Библиографическое описание:

Тесленко М. О. Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 601-604.



 

Реализация пенсионной реформы является одной из главных задач нашей страны. От того, насколько качественно будет решена данная задача, будет зависеть решение комплекса проблем макроэкономического плана. В ряде мировых стран система построения пенсионной системы существенно влияет на такой показатель как уровень сбережений, а следовательно и на масштабы инвестиционного процесса.

Пенсионная система России до внедрения реформы была построена по принципу распределения. Долгое время считалось, что данной системе не может быть никакой замены, что производить обеспечение жизни пожилого населения является возможным только за счёт перераспределения ВВП между поколениями.

Но фактически два десятилетия назад очевидность эффективности распределительной системы была поставлена под явное сомнение фактически во всем мире. Во многих мировых странах пенсионная система базируется на принципе накопления. В некоторых странах система накопления сочетается с системой распределения.

Стоит отметить, что пенсионная система является основным базовым показателем стабильного социального развития общества, т. к. она затрагивает интересы в первую очередь нетрудоспособного населения (более 25–30 %) любой страны, а косвенно затрагивает интересы фактически всего трудоспособного населения. В настоящее время в нашей стране проживает свыше 40 млн. престарелых, членов семей потерявших кормильца и инвалидов.

Вопрос о глобальном изучении пенсионной реформы в России в настоящее время весьма актуален. Введенные новшества в пенсионной системе несут в себе задачи, которые предполагают решить накопившиеся проблемы ранее действовавшей пенсионной системы. Главными проблемами являются рост уровня пенсионного обеспечения граждан, достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в систему.

С 2015 года в Российской Федерации действует новый порядок назначения пенсий. Перед людьми, которые производили разработку новой пенсионной формулы, ставились следующие задачи:

                    обеспечить гарантию стабильного и приемлемого уровня пенсионного обеспечения населения;

                    создать необходимые условия для достижения финансовой сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

                    сохранить приемлемый размер страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет;

                    обеспечить гражданам гарантии пенсионного обеспечения на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;

                    увеличить роль трудового стажа при расчете размера пенсии и формировании пенсионных прав.

Принципиально изменились правила формирования страховой части пенсии. Накопительная часть будет формироваться на прежних условиях.

При расчете страховой части пенсии было введено понятие «годовой пенсионный коэффициент», который показывает соотношение между фактическим официальным размером заработной платы работника и максимальной величиной зарплаты, с которой работодателем уплачиваются страховые взносы в Пенсионный Фонд России. Следовательно, чем выше зарплата, тем выше данный коэффициент. Максимальное его годовое значение равняется 10. Перед выходом человека на пенсию все эго коэффициенты суммируются. Полученная величина умножается на показатель «стоимость пенсионного коэффициента», которую каждый год будет рассчитывать правительство РФ исходя из экономической ситуации в стране и поступлений в Пенсионный Фонд.

Министр Труда и соцзащиты Максим Топилин подчеркнул, что при введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав. [1] Тоесть все пенсионные права, сформированные до 2015 года остались сохранены, и уменьшены быть не могут.

Трудовая пенсия по старости становится разделена на две самостоятельные части — страховую и накопительную.

По мнению экспертов «Российской Газеты», ФЗ «О страховых пенсиях» показывает россиянам выгоду в более позднем выходе на пенсию, поскольку согласно новой формуле расчёта пенсий, выходить на пенсии по старости в положенный срок не очень выгодно. К примеру, если женщина выйдет на пенсию на пять лет позже — в 60, то размер ее страховой пенсии вырастет в 1,5 раза; на 8 лет — 1,9 раза.

Особое негативное влияние на формирование пенсионных обязательств оказывают неформальная занятость или «серые зарплаты». По данным исследований ученых РАНХиГС, которые исследования ведут с 2001 года, в настоящее время примерно каждый девятый россиянин (11,9 %) занят только на теневом рынке труда. В целом же доля трудоспособного населения, которое использует теневые схемы трудоустройства достигает 41 %. Это около 22,5 млн. экономически активных граждан РФ. По подсчетам специалистов, в этом случае неуплата страховых взносов оценивается на сумму в 311 миллиардов рублей. Данная ситуация имеет отрицательное влияние для бюджета России, так как происходит существенное снижение налогооблагаемой базы. Это отражается не только на бюджете страны, но и на самих участниках неформальных взаимоотношений, выражаясь в полной незащищенности их трудовых прав. В подобной ситуации происходит снижение коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, возникает необходимость роста страховых взносов или трансфертов из федерального бюджета. Сегодня коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости составляет в среднем по стране 36,2 %. При сохранении нынешних правил в пенсионной системе к 2030 году он упадет до 25 %, к 2040 году будет еще меньше. [2]

Для сравнения рассмотрим показатели коэффициента замещения в странах с развитой рыночной экономикой (таблица 1).

 

Таблица 1

Коэффициенты замещения (среднемесячная пенсия в % к среднемесячному заработку) в странах с развитой рыночной экономикой, 2014г.

Страна

Коэффициент замещения в 2014 г., %

США

58

Германия

56

Франция

69

Великобритания

50

Испания

69

 

Согласно введенной реформе 2015 года существенно изменились права на пенсию, порядок её начисления и исчисление трудового стажа: право на пенсионное обеспечение будет давать индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) величина которого зависит от стажа, заработной платы и возраста выхода на пенсию.

Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле [3]:

СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ = СУММА ПЕНСИОННЫХ БАЛЛОВ * СТОИМОСТЬ ПЕНСИОННОГО БАЛЛА (В ГОДУ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ) + ФИКСИРОВАННАЯ ВЫПЛАТА

или

СП=ИПК * СИПК + ФВ, где:

СП — страховая пенсия;

ИПК — сумма всех пенсионных баллов, начисленных на дату назначения гражданину страховой пенсии;

СИПК — стоимость пенсионного балла в году назначения страховой пенсии. В 2015 году = 71,41 руб. Ежегодно индексируется государством.

ФВ — фиксированная выплата. На 1 февраля 2015 года = 4383,59 руб. Ежегодно индексируется государством.

Таким образом, расчет страховой пенсии в 2015 году осуществляется по формуле:

СП = ИПК * 71,41 + 4383,59

Исходя из вышеизложенных моментов пенсионной реформы 2015 года можно сделать следующие выводы:

                    выросли требования по минимальному стажу для назначения пенсии — 15 лет;

                    государство берёт на себя ответственность только за страховую часть пенсии;

                    при недостатке стажа и пенсионных коэффициентов оформить пенсию гражданин сможет на 5 лет позже установленного законом срока.

Рассмотрим прогноз численности пенсионеров до 2020 г., который был разработан Управлением актуарных расчетов на основе долгосрочного демографического прогноза (таблица 2).Исходя из него видно, что увеличение численности пенсионеров сохранится на весь рассматриваемый период, что наряду с тенденцией систематического снижения численности населения приведет к значительному увеличению нагрузки пенсионной системы на население.

 

Таблица 2

Численность пенсионеров на период с 2010 г. по 2020 г., тыс. чел. [4]

Годы

Всего пенсионеров

Пенсионеры, получающие трудовые пенсии

В том числе пенсионеры, получающие пенсии

по старости

по инвалидности

по потере кормильца

2010

39483,4

37859

32662,7

3969,5

1227,6

2015

42108.1

40521

35012,1

4109,1

1400,5

2020

43333,3

41788

36452,2

4350,9

985,2

 

Из анализа таблицы 2 следует, что к концу рассматриваемого периода численность пенсионеров возрастет до 43,3 млн. чел. Следует отметить, что рост численности пенсионеров будет происходить по большей части за счет получателей пенсий по старости, ежегодный прирост которых будет составлять 1–2 %.

На данный момент система пенсионного обеспечения имеет большое число острых проблем, которые требуют скорейшего решения. Существующая в настоящее время система является не самой лучшей для экономики страны и в то же время не может обеспечить даже минимальных потребностей внушительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением.

С высокой степенью вероятности можно спрогнозировать тот факт, что последствия экономического кризиса, негативная демографическая ситуация в России в ближайшие годы потребует огромных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения.

Нормативно-правовое обеспечение пенсий в РФ имеет очень сложную структуру, но, к сожалению, не совсем эффективную, и еще достаточно много времени потребуется, чтобы усовершенствовать данную систему, сбалансировать её, заставить работать.

Одной из важнейших составляющих последующих работ по совершенствованию пенсионной реформы России должна стать комплексная разработка перспектив развития обязательного накопительного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения наряду с совместным решением других вопросов развития пенсионной системы.

 

Литература:

 

  1.                Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 12.03.2014).
  2.                Базитова Т. Н., Сираева Р. Р. На пути совершенствования пенсионной системы [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://novainfo.ru/archive/30/sovershenstvovanie-pensionnoy-sistemy
  3.                Пенсионный Фонд России [Электронный ресурс]//Режим доступа: http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensions/kak_form_bud_pens/
  4.                Соловьёв А. К. Экономика пенсионного страхования: учеб. Пособие для вузов –М.:ЮНИТИ-ДАНА,2006, с.36.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle