Библиографическое описание:

Корешкова М. Н., Королева М. В. Нейтрализация негативного отражения социальной действительности в играх дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №23.2. — С. 8-11.



 

В статье представлены материалы исследования по проблеме нейтрализации негативного отражения социальной действительности в играх дошкольников. Представлена система работы дошкольной образовательной организации по данной проблеме.

Ключевые слова: игра, социальная действительность, негативные тенденции.

 

Отражение социальной действительности – важная особенность детей дошкольного возраста. Отражение через подражание способствует социализации личности ребенка. Сама окружающая действительность в понимании дошкольников включает в себя множество аспектов: это личностные и деловые взаимоотношения взрослых, культура общения и поведения, труд взрослых, быт, животный мир и т.д. [2, с. 56].

Детям свойственно отражать окружающую их действительность в различных видах деятельности: в творчестве (в рисунках, в конструировании, аппликации и т.д.), в пении, в играх, в особенности сюжетно-ролевых. Всё, что ребенок воспринимает, так или иначе, проявляется в его деятельности. Так дошкольник познает окружающий мир.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно игра как никакой другой вид деятельности способствует социализации личности, дает возможность ребенку вступить во взаимоотношения со сверстниками, проникнуть в мир взрослых, примерить на себя различные роли [1, с. 23].

С.Л. Рубинштейн обуславливал игру эмоциональностью, спонтанностью, наибольшей активностью ребенка [3, с. 43].

Под отражением социальной действительности в игре дошкольника, прежде всего, понимается отражение мира взрослых, которое включает в себя взаимоотношения друг к другу, поступки людей, а также отношение взрослых к конкретным предметам и явлениям. Д.Б. Эльконин охарактеризовал детскую игру как деятельность, в которой ребенок преимущественно отображает отношения между взрослыми в их трудовой, бытовой и общественной сферах. Следовательно, он разделил сюжетно-ролевые игры на три группы с учетом последовательности возникновения каждой: бытовые (отображающие семейно-бытовые отношения), производственные (отображающие труд, профессии людей) и общественные (отображающие общественные события) [6, c. 8].

В процессе исторического развития с изменением окружающей действительности меняются и игры дошкольников. Следует отметить, что в современном мире существует множество негативных тенденций, которые ребенок, сознательно или бессознательно, отражает в собственной деятельности. Мы проводили исследование в одном из детских садов города Арзамаса. Наблюдая за играми детей дошкольного возраста (преимущественно средней и старшей групп), мы увидели такие тенденции современной действительности, которые дети отражают в играх: деньги – высшая ценность, всё решается деньгами; драки – лучший способ разрешения конфликтов; отсутствие уважения к мало оплачиваемому труду; кражи; угон автомобилей; даже убийства. Мы знаем, что ребенок в играх отражает то, что его окружает, так неужели познание ребенка ограничивается негативными тенденциями? А нередко ребенок просто не знает, что в наше время хорошо, и что плохо.

К сожалению, в наше время дети чаще встречаются с негативными тенденциями, чем позитивными. Мы попытались выяснить причины данной сложившейся ситуации, побеседовав с родителями и воспитателями. Таковыми причинами оказались: трансляции по телевидению криминальных новостей, «бандитских» сериалов, их совместный просмотр с родителями (причем родители часто положительно комментируют разбойное поведение); неуважение родителей друг к другу (в особенности молодых), конфликты дома, разводы родителей; употребление алкоголя и курение родителей при ребенке; презрение многими родителями малообеспеченных семей и возвышение «олигархов» и т.д. Также ребенок множество негативных тенденций черпает из компьютерных игр, в которые, к примеру, играет папа или старший брат (в таких играх могут присутствовать сцены драк и убийств, краж и разбоя).

Отражение негативных тенденций современной действительности становится для ребенка нормой, ведь его сознание мало обогащается позитивными тенденциями. То, что является нормой для ребенка сейчас, без соответствующего воздействия останется для него нормой и во взрослой жизни. Поэтому с детьми необходимо проводить систематическую работу по нейтрализации негативного отражения социальной действительности. В данном случае нейтрализовать – значит обезвредить. Но важно не столько нейтрализовать негативное отражение социальной действительности, сколько изменить отношение ребенка к негативным тенденциям.

Конечно, саму окружающую действительность изменить можно только совместными усилиями мира, повлияв на сознание людей, однако это не представляется возможным. Но изменить отношение ребенка к негативным тенденциям возможно, хотя и весьма трудно. Если дошкольник будет знать, что следует из негативных тенденций, соответственно он не будет отражать их в играх, и таким образом, негативные тенденции не будут закрепляться.  Ребенок будет знать, что хорошо, а что плохо, и во взрослую жизнь перенесет только хорошее. Таким образом, будут реализовываться и задачи нравственного воспитания [2, c. 106].

Работу по нейтрализации негативного отражения детьми социальной действительности следует начинать с родителей. Мы проводили систематические беседы с родителями для установления единства требований к ребенку, к тому же работа должна проводиться в системе.

Так как зарождение сюжетно-ролевой игры происходит к среднему дошкольному возрасту, то основную работу по нейтрализации негативного отражения социальной действительности мы проводили со средними и старшими дошкольниками. Однако ошибочным было бы упустить младший дошкольный возраст как важнейшую возрастную категорию. Ведь младший дошкольный возраст – период наибольшей подражательности детей взрослым из-за отсутствия ещё личного опыта ребенка. Игра у малышей ещё только начинает складываться. Играя, ребенок многократно повторяет знакомые действия, подражает взрослому. А.П. Усова характеризовала игры младших дошкольников как игры-действия. Здесь проявляется только внешняя сторона игры: «человек-предмет». Но часто дети в игре подражают негативным действиям взрослых, не понимая их значение. Так, при непосредственном наблюдении за играми детей младшего дошкольного возраста мы обнаружили проявления таких негативных тенденций окружающей действительности (основанные на подражании взрослым), как курение (используют заместители – ручки, карандаши), употребление алкоголя (на вопрос исследователя «Что ты пьёшь из чашечки?» часто отвечали «пиво», «вино»), издевательство над животными (пинали, били, ругались на игрушечных кошек, собак и т.д.) [5, c. 71].

Дошкольники в этом возрасте бессознательно отражают негативные тенденции социальной действительности, поэтому важно не закрепить данные тенденции в поведении, не придать им значения. С этой целью мы обогащали игры дошкольников разнообразными полезными действиями окружающей действительности (протирать тряпочкой стол, посуду, готовить в кастрюле суп, строить скворечник и т.д.). Родителей в беседах мы приобщали к подобной деятельности, чтобы полезные действия ребенка не приглушались дома, а подкреплялись и обогащались другими разнообразными действиями. Такую работу мы проводили с целью перенесения младшими дошкольниками положительных действий через подражание взрослым в собственные игры. Тем временем негативные действия, неподкрепленные сюжетом уйдут от внимания детей.

С расширением представлений о социальной действительности расширяются и игры дошкольников, приобретая внутреннюю сторону сюжета «человек-человек». Начиная со среднего дошкольного возраста, мы, прежде всего, осуществляли систематическое наблюдение за детьми, за их самостоятельными играми. В случае необходимости – вмешивались в игры дошкольников, пресекая негативное отражение социальной действительности. Однако отметим, что эту работу необходимо вести систематически, а не только в момент отражения детьми негативных явлений в играх. Лучшим вариантом является организация совместных игр детей с воспитателем с целью нейтрализации отражения негативных тенденций и обогащения позитивными тенденциями. Педагогу необходимо в игре встать на позицию ребенка, действовать вместе с ним, и таким образом ненавязчиво направлять его деятельность. Важно показать ребёнку, какие позитивные тенденции характерны для окружающей действительности [4, c. 62].

Свою работу мы построили следующим образом. Родителям предложили обратить внимание детей на трансляцию по телевидению помощи нуждающимся людям, животным (в наше время актуальна трансляция тяжелобольных детей, нуждающихся в дорогостоящих операциях, и многие люди небезразличны к таким детям, помогают им, также помогают и животным обрести свой дом). Также мы старались приобщать родителей к мирному разрешению конфликтов в семье при ребенке. Это способствовало перенесению опыта доброжелательной манеры общения и поведения из собственных семей в игры  дошкольников, такие как «дочки-матери», «семья» и др.

Для обогащения детей позитивными впечатлениями мы организовывали экскурсии по детскому саду, чтобы дошкольники познакомились с позитивными взаимоотношениями рабочего коллектива и перенесли это в игру. Экскурсия в парк дала возможность демонстрации важности мало оплачиваемой, но необходимой работы дворника в заботе о природе. Была проведена с детьми беседа: «Что было бы, если б не было дворников». По такому же принципу знакомили детей с другими непрестижными, но важными и нужными профессиями. Воспитатель может привить детям уважение к любому труду.

Важно формировать у дошкольников систему ценностей: здоровье, семья, природа, честность, дружба и т.д. Говоря о здоровье, мы подразумеваем здоровый образ жизни и спорт. Были организованы «Олимпийские игры» в группе старших дошкольников. Была проведена беседа о том, что многие в нашей стране занимаются спортом не только для поддержания здоровья, но и поднятия спортивного статуса родной страны. Таким образом, реализовывались задачи патриотического воспитания.

При организации игры «дочки-матери», мы стремились наглядно показать дошкольникам важность заботы друг о друге, взаимоуважения родителей в семье. С этой целью с детьми мы проводили беседу: «Что было бы, если бы не было семьи и любви?».

Работа по нейтрализации негативного отражения социальной действительности осуществлялась нами и в процессе чтения дошкольникам рассказов, в которых представлены позитивные тенденции (рассказы В.А. Сухомлинского «Все добрые люди – одна семья», «Скажи человеку «здравствуйте», Д. Пантелеева «Честное слово» и т.д.). По итогам беседы по художественному произведению, мы предлагали детям смоделировать рассказ, взяв на себя различные роли, преимущественно положительные. Затем роли с дошкольниками переносили в сюжетно-ролевую игру. При этом сюжет игры был разным, однако значение роли обязательно должно быть положительным.

Наблюдая в играх дошкольников агрессивное поведение, кражи, драки, убийства как часть сюжета, мы не могли остаться равнодушными и аккуратно ненавязчиво включались в игру – проводили небольшое расследование, судебное разбирательство. «Преступника» по решению суда изолировали от других детей на некоторое время, при этом поясняя, что любое преступление наказуемо. Драка – это проступок, и даже преступление. К тому же любой конфликт всегда можно разрешить без драк. Можно поговорить и о других негативных явлениях, безнравственных поступках.  Также с дошкольниками мы разбирали различные конфликтные ситуации, моделировали их для наглядности. Данная работа имело цель – научить детей вносить в игру мирное решение конфликтов.

Важным является реализация в играх дошкольников задач гендерного воспитания. Для современной действительности, к сожалению, характерна такая тенденция: мужчина и женщина меняются ролями. Это также нередко отражается и в играх детей. Поэтому в работе с детьми мы старались организовывать игры с учётом полового различия детей. Так, акцентировали на том, чтобы в играх девочки проявляли женственность и заботливость, а мальчики – мужество и храбрость. Данные качества через игры могут быть перенесены детьми и во взрослую жизнь.

Наблюдая за играми дошкольников, мы отметили отражение в них и такой негативной тенденции социальной действительности, как «деньги – высшая ценность». Чтение дошкольникам рассказов и сказок, где богатство  противопоставляется жизни простого народа (Братья Гримм «Бедняк и Богач», «Барин и мужик» и т.д.) сопровождалось характеристикой качеств богачей и простого народа. По статистике богачам присваиваются такие качества, как жадность и тщеславие. Так как в детских рассказах и сказках добро всегда побеждает зло, богачи в литературных произведениях всегда наказываются за низменные качества и поступки. С детьми мы обсуждали, что так происходит не только в сказках и рассказах, но и в жизни. В беседах с дошкольниками старались противопоставить деньгам такие ценности, как – семья, здоровье, любовь и дружба и т.д. Были проведены беседы на темы: «Что важнее: семья или деньги?»; «Что было бы, если бы у вас было много денег, но не было бы семьи, здоровья, дружбы?»;  «Что важнее: иметь семью, здоровье, дружбу, или много денег?». Для наглядности, данные ситуации мы старались смоделировать в игровой форме. Затем дошкольники уже делали  вывод о том, что деньги не самая высокая ценность в жизни человека.

Важное направление в работе с дошкольниками по нейтрализации негативного отражения социальной действительности в играх – обогащение игр детей ролями и сюжетами. Вначале мы обогащали содержание известных дошкольникам игр позитивными явлениями и событиями, затем знакомили с новыми, незнакомыми детям играми, отражающими позитивные тенденции социальной действительности (в спасателей, в защитников природы, в хранителей правопорядка и т.д.).

Интересным для нас стал тот факт, что сюжеты и роли игр дошкольников различных регионов разнообразны. Дети приморских регионов играют, в основном, в русалок, капитанов кораблей, водолазов; дети северных регионов – в снежного человека, оленей, охотников и т.д. Отличаются  игры сельских и городских детей. В своей работе мы знакомили дошкольников с играми детей других регионов нашей страны, тем самым расширяя границы познания ребенка. Причем знакомство проходило именно с играми, отражающими позитивные тенденции социальной действительности (спасатели у моря, охранники заповедников, работники дельфинариев и т.д.). Таким образом, мы старались вытеснить из сознания ребенка негативные тенденции окружающей действительности и обогатить позитивными, характерными для разных регионов страны.

По окончании формирующего этапа нашего исследования при повторном наблюдении за играми дошкольников мы обнаружили некоторые изменения в содержании игр. Негативные тенденции социальной действительности дети отражали в самостоятельных играх уже меньше, чаще в играх отражались нейтральные и позитивные тенденции социальной действительности. Причем некоторые дети уже делали замечания сверстникам, отказывались участвовать в играх с детьми, у которых проявлялись определенные негативные тенденции в содержании игр. Брать на себя отрицательные роли большинство детей по окончанию исследования отказывалось. Мы констатировали, что наша работа с детьми по нейтрализации негативного отражения социальной действительности в играх дала положительные результаты.

Таким образом, нейтрализовать негативное отражение социальной  действительности в играх дошкольников можно следующими способами: беседы с родителями, обогащение игр дошкольников новыми сюжетами и содержанием, чтение рассказов, обогащение детей позитивными тенденциями социальной действительности и моделирование их в играх, организация игр непосредственно воспитателем и изменение отношения детей к негативным тенденциям. Так же реализуются и задачи нравственного воспитания. Главное в работе – систематичность и последовательность, единство требований, а также учёт возрастных особенностей детей (чем младше ребенок, тем больше наглядности должно присутствовать в работе). Только соблюдая данные условия, можно добиться высоких результатов своей работы.

 

Литература:

  1. Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.
  2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. – М.: Перспектива, 2005. – 242 с.
  3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-синтез, 2006. – 128 с.
  4. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 120 с.
  5. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. – 2002. – №4. – С. 70-74.
  6. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3. – С. 5-19.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle