Библиографическое описание:

Умархаджиева С. Р. Теория и понятие «культурной политики» и «культурной динамики» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1046-1048.



 

Одной из главных основ государственности, социальной справедливости, благополучного развития экономики и обеспечения национальной безопасности — выступает культура.М. Н. Эпштейн подчеркивает, культура — это все то, что «создается человеком и при этом само создает человека, производит сам феномен человечности» [4, с. 238]. В своих мыслях о культуре В. М. Межуев соединяет ее суть с производством самого человека во всем роскоши и разносторонности его социальных связей и отношений, во всей целостности его жизни, ратифицируя, что только в процессе самотворчества человека бытие ему открывается и им организовывается, причем во все более универсальном масштабе. «Бытие всегда в потенции, в становлении, в преодолении наличного. Оно не то, что можно открыть в себе в качестве уже наличествующего, но только смывающегося от сознания, а что необходимо еще создать, что всегда впереди, а не позади. Движение к нему и есть культура. Нигилизм в отношении культуры — путь назад, культура — всегда движение вперед» [1, с. 77].

Следовательно, каждая эпоха неизменно воссоздает и разрешает в истории мысли проблему культуры, так как проблема культуры есть проблема всего социума.Культурная политика(политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Говоря, о культуре и культурной политике надлежит понять, что в принципе речь идет о «качественно близких» терминах и взаимозависимых пластах идей, лежащих в их основании.

В результате истории, явления культуры подвергается изменению. Поэтому возникают вопросы о том, как и почему, под воздействием каких факторов изменяется культура. Ответы на такие вопросы дает учение о динамике культуры. В буквальном переводе термин «динамика» означает «сила» — учение о силах и движения, которые ими зарождены. Культурная динамика ведет изучение социокультурных изменений с воззрений различения типов культурного влияния и характера культурных изменений.

Процессы изменчивости внутри культуры или во взаимодействии между разными культурами, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения и есть культурная динамика.

П. А. Сорокин, свою известную теорию круговорота суперсистем развил в четырехтомнике «Социальная и культурная динамика», введя в научный оборот термин «социокультурная динамика».

В основу модели социально–культурной макродинамики он положил знакомый принцип цикла исторических эпох. Согласно данной модели, в истории каждой цивилизации последовательно и неизбежно сменяют друг друга три типа культуры [3, с. 180]: чувственный, для которого характерно чувственно–эмпирическое восприятие, где главными ценностями выступают утилитаризм и гедонизм; идеациональный тип, для которого характерна ориентация на сверхчувственные ценности — Бог, Абсолют; идеалистический — смешанный тип, сочетающий черты первого и второго типов.Каждый из вышеперечисленных типов обладает единством ценностей и значений, которое проявляется во всех сферах культуры. Динамику культуры можно представить как движение маятника из одной крайней точки — «идеациональной» — в другую крайнюю точку — «чувственную», и обратно, с прохождением через промежуточную фазу «идеалистической» культуры.

Современный взгляд на культуру полагает, что культура — это не просто система, а открытая, сложноорганизованная, саморазвивающаяся система. Это означает — культура создается в соответствии с некими общими законами самоорганизации материи, что соответственно вынуждает культуру как открытую систему меняться информацией с окружающей средой. Далее следует, что любые модификации в данной системе будут нести системный характер, например, как нам известно, невозможно видоизменить экономическую систему без изменения ценностных установок в обществе, что создает эту экономику, и, соответствующе, наоборот. Итак, анализ в области культурной политики и ее динамики разрешает говорить о разнообразии позиций в постижении характера ее процессов и все глубже увидеть и понять смысл и осмыслить культуру как таковой. Свое содержание культура открывает через призму норм, ценностей, идей, знаний и значений, обретающих свое выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Также известно, что культуре свойственна личная внутренняя динамика, движущие силы которой конечно не всегда совпадают прямо с материальным производством или политической борьбой. Такая динамика связана с особенными для культурного процесса закономерностями, которые находятся в специфическом выражении в облике и судьбах каждой культуры.

В современном мире проистекают процессы складывания и распространения общемировой культуры, связанной с современной индустрией культуры и информатикой. Но, не смотря на это, сохраняются характеристики как этнические, так и национальные, выработавшиеся в ходе исторического развития, накладывающиеся на политические процессы и приводящие к обострению националистических движений. Значительной проблемой для культурологи, стало вырабатывание действенных принципов межкультурного взаимопонимания. В данное время необходимо найти такие способы адаптации культур к современности, чтобы, не подрывая их внутренней сущности, попытаться сделать их контакты с современным миром менее разрушительными.

 

Литература:

 

  1.                Сергеев В. О формировании культурной политики в современных условиях.// Власть 2008. № 9. С. 17.
  2.                Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика.М.: 2006. C. 176.
  3.                Эпштейн М. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001. С. 238.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle