Библиографическое описание:

Довнар О. А. Проблема адаптации учащихся президентского кадетского училища на начальном этапе обучения // Молодой ученый. — 2016. — №1.1. — С. 6-9.



 

В современных условиях система специализированных общеобразовательных учебных заведений, к числу которых относятся кадетские корпуса и училища, получила широкое распространение.

Довузовские учебные заведения, осуществляя школьную и начальную военную подготовку, исполняют роль базовой начальной ступени на пути подготовки высококвалифицированных военных специалистов. Продолжительность обучения варьирует в различных пределах: от четырех до семи лет, охватывая периоды подросткового и раннего юношеского возраста, характеризующиеся, по мнению многих исследователей, не только как периоды интенсивных физиологических перестроек организма, существенных психологических преобразований и кризисов, но и как процесс личностного становления и самоопределения. Несмотря на то, что система профессионального психологического отбора в данные учебные заведения достаточно разработана, это полностью не решает проблему возникновения нарушений адаптации воспитанников в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Специализированные учебные заведения, имеющие военную направленность, предъявляют ряд дополнительных повышенных требований к физической подготовке, уровню интеллектуального развития, коммуникативным способностям, личностным свойствам кадет. В связи с этим, изучение проблем адаптации кадет на начальном этапе учебного процесса и динамики психологических характеристик подростков позволит повысить эффективность системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и создать условия для гармоничного развития личности современного защитника Отечества.

Проблема адаптации учащихся к специфическим условиям кадетского училища была поставлена еще в начале ХХ в. Уже в это время исследователи выделяют позитивные и негативные аспекты жизненной ситуации кадетов, влияющие на особенности их адаптации.

Так в докладе бюджетной комиссии Думы в 1901 г., посвященном деятельности кадетских корпусов, были указаны трудности, с которыми сталкивались воспитанники, попадая в данное учебное заведение. Среди них выделялись «…слишком большая и вредная для кадетов и дела перегрузка всякого рода занятиями, доходящая в некоторых кадетских корпусах до того, что у воспитанников не остается ни одной свободной минуты; внесение в строй школы сухого казарменного характера, который особенно вредно отражается на младших воспитанниках, ибо детская душа ищет ласки, а не казарменной выправки; неестественное предъявление к воспитанникам младшего возраста некоторых обязательных требований по ношению воинского платья, что иной раз приводит к хроническим болезням…». Надо отметить что данные недостатки не изжиты и сегодня.

Трудности в социально-бытовой адаптациивозникают у кадет в основном в первые два месяца их пребывания в училище. В это время под воздействием нового распорядка дня, систематических занятий по физической, строевой подготовке, различных тренировок, условий казарменной жизни происходит интенсивная ломка сложившихся ранее стереотипов поведения и формирование новых.

Большинство кадет не владеют элементарными навыками самообслуживания. Некоторые из них не привыкли соблюдать правила личной гигиены.

Резкий переход от домашнего уюта и комфорта к казарменному укладу жизни, строго установленному режиму дня создает для многих кадет серьезную проблему. Как показывают наши наблюдения, впервые кадеты подвергаются дисциплинарному взысканию именно за несоблюдение режима. Примерно у 40 % из них возникают серьезные конфликты с соседями по общежитию или воспитателями курса именно на бытовой почве. Причинами конфликтов являются неумение или, чаще всего, нежелание соблюдать порядок и чистоту в спальном или учебном корпусах и на прилегающей территории, добросовестно осуществлять дежурство по классу, неспособность работать в коллективе и подчиняться его требованиям.

Трудности в учебной адаптациикадет связаны, прежде всего, с требованиями усложненной учебной программы училища. Учебная нагрузка кадет превышает общешкольную в 1,5-2 раза. Кадеты, помимо учебного плана общеобразовательной школы, должны изучить предметы дополнительной программы, включая дисциплины военной подготовки.

Учебное время в условиях кадетского училища как «интернатного» учреждения имеет отличительные особенности.

По своей структуре учебное время в кадетском училище представляет собой совокупность трех взаимосвязанных подсистем: 1) времени аудиторных учебных занятий в объеме 6 ежедневных и 36 еженедельных часов; 2) внеаудиторного времени – самостоятельной учебно-познавательной деятельности (самоподготовки) в объеме 3 ежедневных и 18 еженедельных часов; 3) занятий в системе дополнительного образования в объеме 2 ежедневных и 12 еженедельных часов.

Самоподготовка – это особый вид внеаудиторной учебной работы. Индивидуальная организация времени самоподготовки зависит от степени сформированности у кадет мотивов учебной деятельности, от их информационно-познавательных умений и адекватной оценки достигнутых результатов.

Следовательно, именно на первом этапе обучения особенно важно содержательно наполнить, четко структурировать, педагогически целесообразно организовать учебное время кадет и помочь им овладеть культурой самостоятельной учебной работы.

Серьезные трудности в учебной адаптации вызывает усложненная программа обучения в кадетском училище. Несоответствие интеллектуальных способностей воспитанников этой программе обнаруживается нечасто, так как основная масса таких подростков отсеивается на вступительных конкурсных экзаменах. Однако нередко успешной учебной адаптации воспитанников препятствуют особенности личностного склада характера, темперамента. Организация учебной деятельности в кадетском училище имеет свою специфику, связанную с необходимостью усвоения большого объема учебной информации в ограниченное время, а также с новыми формами обучения, с отсутствием систематического контроля за самостоятельной работой со стороны родителей и др. Поэтому иногда интеллектуально развитые, но недостаточно собранные учащиеся в условиях кадетского училища оказываются в числе неуспевающих.

Профессионально-служебная адаптация учащихсязаключается в освоении роли кадета, связанных с ней служебных обязанностей, в приспособлении к повышенным психофизиологическим нагрузкам.

Профессионально-служебная адаптация – сложный многосторонний процесс, содержащий в себе следующие аспекты: психологический (приспособление кадета к специфической деятельности на уровне психических процессов и свойств); социальный (освоение воспитанником статуса кадета); физиологический (приспособление организма подростка к новым физическим нагрузкам).

В процессе исследования мы в первую очередь оценили состояние здоровья подростков, так как оно во многом определяет уровень успешности профессионально-служебной адаптации учащихся.

По итогам медицинских осмотров учащиеся распределяются по группам здоровья. В 2014-2015 учебном году среди кадет класса только два

подростка попали в I группу здоровья, во II группу было отнесено 13 чел., в III группу – 3 чел. Безусловно, это создает дополнительные трудности в их адаптации к повышенным психофизиологическим нагрузкам.

Наиболее интенсивно профессионально-служебная адаптация учащихся протекает на самом начальном этапе обучения, а также при прохождении летней учебной практики.

Среди основных трудностей профессионально-служебной адаптации, с которыми сталкиваются кадеты, на первое место в кадетском училище выдвигаются вопросы дисциплины. Есть кадеты, которые всюду опаздывают, не успевают своевременно встать в строй, характеризуются забывчивостью, невнимательностью, другие – имеют неопрятный вид, третьи – ответственно выполняют указания воспитателей и старших начальников, а поручения младших командиров игнорируют, четвертые – в теории прекрасно знают требования кадетского Устава, но не могут применять их на практике.

Социально–психологическая адаптациякадет представляет собой процесс преодоления трудностей вхождения подростков в жизнь кадетского коллектива, построенного по типу воинского подразделения, в систему официальных и неофициальных отношений.

Коренным образом изменяется круг и характер общения с окружающими

Во-первых, резко ограничиваются контакты с родными и близкими, с прежними референтными группами, состоящими из знакомых и друзей.

Во-вторых, возникает необходимость адаптироваться к совершенно новой форме коллектива – мужскому коллективу, то есть гомогенной среде, которая имеет свою специфику.

В-третьих, в кадетском училище кадеты младшего курса сталкиваются с проблемой подчинения своим сверстникам – младшим командирам. В свою очередь младшие командиры также должны адаптироваться к своему статусу.

В-четвертых, каждый кадет должен осознать систему духовных ценностей и традиций кадетского училища. В противном случае кадет может стать «аутсайдером» даже при хороших показателях в учебе.

Как показывает практика, в первой четверти учебного года необходимо выявлять группы кадет класса, испытывающих трудности в межличностном взаимодействии. К этой группе относятся кадеты с недостаточно сформированным уровнем моральной нормативности, недостаточно развитыми коммуникативными качествами, повышенным уровнем тревожности, эмоциональной неуравновешенности и нервно-психической неустойчивостью.

Кадеты с повышенным уровнем тревожности беспокойны, мнительны, с тревогой встречают трудности, в группе чувствуют себя неуверенно. У данной категории кадет высока вероятность нервно-психических и эмоциональных срывов, проявлений девиантного поведения.

За этими группами кадет необходимо психолого-педагогическое наблюдение, контроль и индивидуальная работа; усиленное наблюдение при сложных ситуациях в период адаптации, знание социального статуса данного кадета в коллективе.

В ходе психолого-педагогического сопровождения следует учесть, что кадеты с вышеперечисленными индивидуально-психологическими особенностями испытывают большее затруднение в адаптации к новым для себя условиям быта, напряженным психологическим и физическим нагрузкам, для чего разрабатывается «Программа адаптации кадет первого года обучения».

Таким образом, кадет должен, по существу, заново научиться общению со старшими, с товарищами, должен усвоить формальную сторону общения в кадетском коллективе. Кроме того, у каждого кадета имеется потребность самоутвердиться в неформальных взаимоотношениях. В кадетских коллективах формальная и неформальная сферы общения вообще оказываются тесно взаимосвязаны.

Анализ нарушений социально-психологической адаптации у кадет позволил выделить наиболее характерные для них психозащитные реакции, к которым относятся: активный протест (враждебность, негативизм, недисциплинированность); пассивный протест (избегание, пассивность, депрессивное настроение); тревожность и неуверенность в себе.

Успешная адаптация кадет, на наш взгляд, требует объединения усилий педагогов-организаторов, психологов, воспитателей и учителей.

Основными задачами их деятельности являются:

– помощь новым кадетам в функциональном освоении среды жизнедеятельности кадетского училища;

– обучение кадет начальных курсов навыкам самостоятельной учебной работы;

– включение кадет в профессионально-служебную деятельность и развитие у них соответствующих личностных качеств;

– формирование межличностных отношений в кадетском коллективе, способствующих установлению благоприятного для жизнедеятельности воспитанников морально-психологического климата.

Реализация названных задач позволяет кадетам младших курсов легче справиться с трудностями адаптационного процесса и успешно освоиться в новом статусе воспитанника кадетского училища.

 

Литература:

  1.    Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. – СПб. Питер, 2008.
  2.    Вачков И.В., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. – СПб. Питер, 2009.
  3.    Григорьева Т.Г. Практикум «Основы конструктивного общения». – Новосибирск, Издательство новосибирского университета, 2003.
  4.    Пырочкина С.А., Погорелова О.П. Пособие «Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков». – Волгоград: Учитель, 2008.
  5.    Рогов Е.И. Пособие «Психология общения». – М.: Владос, 2002.
  6.    Родионов В.А. Тренинги социальных навыков «Я и другие». – Ярославль, Академия развития, 2003.
  7.    Рудякова О.Н. Пособие «Тренинги. Психокоррекционная работа в школе». – Волгоград: Учитель, 2008.
  8.    Cамоукина Н.В. Психологические упражнения и коррекционные программы. – Ярославль, Академия развития, 2002.
  9.    Солдатова Г.У. Тренинг толерантности для подростков «Жить в мире с собой и другими», – 2-е изд., М.: Генезис, 2001.
  10. Шваб Е.Д. Пособие «Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия». – Волгоград: Учитель, 2007.
  11. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения: Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002.
  12. Гурковский В. А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005.

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle