Библиографическое описание:

Садакова А. О. Особенности и проблемы Люберецкого района Московской области и пути их преодоления // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 474-478.

 

Люберецкий район является административно-территориальной единицей и муниципальным образованием в центре Московской области, располагается в 18-ти километрах от центра Москвы. Городское поселение Люберцы является административным центром Люберецкого района и включает жилые районы и территории промышленных предприятий, составляющие единое муниципальное образование. Люберцы являются одним из «опорных» населенных пунктов в составе Балашихинско-Люберецкой устойчивой системы расселения.

Помимо Люберец, в границы района входят четыре посёлка городского типа — Красково, Томилино, Октябрьский, Малаховка и 18 деревень.

 

Население Люберецкого района к 2015 году составило 291 510 тысяч человек. Исходя из показателей диаграммы можно отметить, что с начиная с 2009 года численность населения района стабильно растет. Люберецкий район занимает первое место по плотности населения — 2383,37 чел./км². Площадь территории составляет 122,31 км². [13]

В ходе работы был проведен SWOT-анализ Люберецкого района Московской области. Были выявлены наиболее сильные и слабые стороны, а также существующие угрозы и возможности.

Что касается преимуществ, то Люберецкий район находится в непосредственной близости к столице, то есть занимает наиболее выгодное территориальное положение.

Люберецкий район отличается широко развитой транспортной системой. Территорию района пересекают: автомагистраль федерального значения М-5 «Урал»; дороги регионального значения «Москва-Жуковский» и «Москва-Егорьевск-Тума-Касимов». В среднем, по улично-дорожной сети района, включая также и муниципальную, за год перевозится более 25 миллионов пассажиров и более 1 миллиона тонн грузов. Из характеристики расположения Люберецкого района видно, что по улично-дорожной сети проходит огромный поток транспорта (в том числе и транзитного). [5]

По темпу прироста численности населения и темпу прироста количества рабочей силы наилучший результат показал Люберецкий район (в сравнении с остальными районами Московской области). Естественный прирост населения составил 1,2 %. Люберецкий район также отличается хорошей демографической ситуацией. За последние 5 лет рождаемость увеличилась на 14,8 %, а смертность снизилась на 11,4 %. В сравнении с районами Московской области в Люберецком районе можно отметить наиболее высокий уровень заработной платы (в среднем 37328,6 руб.) В Люберецком районе также наиболее высок темп прироста среднемесячной заработной платы (38,1 %). [13] Все перечисленные показатели говорят о благоприятном финансовом потенциале на территории района.

Промышленный комплекс в Люберецком районе составляет 32 средних и крупных предприятия и представляет собой крайне разнообразный перечень отраслей. Самыми значимыми из них являются: машиностроение, вертолетостроение и металлообработка, в том числе предприятия ОПК, промышленность строительных материалов,пищевая промышленность. Район несет в себе крайне высокий интеллектуальный потенциал, культуру и определенную профессиональную среду. По отраслям экономики инвестиции в основной капитал Люберецкого района преобладают в сфере строительства и составляют 75 %. Люберецкий район также отличается хорошо развитой инфраструктурой (в сравнении с другими районами Московской области).

Что касается наиболее слабых сторон, то в Люберецком районе плохо развита система информационного обеспечения населения. Отсутствует единое информационное пространство, где граждане могли бы найти всю интересующую их документацию (постановления, распоряжения, отчеты и административные регламенты). На официальном портале отсутствует информация, связанная с инвестиционной деятельностью района, инвестиционный паспорт также не представлен. Данные проблемы устраняются с помощью реализации муниципальной целевой программы «Снижение административных барьеров и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг» которая будет действовать до конца 2015 года. Планируется обеспечить все необходимые условия для снижения административных барьеров, а также повысить качество услуг населению при помощи создания многофункционального центра организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

В Люберецком районе присутствует острая нужда в специалистах и рабочих, не хватает кадров в основных отраслях экономики (сварщиков, слесарей, монтеров).

Также административный центр района г. Люберцы является одним из первых в области по количеству промышленных выбросов в атмосферу.

Люберецкий район Московской области характеризуется:

  1.                Низкой степенью ответственности предприятий частного бизнеса, манипулирование тарифами;
  2.                Низким уровнем транспортной доступности (расположение грузовой железной дороги, переезды);
  3.                Неэффективным использованием территории района (большое количество промышленных зон, складских помещений);
  4.                Недостатком объектов социальной инфраструктуры и их высоким износом.

К возможностям Люберецкого района относится масштабное привлечение инвестиций в его экономику: создание предприятий промышленной индустрии и перерабатывающих предприятий; создание предприятий ТЭК; прокладка новых сетей, увеличение мощности существующих; замена коммуникаций. Также расширение рынка продукции местных производителей, формирование платежеспособных рынков сбыта. [4] По программе занятости населения существует возможность привлечения средств для повышения уровня квалификации специалистов. Возможностью района также является активизация развития малого предпринимательства. Реализация программ по поддержке малого бизнеса увеличит возможность средних и малых предприятий привлечь инвестиций для запуска или оптимизации их производства.

В следствие реализации областных и федеральных целевых программ в сфере здравоохранения, а также с учетом достижение лучшего качества предоставления государственных услуг в области социальной защиты населения, возможно повышение рождаемости и снижение уровня смертности населения.

К возможностям также относится более грамотное использование территориальных ресурсов. Необходимо совершенствование учета земельных участков и объектов недвижимости, формирование банка данных свободных земельных участков и недвижимости.

Одна из угроз Люберецкого района — планомерное загрязнение окружающей среды и, в следствие неблагоприятных экологических условий, — увеличение роста заболеваний, связанных с дыхательной системой и кровообращением.

Рост более конкурентоспособных предложений для квалифицированных специалистов по месту их работы и жизни может привести к сильному оттоку рабочей силы из Люберецкого района. Также вероятно обострение конкуренции, в том числе приход на территорию района крупных торговых корпораций, предлагающих товары и сопутствующие услуги по ценам намного ниже, чем у субъектов малого бизнеса.

К угрозам Люберецкого районо также относятся:

  1.                Увеличение социально-экономической напряженности в районе, массовые сокращения/увольнения;
  2.                Уменьшение возможностей бюджета Люберецкого района для поддержки среднего и малого предпринимательства;
  3.                Низкое качество оказании социальных услуг, неполное удовлетворение потребностей населения;
  4.                Снижение платежеспособности физических и юридических лиц;
  5.                Переоформление предприятий и организаций (в филиалы и структурные подразделения), ликвидация и реорганизация.

Для преодоления угроз и слабых сторон, а также для более эффективного использования преимуществ, разработаны предложения по стабилизации развития некоторых сфер Люберецкого района.

У района есть возможность принять участие в реализации приоритетных государственных программ «Образование», «Здоровье», Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие АПК», а также разработать долгосрочные программы развития, ориентированные на улучшение качества жизни населения. [14] Предприятиям Люберецкого района необходимо разрабатывать их собственные программы развития, которые должны быть ориентированы, в первую очередь, на обновление производственных мощностей и внедрение ресурсосберегающих и снижающих себестоимость производства технологий.

Новый социально-ориентированный сценарий должен предусматривать стабилизацию развития путем обновления технологий и ориентироваться на разностороннее развитие и разнообразие экономической деятельности в районе. Также необходимо сделать ставку на снижения вредного воздействия отходов производства, модернизировать и развивать инженерную и социальную инфраструктуру, повышать качество жизни населения.

Инвестиционные проекты должны быть реализованы в следующих направлениях: развитие местных предприятий малого и среднего бизнеса, диверсификация экономики города и повышение уровня развития человеческого капитала, повышение качества социального обеспечения граждан.

Проведен также PEST-анализ Люберецкого района, в ходе которого были выявлены политические, социально-культурные, технологические и экономические факторы, имеющие самое большое влияние на социально-экономическое развитие района.

Что касается политических факторов, то выборы депутатов в Государственную думу РФ в 2016 году не повлияют на политическую и экономическую ситуацию в стране. Сильная позиция партии «Единая Россия» является гарантом сохранения политического курса страны. Изменение законодательства, способное ухудшить социально-политическую картину общества, маловероятно. К тому же, направленность и темп структурных и институциональных реформ в России, общее улучшение институциональной и правовой среды, успешная защита прав собственности — все это создает благоприятный климат для дальнейшего развития Люберецкого района.

В связи с планомерным увеличением притока населения, растущим спросом на недвижимость и ростом предпринимательской активностью, на территории Люберецкого района необходимо оптимизировать движение на главной транспортной артерии и сделать район более транспортно-доступным. Данные задачи будут решены в ходе реализации муниципальной программы «Развитие транспортной системы на территории Люберецкого района на 2015–2019 годы». Будут введены в эксплуатацию новые транспортно-посадочные узлы, увеличится количество машиномест на перехватывающих парковках и парковках общего пользования, также проведутся работы по снижению риска дорожно-транспортных происшествий.

К социально-культурным факторам относятся изменения в стиле и уровне жизни населения на территории Люберецкого района, которые происходили и будут происходить на фоне стабильного развития его экономики. Под влиянием СМИ происходят изменения в отношении населения к труду и отдыху, будет происходить пропаганда здорового образ жизни, возникать новые здоровые традиций. В новых условиях необходимо развитие туристической, культурной, спортивной отраслей, которые должны быть ориентированы на организацию досуга граждан и гостей муниципального образования. С этой целью на территории Люберецкого района реализуются муниципальные программы «Физическая культура и спорт» и «Молодежь» на 2014–2016 годы, целями которых является создание на территории района современных условий для занятий спортом и физической культурой и в целом создание для молодых людей оптимальных условий для благоприятной адаптации к жизни с учетом их индивидуальных особенностей и социального статуса.

Из-за высокого уровня загрязнения воздуха, а также неудовлетворительного состояния окружающей среды в целом, возможен отток населения, снижение потребительской активности в сфере недвижимости, а также увеличение болезней и социально-демографические проблемы (высокий уровень демографической нагрузки на трудоспособное население, низкая продолжительность жизни, высокий миграционный прирост населения). В районе существует острая необходимость постройки более современных очистных сооружений и предприятий по переработке бытовых отходов и отходов производства. Эти задачи планируется решить в ходе реализации программ «Экология» и «Здравоохранение» Люберецкого района на 2014–2016 годы. Планируется достигнуть стабилизации экологической обстановки в районе, обеспечения конституционного права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и увеличения продолжительности жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и улучшения качества оказания медицинских услуг.

Увеличение недовольства населения из-за неэффективной замены ветхого и аварийного жилья может привести к ухудшению имиджа района и сказаться на инвестиционной привлекательности. Интенсивная застройка района без учета нужд населения (только с целью экономической выгоды) чревата оттоком и снижением спроса на недвижимость. Темпы жилищного строительства при этом не должны опережать темпы строительства объектов социальной инфраструктуры: детских садов, школ, поликлиник.

К технологическим факторам относится увеличение внедрения новых технологий, которые начнут применяться при производстве местной продукции в ближайшие годы. Данные изменения могут привести к высвобождению рабочих и служащих за счет автоматизации производства. Исходя из этого, возможен рост структурной безработицы. Однако новые строящиеся предприятия смогут дать достаточное количество рабочих мест для высвобождающихся работников. В данном направлении необходимо приложить большие усилия, что позволит исключить, или хотя бы минимизировать рост безработицы.

С учетом общеэкономической ситуации в России, кризиса и упадка во многих направлениях, возможен отток кадров и уменьшение предпринимательской активности. Для поддержки предпринимательства на территории района реализуется программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на 2014–2016 годы», задачами которой является информационное и научно-методическое обеспечение малого и среднего бизнеса, содействие росту конкурентоспособности, продвижение продукции субъектов малого и среднего бизнеса и развитие инвестиционной активности.

Постоянное увеличение маятниковой миграции трудоспособного населения, вызванное более высоким уровнем оплаты труда в Москве, может привести к катастрофической нехватке рабочей силы в Люберецком районе и значительному увеличению социально-экономической напряженности. [8] Для решения этой проблемы необходимо осуществлять территориальное выравнивание различных частей Московской по уровню социально-экономического развития. Выравнивание должно проходить на базе снижения центростремительности и распределения строительной активности в периферийные части Московской области. Необходимо изменить систему пространственного распределения по местам жительства и местам приложения труда, направлениям объемов и трудовой миграции, а также в целом расширить возможности выбора рабочих мест.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что Люберецкий район Московской области стабильно развивается, все больше увеличивается его инвестиционный и социальный потенциал. Администрация района вовремя реагирует на недостатки и устраняет их с помощью вышеуказанных муниципальных программ. Еще недавно развитие Люберецкого района было направлено на повышение предпринимательской активности, развитие промышленности и активную застройку территории. Сейчас, когда в этих направлениях уже достигнут определенный результат, приоритеты сменились. Теперь главный ориентир — это улучшение качества жизни населения, обеспечение всеми необходимыми социальными нуждами и возможность получения хорошего образования. С этой целью на территории района реализуются программы «Развитие системы образования на 2014–2016 годы» и «Культура Люберецкого района на 2014–2016 годы». С помощью этих программ к концу 2016 года планируется обеспечить все условия для получения качественного образования и профессионального роста независимо от состояния здоровья обучающихся, материального и социального положения их семей. Будет полностью модернизирована культурная среда, ее совершенствование в творческой и технологической сферах, повысится роль культуры в образовании. Полностью изменится досуг жителей района. Также, в результате всех изменений, поменяется контингент проживающего населения: появится больше перспективных специалистов, студентов и молодых семей.

 

Литература:

 

  1.                Устав Люберецкого района [Электронный ресурс]: http://www.lubreg.ru/files/ustav/ %D1 %83 %D1 %82 %D1 %81 %D1 %82 %D0 %B0 %D0 %B2 %20 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B9 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %B0.pdf
  2.                Портал Люберецкого района Московской области [Электронный ресурс]: http://www.lubreg.ru/
  3.                Официальный сайт администрации г. Люберцы [Электронный ресурс]: http://www.luberadm.ru/
  4.                Бюджет Люберецкого муниципального образования [Электронный ресурс]: http://www.lubreg.ru/Archiv/budget/
  5.            Муниципальная программа «Развитие транспортной системы на территории Люберецкий муниципальный район Московской области на 2015–2019 годы»;
  6.            Решение об утверждении Комплексной программы социально-экономического развития города Люберцы на 2012–2016 годы;
  7.            Решение Совета депутатов Люберецкого района МО от 06.06.2007 N 212/24;
  8.            Дубейко И. В. Проблемы маятниковой миграции // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 334–337;
  9.            Понявина М. Б. Организация маркетинга корпоративного туризма, Москва — МЭСИ, 2014г. С. 167.
  10.            Колесников, В. А. Территориальный фактор обеспечения муниципальных интересов // Москва, Издательство: СГУ, 2009;
  11.            N 213/24 «Об утверждении Комплексной программы социально-экономического развития Люберецкого района на 2007–2011 гг».;
  12.            Об итогах работы за 2011 год и основных задачах социально-экономического развития Люберецкого района и г. Люберцы на 2012 год [Электронный ресурс]: http://lubreg.ru/news/news_2904.html
  13.            http://www.msko.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/msko/ru/about/departments/f9e60e804f1a40a986cf9e149d0ea7d8
  14.            Официальный портал Люберецкого района Московской области [Электронный ресурс]: http://www.lubreg.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle