дал возможность «приручить себя», но делалось-то это с открытым сердцем и огромной надеждой на то, что человек стоящий, что ради него стоит «приручиться»! К сожалению, люди часто путают баобабы с розами.

«Самое главное – то, чего не увидишь глазами, зорко одно лишь сердце» [1, с. 75]. Люди видят человека глазами. Это утверждение нашло яркое отражение в русской пословице: «Человека встречают по одежке, а провожают по уму». Я всегда смотрю первого встречного, как на хорошего человека, пока он не доказал мне, что я ошибаюсь. Экзюпери говорит о том, что не всегда то, что мы видим глазами, является правдой, важнее, что говорит наше сердце, лишь оно может по-настоящему сказать о человеке.

«Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить…» [1, с. 75]. Человек – это светоч в мировом пространстве. Сильное, но одновременно хрупкое существо. Достаточно всего одного грубого слова, чтобы погасить этот светоч. Будьте терпимее и заботливее по отношению друг к другу, – вот чему здесь учит нас Экзюпери.

«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» [1, с. 20]. Ухаживайте не только за телом, но ежедневно облагораживайте душу. Автор призывает нас избавиться от лукавых помышлений, сохранить чистоту и искренность души.

«Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам» [1, с. 31]. Не думайте, что узнаете людей по источаемым ими дифирамбам. Слова преимущественно пусты. Только действие покажет истину.

«Среди людей тоже одиноко» [1, с. 58]. Мысль автора проста, – когда душа человека становится мертвой и погрязшей в меркантильных интересах, он не сможет познать высоких чувств любви и дружбы. Так приходит одиночество. Только люди с открытым сердцем способны понять истинную природу человека, встреченного на пути.

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» [1, с. 70]. Ты подарил другому человеку Вселенную, где есть вы оба. Это ваш мир. И «прирученный» не заслуживает изгнания из него. Может быть, это всё, что у человека осталось.

«Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей» [1, с. 66]. К сожалению, большинство людей являются одинокими лишь потому, что не считают нужным тратить свое время на познание другого человека. Они привыкли ко всему готовому, и стали забывать о том, что над любыми чувствами нужно работать, ради отношений нужно приложить немало усилий.

«Себя судить куда труднее, чем других… Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр» [1, с. 38]. Себя судить и бичевать в мои года совсем не трудно, но только про себя, чтоб не услышал кто-то ненароком. И более того, я не вижу логической связи между самобичеванием и мудростью. Можно мудро осознавать свои недостатки и бороться с ними, а можно опустить руки и убивать себя изнутри.

Сказка Маленький принц носит воспитательный характер. Она помогает развить духовно - нравственные качества, чувства ответственности, любви и дружбы. Экзюпери призывает нас видеть и чувствовать сердцем, вспомнить об истинных ценностях, которые не купишь ни за какие деньги. Через эту сказку автор пытается достучаться до каждого, дает понять, что многие забыли о таких понятиях как внутреннее благородство, настоящая дружба и любовь, забота о ближнем, добро и преданность. Это произведение призывает систематически выстраивать свои идеи, мысли в правильное сознание личности, наполнить это сознание рациональными алгоритмами в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Безусловно, они, эти идеи и мысли свидетельствуют о позиции самого автора, который не стремится массово обучать совести, этике, нравственности, нет, но тот методологический принцип изложения в книге этих прописных истин является воспитывающим.

Таким образом, повесть «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери – это послание последующим поколениям, которое призывает каждого быть добрее, терпимее, призыв любить друг друга. И – это просто сказка, призывающая, как любая другая, к борьбе со злом, к борьбе с баобабами в душе каждого. Это сложно, но не стоит бояться. Всё начинается с малого.

 

Литература:

  1. Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький Принц. Сказка. Пер. с франц. и послесл. Н. Галь. – М.: «Дет. лит.», 1978. – 97 c.
  2. Бажов П. П. Сказки. Соч. в 3-х тт. Т. 1. – М.: изд-во «Правда», 1976. – 348 c.
  3. Педагогический аспект сказки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. http://lib.rosdiplom.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Похожая статья, Воспитательный потенциал, открытым сердцем, нравственные интересы человека, большинство людей, Маленький принц, произведение Экзюпери обычной, нравственных качеств человека, мудрой сказкой Экзюпери, отражением души Экзюпери, истинную природу человека, Сент-Экзюпери «Маленький, Воспитательный потенциал православной, произведение богато жизненными, колоссальным «запасом» зла, народном литературном творчестве, Воспитательный потенциал музейной, устное народное творчество, человеческого общества устное, «справочник» типов людей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос