Конституционно-правовые аспекты обеспечения свободы совести в Украине | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №11 (70) июль-2 2014 г.

Дата публикации: 15.07.2014

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Фенно, И. Н. Конституционно-правовые аспекты обеспечения свободы совести в Украине / И. Н. Фенно. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 11 (70). — С. 447-451. — URL: https://moluch.ru/archive/70/11921/ (дата обращения: 19.04.2024).

Свобода совести является категорией, отражающей положение религии в обществе, тем самым включая процессы генезиса религии в целом и религиозных институтов в частности, процессы институализации религии, сферу государственно-церковных отношений, то есть в целом состояние религиозной жизни и религиозной свободы. Осмысление свободы совести в теоретическом плане, как одной из важнейших ценностей и проявлений свободы с необходимостью приводит к анализу практической плоскости осуществления этой свободы. Ведь в правовом поле свобода совести является правом, защита которого наравне с другими правами и свободами обеспечивается в первую очередь Основным Законом Украины, и другими нормативно-правовыми документами.

В целом следует указать, что в стране за годы независимости на законодательном уровне созданы условия для предоставления государством гарантий права на свободу совести. В Конституции Украины (статья 35) гарантируется это право: «Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность. Осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей». В 1991 году принят Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», в котором в статье 3 «каждому гражданину в Украине гарантируется право на свободу совести» [1].

Обобщенно, следует указать на то, что в ежегодном Отчете Государственного департамента США о состоянии свободы вероисповедания (2012) в целом констатируется наличие правовой/политической базы для обеспечения свободы вероисповедания и существования в Украине широкой сети религиозных организаций [2]. Таким образом, следует рассмотреть более детально количественные показатели, в которых отражаются особенности религиозной ситуации в Украине. Основными среди таких показателей являются, в первую очередь, статистические данные зарегистрированных религиозных организаций и данные про нарушение законодательства Украины в сфере свободы совести.

Как свидетельствуют последние статистические данные (Источник: Информационный отчет Министерства культуры Украины «Про сеть церквей и религиозных организаций в Украине» за 2013 год, религиозная сеть в Украине по состоянию на 1 января 2014 представлена 37209 религиозными организациями (из них 35556 зарегистрированных), в том числе 89 центров и 297 управлений, 33993 религиозных общин (делами церкви занимается 32456 священнослужителей), 519 монастырей (монашеское послушание несут 6917 монахов), 206 духовных учебных заведений (учатся 18229 слушателей), 13104 воскресных школ. Освещением религиозной жизни занимаются 380 церковных печатных средств массовой информации [3].

Как свидетельствуют количественные показатели распространения и распределения религиозных организаций по территории государства, высокая концентрация их численности прослеживается на западе страны и уменьшается количество на востоке и юге. Набольшее количество религиозных организаций действует в Львовской (3061), Хмельницкой (1907) и Винницкой (1865) областях, а наименьшее — в ​​Николаевской (729), Харьковской (794), Сумской (830) и Херсонской (918) областях. По конфессиональному признаку наблюдается доминирование в Украине православия, в состав которого на начало 2014 года входит Украинская православная церковь (13012 религиозных организаций) Украинская православная церковь Киевского патриархата (4804 религиозных организаций), Украинская автокефальная православная церковь (1227 религиозных организаций). Институциональная сеть католиков на 1 января 2014 представлена 5079 религиозными организациями, среди которых Украинская греко-католическая церковь (3949) и Римо-католическая церковь (1130). Среди протестантских религиозных организаций наиболее распространены Всеукраинский союз объединений евангельских христиан-баптистов (2738 религиозных организаций), Всеукраинский союз церквей христиан веры евангельской-пятидесятников (1719 религиозных организаций), Украинская унионная конференция церкви адвентистов седьмого дня (1082), Религиозные организации Свидетелей Иеговы в Украине (1031). Следует отметить, по состоянию на начало 2014 года этноконфессиональные образования в Украине представлены исламскими организациями (1237 организаций) и иудейскими (310 религиозных организаций) [3].

Определение спектра религиозных организаций в Украине в полной мере не отражает все аспекты обеспечения реализации права на свободу совести, однако в целом плюрализм религий в Украине является показателем того, что это право обеспечивается и в государстве созданы условия для функционирования различных религиозных организаций.

Обращаясь к вопросу реализации принципов свободы совести и некоторых сложностей, возникающих при их воплощении, следует указать, что ученые определяют следующие основные принципы свободы совести: 1) предоставление государством гарантий права на свободу совести; 2) равноправие граждан независимо от их отношения к религии; 3) равенство всех религиозных организаций перед законом; 4) отделение церкви от государства; 5) светский характер образования; 6) ответственность религиозных организаций за нарушение законодательства; 7) право на имущество; 8) право проведения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и шествий в предусмотренных законом случаях.

Интересной и довольно показательной является оценка жителей Украины состояния обеспечения свободы совести, особенно если обратиться к сравнению показателей за разные годы и конфессиональным делением. С социологических опросов проведенных Центром Разумкова [4] (исследование проведено с 28 февраля по 6 марта 2013, опрошено 2010 респондентов в возрасте от 18 лет во всех регионах Украины. Теоретическая погрешность выборки — 2,3 %. Результаты сравниваются с исследованиями, проведенными в августе 2000 г. и в ноябре 2010 г.) видно, что количество процентов опрошенных, уверенных в том, что в Украине существует полная свобода совести и равенство вероисповеданий снизилась за последние три года (на 10,5 %) и составляет 65,4 % респондентов, близок к уровню 2000 года. Наивысшим этот показатель был в 2010 году и составил 75,9 %. При этом количество опрошенных, затрудняются ответить на этот вопрос в течение опросов всех лет примерно на одном уровне — 13–13,5 %. С утверждением, что свобода совести и равенство вероисповеданий в Украине декларируется, но не осуществляется, соглашается почти каждый третий опрошенный в 2013 году (32,9 %), что на 8,5 % больше, чем в опросе 2010 года. О том, что религиозные организации и церкви слишком злоупотребляют предоставленными им правами и свободами отмечают 32,3 % опрошенных в 2013 году, в противовес 27,6 % опрошенных в 2010 году.

Распределение этих же данных по религиозной принадлежности показывает следующее: 71,4 % респондентов-сторонников УПЦ в 2013 году утверждают о полной свободе совести (в опросе 2010 года таких было 86,1 %), адептов УПЦ КП — 73,4 % и УГКЦ — 73,6 %. Надо сказать, что именно среди сторонников УГКЦ убежденность в наличии в Украине полной свободы совести с 2010 года снизилась наименее среди основных конфессий Украины, всего на 2,7 %. О том, что свобода совести и равенство вероисповеданий декларируется, а не осуществляется в 2013 году среди сторонников этих конфессий больше уверены адепты УПЦ КП (38,9 %), далее УГКЦ (34,8 %), и меньше людей соглашаются среди сторонников УПЦ МП (26,4 %).

То, что религиозные организации слишком злоупотребляют предоставленными им правами и свободами меньше убеждены сторонники УГКЦ (21,2 %), далее в порядке возрастания — УПЦ МП (25,1 %) и УПЦ КП (32,8 %) по данным опроса 2013. По сравнению с данными 2010 года, адепты УГКЦ не изменили своего мнения, а количество сторонников УПЦ МП и УПЦ КП увеличилась на 1,9 % и 3,6 % соответственно [4].

Как видно из этих данных, по всем трем показателям за последние три года происходит ухудшение в восприятии граждан Украины осуществления принципов свободы совести.

Говоря о реализации принципов свободы совести в Украине можно выделить три уровня, отражающие в полной мере всю сферу реализации принципов свободы совести.

1.         Сфера государственной политики и государственно-церковных отношений. То есть, каким образом построены отношения между государством и церковью, насколько эффективной и стабильной есть политика государства в создании благоприятных условий для обеспечения функционирования религиозных организаций в поликонфессиональном государстве, во избежание факторов, способствовавших бы напряжению в межконфессиональных отношениях, обеспечение равенства всех религиозных организаций перед законом, контроля за соблюдением отделенности церкви от государства и т. д.

2.         Институциональный уровень — уровень религиозных организаций. Какие условия создаются для функционирования религиозной организации как юридического лица в различных сферах: правовые гарантии, имущественные вопросы, вопросы налогообложения и т. п.

3.         Индивидуальный уровень, реализуется, как предоставление гражданам Украины свободно без принуждения определять свою религиозную/нерелигиозную позицию и равноправие граждан независимо от этой позиции, то есть устранение проявлений дискриминации по религиозной принадлежности.

Следует указать на несколько приоритетных векторов и шагов государственной власти за последние четыре года, которые повлияли как на реализацию принципов свободы совести, так и на государственно-конфессиональные отношения в целом.

А) Изменения, события, мероприятия в структуре органов исполнительной власти, имеющих отношение к регулированию вопросов в религиозной сфере и определяющих векторы государственной политики:

-          Ликвидирована должность Вице-премьер-министра по гуманитарным вопросам, а полномочия перераспределили между Вице-премьер министрами;

-          Ликвидирован указом Президента Украины «Об оптимизации центральных органов исполнительной власти» № 1085 от 9 декабря 2010 г. Государственный комитет Украины по делам национальностей и религий. Его полномочия переданы Министерству культуры Украины, в рамках которого функционирует Департамент по делам религий и национальностей;

-          При Кабинете Министров Украины действует еще созданная в 2008 году Комиссия по вопросам обеспечения реализации прав религиозных организаций (как консультативно-совещательный орган), при правительстве (М. Азарова) с 2010 года Комиссия (под руководством Вице-премьера Раисы Богатыревой) впервые собралась лишь в октябре 2012 года.

Б) Законодательные вопросы.

-               Принятие изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях», которые в религиозных и экспертных кругах вызвали противоречивые отклики. И здесь стоит обратить внимание не столько на сами изменения, а скорее насколько учтено, или вернее сказать, проигнорировано мнение религиозных и экспертных кругов. Несколько красноречивых примеров реакции на внесение этих изменений. Заявление Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций: «... Считаем разработку Министерством юстиции и принятие Верховной Радой законопроекта № 10221 шагами к дестабилизации религиозной ситуации в обществе, ухудшение уровня свободы вероисповедания в Украине, создание существенных препятствий для духовного и социального служения церквей и религиозных организаций» [5]. Святослав Шевчук, глава УГКЦ, в интервью газете «День» подчеркнул: «То, что Президент подписал изменения в закон «О свободе совести и религиозных организациях», заставляет глав Церквей говорить о кризисе в государственно-церковных отношениях... Разговор есть, а диалога нет... Теперь, похоже, парадигма в церковно-государственных отношениях разрушена» [6]. В обращении Синода УПЦ КП к Президенту, Правительству и Парламенту о последних законодательных инициативах говорится: ​​«Отмечаем, что поспешное принятие указанного законопроекта вопреки достигнутым ранее договоренностям серьезно подрывает доверие к государственно-церковному диалогу, а его реализация может иметь непредсказуемые последствия для государственно-церковных и межконфессиональных отношений» [7]. Еще подобные позиции высказываются в «Открытом письме общественных организаций, правозащитников и ученых» — 30 октября 2012; «Отчете Государственного департамента США о состоянии свободы вероисповедания в мире за 2012 год», представленном в мае 2013 года; Ежегодном докладе Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека о состоянии соблюдения прав и свобод человека — Валерии Лутковской в июне 2013 года.

В содержательном отношении во внесенных изменениях в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» беспокойство вызывают такие аспекты деятельности религиозных организаций:

Во-первых, усложнение процедуры регистрации религиозных организаций — т.н. «двойная регистрация». Изменениями в статьи 13 и 14 предусмотрены государственная регистрация религиозной общины для обретения полномочий юридического лица и которую, в соответствии с Законом Украины «О регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», должно осуществлять Министерство юстиции Украины и его территориальные органы; и регистрации устава, которая осуществляется в соответствии с типом организации или решением областной, Киевской и Севастопольской городской государственной администрацией, или центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере религии (на данный момент Министерство культуры Украины).

Во-вторых, усиление государственного контроля над соблюдением законодательства о свободе совести и религиозных организациях. Изменениями в статью 29 введено, что обеспечение выполнения и соблюдения законодательства о свободе совести, мировоззрения, вероисповедания и деятельности религиозных организаций осуществляют в пределах компетенции центральные органы исполнительной власти, которые обеспечивают формирование и реализуют государственную политику в сфере религии, другие центральные органы исполнительной власти, органы прокуратуры, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. При этом пределы компетенции органов четко не выписаны.

В-третьих, проблемной представляется закрепленная в законе необходимость получения разрешения на «проведение публичных богослужений, религиозных обрядов, церемоний и шествий каждый раз с разрешения соответствующей местной государственной администрации, исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета. Ходатайство о выдаче указанного разрешения подается не позднее, чем за десять дней до назначенного срока. Проведения богослужения, обряда, церемонии или процессии, кроме случаев, не терпящих отлагательства» (статья 21). Так в докладе омбудсмена указывается на проблемные места обеспечения полноценного функционирования Закона о свободе мирных собраний, поэтому для согласования законодательных актов предлагается В. Лутковской «установление для их проведения уведомительного, а не разрешительного порядка» [8].

Что касается соблюдения действующего законодательства о свободе совести, то по результатам отчетов Министерства культуры Украины «О нарушении законодательства о свободе совести и религиозных организациях в Украине» состоянием на 1 января 2014 года за 2013 год совершено всего 21 нарушение этого законодательства (при этом из них в АР Крым совершено 17 нарушений) [9]. Также совершено 7 нарушений законодательства о военной (альтернативной) службе гражданами по религиозным мотивам (6 из которых в Черниговской области). Для сравнения, согласно отчету «О состоянии и тенденциях развития религиозной ситуации и государственно-конфессиональных отношений в Украине», в течение 2012 года было зафиксировано 25 случаев нарушения действующего законодательства в области свободы совести и деятельности религиозных организаций, в 2011 году таких случаев было зафиксировано 2, в 2010 году — 14 [10]. Согласно Отчету за 2012 год основными фактами нарушения законодательства, через которые подаются судебные иски, являются имущественные вопросы и вопросы регистрации уставов религиозных организаций, распространены в Винницкой, Тернопольской, Закарпатской, Черниговской области, Автономной Республике Крым. Стабильными областями, где не зафиксировано фактов нарушений действующего законодательства в области свободы совести являются Волынская, Запорожская, Николаевская, Луганская, Полтавская, Кировоградская, Херсонская области. В 2012 году наибольшее количество нарушений (20 случаев) было зафиксировано в Винницкой области, 2 случая — в АР Крым, 2 — в Тернопольской, 1 — в Черниговской области [10]. Наиболее характерными видами нарушений являются нарушения статьи 24 о проведении иностранными священнослужителями религиозной деятельности в религиозных организациях без согласования с органами государственной власти (совершенные гражданами Словакии, Швейцарии, Аргентины, Арабской Республики Египет и Израиля при проведении незаконной религиозной деятельности в религиозных общинах церкви Адвентистов седьмого дня, общине ориенталистского направлении «Шри Чинмой», УГКЦ, мусульманской и иудейской общинах) и нарушение статьи 21 — проведение публичных богослужений без официального разрешения местных органов власти (религиозные общины Свидетелей Иеговы, общество ХВЕ «Новая жизнь», еврейская мессианская общиной).

Среди вопросов, которые провоцируют межконфессиональные противостояния и напряжения в отношениях религиозных организаций с органами власти: во-первых, противостояние на почве имущественных и земельных вопросов, связанных с предоставлением в собственность или пользование религиозным общинам культовых зданий и земли из коммунальной или государственной собственности и вопросы владения имуществом и при изменении конфессиональной принадлежности (юридического подчинения) религиозной общины. Во-вторых, конфликтные ситуации, связанные с регистрацией органами государственной исполнительной власти уставов (положений) религиозных организаций.

Таким образом, можно в целом констатировать тот факт, что в Украине в целом существуют условия для реализации права на свободу совести, зато в последние годы оказались определенные осложнения, связанные со следующими факторами. 1. Отсутствие постоянного диалога между органами государственной власти и Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций и учета позиции последней при принятии изменений и поправок в законодательные акты, имеющие отношение к религиозной сфере жизни Украины. 2. Нерешенность вопроса относительно принятия парламентом Закона Украины «Концепция государственно-конфессиональных отношений в Украине». 3. Внесение изменений и поправок в действующее законодательство Украины, касающихся реализации права на свободу совести, которые вступают в противоречие с принципами свободы совести. 4. Неурегулированность имущественных вопросов и проблема реституции церковного имущества способствуют обострению противостояния на локальном уровне.

Литература:

1.         Закон України «Про свободу совісті та релігійні організації». — URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/987–12 (дата обращения: 29.06.2014).

2.         International Religious Freedom Report for 2012. — URL: http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/religiousfreedom/#wrapper (дата обращения: 29.06.2014).

3.         Звіт про мережу церков і релігійних організацій в Україні станом на 1 січня 2014 року. — URL: http://mincult.kmu.gov.ua/mincult/uk/publish/article/354806?search_param= %D0 %A0 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %96 %D0 %B3 %D1 %96 %D0 %B9 %D0 %BD %D1 %96+ %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B3 %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %96 %D0 %B7 %D0 %B0 %D1 %86 %D1 %96 %D1 %97&searchForum=1&searchDocarch=1&searchPublishing=1 (дата обращения: 29.06.2014).

4.         “Релігія влада в Україні: проблеми взаємовідносин”. Інформаційні матеріали до Круглого столу на тему: “Державно-конфесійні відносини в Україні станом на 2013 рік: рух до партнерства держави і Церкви чи до кризи взаємин?” 22 квітня 2013р. — URL: http://www.razumkov.org.ua/upload/Przh_Religion_2013.pdf (дата обращения: 29.06.2014).

5.         Звернення глав конфесій до Президента України щодо ветування змін до Закону про свободу совісті. — URL: http://vrciro.org.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=186&Itemid=31 (дата обращения: 29.06.2014).

6.         Глава УГКЦ: «Сьогодні в державно-церковних відносинах — криза». — URL: http://news.ugcc.org.ua/news/glava_ugkts_sogodn %D1 %96_v_derzhavnotserkovnih_v %D1 %96dnosinah__kriza_65224.html (дата обращения: 29.06.2014).

7.         Звернення Синоду УПЦ КП до Президента, Уряду та Парламенту щодо останніх законодавчих ініціатив. — URL: http://www.irs.in.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=1134 %3A1&catid=50 %3Azv&Itemid=78&lang=uk (дата обращения: 29.06.2014).

8.         Щорічна доповідь Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини про стан дотримання прав і свобод людини і громадянина, 2013 рік. — С. 222

9.         Звіт про порушення законодавства про свободу совісті та релігійні організації в Україні станом на 1 січня 2014 року. — URL: http://mincult.kmu.gov.ua/mincult/uk/publish/article/354806?search_param= %D0 %A0 %D0 %B5 %D0 %BB %D1 %96 %D0 %B3 %D1 %96 %D0 %B9 %D0 %BD %D1 %96+ %D0 %BE %D1 %80 %D0 %B3 %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %96 %D0 %B7 %D0 %B0 %D1 %86 %D1 %96 %D1 %97&searchForum=1&searchDocarch=1&searchPublishing=1 (дата обращения: 29.06.2014).

10.     Інформаційний звіт Міністерства культури України «Про стан і тенденції розвитку релігійної ситуації та державно-конфесійних відносин в Україні» (Короткий виклад). — URL: http://mincult.kmu.gov.ua/mincult/uk/publish/article/327651;jsessionid=C3A44E0C71766DF76E718C94498F73A5 (дата обращения: 29.06.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): свобода совести, Украина, исполнительная власть, отношение, государственная политика, Крым, нарушение законодательства, полная свобода совести, религиозная ситуация, Черниговская область.


Похожие статьи

Свобода совести и вероисповедания на примере «Свидетели...»

В ч.2 ст.9 Конвенции установлен ряд допустимых ограничений в области свободы религии [3, с.608].

Гурылева А. А. Правовое регулирование государственной образовательной политики во

Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты.

К вопросу о роли прокуратуры в противодействии экстремизму

Правоохранительная деятельность специализированных органов государственной власти

Но для демократических режимов характерна политика согласования интересов различных групп

О свободе совести и религиозных объединениях: федер. закон от 26 сент. 1997 г. №...

Преступления, посягающие на свободу совести

свобода совести, УК РФ, отношение, объединение, вероисповедание, какая-либо религия, правильное понимание, религиозное превосходство, явное неуважение, объективная сторона состава преступления.

Религиозные организации как факторы обеспечения...

полное удовлетворение религиозных потребностей, свобода волеизъявления и

Совершенствование отечественного законодательства в данной области

Следует отметить, что ПАСЕ отмечает Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» как...

Религиозный экстремизм: проблемы квалификации...

религиозный экстремизм, свобода совести, УК РФ, свобода вероисповедания, РФ, миссионерская деятельность, нарушение требований законодательства, религиозное объединение, радикальная религиозная идеология...

Обеспечение права свободы совести и свободы...

На пути гуманизации уголовного законодательства и на пути совершенствования условий отбывания наказаний в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации совершенствуется институт соблюдения прав человека.

Проблема светскости государства и религиозный экстремизм...

Отношения государства и религиозных объединений должны рассматриваться как производные от конституционных принципов, декларирующих в качестве правовой основы: свободу совести каждому (ст.28)...

Основные принципы взаимоотношения религии и государства...

В сфере религиозно-государственных отношений в последнее время делается немало, кыргызское государство старается

Отделение религиозных организаций от государства — основополагающая норма светского государства, одна из гарантий свободы совести.

Похожие статьи

Свобода совести и вероисповедания на примере «Свидетели...»

В ч.2 ст.9 Конвенции установлен ряд допустимых ограничений в области свободы религии [3, с.608].

Гурылева А. А. Правовое регулирование государственной образовательной политики во

Свобода совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты.

К вопросу о роли прокуратуры в противодействии экстремизму

Правоохранительная деятельность специализированных органов государственной власти

Но для демократических режимов характерна политика согласования интересов различных групп

О свободе совести и религиозных объединениях: федер. закон от 26 сент. 1997 г. №...

Преступления, посягающие на свободу совести

свобода совести, УК РФ, отношение, объединение, вероисповедание, какая-либо религия, правильное понимание, религиозное превосходство, явное неуважение, объективная сторона состава преступления.

Религиозные организации как факторы обеспечения...

полное удовлетворение религиозных потребностей, свобода волеизъявления и

Совершенствование отечественного законодательства в данной области

Следует отметить, что ПАСЕ отмечает Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» как...

Религиозный экстремизм: проблемы квалификации...

религиозный экстремизм, свобода совести, УК РФ, свобода вероисповедания, РФ, миссионерская деятельность, нарушение требований законодательства, религиозное объединение, радикальная религиозная идеология...

Обеспечение права свободы совести и свободы...

На пути гуманизации уголовного законодательства и на пути совершенствования условий отбывания наказаний в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации совершенствуется институт соблюдения прав человека.

Проблема светскости государства и религиозный экстремизм...

Отношения государства и религиозных объединений должны рассматриваться как производные от конституционных принципов, декларирующих в качестве правовой основы: свободу совести каждому (ст.28)...

Основные принципы взаимоотношения религии и государства...

В сфере религиозно-государственных отношений в последнее время делается немало, кыргызское государство старается

Отделение религиозных организаций от государства — основополагающая норма светского государства, одна из гарантий свободы совести.

Задать вопрос