Библиографическое описание:

Виштак Н. М., Разумова Т. А., Осколков А. П. Система подготовки кадров в атомной энергетике // Молодой ученый. — 2015. — №22.5. — С. 24-26.

 

В современном мире очень остро ставится вопрос энергопотребления, решением которого, по ряду причин, стало активное развитие атомной отрасли. На данном этапе установилась тенденция, называемая «ядерным ренессансом», на которую не в силах повлиять даже печально-известные события 2013 года на АЭС «Фукусима-1».

Даже самые сдержанные прогнозы МАГАТЭ утверждают, что к 2030 году количество введенных в эксплуатацию энергоблоков возрастет с 400 до 600 [1]. Для того чтобы обеспечить высокий уровень надежности и безопасности ядерных установок уже сейчас требуется большое количество специалистов высокой квалификации. В связи с этим значительное внимание уделяется созданию эффективной системы поддержания и повышения уровня квалификации, а также подготовки оперативного персонала АЭС.

Согласно общему положению обеспечения безопасности атомных станций (ПНАЭ Г-01–011–97), АС должна быть укомплектована персоналом, имеющим необходимую квалификацию и допущенным в установленном порядке к самостоятельной работе до завоза ядерного топлива на станцию [2].

Итак, общепринятым подходом, удовлетворяющим требованиям вышеупомянутого Федерального закона, является системный подход к обучению (СПО), который считается наиболее эффективным средством достижения требуемого уровня компетентности персонала атомной энергетики.

Системный подход можно определить как логически последовательный процесс создания и поддержания системы подготовки персонала в соответствии с установленными требованиями. СПО включает три этапа, цели которых определены следующим образом:

1)                 приобретение основных знаний об оборудовании и режимах работы энергоблока;

2)                 приобретение навыков управления, необходимых в процессе эксплуатации энергоблока;

3)                 закрепление полученных навыков и знаний средствами компьютерного моделирования в учебно-тренировочном центре (УТЦ).

Характерно, что в настоящее время подготовка специалистов по ядерным специальностям осуществляется в 22 российских вузах. Образование и обучение в них проходит в соответствии со стандартами, которые отражают специфические требования, предъявляемые к специалистам данной области. В большинстве вузов имеются экспериментальные установки, на которых студенты могут получать практический навык. Например, в НИЯУ «МИФИ» есть рабочие исследовательские реакторные установки, а также создан ряд исследовательских центров — ядерный, ускорения частиц, нанотехнологий и другие [3].

Помимо вузовской системы образования, в процессе подготовки кадров атомной энергетики широко используются интернет-технологий, создающие условия для развития новых методов образования и обучения. Многие из таких схем обучения являются удаленными, то есть предоставляющими возможность получения доступа к обучающим материалам через Интернет. Существует также вариант, при котором часть обучения ведется в режиме Online, а часть — традиционно, с посещением лекций и занятий. Параллельно действуют интернет-форумы, посредством которых происходит непосредственное общение преподавателей со студентами [4].

Однако, возвращаясь к системному подходу, необходимо отметить его рациональность даже касательно дипломированных специалистов, главным образом за счет возможностей, предоставляемых учебно-тренировочными центрами при АЭС.

При подготовке оперативного персонала на атомных станциях большое внимание уделяется фазе отработки интеллектуальных навыков, осуществляемой с помощью тренирующей вычислительной системы. Помимо нее, широко используются на стадии практической подготовки полномасштабные тренажеры (ПМТ) энергоблоков. Повышение уровня профессиональной подготовки персонала, его качества, в современных условиях возможно обеспечить только за счет применения компьютерных обучающих технологий–программных средств подготовки (ПСП). Согласно утвержденным нормам годности программных средств подготовки персонала в энергетике, ПСП включают в себя [5]:

          автоматизированные обучающие системы(АОС);

          автоматизированные учебные курсы(АУК);

          локальные, специализированные, участковые, комплексные и другие компьютерные тренажеры.

Структурно процесс обучения можно разделить на две фазы: получение теоретических знаний и практических навыков [6].

История учебно-тренировочного центра Балаковской атомной станции берет свое начало в 1987 году, а именно в год создания первого учебно-тренировочного пункта АЭС и продолжается по настоящее время. Структура современного учебно-тренировочного центра представлена на рис.1.

Рис. 1. Структура учебно-тренировочного центра Балаковской АЭС

 

Далее будет кратко рассмотрен процесс подготовки оперативного персонала.

Значительное место в подготовке оперативного персонала занимает практическая подготовка. Для операторов тренажерные занятия составляют не менее 40 % всего времени обучения. Широкие возможности использования ПМТ позволяют построить общую систему тренажерного обучения, которая демонстрирует свою эффективность и результативность свыше девятнадцати лет. В тренажерную подготовку оперативного персонала по управлению тяжелыми авариями введено обучение с использованием модуля тяжелых аварий. В подготовке «полевых» операторов широко применяются практические занятия в учебных лабораториях, оснащенных образцами действующего оборудования энергоблоков. При поддержании квалификации «полевых» операторов также используются полномасштабный и аналитический тренажеры. Использование этих технических средств обучения позволяет дать первоначальные базовые знания и практические навыки управления оборудованием энергоблока. Обучаемые имеют возможность получить практический опыт выполнения переходов на действующем оборудовании, первоначальные знания об аварийных режимах в работе технологического оборудования и способах их устранения.

Реализация системного подхода в обучении с применением компьютерных систем моделирования процессов, происходящих на АЭС, способствует развитию таких аспектов эффективной культуры безопасности на индивидуальном уровне, как:

          снижение отказов и ошибок путем совершенствования навыков и умений при выполнении ответственных технологических операций;

          повышение компетентности и самообладания персонала в стрессовых ситуациях;

          совершенствование навыков и приемов командного взаимодействия;

          безусловное выполнение требований процедур, инструкций, норм и правил.

 

Литература:

 

  1. Ананьева А. Г. Роль ядерной энергетики в современном мире. Безопасность и стоимость / А. Г. Ананьева, Б. Н. Оныкий, А. О. Бородин // ЮНИДО в России. — М., 2011. — № 4. — С. 59–63.
  2. Крючков Э. Ф. Ядерное образование и обучение в России / Э.Ф Крючков // Безопасность Окружающей Среды. — Обнинск, 2010. — № 2. — С. 24–27.
  3. НП 001–97. Общие положения обеспечения безопасности атомных станций, — М., 1998.
  4. Щебнев В. С. Ядерное образование и обучение в России / В. С. Щебнев, А. Г. Ильченко, А. Ю. Токов [и др.] // Вестник ИГЭУ. — Иваново, 2007. — № 2. — С. 1–4.
  5. Середнев В. В. Новые подходы при тренажерном обучении оперативного персонала [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mntk.rosenergoatom.ru/
  6. РД 153–34.0–12.305–99. Нормы годности программных средств подготовки персонала энергетики. — М., 1999.
  7. Янев Я. Ключевые проблемы и передовые подходы в ядерном образовании / Я. Янев, А. Косилов, М. Саиди [и др.] // Безопасность Окружающей Среды. — Обнинск, 2010. — № 2. — С. 17–23.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle