Библиографическое описание:

Прудыус В. Г. Основные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 25-26.



Основные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников

Прудыус Василий Григорьевич, начальник 2 курса

Севастопольское президентское кадетское училище

 

Педагог, работающий с коллективом воспитанников, должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.

Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – это важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней педагогической подготовки семьи, а также родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.

Основными формами взаимодействия педагогов и родителей являются:

- диагностическая работа;

- родительские собрания;

- родительское просвещение;

- дни открытых дверей;

- психологические семинары;

- индивидуальные беседы и консультации;

- психологические тренинги;

- работа с опекунами сирот;

- контроль участия родителей в решении проблем успеваемости;

- совместные мероприятия, походы, творческие вечера;

- участие родителей в работе родительских комитетов и т.д.

Одной из основных форм работы с родителями выступает родительское собрание. На нем обсуждаются проблемы жизни училища, курса или класса. Собрания не должны сводиться к монологу педагогов. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др. На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать воспитанника и его семью публичному шельмованию, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, насколько сложны и противоречивы причины, приводящие детей к тому или иному действию. В ожесточающемся обществе педагог показывает пример терпения, милосердия и сострадания, защищает своих питомцев. Его советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.

Тематика собраний может быть разнообразной, но, как показала наша практика, в силу закрытости образовательного учреждения, родителей помимо общепринятых вопросов успеваемости и дисциплины детей, интересуют и специфические, такие как: медицинское обеспечение, организация питания, обеспечение вещевым имуществом и финансовым довольствием, а также организация отдыха и досуга кадет.

Одно из родительских собраний было посвящено изучению уровня удовлетворенности родителей образовательной средой училища. Большая часть родителей не имеет возможности общаться с преподавателями и воспитателями лично, поэтому тема собрания была интересна как родителям, так и педагогам. Для предметного разговора на собрании предварительно было проведено модифицированное анкетирование родителей

Обработанные данные, полученные при анкетировании родителей кадет 5-х классов, для наглядности представлены в виде диаграмм.

По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:

- удовлетворенность родителей образовательной средой училища находится на достаточно высоком уровне.

- практически все родители удовлетворены взаимоотношениями преподавателей и воспитателей с их детьми; довольны тем, что их ребенок учится именно в этом училище.

- абсолютное большинство родителей отмечает, что дети довольны блюдами, предлагаемыми столовой.

Педагогическим итогом родительского собрания стала разработка следующих рекомендаций:

- признать высокую привлекательность образовательной среды училища для родителей кадет;

- продолжить формирование позитивного образа училища для родителей через доступные   средства коммуникации;

- рассмотреть допустимые формы участия родителей в управлении училищем, например, возможность внесения от представителей родительского комитета курса предложений по улучшению образовательного процесса, совместного проведения семинаров, круглых столов и др.

Педагогическая основа сотрудничества образовательного учреждения и семьи в воспитании кадет заключается в совпадении целей училища и родителей.

Каковы же основные аспекты сотрудничества?  Это:

- изучение ребенка, его особенностей, возможностей и способностей;

- определение цели и задач воспитания;

- определение основных направлений содержания воспитательного процесса, организация деятельности воспитуемого;

- своевременный обмен информацией о продуктивности воспитательного процесса;

- выработка единого подхода к пониманию сущности воспитания, роли и значения социальной среды, взаимодействия и сотрудничества в воспитании;

- коррекция воспитательных усилий на основе анализа результатов педагогического воздействия, оценки уровня развития и воспитанности ребенка.

Таким образом, содержание взаимодействия образовательного учреждения и семьи имеет целью создание атмосферы взаимной заинтересованности в организации процесса воспитания, координацию воспитательных усилий, выработку общего педагогического подхода к проблемам изучения и воспитания ребенка.

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести. В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

Однако воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что педагогические цели достигаются:

1. Изучением уровня удовлетворенности родителей образовательной средой училища при помощи анкетирования родителей и выработки рекомендаций.

2. Методами диагностирования кадет, работой педагогов-психологов училища по адаптации воспитанников к новым условиям жизни и учёбы.

3. Активным вовлечением родителей в решение проблем успеваемости и качества знаний, дисциплины кадет при помощи использования электронной системы дистанционного доступа «LMS – Школа» и еженедельных встреч с воспитателями.

 

Литература:

1.                Азаров Ю. П. «Семейная педагогика». М, 2005.

2.                Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. - Томск, 2010.

3.       Иванов Ю., Гусинский Э. Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 2007.

4.       Кан-Калик В.А.Учителю о педагогическом общении. М., 2007.

5.       Кондратьева СВ. Учитель - ученик. М., 2004.

6.       Краснорядцева О.М. Психодиагностический практикум // Ред. - сост. О.М. Краснорядцева. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2009.

7.       Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Новое в жизни, науке, технике //Педагогика и психология. 2009. № 1.

8.       Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб. Прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.

9.       Педагогическая психология. Учебное пособие: М.: Флинта, Наука; 2012.

10.  Педагогическая психология: учеб. пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной. М.: Сфера, 2008.

11.  Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М., 2001. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб. Питер, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): родителей образовательной средой, образовательной средой училища, образовательного учреждения, удовлетворенности родителей образовательной, уровня удовлетворенности родителей, педагогической компетентности родителей, повышение ответственности родителей, удовлетворенность родителей образовательной, модифицированное анкетирование родителей, помощи анкетирования родителей, Большая часть родителей, абсолютное большинство родителей, Активным вовлечением родителей, формы участия родителей, анкетировании родителей, личное дело родителей, наставления родителей, Педагогическая психология, родительского собрания, родительские собрания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle