Библиографическое описание:

Юденкова И. В., Тихонова Ю. Ю. К вопросу об управлении дошкольной образовательной организацией в условиях инновационной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1022-1024.



 

The article depicts the experience of management of a preschool educational organization in terms of innovative activity.

Key words: management, educational organization, the head, innovative activity, motivation, educator, developing environment

 

Управление образовательными организациями — это не просто опыт, который может приобрести каждый, это искусство, требующее природных задатков, особого таланта, лидерских качеств личности руководителя. В условиях трансформации российского общества необходимо повышение профессионального уровня руководителей любых образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. Это вызвано тем, что развитие образовательных учреждений в системе рыночных отношений ставит руководителей в условия инновационного процесса [1].

В современной литературе по теории и практике управления приводятся различные определения понятия «управление».

Т.И Шамова под управлением понимает целенаправленную деятельность по обеспечению, становлению, оптимальному функционированию и обязательному развитию дошкольного учреждения.

П. И. Третяков считает, что управление — это «воздействие» одной системы на другую, одного человека на другого. При такой трактовке слабо учитывается субъект — субъектная природа, так как активность признается за управляющим, а управляемый воспринимается как пассивный исполнитель. Управление — это взаимодействие субъектов. Такое взаимодействие предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых и самого процесса взаимодействия как смены состояний [2].

Управление в любой социальной организации может быть полно спроектировано, описано, охарактеризовано и реализовано через функцию управления, организационную структуру и организационный механизм. Мы согласны с мнением автора о том, что для грамотного управления инновационным процессом необходимо осознать специфику управляемого объекта — именно этот процесс и является в первую очередь объектом управления. Всякое нововведение начинается с идеи. И даже когда новшество разработано, процесс его освоения неизбежно сопровождается уточнениями, поправками, доработками, саморазвитием и т. п. Это фактически (чаще всего) работа не с детьми, а с педагогами, и именно она является главным объектом управления со стороны руководителей.

На наш взгляд, огромными возможностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ.

Исследование системы управления образовательной организацией осуществлялось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колокольчик» р. п. Сосновское Нижегородской области.

Целью инновационной деятельности в ДОУ является улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые требования к дошкольному образованию призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Управление инновационной деятельностью в нашем учреждении осуществляется с 2006 года. Условия, которые сложились в детском саду, способствовали организации инновационной деятельности, а именно:

                    формирование положительного отношения и потребности педагогов в инновационной деятельности;

                    развитие и преобразование образовательной среды дошкольного учреждения;

                    повышение профессиональной квалификации и компетентности педагогов;

                    распространение педагогического опыта;

                    использование системы стимулирования и поощрения педагогов, участвующих в инновационной деятельности;

                    привлечение родителей к активным партнерским отношениям.

Основными задачами являются мотивация педагогов на внедрение новшеств в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, обобщение положительного педагогического опыта. Результатом работы каждого педагога явилось формирование личного портфолио педагога.

В процессе исследования нами были выявлены приоритетные мотивы педагогов к использованию инновационной деятельности. Результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Мотивы педагогов ДОУ к использованию инновационной деятельности

Мотивы

Абс. кол-во

Процентное соотношение (%)

Признание, ощущение значимости, уважение коллег

16

72

Увеличение уровня доходов

3

18

Возможность самореализации

4

29

Возможность реализации себя как лидера

2

8

 

Как мы видим из таблицы, доминирующим мотивом (72 %) является признание, уважение коллег и ощущение значимости. То есть данный коллектив в большей степени работает за моральное вознаграждение.

Для оценки инновационного потенциала коллектива ДОУ мы использовали анкету «Модифицированный опросник оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива» Т. С. Соловьевой. Результаты представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Уровень восприятия педагогами новшеств

Уровни восприятия

Абс. кол-во

Процентное соотношение (%)

оптимальный

21

85,5

допустимый

4

14,5

низкий

0

0

критический

0

0

 

Из таблицы 2 следует, что большая часть педагогов ДОУ (85,5 %) имеют оптимальный уровень инновационного потенциала. Эти педагоги не сопротивляются введению каких — либо новшеств в работу образовательной организации; 14,5 % — имеют допустимый уровень восприятия новшеств, то есть они не проявляют особой активности, но и не сопротивляются их введению. И в данном учреждении ни оказалось педагогов, имеющих низкий или критический уровень.

Важным направлением, на наш взгляд, является стимулирование педагогов к инновационной деятельности. В данном учреждении была разработана система мотивации педагогов ДОО к инновационной деятельности. Данная система включала в себя методы морального и материального стимулирования: бесплатные курсы повышения квалификации, выплата стимулирующей доплаты по результатам труда; выплата премии по результатам труда. Данная система управленческих действий направлена на создание ситуации успеха каждому сотруднику, ориентации на индивидуальность и личностное самоопределение каждого педагога, совершенствование его творческого потенциала, профессиональной мотивации и, как следствие, постоянность основного состава педагогического коллектива на протяжении длительного периода. Создание коллектива единомышленников — результат эффективности управления учреждением и одновременно залог успешности организованной инновационной деятельности ДОУ.

Характеристика кадрового состава учреждения позволяет решить эту задачу на высоком уровне. Из 25 педагогов — 21 имеет высшую и первую категории, все педагоги с профессиональным образованием. Профессиональные достижения воспитателей учреждения получили высокую оценку на региональном уровне. Два педагога являлись победителями конкурса лучших воспитателей района. Два педагога были участниками конкурса методических разработок в 2014 году, который проходил в рамках IV регионального научно-методического симпозиума «Наш мир — мир детства» в АФ ННГУ.

Для повышения своего профессионального уровня педагоги регулярно проходят обучение на курсах повышения квалификации, проблемных семинарах. Воспитатели и специалисты детского сада активно участвуют в работе районных методических объединений, занимаются самообразованием.

Большая работа в дошкольном учреждении проводится по инновационным преобразованиям развивающей среды. Основными принципами этой работы являются:

                    всестороннее развитие личности ребенка через взаимодействие с развивающей средой;

                    вариативность и мобильность среды;

                    деятельностный подход;

                    авторские разработки в создании среды;

                    реализация общедидактических принципов в создании среды.

Поиск новых форм работы и подходов к взаимодействию с родителями наших воспитанников мы рассматриваем как одно из направлений инновационной деятельности учреждения. Сотрудничество с родителями осуществляются через традиционные и нетрадиционные формы. Примером стало открытие 2014 году в ДОУ районной инновационной площадки по теме: «Разработка и реализации детско-взрослых образовательных проектов в рамках деятельности Родительского клуба». Вместе со своим ребенком каждое воскресенье родители проводят два часа в увлекательных играх, забавах, развлечениях, направленных на укрепление здоровья, интеллектуальное развитие, на развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и взаимодействия со сверстниками. У детей есть возможность проявить себя творчески в изобразительной, театрализованной и спортивной деятельности. Родители становятся активными участниками разработки и реализации детско-взрослых образовательных проектов по вопросам подготовки детей к обучению в школе, вместе со своими малышами обретают радость познания и открытий в самой лучшей стране под названием «Детство».

Занятия с детьми и индивидуальные консультации по возникающим вопросам организованы квалифицированными специалистами ДОУ: учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, воспитателями, медицинскими работниками. Также в работе с родителями используются интерактивные формы: конференции, тренинги, творческие мастерские, семейные мастер-классы. В целях улучшения качества взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и изучения спроса на образовательные услуги применяются интернет — ресурсы. Разрабатывается пакет диагностического инструментария по взаимодействию с родителями в условиях реализации ФГОС.

Взаимодействие с социумом является важной составляющей инновационных процессов в дошкольном учреждении. Оно тесно взаимодействует с МБОУ ДОД ДЮЦ, ДЮСШ, музеем, СОШ, библиотекой, являясь звеном единой социальной инфраструктуры поселка и района. Эффективная работа педагогического коллектива всегда получает моральную и материальную поддержку руководителя.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что инновационная деятельность в нашем детском саду оказала положительное влияние на развитие ДОУ в целом, и на воспитателей в частности. Два педагога поступили в высшие педагогические учреждения, два — закончили, три получили первую квалификационную категорию, два воспитателя готовятся к защите высшей квалификационной категории.

 

Литература:

 

  1.                Кузнецова Е. Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ// Управление ДОУ. — № 4. — 2009.
  2.                Назарова В. М. Управление инновационными процессами в ДОУ// Управление ДОУ. — № 6. — 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle