Библиографическое описание:

Жалилов Б. Н. Структура социологии // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 912-914.



 

В статье рассматривается структура и специфика социологии, также актуальные проблемы в сфере фундаментальной и прикладной социологии.

 

Структура — это основные элементы, их расположение, соотношение, порядок в науке. Она зависит от уровня развития науки и ее элементов. Наука может представлять собой систему в том случае, если выработаны единые основания, общие категории и понятия, когда имеется логическая связь между различными уровнями и формами познания. [1] Одним из мерных был Э. Дюркгсйм. Он выделял социально- философский, собственно социологический и культурологический аспекты социологии. Первый предполагает исследование общих с философией проблем бытия, сознания, выработку категорий и методологии. Второй собственно социологический — исследует проблемы индивида и общества, сущности социальной реальности. Эти два аспекта составляют общую социологию, которая занимается определением общих источников, законов явлений общественной жизни Культурологический аспект представляет собой совокупность социологий отдельных областей общественной жизни: морали, религии, труда и др. Система по Э. Дюркгейму основана па его концепции социологизма, своеобразно трактующей социальную реальность, как порождение морально-этических, эстетических, религиозных и других представлений общества и строится на позитивистском отождествлении индивидуального и общественного. Принципиально иную систему социологии предлагает феноменология, одно из ведущих направлений теоретической социологии в последние десятилетия. Источником социальности рассматривается индивид, а точнее — его сознание. В своей ежедневной жизни индивид объясняет, описывает, придает значение различным событиям и вырабатывает цели. Эти процессы сознания не несут принципиальной разницы от процессов научного мышления, поэтому социология должна строиться на базе обыденных представлений, а также проследить, каким образом они превращаются в научные категории и понятия. Поэтому социологическая наука должна быть наукой об интерпретирующей деятельности сознания индивидов и вырабатывать методы, изучающие эти процессы в различных сферах жизни общества. Вывод из вышесказанного один — можно говорить о множественности оснований социологической науки, недостаточной исследован- почти различных сфер общественной жизни, отсутствии единого категориального и методологического аппарата. Следует говорить не о единой системе социологии, но о структуре, строении, характеристике основных компонентов их соотношении и значении. Социология в настоящее время обладает сложной структурой. Она включает в себя фундаментальные и прикладные направления, теории и эмпирические исследования, специальные области и отраслевые направления развития. В ходе исторического развития наука формируется прежде всего как фундаментальная, затем в первой трети XX века широкое распространение приобретают эмпирические исследования, на базе которых оформляются прикладные и специальные направления. Социология как бы совершает крути в своем развитии от общих принципов к специализации и наоборот. В настоящее время она вновь возвращается в лоно фундаментальных проблем, целостного анализа социальной жизни, общих принципов. Плюрализм теоретических подходов, различие исходных оснований, методологических принципов порождают не только чисто теоретические трудности, но и трудности в практике проведения эмпирических исследований. Вместе с тем именно многомерность и многообразие направлений поиска обеспечат создание системы социологии, имеющей единые основания, общие категории и понятия, логическую связь, соподчиненность элементов, общие принципы и методы, структуру социологии можно рассматривать различно. Наиболее часто встречающимся ее определением является выделение теоретической социологии, методологии и эмпирических исследований. Однако более полную и обстоятельную характеристику структуры дают фундаментальные и прикладные направления, теоретические и эмпирические исследования, специальные и отраслевые области. Они находятся в сложных взаимоотношениях между собою, иногда соединяются, а иногда отвергают друг друга. Рассмотрим каждое направление в отдельности. Фундаментальная социология отличается от других элементов уровнем, масштабом и значением решаемых проблем. Она занимается сущностными проблемами, на высшем уровне абстрагировании, в целях создания общих концепций о законах развития и формах существования социального мира. Представляет собой множество школ и направлений, из которых можно выделить три основных аспекта теоретических поисков оснований науки. Первый, онтологический, представляющий собою решение вопросов о сущности социальной реальности, являющейся объектом типологии, о формах ее существования. Онтология, как учение о бытии сущего, возникает в философии и составляет главную проблематику науки. В социологии вопросы онтологии поднимаются в послевоенное время, а более основательно — в последние десятилетия. Это связано с так называемым «позитивистским» кризисом, суть которого состоит в разочаровании результатами развития социологии на сциентистских началах, т. е. по аналогии с естественными науками, традиционными научными методами. Возникает потребность в пересмотре на только форм и методов познания, но и решить вопросы о сущности объекта социологии, уровнях и критериях познания. Центральный онтологический вопрос социологии — вопрос об источнике и бытии социального процесса о том, является ли основа естественно-природной или она коренится в духовных фактора. Возможно, ни то, ни другое, а результат взаимодействия, но чего с чем: условий и индивида, или индивида и группы, а, возможно, речь идёт об общем социальном взаимодействии институтов, отношений, идей и взглядов. Вопрос о сущности реальности, изучаемой социологией, сложен, требует дальнейших исследований. Онтологические проблемы так или иначе решаются всеми теоретическими направлениями социологии. Более пристальное внимание онтологической проблематике уделяют экзистенциальная, феноменологическая школы и особенно реалистское направление, получающее влияние и распространение в последнее время в Западной Европе. Реализм, как утверждает один из его представителей У. Аутвейт — это онтология здравого смысла, новая концепция, предполагающая поиск «прочных», «устойчивых» объектов в окружающем мире. [2]

Социальная реальность рассматривается как устойчивое взаимодействие людей, результат постоянного порождения структурами, в качестве которых понимаются классы, процессы, интерпретации. Реалистское направление выделяет различные уровни, слои, реальности, такие, как сферы реального, актуального и эмпирического что имеет важное методологическое значение. В заслугу данного направления можно поставить стремление найти общие основания для определения связи этих слоев реальности между собою, их места и значения в формировании и функционировании социальной реальности. Фундаментальная социология занимается не только разработкой теоретических оснований, но и общесоциологических фундаментальных принципов познания. Вопросы о сущности социологического познания, объективности знания, о применимости тех или иных принципов и подходов также входят в круг решаемых ею проблем. На базе различных теорий вырабатываются такие фундаментальные принципы, как системности, функционального подхода, причинности «понимающий» подход и др. В соответствии с решением вопросов о сущности социальной реальности, о законах ее развития и месте человека в социальном мире, формируются определенные методы социологии. В ходе развития пауки меняется круг исследуемых проблем, направления исследований, однако сохраняются коренные, фундаментальные проблемы, имеющие общее принципиальное значение для науки: объект и предмет социологии, сущность социальной реальности, законы ее развития, место и значение человека в мире и др. Целью фундаментальной социологии является создание целостной картины социального мира, определение источников и форм его развития. Первоначально фундаментальные теории опираются на развитие естественной науки, биологию, физику. Основоположники социологии стремились создать новую науку, имеющую такую же экспериментальную и эмпирическую базу, как эти науки. Прикладные исследования включают в себя как теоретическое, так и эмпирическое знание, преобразуя его для выработки практических рекомендаций по совершенствованию деятельности в различных областях общественной жизни. Становясь элементом системы управления, прикладные исследования выполняют общественную функцию науки, реализуют ее достижения в практической деятельности. По своей практической ориентации они иногда противопоставляются научным. Поэтому одна из важнейших методологических проблем прикладной социологии проблема соотношения полезности и объективности.

 

Литература:

 

  1.      Штомпка П. «Много социологий для мира. Социс, 1991, № 2.
  2.      Мертон К. Sоciаl ргоblems апd Sociologial Тhегу. Сопtеmрогагу. Sоciаl Pгоblems. 1961.
  3.      Логика социологического исследования. М., Наука. 1987.
  4.      Дж. Тернер. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985
  5.      Рихтаржик К. Социология на путях познания. М.: Прогресс, 1981.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle