Особенности менеджмента компании на различных этапах ее развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.06.2015

Статья просмотрена: 386 раз

Библиографическое описание:

Журавлева Е. А. Особенности менеджмента компании на различных этапах ее развития // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 843-847. — URL https://moluch.ru/archive/91/19575/ (дата обращения: 14.12.2018).

Специфику управления предприятием, отличающую менеджмент в сфере крупномасштабного материального производства от других экономических видов деятельности, можно разделить на несколько основных направлений:

-        в связи с принадлежностью к промышленности (в отличие от непроизводственного сектора: торговля, финансы, транспорт, социальная сфера, рекреация, государственное управление и местное самоуправление);

-        по признаку вида промышленности (добывающая, обрабатывающая, перерабатывающая);

-        в зависимости от выпускаемой продукции (горная, горно-обогатительная, нефтедобывающая, химическая, гидроэлектрическая, атомная, энергетическая, машиностроительная, автомобильная, судостроительная, авиационная, аграрная, медицинская, космическая, оборонная, промышленность строительных материалов, электроника и т. д.);

-        по географическому расположению (технологические, климатические, сейсмологические, экологические, этнически-конфессиональные, социологические, экономические особенности).

Основы менеджмента промышленных предприятий включают в себя весь спектр инструментов управления и контроля в соответствии с этапами ресурсно-заготовительного, производственного, инвестиционного, инновационного, кадрового, сбытового процессов, что в деятельности проявляется как комплекс документов, подразделений и мероприятий, которые в соответствии со спецификой реализуют следующие задачи:

-        поддержание производственных процессов, долгосрочного, среднесрочного и оперативного прогнозирования;

-        проведение мероприятий риск-менеджмента, стратегического планирования (комплексное бизнес-планирование);

-        разработки инвестиционной стратегии (проведение модернизации, повышение инвестиционной привлекательности, применение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, венчурного финансирования, кооперации и интеграции) и внедрения инжиниринга (формирование инноваций в менеджменте, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и инженерного проектирования, конструирования, технического оснащения и комплексного управления по новым производственно-промышленным проектам), маркетинга (вопросы сырьевого снабжения, сбытовой политики, имиджа, рекламы, системы менеджмента качества и т. д.), финансового менеджмента (анализ хозяйственной деятельности, бюджетирование, кредитование, расчетно-кассовое обслуживание, финансовое планирование, страхование), а также методов принятия управленческих решений.

Будучи методологией вмешательства, она одновременно является и лечебной, и профилактической. Ее цель заключается в том, чтобы помочь организации справиться с нормальными и аномальными проблемами развития и старения. Достичь состояния расцвета и развить в себе внутренние способности, позволяющие находиться в этом состоянии как можно дольше.

Модель жизненных циклов И. Адизеса включает десять последующих универсальных фаз развития организации:

-        ухаживание — организация еще не появилась на свет и существует только в качестве идеи;

-        младенчество — организация начинает функционировать, но не имеет разработанной политики, системы, процедур или бюджета. Отличается высокой степенью централизации. Служебная иерархия проявляется крайне слабо. Организация не имеет управленческой структуры и у нее небольшое число зафиксированных норм и правил, следовательно, функционирует несогласованно и поэтому сталкивается с высокой вероятностью быстрого перерастания проблем в кризисные ситуации. руководитель, держащий все в своих руках, не хочет делиться ни с кем своими полномочиями, и таким образом, преданность основателя имеет решающее значение для выживания организации;

-        «давай-давай» — объемы продаж растут быстрыми темпами, поэтому компании нуждаются в постоянной реорганизации. Основатель незаменим, лидеры придают мало значения организационной структуре, процессам управления, ролям, обязанностям и системе вознаграждения, их больше интересует внешний мир — совместные предприятия, стратегические альянсы. Работоспособная организационная структура создается вокруг людей. Организации присущи неотчетливые коммуникации, нечеткие обязанности, внутренняя дезорганизация. Вместе с тем деятельность организации стабилизируется и формируется формальная структура;

-        юность — второе рождение и взросление организации. Признание основателем суверенитета организации. Смена руководства: от предпринимательства к профессиональному менеджменту. Трудности изменения стиля руководства, бессистемное делегирование полномочий. Интеграционная роль монополизируется.

-        расцвет — период, для которого характерно достижение баланса между самоконтролем и гибкостью. Институционализированный процесс управления. Сросшиеся цели, сознательно выбранный фокус и приоритеты. Компании располагают функциональными системами и организационными структурами. Организационная плодовитость, внутри- и межорганизационная интеграция и связанность;

-        старение — период старения организации, в котором внешне сохраняются все черты, характерные для периода расцвета, но исчезает дух предпринимательства и растет дух консерватизма, все в меньшей степени учитываются требования внешней среды. Организация отдает предпочтения форме, а не функции, полномочия не уравновешиваются ответственностью;

-        аристократизм — стареющая организация, она не ориентирована на целедостижение и теряет способность к внутренним инновациям, снижается эффективность ее деятельности. Проявляется мало интереса к завоеванию новых рынков, освоению новых технологий и расширению границ;

-        салем-сити — в организации возникают межличностные конфликты, реальные проблемы организации отходят на второй план, не разрешаются, продолжается снижаться эффективность деятельности;

-        бюрократизм: искусственно поддерживаемая жизнь — организация живет за счет внешних субсидий. Полностью изолируется от требований внешней среды, фокусируясь на самой себе. Дезинтеграция, отсутствует ориентация не целедостижение;

-        организационная смерть — организация перестает существовать в силу того, что не может быть полезной обществу.

П. Друкер, хотя и не использует понятие жизненного цикла организации, но выделяет различные стадии роста бизнеса. В своей работе он пишет: «Можно выделить как минимум четыре, а то и пять, различных стадий роста бизнеса, каждая из которых имеет свои характерные черты и проблемы». Он выделяет единоличный бизнес, малый бизнес, бизнес умеренного, или среднего, размера и крупный бизнес.

В результате эмпирических исследований и обзора работ зарубежных авторов Г. В. Широкова приходит к следующему результату: «…предполагается, что организации развиваются через пять общих стадий: зарождение, расширение, зрелость, диверсификация и упадок. Проходя через стадии развития, организации постепенно стареют и увеличиваются в размере. Предполагается, что темп роста является самым высоким на стадиях роста и возрождения, медленным на стадиях зрелости и совершенно прекращается на стадии упадка. Структурная форма развивается от простой к функциональной и затем дивизиональной, организация становится все более и более формальной и специализированной, и принятие решения становится менее централизованным, когда организация растет».

Каждая фаза жизненного цикла характеризуется различными контекстуальными и структурными переменными: возраст, размер, темп роста предприятия и отрасли, стратегии, концентрация собственности, доминирующие проблемы менеджмента, стратегии, структуры и системы управления, стиль руководства, процедуры корпоративного планирования, динамика процессов коммуникаций, мотиваций и ролевых функций.

Российские исследователи и консультанты Е. Емельянов и С. Поварницына рассматривают жизненный путь организации в бизнесе с социокультурной точки зрения, основываясь на собственном опыте управленческого консультирования. Они выделяют четыре этапа жизненного цикла организационного развития, для каждого из которых характерна определенная организационная структура, система взаимоотношений между сотрудниками, организацией и внешней средой:

-        тусовка — преобладают неформальные отношения, «общинный» менталитет, равноправие, идеологическое (харизматическое) лидерство и непрофессиональное — дружеское или патерналистское — управление;

-        механизация — повсеместная формализация отношений, процессов и процедур. Организация переходит к регулярному менеджменту. Значительно углубляется разделение труда, составляются подробные должностные инструкции и правила внутреннего распорядка. Большое значение придается стандартизации и утилитарности;

-        внутреннее предпринимательство — главной задачей организации, которая фактически представляет собой несколько разных бизнесов, становится повышение эффективности деятельности. Имеет место широкое делегирование полномочий, децентрализация власти, внутренние предпринимательские инициативы сотрудников и подразделений, которые регулируются детально разработанной политикой и стратегией организации;

-        управление качеством — компания нацеливается на захват стратегических приоритетов на рынке через создание собственных стандартов качества.

Каждое предприятие формирует собственную систему менеджмента в зависимости от специализации и специфики, от длины и сложности производственного цикла. На уровне регионов в связи с изменчивостью и ограниченностью доступа к полной информации о стратегических планах и инвестиционных возможностях частных компаний остаются нерешенными проблемы несогласованности и, соответственно, слабой системной управляемости процесса социально-экономического анализа, прогнозирования и программного развития, что справедливо по отношению к принципам обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности, но препятствует реализации принципов прозрачности, управляемости регионального развития, актуальности и эффективности принимаемых решений.

Кроме того, специфику менеджмента предприятий на современном этапе развития определяют позиции организации на мировом, государственном, региональном и муниципальных уровнях в условиях усиления процессов глобализации, участия России в ВТО, Таможенном союзе и других международных организациях. В этой связи требуется формирование в региональной экономической науке принципа единого прогнозного ориентирования на уровне федеральных округов, регионов и муниципальных образований в зависимости от специализации, стратегии и специфики развития.

На наш взгляд, целесообразно определить теоретические основания для выделения в экономической науке понятия «актуальный менеджмент», позволяющего, согласно сущности наименования и современной макроэкономической специфике, сформулировать принципы: своевременности, высокой значимости, объективности, обоснованности, адекватности, прогнозной ответственности, региональной стратегической согласованности и эффективности принимаемых решений в системе управления отдельных предприятий и, соответственно, на всех уровнях государственного управления.

 

Литература:

 

1.      Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / пер. с англ.; под науч. ред. А. Г. Сеферяна. — СПб.: Питер, 2009.

2.      Грейнер Л. Е. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. — 2012. — Вып. 4.

3.      Емельянов Е. Н., Поварницина С. Е. Психология бизнеса. — М., 1998.

4.      Друкер Питер Ф. Практика менеджмента.: пер. с англ. — М.: Вильямс, 2010. — 398 с.

5.      Широкова Г. Модели жизненных циклов российских компаний: результаты эмпирического исследования // Проблемы теории и практики управления. — 2009.

6.      Широкова Г. В. Теория жизненных циклов организаций: анализ основных моделей // Менеджмент в России и за рубежом. — 2012. — № 2. — С. 15–22.

Основные термины (генерируются автоматически): внешняя среда, государственное управление, жизненный цикл, организационная структура, предприятие, различная стадия роста бизнеса, разработанная политика, система управления.


Похожие статьи

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО...

Экономика и организация предприятия, управление предприятием. Опубликовано в.

Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно

Жизненный цикл экономического кластера и проблемы идентификации его стадий.

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО...

Экономика и организация предприятия, управление предприятием. Опубликовано в.

Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно

Жизненный цикл экономического кластера и проблемы идентификации его стадий.

Оптимальная система стратегического управления предприятием

Для любого предприятия данная система — это комплексный инструмент, включающий в себя объединение организационной структуры, методик и процедур, направленное наразвитие систем управления, на управление оперативными показателями...

Оптимальная система стратегического управления предприятием

Для любого предприятия данная система — это комплексный инструмент, включающий в себя объединение организационной структуры, методик и процедур, направленное наразвитие систем управления, на управление оперативными показателями...

Обновление организационной структуры управления как...

Ключевые слова: стратегическое управление, организационная структура управления, внешняя среда, внутренняя среда, экономические условия.

Обновление организационной структуры управления как...

Ключевые слова: стратегическое управление, организационная структура управления, внешняя среда, внутренняя среда, экономические условия.

Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ

Жизненный цикл организации — это стадии, которые должен пройти хозяйствующий субъект за промежуток своей «жизнедеятельность».

При создании теории управления предприятием социальные аспекты организации имеют значения только для стимулирования.

Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ

Жизненный цикл организации — это стадии, которые должен пройти хозяйствующий субъект за промежуток своей «жизнедеятельность».

При создании теории управления предприятием социальные аспекты организации имеют значения только для стимулирования.

К вопросу о необходимости внедрения стратегического...

Системы внутрифирменного управления формировались по мере роста бизнеса и нестабильности внешней среды от управления на основе гипотезы до стратегического менеджмента (см. рис. 1)...

К вопросу о необходимости внедрения стратегического...

Системы внутрифирменного управления формировались по мере роста бизнеса и нестабильности внешней среды от управления на основе гипотезы до стратегического менеджмента (см. рис. 1)...

Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной...

организационная структура, внешняя среда, стратегическое планирование, организационная структура предприятия, организационная структура управления, проектирование организации, технология работы...

Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной...

организационная структура, внешняя среда, стратегическое планирование, организационная структура предприятия, организационная структура управления, проектирование организации, технология работы...

Жизненный цикл технологической компании по модели Адизеса

Каждая компания вынуждена проходить через определенные стадии жизненного цикла организации и последовательно решать возникающие проблемы, вызванные ростом бизнеса, изменением конкуренции, технологий и окружающей среды, сменой стейкхолдеров и их позиций.

Жизненный цикл технологической компании по модели Адизеса

Каждая компания вынуждена проходить через определенные стадии жизненного цикла организации и последовательно решать возникающие проблемы, вызванные ростом бизнеса, изменением конкуренции, технологий и окружающей среды, сменой стейкхолдеров и их позиций.

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития...

Необходимо исследование внутренней и внешней среды предприятия

На данном этапе, стало практиковаться изменение стратегии организации в зависимости от ее жизненного цикла [1, с

Сущностью стратегического управления организацией заключается в стимулировании...

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития...

Необходимо исследование внутренней и внешней среды предприятия

На данном этапе, стало практиковаться изменение стратегии организации в зависимости от ее жизненного цикла [1, с

Сущностью стратегического управления организацией заключается в стимулировании...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО...

Экономика и организация предприятия, управление предприятием. Опубликовано в.

Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно

Жизненный цикл экономического кластера и проблемы идентификации его стадий.

Жизненный цикл организации на примере компании ОАО...

Экономика и организация предприятия, управление предприятием. Опубликовано в.

Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно

Жизненный цикл экономического кластера и проблемы идентификации его стадий.

Оптимальная система стратегического управления предприятием

Для любого предприятия данная система — это комплексный инструмент, включающий в себя объединение организационной структуры, методик и процедур, направленное наразвитие систем управления, на управление оперативными показателями...

Оптимальная система стратегического управления предприятием

Для любого предприятия данная система — это комплексный инструмент, включающий в себя объединение организационной структуры, методик и процедур, направленное наразвитие систем управления, на управление оперативными показателями...

Обновление организационной структуры управления как...

Ключевые слова: стратегическое управление, организационная структура управления, внешняя среда, внутренняя среда, экономические условия.

Обновление организационной структуры управления как...

Ключевые слова: стратегическое управление, организационная структура управления, внешняя среда, внутренняя среда, экономические условия.

Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ

Жизненный цикл организации — это стадии, которые должен пройти хозяйствующий субъект за промежуток своей «жизнедеятельность».

При создании теории управления предприятием социальные аспекты организации имеют значения только для стимулирования.

Методики изучения жизненного цикла организации и их анализ

Жизненный цикл организации — это стадии, которые должен пройти хозяйствующий субъект за промежуток своей «жизнедеятельность».

При создании теории управления предприятием социальные аспекты организации имеют значения только для стимулирования.

К вопросу о необходимости внедрения стратегического...

Системы внутрифирменного управления формировались по мере роста бизнеса и нестабильности внешней среды от управления на основе гипотезы до стратегического менеджмента (см. рис. 1)...

К вопросу о необходимости внедрения стратегического...

Системы внутрифирменного управления формировались по мере роста бизнеса и нестабильности внешней среды от управления на основе гипотезы до стратегического менеджмента (см. рис. 1)...

Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной...

организационная структура, внешняя среда, стратегическое планирование, организационная структура предприятия, организационная структура управления, проектирование организации, технология работы...

Ситуационные факторы, влияющие на выбор организационной...

организационная структура, внешняя среда, стратегическое планирование, организационная структура предприятия, организационная структура управления, проектирование организации, технология работы...

Жизненный цикл технологической компании по модели Адизеса

Каждая компания вынуждена проходить через определенные стадии жизненного цикла организации и последовательно решать возникающие проблемы, вызванные ростом бизнеса, изменением конкуренции, технологий и окружающей среды, сменой стейкхолдеров и их позиций.

Жизненный цикл технологической компании по модели Адизеса

Каждая компания вынуждена проходить через определенные стадии жизненного цикла организации и последовательно решать возникающие проблемы, вызванные ростом бизнеса, изменением конкуренции, технологий и окружающей среды, сменой стейкхолдеров и их позиций.

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития...

Необходимо исследование внутренней и внешней среды предприятия

На данном этапе, стало практиковаться изменение стратегии организации в зависимости от ее жизненного цикла [1, с

Сущностью стратегического управления организацией заключается в стимулировании...

Разработка стратегических ориентиров устойчивого развития...

Необходимо исследование внутренней и внешней среды предприятия

На данном этапе, стало практиковаться изменение стратегии организации в зависимости от ее жизненного цикла [1, с

Сущностью стратегического управления организацией заключается в стимулировании...

Задать вопрос