Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (190) январь 2018 г.

Дата публикации: 30.01.2018

Статья просмотрена: 525 раз

Библиографическое описание:

Третьякова Н. П. Современные подходы к ознакомлению детей дошкольного возраста с социальной действительностью // Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 221-224. — URL https://moluch.ru/archive/190/48036/ (дата обращения: 21.02.2019).



Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период. Современные дошкольники проявляют интерес не только к миру игрушек, но и к миру взрослых, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, то есть ко всему тому, чем живет общество.

С внедрением ФГОС ДО наблюдаются прогрессивные тенденции в дошкольном образовании. Прежде всего, это связано с новыми принципами, условиями, целями и задачами, которые четко прописаны в документе. Одним из самых главных принципов Стандарта — сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии каждого человека [1; п. 1.2.]. Являясь самоценным этапом в жизни ребенка, детство рассматривается как период присвоения богатства человеческой культуры, в процессе которого происходит развитие человека. Дошкольное детство — это период, когда ребенок начинает осознавать себя и свое место в социальном мире, когда он учиться общаться и взаимодействовать с другими людьми, в том числе и со взрослыми.

ФГОС ДО и педагогическая технология направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основу педагогической технологии заложен принцип интеграции познания, развивающего взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, соответствующие возрасту виды деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская, трудовая, изобразительная и др.).

Процесс ознакомления детей с социальной действительностью, в большей степени представлен в образовательной области — «Познавательное развитие» [1; п. 2.6.].

В образовательной области «Познавательное развитие» можно выделить следующие задачи ознакомления детей с социальной действительностью:

  1. Формирование первичных представлений о себе, других людях;
  2. Формирование представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях их природы, многообразии стран и народов мира;
  3. Формирование представлений об объектах, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Для решения поставленных задач необходимо:

Во-первых, формировать элементарные знания ребенка о себе (знание личных данных), в частности, о собственном организме, что способствует становлению индивидуальности. Становлению индивидуальности способствует и осознание ребенком своих интересов, предпочтений и желаний. На этом этапе очень важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они могут быть различными. Все это составляет основу формирования способности иметь и отстаивать свое собственное мнение. Также необходимо научить дошкольника объяснять, обосновывать свои взгляды.

Знания ребенка о сложном строении и взаимосвязи всех органов и систем человеческого организма составляют основу формирования заботы о собственном организме. Соблюдение правил личной гигиены, режима дня, бережного отношения к собственному здоровью является неотъемлемой и существенной частью подготовки детей к школе.

Во-вторых, расширять представления детей о семье и ее истории; о малой родине и Отечестве.

Очень важно показать детям связь родного города и семьи со всей страной, что будет содействовать этнокультурной ситуации развития. При этом подчеркивать особенности природы; людей, которые прославили свой край трудом, достижениями в искусстве, спорте; людей, которые приобрели известность не только в крае, но и в стране и за её пределами.

Демонстрируется то, что наличествует в родном крае, но характерно для всей страны: охрана природы; труд людей; соблюдение традиций, связанных с празднованием знаменательных дат; проживание людей разных национальностей.

Так же очень важно формировать представления детей о взаимоотношениях природы и человека. На основе интереса ко всему живому, обогащаются представления детей о связях между природными явлениями, обнаруживаются отличия и общие черты, изучаются свойства природных объектов; дети приобщаются к разнообразной деятельности в природе, воспитывается бережное отношение к ней

В-третьих, совершенствуя представления детей о предметах, и их свойствах (цвете, форме, материале, размере и др.) необходимо формировать представления о деятельности человека, его личностных качествах, проявляющихся в процессе деятельности. Очень важно в доступной форме показать детям, что в каждой вещи заложен труд людей, в ее создании участвовали люди разных профессий, что труд взрослых нужен другим людям. Знания об общественной ценности продуктов труда, в дальнейшем позволят детям понять и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

Следует отметить, что одним из главных требований ФГОС ДО к предметно-пространственной среде, выступает насыщенность предметно-пространственной среды, которая должна обеспечивать: игровую познавательную, исследовательскую, экспериментальную и творческую активность всех воспитанников [1; п. 3.3.4.].

Что очень важно, так как, овладевая различными способами действий с предметами, у ребенка складывается опыт практической, преобразовательной деятельности в окружающей действительности, что порождает в нем чувство уверенности, что мир управляем и подвластен ему.

Образовательная деятельность, согласно Стандарту, должна строиться на основе взаимодействия взрослых с детьми, и использование педагогом различных методов и форм работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям [1; п.3.2.1.].

Одним из самых важных методов ознакомления детей с социальным миром является непосредственное наблюдение. Наблюдения обогащают социальный опыт детей. В процессе наблюдений у детей формируются оценки и представления о людях, их взаимоотношениях и деятельности, о социальных событиях и явлениях. Именно из наблюдений ребенок черпает «материал» для формирующегося миропонимания, для своей «картины мира».

Очень важно развивать умения детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать. В результате чего формируется активная мыслительная деятельность, которая является основой познавательного интереса.

Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способным к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания на отдельные предметы и объекты окружающего мира. Поэтому сознание детей необходимо обогащать новыми представлениями и понятиями о социальной действительности. Основными источниками информации в данном контексте может служить художественная литература, рассказы педагога о традициях и обычаях народов мира, о праздниках, о музеях, показ диафильмов, рассматривание картин и т. д. При этом знания должны побуждать и стимулировать познавательную активность детей в различных видах детской деятельности (в игре, общении, в творчестве и др.); вызывать желание и умение использовать знания в повседневной жизни, а также для добывания новых знаний.

Обладая огромной побудительной силой, любознательность и познавательный интерес заставляет детей активно стремиться познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний, т. е. формируется познавательная активность. Ребенок стремиться познакомиться с определенными предметами или явлениями социальной действительности. На данном этапе очень важно создавать все условия способствующие, выявлению и поддержанию избирательных интересов, появлению самостоятельной познавательной активности детей. Поэтому очень важно при планировании и проведении познавательно-развлекательных и культурных мероприятий в семье и дошкольной образовательной организации, учитывать интересы и пожелания детей. Что также нашло отражение в Стандарте дошкольного образования в пункте о построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования [1; п.1.4].

Таким образом, при реализации вышеизложенных задач, ребенок способен овладеть начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, а также проявлять любознательность, задавая вопросы взрослым и сверстникам, проявлять наблюдательность и познавательный интерес, проявлять познавательную активность.

Одним из требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, согласно Стандарту, выдвигается следующее требование — создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями [1; п. 3.2.5.].

Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка предполагает:

  1. Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  2. Поддержка индивидуальности и инициативы детей
  3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях.

Общение между взрослым и ребенком может происходить как по поводу, какой — либо деятельности, также общение может быть самостоятельной деятельностью. Общение объединяет ребенка и взрослого, помогает взрослому передать дошкольнику социальный опыт, а ребенку — принять этот опыт. Общение способно удовлетворить потребности ребенка в эмоциональной близости со взрослым, в его поддержке и оценке, в познании, а так же в формировании правил, норм и опыта жизни среди сверстников и взрослых.

При ознакомлении детей с социальной действительностью необходимо создавать условия для свободного выбора детьми деятельности. Так как в различных видах детской деятельности формируются многие личностные качества: активность, инициативность, ответственность, самостоятельность и др. Кроме того, различные виды детской деятельность служат своего рода школой чувств. Ребенок учится сочувствию и сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение к окружающему и отражать его в разных доступных возрасту формах и продуктах деятельности. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится участником этих событий, знакомится с миром, действуя активно. Ребенок искренне переживает все то, что воображает в игре и именно в искренности переживаний заключена сила воспитательного воздействия игры.

Творческой переработке впечатлений, которые ребенок получает из окружающей жизни, способствует художественное творчество. Художественная деятельность способствует не только познанию действительности, но и помогает ориентироваться в системе нравственных ценностей, воспитывает художественный вкус, формирует ценностные ориентации. Художественная деятельность позволяет ребенку с помощью работы фантазии вживаться в мир взрослых и познавать его, но при отсутствии возможности реального практического участия в социальной жизни [2].

Социальный опыт ребенка обогащает освоение трудовой деятельности. Трудовые действия взрослых служат ребенку образцом для подражания. Ребенок переносит трудовые действия не только в игру, но и в реальную жизнь, делая первые попытки подметать пол, накрыть на стол, полить цветы и др.

Достижение реального результата труда вызывают у дошкольника чувство огромного эмоционального подъема. Ребенок, видя, что его усилия потрачены не зря, начинает осознавать свои силы, приобретает чувство уверенности.

Трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств ребенка, формирует умения прилагать усилия для достижения цели.

Кроме того, трудовая деятельность способствует развитию творчества, не только на уровне воображения, как это происходит в игре, но и на уровне получения материальных результатов творчества. В трудовой деятельности ребенок сам становится преобразователем окружающей действительности.

В процессе взаимодействия ребенка со сверстниками необходимо создавать все условия для развития позитивного, доброжелательного отношения. Обогащать представления дошкольников о людях и их взаимоотношениях. Побуждать детей к проявлению положительного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников. Предметом внимания детей дошкольного возраста становятся эмоциональные и физические состояния людей. Дети учатся «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать: пожалеть обиженного, утешить, угостить, разделить переживаемые чувства.

Так же необходимо развивать умения детей работать в группе сверстников. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен усвоить правила и нормы общения, знать, как познакомиться с неизвестными сверстниками, обмениваться приветствиями. Кроме того, необходимо формировать представления о том, что для любой совместной деятельности требуется умение договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к товарищам.

Таким образом, обеспечение условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, отраженных в Стандарте дошкольного образования, в процессе ознакомления детей с социальной действительностью оказывает положительное влияние на когнитивное, эмоциональное, поведенческое развитие каждого ребенка.

Следовательно, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является мощным фактором развития ребенка.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество 2-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-160.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, социальная действительность, дошкольное образование, трудовая деятельность, представление детей, познавательный интерес, окружающий мир, дошкольный возраст, социальный мир, взрослый.


Похожие статьи

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное образование, дошкольное детство, экспериментальный характер.

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера, предмет, старший дошкольный возраст, умственное развитие.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

Ребёнок испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задаёт взрослым множество вопросов.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное...

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенности развития процессов восприятия, мышления, воображения...

Базисные экономические представления детей как...

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель; Костина Светлана Борисовна, воспитатель. МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Cоциальное развитие дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие, вид деятельности...

Развитие и формирование познавательного интереса у детей...

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, группа, интерес, дошкольное образование, дошкольное детство, экспериментальный характер.

Экологическое образование детей дошкольного возраста...

экологическое образование, ребенок, дошкольный возраст, образовательный процесс, образовательная деятельность, дошкольное образование, познавательная деятельность...

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера, предмет, старший дошкольный возраст, умственное развитие.

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

Ребёнок испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задаёт взрослым множество вопросов.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное...

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенности развития процессов восприятия, мышления, воображения...

Базисные экономические представления детей как...

Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками...

Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой...

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая деятельность старших дошкольников как эффективное средство их социализации...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель; Костина Светлана Борисовна, воспитатель. МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области.

Задать вопрос