Библиографическое описание:

Кузнецова О. Н. Контроль и ревизия деятельности организаций: теория и практика // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 480-483.

 

Контрольно-ревизионные мероприятия в организации являются залогом принятия эффективных управленческих решений. В настоящее время существуют различные варианты формирования системы внутреннего контроля (СВК) на предприятии. Поэтому чрезвычайно важно подобрать для конкретного хозяйствующего субъекта оптимальный вариант организации средства контроля и ревизии.

Ключевые слова: контроль, ревизия, управленческий учет, финансовый анализ.

 

Система управления включает совокупность взаимосвязанныхфункций. К их числу относятся:планирование, учет, контроль, анализ и формирование обоснованных управленческих решений. Важное место при этом занимает функция контроля.

Контрольв переводе с французского «сопtrо1е» значит «список, ведущийся в двух экземплярах», «пересмотр», «проверка чего-либо» [1, с. 12]. В широком смысле, контрольпредставляет собой проверку финансово-хозяйственных операций с целью выявления их юридической значимости (законности), достоверности и экономической разумности. Следовательно, он способствует достижению намеченных целей в рамках рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В результате, контроль становится полезным и для общества в целом: он способствует легальности и прозрачности бизнеса, что ведет к усилению социальной ответственности предприятий.

Основным методом финансового контроля традиционно является ревизия, котораяв переводе с позднелатинского «revisio», значит «пересмотр» [2 с. 32]. В настоящее время ревизия рассматривается как проверка финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов или должностных лиц за определенный период.

Реализация контрольно-ревизионных процедур в организации возможна при наличии СВК, представляющей собой совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных руководством хозяйствующего субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения коммерческой деятельности [3 с. 53].

Грамотно организованная система внутреннего контроля предприятия включает ряд элементов. Согласно концепции внутреннего контроля, разработанной Кабашкиным В. А. и Мышовым В. А. [4 с. 5], к их числу относятся:

          внутренняя контрольная среда (совокупность корпоративных ценностей, сформированная административно-управленческим аппаратом экономического субъекта);

          процедура оценки рисков (выявление внутренних и внешних рисков, их анализ и управление в контуре финансовой стратегии организации);

          система информационного обеспечения (ее ядром является система бухгалтерского учета, предоставляющая финансовую отчетность) — повседневное формирование учетной и внеучетной информации для принятия обоснованных управленческих решений; ключевую роль, естественно, играет финансово-экономический блок информации;

          контрольные мероприятия (совокупность конкретных мероприятий в области контроля различных сфер финансово-хозяйственной деятельности предприятия: инвентаризации, ревизии, внутренний аудит и пр.);

          оценка средств контроля (проверка самой СВК, с целью установления ее эффективности).

В таблице 1 представлена краткая характеристика указанных элементов системы внутреннего контроля, типичной для большинства отечественных предприятий.

 

Таблица 1

Характеристика элементов типичной системы внутреннего контроля российских организаций

Элемент СВК

Характеристика элемента СВК

1. Внутренняяконтрольная среда

Формируется Общим собранием акционеров/учредителей, Советом директоров (для акционерных обществ), Генеральным директором/директором. Реализуется в процессе кадровой политики с учетом линейной организационно-управленческой структуры предприятия. При этом система управленческого учета отсутствует.

2. Процедура оценки рисков

Частично реализуется в процессе работы Ревизионной комиссии предприятия. На небольших (непубличных) предприятиях (где количество учредителей менее 15) — вместо Ревизионных комиссий работают только инвентаризационные комиссии.

3. Система информационного обеспечения, в том числе учетная система

Учетная система включает: финансовый и налоговый учет в рамках использования программного средства «1 С: Бухгалтерия».

4. Контрольные мероприятия

Реализуются в процессе работы Ревизионной комиссии предприятия (ревизии, инвентаризации) и бухгалтерской службы (инвентаризации).

5. Оценка средств контроля

Осуществляется Общим собранием акционеров/учредителей, Советом директоров (для акционерных обществ), Генеральным директором/директором, главным бухгалтером.

 

Так, в отечественных организациях обычно все элементы СВК присутствуют. Однако некоторые из них:

          имеют некоторые недостатки (например, в рамках контрольной среды отсутствует система бухгалтерского управленческого учета; если предприятие является средним или крупным, имеет структурные подразделения, то указанный факт является пробелом в системе внутреннего контроля);

          слабо выражены (процедура оценки рисков, оценка средств контроля; данные элементы часто существуют номинально, т. е. отсутствует систематический подход в их реализации).

Важной причиной недостаточной развитости СВК отечественных организаций является то, что в течение длительного периода времени в России отсутствовали соответствующие нормативно-правовые документы, обязывающие формировать такую систему. Так, до 2013 г. вопрос формирования службы внутреннего контроля считался правом экономического субъекта (за исключением кредитных учреждений).

С 01.01.2013 г. ситуация изменилась в связи со вступлением в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.11 г. В соответствии с его статьей 19 «Внутренний контроль»:

  1.      Экономический субъект обязан организовать и осуществлятьвнутренний контрольсовершаемых фактов хозяйственной жизни.
  2.      Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежитобязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя) [1].

Однако конкретные способы организация СВК на предприятии в Федеральном законе № 402-ФЗ от 06.12.11 г. не указаны. Никаких других нормативных актов по данному вопросу не утверждалось (хотя Министерство финансов России планировало после принятия нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» разработать соответствующие рекомендации).

Следовательно, формы и способы организации внутреннего контроля каждый экономический субъект выбирает самостоятельно. В настоящее время обозначилось три главных подхода к решению вопроса об организации внутреннего контроля на предприятии:

          формирование собственной службы внутреннего контроля, если финансовые возможности хозяйствующего субъекта позволяют это сделать;

          аутсорсинг — внутренний контроль осуществляется сторонней специализированной организацией (заключается соответствующий договор на обслуживание);

          косорсинг — служба внутреннего контроля формируется в рамках самого экономического субъекта, но к выполнению контрольных процедур одновременно привлекаются сторонние специалисты (эксперты, консультанты), т. е. в рамках косорсинга сочетаются первый и второй подходы.

На практике могут встречаться разнообразные сочетания данных подходов. В таблице 2 произведена их сравнительная характеристика.

 

Таблица 2

Сравнительный анализ различных подходов к организации внутреннего контроля на предприятии

Преимуществa

Недостатки

Служба внутреннего контроля

1. Работники предприятия хорошо знакомы с корпоративной культурой и особенностями хозяйственной деятельности.

2. Результаты деятельности службы внутреннего контроля остаются, в целом, конфиденциальными для внешних участников рынка.

3. Знания и опыт собственных специалистов остаются внутри организации.

Высокий уровень затрат по созданию постоянно действующей службы (по штатным работникам начисляются вознаграждения и обязательные страховые взносы от фонда оплаты труда).

Aутсорсинг, коcорсинг

1. Возможность получать более качественные и разнообразные услуги экспертов (работники специализированных компаний, как правило, обладают более высоким уровнем квалификации и опытом).

2. Финансовая экономия при оплате стоимости функций внутреннего контроля (услуги фирм-аутсорсеров обычно дешевле, чем содержание штатных специалистов, отсутствие необходимости платить обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды).

1. Сторонние специалисты могут не уловить специфических (внутренних) особенностей проверяемого экономического субъекта.

2. Знания и опыт сторонних специалистов не остается внутри проверяемой организации.

 

На практике служба внутреннего контроля, как правило, формируется крупными и средними предприятиями если:

          экономический субъект имеет сложную, разветвленную структуру управления (присутствуют филиалы, представительства, дочерние фирмы);

          экономический субъект функционирует в нескольких сферах деятельности (особенно, если присутствуют разноплановые отрасли);

          собственники и высшее руководство стремятся собрать достоверные сведения и получить оценку деятельности менеджеров всех уровней управления.

Аутсорсинг и коcорсинг в большей степени подходят для субъектов малого бизнеса, ведь они обычно не обладают достаточными финансовыми ресурсами, необходимыми для формирования собственной службы внутреннего контроля.

При организации собственной службы внутреннего контроля на предприятии важно обратить внимание на следующие аспекты:

          локальное нормативно-правовое обеспечение СВК;

          численность сотрудников службы внутреннего контроля.

Локальные нормативные документы могут, например, включать:

          положение о службе внутреннего контроля;

          внутренние стандарты (положения), регулирующие порядок проведения отдельных контрольных процедур;

          должностные инструкции контролирующих работников.

Численность сотрудников службы внутреннего контроля будет определяться размерами экономического субъекта, его организационно-управленческой структурой, спецификой отдельных бизнес-процессов, уровнем квалификации контролирующих работников.

Поскольку на практике службой внутреннего контроля часто выступает Ревизионная комиссия, то в качестве локального нормативного документа на отечественных предприятиях разрабатывается положение о Ревизионной комиссии. При этом численность такой комиссии насчитывает 3–6 человек.

Исследование показывает, что действующие на современных предприятиях службы внутреннего контроля, как правило, обнаруживают следующие виды нарушений:

          недостачи и/или излишки по результатам инвентаризации имущества;

          несоответствие величины дебиторской задолженности при взаимных сверках расчетов;

          несоответствие величины кредиторской задолженности при взаимных сверках расчетов;

          нарушение платежной дисциплины дебиторов;

          нарушение платежной дисциплины перед кредиторами;

          отсутствие необходимой внутренней документации;

          отсутствие некоторых реквизитов в первичной документации;

          арифметические ошибки в бухгалтерских документах;

          несоответствие данных остатков по счетам синтетического учета, данным форм финансовой отчетности.

Причем наиболее значительные отклонения обычно выявляются по двум проверяемым позициям:

          нарушение платежной дисциплины дебиторов;

          нарушение платежной дисциплины перед кредиторами.

Следует отметить, что для повышения эффективности контрольно-ревизионных мероприятий предприятиям целесообразно внедрять систему бухгалтерского управленческого учета. Причем это будет полезным и для субъектов малого бизнеса. Просто их система управленческого учета должна на первых порах базироваться на данных налогового учета. Ведь налоговый анализ и планирование являются для малых предприятий наиболее актуальным направлением оптимизации финансово-хозяйственной деятельности [5, с. 433]. Впоследствии аналитические процедуры следует расширять до рамок финансового анализа.

Финансовый анализ в системе управленческого учета организации имеет исключительное значение. Он призванизучать основных показатели и параметры, которые дают объективное представление о финансовом положении, финансовых результатах и денежных потоках хозяйствующего субъекта. Поэтому его инструментарий необходимо активно использовать в системе внутреннего контроля предприятия.

Соответственно, службы внутреннего контроля большинства российских предприятий могут быть усовершенствованы с целью повышения эффективности принятия обоснованных управленческих решений в условиях конкурентной среды.

 

Литература:

 

  1.      Федеральный закон. О бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения: 02.12.2015).
  2.      Алибеков, Ш. И. Ревизия и контроль. / Алибеков Ш. И. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2012. — 51 с.
  3.      Башкатова,Т. А. Сущность и функции финансового контроля. / Учебник Финансы, под ред. JI. A. Дробозиной, 2011.
  4.      Кабашкин, В.А., Мышов В. А. Концепция внутреннего контроля // Финансы и кредит. 2014. № 1 С. 5–8.
  5.      Кузнецова, О. Н. Организация управленческого учета на малых предприятиях. Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 433–436.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle