Система менеджмента в России. Влияние национальных факторов на ее формирование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 5795 раз

Библиографическое описание:

Отараева, З. А. Система менеджмента в России. Влияние национальных факторов на ее формирование / З. А. Отараева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 636-638. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23702/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Kew words: national factors, mentality, specificity of national management, management system.

 

Менеджмент во всех странах имеет свои специфические черты, они получают отражение в географических условиях, в которых проживает народ, в культуре отдельной страны, экономических отношений, исторических и национальных особенностях. Менталитет народа складывается именно в соответствии с этими национальными факторами, которые в большей мере оказывают существенное влияние на развитие в стране системы менеджмента. Именно поэтому различают следующие модели менеджмента: японская, американская и российская.

История и практика показывают, что на сегодняшний день Россия на полвека отстает в развитии своей системы менеджмента, от стран у которых развита экономика. Это ощутимое отставание в сфере экономики и менеджмента России, влечет к отсутствию положительного опыта управления организациями в условиях существования в государстве с рыночной экономикой.

Тема статьи является актуальной в связи с тем, что задачи возникающие в становлении системы менеджмента в России, имеют свои специфические характеристики, и понимая особенности развития истории нашей страны, культурных и моральных ценностей, менталитета и т. д., методы решения данной проблемы должны приниматься с учетом национальных факторов российского народа.

Цель написания статьи может быть определена как попытка разобраться в том, какого влияние национальных особенностей на развитие менеджмента в России.

Понять сущность российской модели менеджмента, можно проанализировав особенности развития России в историческом аспекте, эволюцию развития менталитета российского народа и его материальных и духовных ценностей.

Многие авторы публицисткой литературы, а также и философы придерживались мнения о том, что черты национального российского характера носят противоречивый характер, это определяется историко-политическими и географическими факторами. Историко-политический фактор характеризуется тем, что свободы россиян были ограничены на протяжении многих лет, что качается географического фактора он характеризуется большой и разнообразной территорией государства и регулярными попытками других государства захватить ее. [3 c. 125]

Переход России к рыночной экономике подразумевал необходимость встраивания в систему международных хозяйственных связей. Эти значительные серьезные преобразования в сфере экономики пробудили активный интерес к менеджменту.

В то время как в развитых странах система управления была уже полностью сформирована, в России только начал зарождаться менеджмент. Легкий выход из этой ситуации, для России — это просто перенять опыт развитых стран и «примерить» на себя уже сформированные модели менеджмента и принять более подходящую.

Но эти системы складываются на протяжении многих лет, включают и учитывают в себе специфики народа стран, где они сложились. И вряд ли система менеджмента, например, Японии смогла бы прижиться в России. Так как наш менталитет во многом отличается от менталитета данной страны. Поэтому в России должна сформироваться собственная модель менеджмента, которая учитывала бы все национальные факторы и особенности российского народа.

Руководителей в первую очередь должна интересовать деловая культура. Это поможет понять причины и последствия решений и поступков, не только своих, но и своих коллег, что показывает важность понимания специфики национальной деловой культуры в менеджменте. [1. с.121]

Копирование восточных и западных образцов систем менеджмента не может быть эффективным, так как существуют реальные условия, ориентируясь на которые российские менеджеры должны изучать деловую культуры своей страны и строить собственную управленческую среду, так как переносить специфические особенности менеджмента из одной культуры в другую было бы нецелесообразно.

При становлении российского менеджмента, необходимо сделать акцент на трудолюбие работника, его пунктуальность и старательность. Эти черты, заложены в российском народе, нужно поощрять разными способами. Переход от жестких управленческих решений, к более гибким в системе менеджмента, можно реализовать при воспитании таких особенных черт, в процессе формирования национальной системы менеджмента. [4 с. 89]

Многие современные организации уже несколько лет функционируют в условиях рыночной экономики, которая пока не так высока. Но они обрели важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных отношений. Значительное влияние на реформацию российской системы менеджмента оказывают, в настоящее время, весьма специфические общеэкономические факторы, прежде всего такие как:

        Экономическая и политическая нестабильность в стране;

        Спад сельскохозяйственного и промышленного производства;

        Высокий уровень налогообложения организаций;

        Высокий уровень инфляции;

        Высокий уровень безработицы;

        Низкая платежеспособность организаций;

        Нестабильная законодательная база;

Несовершенная нормативная база функционирования экономики и еще ряд многих других факторов, оказывающих негативное влияние на российский менеджмент. [2 с. 168]

Развитие и формирование российской системы управления должно так же учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма. Необходимо больше склоняться к интересам личности, при осуществлении индивидуального контроля, учета индивидуального вклада и оплате согласно ему.

Российская модель менеджмента имеет свою специфику на предприятиях, где управляющие ощущают ответственность лишь перед владельцем собственности, а мнение подчиненного персонала не учитывается. На предприятиях наиболее значительное значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей, задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению. Менеджеры должны всегда помнить, что каждый человек представляет собой субъект рыночный отношений, и от него полностью зависит успех существования любой организации. Из-за этой характерной черты, опыт и эффективность сотрудника стали наиболее важными показателями при подборе персонала, и для того чтобы сотрудник стал частью рыночной среды, ему необходимы знания и время, что в последствии перейдут в опыт и самосознание.

Как показывает статистка НИИ труда России, в нашей стране на сегодняшний день 80 % работающего населения имеют еще «советский» трудовой менталитет, который преграждает пути активного развития системы менеджмента. Так как в мире с большой скоростью развиваются технологии и возможности людей в связи с этим расширяются, и если трудоспособное население, будет придерживаться консервативных взглядов, то обществу и стране в целом с трудом удастся достичь развития системы менеджмента. Российским менеджерам, с учетом влияния национального фактора, необходимо осуществить осторожный, длительный подход к достижению уровня управления, который есть в развитых странах, уделять особое внимание менталитету страны.

Анализ финансово-экономических результатов организаций нашей страны в современных условиях, говорит о том, что их нестабильное положение связанно с отсутствием системного подхода в менеджменте, и отсутствием профессионалов, которые бы смогли применить этот подход на предприятиях. Специфическая модель менеджмента в России, связана с тем, что это система оказалась вне эволюционной логики развития, которая присуща для всех развитых стран, так как предпринимала попытки действовать в искусственной среде, а не на реальных предприятиях.

Чтобы добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке, становясь самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, российское предприятие должно сформировать такую систему менеджмента, которая будет эффективна именно в нашей стране. Это даст развитие новым условиям, в которых появятся новые функции, например, поиск необходимых трудовых или материальных ресурсов, улучшение таких структур управления как производственной и организационной, разработка стратегии и политики развития и т. д. [5 с. 212]

Характерной чертой российского менеджмента является то, что система всегда носит антикризисный характер. С появлением в стране множества мелких и средних предприятий в различных отраслях экономики, приобретшие их как собственность, стали осваивать систему менеджмента в роли ответственного и грамотного отношения к делу, с пользой для потребителя и для предприятия. Сегодня предприятия имеют свободную политику и соответственно свободу действий, минус этого подхода в том, что они не застрахованы государством от неблагоприятных последствий, которые возникают в связи с принятием неправильных решений. Исходя из этого важнейшей задачей российского менеджмента на данном этапе развития, это преодоление кризисных явлений в процессе деятельности организации.

Подвести итоги можно сказав, что управление предприятием заключается в умении рационально управлять ресурсами. Необходимым условием развития российской модели менеджмента является устойчивая система прогнозирования и планирования на предприятии, а также устойчивое положение технологий финансового управления деятельностью, ввод инноваций в производство, знания менеджеров и способность приносить эффективность организации.

На современном этапе для широкомасштабной модернизации экономики, возникает необходимость создать и гарантировать благоприятный инвестиционный климат для предпринимателей. Макроэкономическая политика должна быть предсказуемой и стимулирующей, так же необходимо осуществление структурной перестройки экономики.

 

Литература:

 

  1.                Андреев В. И. Саморазвитие менеджера / В. И. Андреев. — М.: Дело, 2014. — 275 с.
  2.                Блэйк Р. Р., Мутон Д. С. Научные методы управления / [пер. с англ. И. Ющенко]. — Киев: Вышейшая школа, 2013. — 274 с.
  3.                Кайтмазов В. А., Хадарцева Л. С. Деловая этика и этический кодекс // В сборнике:Научный поиск в современном миресборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. Редакционный совет (НИЦ «АПРОБАЦИЯ»): Кутаев Ш. К., Деневизюк Д. А., Сефербеков Р. И., Назаров А. Д., Эльдаров Э. М., Семиляк В. И.. 2014. С. 165–168.
  4.        Коротков, Э.М., Солдатова, И. Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / М.: Дашков и К, 2013. — 272 c.
  5.        Мескон, М. Х. Основы менеджмента / [пер. с англ. О. И. Медведь]. — М.: Вильямс, 2012. — 672 c.
  6.        Репина, Е. А. Основы менеджмента: Учебное пособие /. — М.: Академцентр, 2013. — 240 c.
  7.        KhadartsevaL., KaytmazovV. Socialmediainbusiness // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014.№ 61. С. 191–195.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, система менеджмента, российский менеджмент, российский народ, предприятие, российская модель менеджмента, рыночная экономика, деловая культура, сфера экономики, характерная черта.


Ключевые слова

менталитет, система управления, национальные факторы, специфика, национальный менеджмент, система управления.

Похожие статьи

Анализ зарубежных моделей корпоративного управления и их...

Экономика и организация предприятия, управление предприятием.

Ключевые слова: корпоративное управление, глобализация, модель, практика, система.

В каких областях Российская бизнес-культура все так же существенно отличается от международных норм?»

Корпоративная культура и ее особенности в России

...интеграции российской экономики в единую систему мирового хозяйства, развитие которого на современном этапе определяется приоритетами информационно-инновационной экономики рыночного типа.

Основные типы бизнес-культур и их отличительные особенности

Основные черты Западной деловой культуры, несомненно, отличаются от основных черт Российской деловой культуры (табл.1).

2. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления / Т. Ю. Анопченко [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Проблемы и перспективы развития российского менеджмента

Россия, менеджмент качества, рыночная экономика, творческая переработка, социально-экономическое развитие, главная проблема, российский менеджмент, российская экономика, зарубежный опыт, человеческий капитал.

Особенности менеджмента компании на различных этапах ее...

Специфику управления предприятием, отличающую менеджмент в сфере

Метод матричной диагностики рисков в системе интегрированного риск-менеджмента компании.

Трансформация банковских продуктов на отдельных этапах развития Российской Экономики.

Особенности управления персоналом в Китае | Статья в журнале...

Особенности управления персоналом в Китае. Автор: Ван Лицзюнь. Рубрика: Экономика и управление.

Стоит отметить, что культура традиционного менеджмента в настоящее время успешно применяется на практике и играет важную роль.

Похожие статьи

Анализ зарубежных моделей корпоративного управления и их...

Экономика и организация предприятия, управление предприятием.

Ключевые слова: корпоративное управление, глобализация, модель, практика, система.

В каких областях Российская бизнес-культура все так же существенно отличается от международных норм?»

Корпоративная культура и ее особенности в России

...интеграции российской экономики в единую систему мирового хозяйства, развитие которого на современном этапе определяется приоритетами информационно-инновационной экономики рыночного типа.

Основные типы бизнес-культур и их отличительные особенности

Основные черты Западной деловой культуры, несомненно, отличаются от основных черт Российской деловой культуры (табл.1).

2. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления / Т. Ю. Анопченко [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Проблемы и перспективы развития российского менеджмента

Россия, менеджмент качества, рыночная экономика, творческая переработка, социально-экономическое развитие, главная проблема, российский менеджмент, российская экономика, зарубежный опыт, человеческий капитал.

Особенности менеджмента компании на различных этапах ее...

Специфику управления предприятием, отличающую менеджмент в сфере

Метод матричной диагностики рисков в системе интегрированного риск-менеджмента компании.

Трансформация банковских продуктов на отдельных этапах развития Российской Экономики.

Особенности управления персоналом в Китае | Статья в журнале...

Особенности управления персоналом в Китае. Автор: Ван Лицзюнь. Рубрика: Экономика и управление.

Стоит отметить, что культура традиционного менеджмента в настоящее время успешно применяется на практике и играет важную роль.

Задать вопрос