Библиографическое описание:

Шадрин В. В. Налог в пользу религиозных объединений как мера укрепления светского государства // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 804-807.



 

Согласно ст. 14 Конституции РФ и ст. 4 ФЗ от 26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях» Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом [1].

Вместе с тем на сегодняшний момент остро стоит проблема нарушения принципа светского государства и невмешательства государства и религиозных объединений в дела друг друга. Государство активно поддерживает религиозные объединения, вводя налоговые льготы и облегчая осуществление предпринимательской деятельности, в то время как религиозные объединения, пользуясь широкой финансово-экономической платформой, все чаще оказывают влияние на принятие тех или иных политических решений.

Для начала проанализируем нынешнее состояние экономической деятельности религиозных объединений на примере Русской Православной Церкви (далее — РПЦ).

Согласно Главе XX Устава РПЦ средства Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений образуются из [2]:

а) пожертвований при совершении богослужений, Таинств, треб и обрядов;

б) добровольных пожертвований физических и юридических лиц, государственных, общественных и иных предприятий, учреждений, организаций и фондов;

в) пожертвований при распространении предметов православного религиозного назначения и православной религиозной литературы (книг, журналов, газет, аудиовидеозаписей и т. п.), а также от реализации таковых предметов;

г) доходов, получаемых от деятельности учреждений и предприятий Русской Православной Церкви, направляемых на уставные цели Русской Православной Церкви;

д) отчислений синодальных учреждений, епархий, епархиальных учреждений, миссий, подворий, представительств, а также приходов, монастырей, братств, сестричеств, их учреждений, организаций и др.;

е) отчислений от прибыли предприятий, учрежденных каноническими подразделениями Русской Православной Церкви самостоятельно или совместно с иными юридическими или физическими лицами;

ж) иных не запрещенных законодательством поступлений, в том числе доходов от ценных бумаг и вкладов, размещенных на депозитных счетах.

Русская Православная Церковь может иметь в собственности здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения деятельности Русской Православной Церкви, в том числе отнесенное к памятниками истории и культуры, или получать таковое в пользование на иных законных основаниях от государственных, муниципальных, общественных и иных организаций и граждан в соответствии с законодательством страны нахождения этого имущества.

Русская Православная Церковь имеет собственное движимое и недвижимое имущество в дальнем зарубежье.

Имущество, принадлежащее каноническим подразделениям Русской Православной Церкви, является имуществом Русской Православной Церкви.

На сегодняшний день ежегодный доход РПЦ от пожертвований и из иных источников составляет 100–150 млн долларов наличными. РПЦ активно осуществляет предпринимательскую деятельность, участвуя в различных бизнес-проектах. Все подконтрольные РПЦ коммерческие предприятия (в самых различных отраслях: строительство, ресторанный и гостиничный бизнес, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство и производство продуктов питания, ритуальные услуги, услуги в сфере питания, телекоммуникации, а также банковский сектор и др.) по самым скромным оценкам приносят до 600 млн руб. в год, а стоимость активов приближается к 2,3 млрд руб. Не лишним будет упомянуть, что в период с 2003 по 2010 гг. подконтрольное РПЦ ЗАО «АО Витал» владело четвертью акций «БМВ Русланд», которая занималась импортом автомобилей марки BMW, а также то, что РПЦ осуществлял беспошлинный ввоз табачной и алкогольной продукции в 1990-х гг [3].

Что касается налогообложения, то НК РФ устанавливается следующие положения [4].

Во-первых, согласно п. 15 ч. 1 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия, находящегося в пользовании религиозных организаций. Согласно ч. 3 данной статьи не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений), производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий. Таким образом, религиозные объединения практически освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость.

В отношении налога на прибыль организаций доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены религиозной организацией в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения не учитываются при определении налоговой базы, согласно п. 27 ч. 1 ст. 251 НК РФ. Согласно ч. 2 данной статьи не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

Согласно ст. 381 НК религиозные организации освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Также религиозные организации освобождаются от земельного налога — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (с. 395 НК РФ).

Таким образом, мы видим, что РПЦ представляет собой довольно крупную коммерческую организацию, которая имеет практически неограниченные возможности в осуществлении предпринимательской деятельности, а также освобождается от уплаты некоторых налогов, тем самым лишая государство значительных доходов в бюджет. Не столь масштабное, не схожее положение занимают практически все религиозные объединения.

На наш взгляд, исправить сложившееся положение позволит введение налога в пользу религиозных объединений, иначе говоря — церковный налог.

Церковный налог — это налог, которые взымается у физических лиц для финансирования через государство того религиозного объединения, членом которого является налогоплательщик. Данный налог действует в таких странах, как Германия, Австрия, Хорватия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия, Италия, а также в некоторых кантонах Швейцарии [5].

Необходимо отметить, что такая мера не нарушает свободы совести и вероисповедания, поскольку налогом облагается не факт веры человека, а его принадлежность к той или иной конфессии. Если физическое лицо считает необходимым поддерживать религиозное объединение, то ему следует стать плательщиком данного налога. Соответственно, обязанность возникает не в связи с правом исповедовать ту или иную религию, а с обязанностью поддерживать близкое им религиозное объединение.

Из этого следует логичный вопрос: а почему бы не облагать налогом сами религиозные объединения, ведь именно они обладают огромными экономическими ресурсами? На наш взгляд, такой подход будет противоречить сути светского государства. Необходимо понимать, что государство и религиозные объединения не должны вмешиваться в дела друг друга, а введение налога на религиозную деятельность обозначит зависимость церкви от государства. В свою очередь, церковный налог способствует укреплению светского государства, поскольку с помощью своих прихожан-налогоплательщиков религиозные объединения обретают законную и обоснованную финансовую поддержку, которая делают церковь независимой от государства, выступающего лишь как посредник, передающий средства согласно установленным целям. В такой системе правоотношений государство становится более светским, поскольку устанавливается взаимный и независимый друг от друга «контроль»: государство следит за тем, чтобы религиозные объединения жили на доходы от церковного налога, а религиозные объединения следят за функцией государства как посредника между налогоплательщиками и церковью.

Трудности вызывает не столько содержание и суть налога, сколько его форма. При установлении налогов необходимо определить все элементы налогообложения [6], а с этим есть определенные затруднения. По сути, элементы налогообложения церковного налога в зарубежных странах совпадают с элементами налогообложения подоходного налога. В Германии и вовсе церковный налог является частью, «придатком» подоходного налога в виде процентной ставки. Мы считаем, что это наиболее приемлемый вариант, однако нельзя не обратить внимание на возможность введения специального налогового режима, в котором устанавливался бы особый порядок элементов налогообложения. Ставка налога, исходя из зарубежного опыта, не должна быть меньше 1–2 %.

Для реализации этой идеи необходимо решить следующие вопросы.

Во-первых, необходимо, чтобы каждое религиозное объединение прошло государственную регистрацию, поскольку только зарегистрированные религиозные организации должны иметь право на перечисление средств, уплаченных церковным налогом. Таким образом, религиозные группы как вид религиозного объединения должны быть отменены.

Во-вторых, религиозные объединения финансируются за счет средств, полученных из уплаты церковного налога. При этом осуществление ими предпринимательской деятельности должно быть ограничено только религиозными целями. Государство, как и раньше, предоставляет налоговые льготы, но не освобождает религиозные объединения полностью от уплаты налогов, а также не осуществляет передачу средств в качестве пожертвований.

В-третьих, необходимо установление максимальной границы суммы размера пожертвований физических и юридических лиц и количество осуществляемых пожертвований. При этом пожертвования физических лиц, которые не являются резидентами РФ, но являются прихожанами представительств религиозных объединений, зарегистрированных в РФ, не должны превышать размера пожертвований, установленного в РФ.

Светское государство является одной из основ конституционного строя России, а нарушение основ общества и государства чревато последствиями. Своевременные и эффективные меры по укреплению светского государства, в частности налоговые, необходимы и важны.

 

Литература:

 

  1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «СЗ РФ». 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2.      Устав Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/133149.html
  3.      Журнал «РБК» подсчитал, на что живет РПЦ // URL: http://www.rbc.ru/economics/25/07/2012/661562.shtml
  4.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // «СЗ РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
  5.      Заплати налог — и веруй спокойно! // URL: http://www.openspace.ru/article/504
  6.      Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // «СЗ РФ», № 31, 03.08.1998, ст. 3824.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle