Автор: Бады-Байыр Аймаа Азиатовна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.11.2016

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Бады-Байыр А. А. Концептуальные решения пенсионного реформирования в России, принятые в годы кризиса в пенсионном обеспечении (1995 -2001 годы) // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 323-326.



Анализируется ход пенсионной реформы, проводимой в период с середины 90-х годов ХХ века до 2001 года. Отражаются законодательные решения, принятые в этот период. В статье также показана взаимосвязь государственного, негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Ключевые слова: система пенсионного обеспечения, пенсионная реформа, пенсия, негосударственное пенсионное обеспечение, государственная пенсия, негосударственная пенсия, обязательное пенсионное страхование

К середине 90-х годов ХХ века стало очевидным, что действующая система пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем. С учетом особенностей переходного периода к рыночным отношениям, федеральные органы государственной власти подготовили Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» [9]. В Концепции были определены основные цели реформы, среди которых были названы следующие: достижение финансовой стабильности пенсионной системы, реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, развитие государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования, совершенствование управления пенсионным обеспечением и его адаптация к рыночным отношениям, рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий. Следует отметить, что именно в этой Концепции впервые было введено понятие трехуровневой системы пенсионного обеспечения, при этом предлагаемые изменения государственной системы сводились в основном к корректировке ее отдельных параметров. Этот вариант пенсионной реформы, как отмечают исследователи, был самым консервативным из всех появившихся за последние годы, так как в принципе он не учитывал долгосрочный фактор старения населения [12].

В Концепции выделялись следующие уровни пенсионного обеспечения.

Первый уровень — базовая пенсия, которая должна предоставляться всем гражданам, независимо от основания назначения пенсии и трудового стажа, Она назначается в твердых размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера, выплачивается только неработающим пенсионерам. Предусматривалось, что на переходный период базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии, при сохранении социальной пенсии.

Второй уровень — трудовая (страховая) пенсия. В ходе реализации положений Концепции предстояло привести в соответствие условия предоставления и размер пенсии с объемом участия каждого конкретного лица, выражаемым в продолжительности социального (пенсионного) страхования [14] и величине уплаченных взносов. При разработке документа учли практику невыплат зарплаты и неформальных отношений в сфере оплаты труда в 1990-е годы: для достижения сбалансированности пенсионной системы предлагалось перейти от расчета пенсии на основе трудового стажа и начисленной зарплаты к расчету на основе страхового стажа и заработка, с которого уплачивались взносы.

Третий уровень — негосударственная пенсия, которая рассматривалась как дополнительная по отношению к первым двум и была возможна в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей или территорий, а также в форме личного пенсионного накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях. Мысль о необходимости развития негосударственного пенсионного обеспечения как дополнительного источника доходов пенсионеров впервые прозвучала именно в этой Концепции.

Концепция заложила создание персонифицированного учета, что сыграло важную роль в улучшении качества управления пенсионной системой. В целях исполнения положений, заложенных в Концепции, вскоре был принят Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [1], который, с учетом последующих изменений, действует и по сей день. Названный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [2], а также сведений о детях.

С изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» [10] появились в России негосударственные пенсионные фонды. В Указе, в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции, провозглашалось право предприятий, учреждений, организаций, банков, коллективов граждан, общественных объединений учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан. Для обеспечения реальной защиты пенсионных накоплений граждан в негосударственных пенсионных фондах была создана Межведомственная комиссия по оценке рисков инвестиций негосударственных пенсионных фондов, в которую включались представители Министерства экономики Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. В Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации 1995 года было уделено существенное внимание развитию негосударственного пенсионного обеспечения. Как следует из содержания Концепции, для достижения стабильного и устойчивого функционирования пенсионной системы необходимо обеспечивать допустимое и разумное сочетание государственного и негосударственного пенсионного обеспечения. Современные экономические реалии страны доказывают, что только за счет финансовых ресурсов государства невозможно обеспечить достойный уровень жизни граждан пенсионного возраста, конечно, если существенно не увеличивать ставки налогов и (или) страховых взносов в Пенсионный фонд России. Однако существенное увеличение этих платежей может нанести непоправимый ущерб национальной экономике. Следовательно, вопросам развития негосударственного пенсионного обеспечения необходимо уделяться должное внимание. Вскоре последовало и законодательное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов. Так, был принят Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [3], который, с многочисленными последующими изменениями, действует и по настоящее время. Названный Федеральный закон регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию, реорганизации и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Негосударственные пенсионные фонды сыграли существенную роль в реализации пенсионной реформы в Российской Федерации, в рамках которой в повседневную практику были введены элементы накопительной пенсионной модели. Первое десятилетие системы негосударственного пенсионного обеспечения, конечно, было относительно неэффективным. Однако это десятилетие показало, все-таки, жизнеспособность в нашей стране таких инструментов, как негосударственное пенсионное обеспечение и негосударственные пенсионные фонды. Несмотря на то, что негосударственное пенсионное обеспечение в России переживало подъем в 90 годы ХХ века, следует констатировать, что дополнительное пенсионное обеспечение не заняло ожидаемого реформаторами места в пенсионной системе. Масштабы частных пенсионных накоплений в экономике страны также оставались, да и остаются сейчас, не такими большими, как видилось первоначально.

Обратим попутно внимание на то, что сущность пенсии трактуется разными исследователями единообразно как для государственного, так и для негосударственного пенсионного обеспечения. В частности, пенсия рассматривается как «вид денежной защиты населения» [11], как «денежная выплата из системы социальной защиты» [15], как «денежное обеспечение, регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении пенсионного возраста в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других предусмотренных законом случаях» [13].

Проводимая в середине 90-х годов пенсионная реформа так и не разрешила до конца накопившиеся проблемы в пенсионном обеспечении. Долги перед пенсионерами в этот период продолжали расти, поэтому с середины 1996 года и до октября 1997 года ни минимальная пенсия, ни компенсации не повышались, поскольку правительство пыталось погасить накопившиеся долги. Стало очевидным, что реформу следует продолжать, а главное — совершенствовать ее отдельные направления. Развитие идей, заложенных в Концепции 1995 года, произошло в 1997 году, когда были внесены изменения в принятую Концепцию. Исследователи этого периода пенсионной реформы отмечают, что изменения, внесенные в Концепцию в 1997 году, носили подлинно реформаторский характер. Пенсионная реформа вышла за рамки министерств, отвечавших за социальную политику, и стала рассматриваться как неотъемлемая часть экономических реформ во многом благодаря тому, что за основу был взят опыт радикальной пенсионной реформы в Чили и модель многоуровневой пенсионной системы, предложенная в 1994 году Всемирным банком [13].

В этот период, в частности, был решен вопрос об усилении связи пенсии с прошлым трудовым вкладом пенсионера. Пенсионерам было предоставлено право выбирать, на основе каких правил — 1990 или 1997 года — рассчитывать пенсию, при этом сохранялись ранее действовавшие правила расчета пенсий.Всоответствии с новыми правилами 1997 года пенсия определялась умножением индивидуального коэффициента пенсионера на среднемесячную зарплату в стране в предшествующий назначению или перерасчету пенсии квартал. Законодательно это решение оформляется принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» [4],который и установил правило о том, что государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [6], в связи с ростом заработной платы в стране, подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.

Результатом дальнейшего проведения пенсионной реформы стала Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 463 [8]. В ней были сохранены три уровня пенсионного обеспечения. Согласно Программе 1998 года трудовая пенсия должна была складываться из двух частей: большей, условно-накопительной, и меньшей накопительной. Такой вариант, по мнению реформаторов, больше подходил для России, поскольку в стране еще слабо был развит рынок ценных бумаг. Таким образом, дискуссионный вопрос — переходить ли к накопительному методу страхования в качестве основного элемента трудовой пенсии или ограничиться модернизацией распределительной пенсионной системы — был решен в пользу смешанного варианта.

Законодательное оформление положений Программы 1998 года произошло только в 2001 году,поскольку дефолт 1998 года не позволили это сделать раньше. В конце 2001 года были приняты соответствующие федеральные законы: от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [8], от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государтвенном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [8], от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [7]. Все они вступили в силу с 1 января 2002 года, поэтому стало принято говорить о пенсионной реформе 2002 года.

К недостаткам реформы 2002 года, можно отнести нечеткое прогнозирование негативных демографических процессов в стране. Сейчас тенденция такая, что пенсионеров становится все больше, возрастает нагрузка на Пенсионный фонд России. Эта негативная тенденция будет продолжаться в обозримом будущем, если, конечно, средняя продолжительность жизни будет расти, а также будут расти абсолютные размеры пенсионных выплат.

Опыт пенсионного реформирования, особенно в кризисное время для пенсионного обеспечения (1996–2001годы), следует изучать и осмысливать для принятия взвешенных оптимальных решений при осуществлении пенсионного реформирования в дальнейшем. Ведь события этого периода определили принципиально новые реформаторские подходы в пенсионном обеспечении в нашей стране.

Литература:

  1. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // КонсультантПлюс, 14.09.2016.
  2. Федеральныq закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // КонсультанПлюс, 14.10.2016.
  3. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О негосударственных пенсионных фондах» // КонсультантПлюс, 20.10.2016 г.
  4. Федеральный закон от 21.07.1997 N 113-ФЗ (с изм. от 30.12.2001) «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий (документ утратил силу с 1 января 2002 г. ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.
  5. Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ// Российская газета. 18.12.2001. № 245.
  6. Федеральный закон Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ // КонсультантПлюс, 23.10.2016
  7. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 20.12.2001. № 247.
  8. Постановление Правительства РФ от 20.05.1998 N 463 (ред. от 17.09.1999) «О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации» // КонсультантПлюс, 30.10.2016.
  9. Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 N 790 (ред. от 30.05.1997) «О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» // КонсультантПлюс, 12.09.2016.
  10. Указ Президента РФ от 16.09.1992 N 1077 (ред. от 12.04.1999) «О негосударственных пенсионных фондах» (документ утратил силу с 21 октября 2004 г. в связи с изданием Указа Президента РФ от 21.04.2004 г. № 1320) // КлонсультантПлюс, 14.10.2016.
  11. Бурджалов Ф. Э. Современная социальная политика: между планом и рынком. М.: Гардарики, 1996. С. 98
  12. Кирилловых, А. А. Развитие пенсионной реформы и проблемы ее правового обеспечения / А. А. Кирилловых // Социальное и пенсионное право. — 2011. — № 1. — С. 21–26.
  13. Новый экономический словарь / под ред. Юрского П. Я. Р/Д: Феникс, 2008. С. 245
  14. Синявская О. В. История пенсионной реформы в России [Электронный ресурс]:http://www.ru90.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=428:2010–05–16–23–29–05&catid=50:novosti-istoriografii&Itemid=114
  15. Суринов Е. А. Доходы населения. Опыт количественных измерений. М.: Финансы и статистика, 2000. С. 38
Основные термины (генерируются автоматически): пенсионного обеспечения, Российской Федерации, пенсионной реформы, негосударственного пенсионного обеспечения, Российской Федерации», негосударственных пенсионных, системы пенсионного обеспечения, Федеральный закон, пенсионной системы, реформы системы пенсионного, «О негосударственных пенсионных, пенсионном обеспечении, негосударственных пенсионных фондах», негосударственных пенсионных фондов, Правительства Российской Федерации, Российской Федерации «О, пенсионного реформирования, постановлением Правительства Российской, система пенсионного обеспечения, обязательном пенсионном страховании.

Ключевые слова

пенсионная реформа, негосударственное пенсионное обеспечение, система пенсионного обеспечения, пенсия, государственная пенсия, негосударственная пенсия, обязательное пенсионное страхование

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос