Подготовка инженерно-технических кадров для промышленных предприятий Республики Саха (Якутия) (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Дата публикации: 20.11.2015

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Уварова, Л. М. Подготовка инженерно-технических кадров для промышленных предприятий Республики Саха (Якутия) (из опыта работы) / Л. М. Уварова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/171/9189/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Согласно Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года необходимо обеспечить опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов РФ. Одним из первоочередных задач для решения этой цели является формирование трудовых ресурсов в объемах, необходимых для решения экономических задач, стоящих перед регионом, и повышение качества человеческого капитала [4]..

Современный научно-технический прогресс требует от вузов организацию подготовки будущих трудовых кадров на базе новейших технологий, тесного взаимодействия с органами государственной власти, институтами развития, научно-исследовательскими структурами и передовыми предприятиями. В условиях поставленных стратегических задач подготовка высококвалифицированных инженерно-технических кадров для промышленных предприятиях, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия), в ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» является важнейшей задачей.

По последним данным Департамента занятости населения РС (Я), сегодня наиболее востребованными промышленными предприятиями являются кадры инженерно-технического профиля по следующим видам производств: добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, сельское хозяйство, ремонт автотранспортных средств, транспорт и связь [3]. К наиболее востребованным в настоящее время на рынке труда республики инженерно-техническим профессиям с высшим образованием относятся: горные инженеры; геодезисты; теплоэнергетики и теплотехники; программисты и специалисты по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем; инженеры по телекоммуникациям и связи; инженеры по технике безопасности; инженеры по теплогазоснабжению и вентиляции, инженеры для нефтяной и газовой отраслей.

Одним из основных направлений работы в подготовке инженерно-технических кадров в СВФУ является регулирование объемов подготовки на основе контрольных цифр приёма, т. е. количества мест для обучения за счёт средств федерального бюджета и бюджета Республики Саха (Якутия).

Анализ приема на 1 курс в СВФУ за счёт средств федерального бюджета с 2013 по 2015 годы показал, что с 2013 года наблюдается увеличение доли приема студентов по инженерно-техническому направлению подготовки в общем объеме приема по годам с 2013 года: 2013г. — 33,3 %; 2014г. — 36,7 %; 2015г. — 42,6 (таблица 1).

Таблица 1

Контрольные цифры приема на 1 курс в СВФУ за счёт средств федерального бюджета с 2013/1 учебном году (очная форма; с филиалами; ВО)

Год

Ср.балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 2015

Количество студентов, зачисленных на бюджетные места

Доля студентов по инженерно-техническому направлению, в %

2011*

59,6

2108

37,4

2012

58,6

2039

34,0

2013

60,1

2074

33,3

2014

59,2

2118

36,7

2015

62,4

2059

42,6

*- с учетом переведенных на 1 курс студентов в результате присоединения ГОУ ВПО «Якутский государственный инженерно-технический институт».

 

Из анализа приема на 1 курс в СВФУ за счёт средств федерального бюджета в 2015 году по таблицам 1 и 2 видно, что доля приема студентов на 1 курс по инженерно-техническому направлению подготовки в общем объеме приема в этом году составлял 42,6 % [1].

В этом году среднее значение баллов ЕГЭ по всем специальностям инженерно-технического профиля подготовки в СВФУ в этом году составляет 60,5 баллов, в то время как среднероссийское значение этого показателя составляет 61,6 балла. Если рассматривать баллы ЕГЭ студентов, поступивших в этом году по инженерно-техническим специальностям, по нижеприведенной таблице 2, то выявляется, что 45,8 % от всех студентов сдали ЕГЭ выше среднероссийских показателей, 54,2 % — ниже. Таким образом, одна из проблем кадрового обеспечения отраслей промышленности квалифицированными инженерами кроется в низком качестве регионального школьного образования по базовым дисциплинам.

Таблица 2

Контрольные цифры приема на 1 курс в СВФУ за счёт средств федерального бюджета в 2015/16 учебном году (очная форма; с филиалами; ВО)

Наименование направлений подготовки, специальностей (НПС)

Ср.балл ЕГЭ зачисленных на бюджет 2015

Количество студентов, зачисленных на бюджетные места

Доля студентов по инженерно-техническому направлению в %

Архитектура

71

19

2,2 %

Информатика и вычислительная техника

64,6

65

7,4 %

Ядерная энергетика и технологии

63

10

1,1 %

Техника и технологии строительства

61,8

216

24,6 %

Технологии легкой промышленности

63,6

30

3,4 %

Химические технологии

62,8

20

2,3 %

Электро- и теплоэнергетика

67,4

42

4,8 %

Машиностроение

48,9

31

3,5 %

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

55,4

222

25,3 %

Техника и технологии наземного транспорта

53,1

93

10,6 %

Техносферная безопасность и природообустройство

57,7

60

6,8 %

Электроника, радиотехника и системы связи

56,4

70

8,0 %

ВСЕГО

60,5

878

100 %

 

По состоянию на 01.10.2015 года, в СВФУ с филиалами по всем программам высшего и среднего профессионального образования доля подготовки кадров по инженерно-техническим специальностям составляет 40,1 % (6201 чел.). Подготовка кадров инженерно-технического профиля с ВО осуществляется по 22 программам бакалавриата, 16 программам специалитета и 6 программам магистратуры. Доля подготовки кадров по инженерно-техническим специальностям составляет 38,2 % (5637 чел.) от общего объема обучающихся по уровню высшего образования. Подготовка технических кадров по СПО ведется по 7 программам по очной и заочной формам, где обучается всего 707 чел. Из них 564 чел. (79,8 %) — это будущие специалисты со средним техническим образованием.

Из нижеприведенной таблицы 3 видно, что за последние пять лет СВФУ количество выпускников по инженерно-техническим направлениям подготовки составляет всего 4239 чел., что составляет 29,1 % в общем объеме выпуска за 5 лет. С 2011 по 2015 годы наблюдается увеличение количества и стабильный рост доли выпуска кадров по инженерно-техническим специальностям.

Таблица 3

Количество и доля выпускников инженерно-технических специальностей СВФУ с 2011 по 2015 годы (с филиалами; ВО/СПО; план/комм; %)

 

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Всего

Количество всего выпускников

2425

2678

2603

2767

4102

14575 чел.

Из них количество выпускников по инженерно-техническому направлению

526

774

791

849

1299

4239 чел.

Доля выпускников по инженерно-техническому направлению, в %

21,7 %

28,9 %

30,4 %

30,7 %

31,7 %

29,1 %

 

Качество подготовки молодых специалистов в вузах находится в прямой зависимости от глубины полученных знаний в ходе теоретического курса обучения, отработки и закрепления практических навыков, полученных знаний в процессе производственного обучения и производственной практики в предприятиях. Студенты технических направлений ежегодно проходят производственную практику на промышленных предприятиях, расположенных на территории Саха (Якутия) и за ее пределами. На 2014 и 2015 годы по организации практик обучающихся по техническим направлениям и специальностям действует 204 долгосрочных и 654 краткосрочных договоров с предприятиями. В 2014/15 учебном году прошли практику 4624 студента, обучающихся по техническому направлению, в т. ч. учебную — 1788 обучающихся; производственную — 1936 обучающихся; преддипломную– 900 обучающихся (таблица 4).

Таблица 4

Количество обучающихся по инженерно-техническим специальностям в СВФУ в 2014–2015 учебном году, прошедших практику в разрезе крупных промышленных предприятий

Наименование крупных промышленных предприятий

Количество обучающихся, прошедших практику на данном предприятии

ОАО АК «Алроса» с филиалами

82

ООО «Газпром трансгаз Томск»

10

ОАО «Сахаэнерго»

30

Филиал «Краснодар бурение» ООО «Газпромбурение», г. Мирный

10

ОАО «Алмазы Анабара»

49

ОАО «Водоканал»

6

ГУП «ЖКХ РС (Я)» с филиалами

72

ОАО «Крансервис»,

12

ОАО «Сахатранснефтегаз»,

38

ОАО «ЯТЭК»,

6

НПК «ЭплДаймонд»

62

ГУ ГПП «Якутскгеология»

17

ОАО «Якутцемент»

74

ОАО АК «Якутскэнерго»

68

ОАО ХК «Якутуголь» с филиалами

48

 

Наш университет на протяжении многих лет является основным поставщиком инженерно-технических кадров для промышленных предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики Саха (Якутия). На предприятиях строительной, дорожной, нефтегазовой, транспортной, угольной, алмазодобывающей, энергетической, жилищно-коммунальный и других отраслей промышленности республики основной состав руководителей предприятий, инженерных служб — выпускники СВФУ/ЯГУ.

Востребованность выпускников СВФУ на региональном рынке труда определяется их трудоустройством по полученной специальности. Так, по итогам мониторинга эффективности деятельности вузов, проведенного Министерством образования и науки РФ в 2015 году [2], СВФУ имеет положительный результат по показателю трудоустройства выпускников и составляет 75 %. В результате анализа выявилось, что наиболее востребованными на рынке труда являются инженерные направления подготовки. Выпускники инженерных направлений подготовки имеют высокую заработную плату в регионе. Доля трудоустройства выпускников по инженерно-техническому направлению, по итогам мониторинга, проведенного Минобрнауки РФ в 2015 году, составляет по магистрам — 81,64 %; специалистам — 79,46 %; бакалаврам — 70,12 % от выпуска по направлению.

Таким образом, задача кадрового обеспечения отраслей промышленности Республики Саха (Якутия) осуществляется Северо-Восточным федеральным университетом имени М. К. Аммосова на основании комплекса мер, направленных на совершенствование системы, структуры и качества подготовки в соответствии с реальной потребностью предприятий в трудовых ресурсах.

 

Литература:

 

  1.                Мониторинг качества приема в вузы [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский университет «Высшей школы экономики» [Офиц.сайт]. URL: http://www.hse.ru/ege/ (дата обращения: 12.11.2015).
  2.                Портал мониторинга трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки РФ [Офиц.сайт]. URL: http://graduate.edu.ru/ (дата обращения: 15.11.2015).
  3.                Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения в разрезе видов экономической деятельности Республики Саха (Якутия) по состоянию на 01.08.2015 [Электронный ресурс]// Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия) [Офиц.сайт]. URL:http://www.sakha.gov.ru/node/60841 (дата обращения: 11.11.2015).
  4.                Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года (утверждено Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2009г. N 2094-р [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации[Офиц.сайт]. URL:http://government.ru/docs/all/71171/ (дата обращения: 11.11.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): инженерно-техническое направление, федеральный бюджет, Якутия, предприятие, инженерно-техническое направление подготовки, ОАО, специальность, филиал, высшее образование, Северо-Восточный федеральный университет.

Похожие статьи

Ассоциация «Северо-Восточный университетский...»

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ), как вуз особого типа, в качестве своей миссии определил подготовку конкурентоспособных специалистов, привлечение и закрепление молодежи, в том числе из других регионов...

Социальные основания популярности инженерного образования

- сложности в освоении технических дисциплин, связанные как со спецификой последних, так и с низким уровнем общетехнической подготовки абитуриентов. Ликвидация предприятий, которыми были востребованы специалисты с высшим техническим образованием...

Технологии реализации преемственности в системе СПО-ВУЗ

Ежегодно в Технический институт (филиал) СВФУ в г. Нерюнгри

Основные термины (генерируются автоматически): дисциплина, вуз, высшее образование, введение курсов

Социальная функция института образования - подготовка к непрерывному образованию...

Современное инженерное образование и инновации...

Современное инженерное образование и инновации в подготовке инженеров. Автор: Ёдгорова Мамура Орифовна.

Обеспечение преемственности поколений и устойчивого воспроизводства, квалифицированных и компетентных инженерно-технических кадров нового поколения...

Технические науки — Молодой учёный

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова.

Владивостокский филиал Российской таможенной академии. Ж.

Уфимский государственный авиационный технический университет.

Направления инновационного развития Республики Саха (Якутия)

Исследование позиции Северо-Восточного федерального университета на рынке высшего образования Республики Саха (Якутия). Спатарь А. В. / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014 № 34.

Технический институт (филиал) Северо-Восточного...

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова в г. Нерюнгри. Адрес: Россия, Дальневосточный федеральный округ, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский р-н, Нерюнгри, ул. Кравченко, 16.

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108

Магистратуры по выбранному направлению подготовки есть не в каждом вузе, но с дипломом бакалавра...

Усиление роли инженерного образования и практической...

Подготовка инженерных кадров для новой экономики в Томском... CDIO, программа, ABET, университет, комплексная инженерная деятельность, инженерная деятельность, математическая подготовка, область техники, высшее образование...

Похожие статьи

Ассоциация «Северо-Восточный университетский...»

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова (СВФУ), как вуз особого типа, в качестве своей миссии определил подготовку конкурентоспособных специалистов, привлечение и закрепление молодежи, в том числе из других регионов...

Социальные основания популярности инженерного образования

- сложности в освоении технических дисциплин, связанные как со спецификой последних, так и с низким уровнем общетехнической подготовки абитуриентов. Ликвидация предприятий, которыми были востребованы специалисты с высшим техническим образованием...

Технологии реализации преемственности в системе СПО-ВУЗ

Ежегодно в Технический институт (филиал) СВФУ в г. Нерюнгри

Основные термины (генерируются автоматически): дисциплина, вуз, высшее образование, введение курсов

Социальная функция института образования - подготовка к непрерывному образованию...

Современное инженерное образование и инновации...

Современное инженерное образование и инновации в подготовке инженеров. Автор: Ёдгорова Мамура Орифовна.

Обеспечение преемственности поколений и устойчивого воспроизводства, квалифицированных и компетентных инженерно-технических кадров нового поколения...

Технические науки — Молодой учёный

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова.

Владивостокский филиал Российской таможенной академии. Ж.

Уфимский государственный авиационный технический университет.

Направления инновационного развития Республики Саха (Якутия)

Исследование позиции Северо-Восточного федерального университета на рынке высшего образования Республики Саха (Якутия). Спатарь А. В. / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014 № 34.

Технический институт (филиал) Северо-Восточного...

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова в г. Нерюнгри. Адрес: Россия, Дальневосточный федеральный округ, Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский р-н, Нерюнгри, ул. Кравченко, 16.

От абитуриента до аспиранта — Молодой ученый

Так называемый «дипломированный специалист» может поступить в магистратуру на бюджет — для него это не будет считаться вторым высшим образованием (п. 15 ст. 108

Магистратуры по выбранному направлению подготовки есть не в каждом вузе, но с дипломом бакалавра...

Усиление роли инженерного образования и практической...

Подготовка инженерных кадров для новой экономики в Томском... CDIO, программа, ABET, университет, комплексная инженерная деятельность, инженерная деятельность, математическая подготовка, область техники, высшее образование...