Библиографическое описание:

Рыскаль Н. В. Эконометрическое моделирование влияния социально-экономических факторов на объем налоговых поступлений в бюджет РФ // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 475-478.

 

В статье рассматриваются теоретические аспекты налоговых поступлений и налогового потенциала, взаимосвязи социально-экономических показателей и объемов налоговых сборов, представлены факторы, оказывающие влияние на объем налоговых доходов. Разработана эконометрическая модель влияния социально-экономических факторов на объемы налоговых поступлений. В качестве доказательной базы используется модель, построенная в рамках регрессионного анализа, далее оценивается статистическая значимость построенной модели. В заключении делаются выводы относительно степени влияния рассматриваемых факторов и дальнейшего развития сложившихся закономерностей.

Ключевые слова: налоговые поступления, налоговый потенциал, дифференциация, факторы, регрессия, эконометрическое моделирование.

 

Проблема налогов как главного источника доходной части бюджета любой страны всегда была актуальной и вызывала широкие дискуссии в научных кругах. Переход к рыночной экономике, социально-экономические преобразования в России в последние десятилетия повысили интерес к данной проблеме.

В отечественной литературе в последние годы уделяется большое внимание теме налогов. В большом количестве трудов рассмотрены эволюция налогообложения и история развития налоговой системы России и зарубежных стран. Данные вопросы рассматривались в работах С. Г. Пепеляева, И. В. Горского, Д. Г. Черника и других. Организационно-правовые вопросы налоговой системы, сущность и функции налогов, основные нормативно-правовые акты в области налогообложения рассмотрены в работах Н. К. Дворецковой, В. И. Гуреева, С. Г. Пепеляева, Л. Г. Барановой, Д. Д. Бутакова и др.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, и, вводя налоги, любое государство, обычно, преследует две основные цели (Рис. 1).

Прогнозирование налоговых поступлений является одним из элементов налогового менеджмента как системы управления социально-экономическим развитием страны и ее регионов и ориентировано на максимально возможный уровень взимания налогов и сборов. Показателем, характеризующим данную величину, служит налоговый потенциал. Под налоговым потенциаломв мировой практике обычно понимают «потенциальный бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за финансовый год, при применении единых на всей территории страны условий налогообложения». [1, с. 29]

Рис. 1. Основные цели налогообложения

 

Также можно выделить фискальный подход к толкованию понятия «налоговый потенциал» как максимально возможной суммы налоговых платежей на данной территории; межбюджетный подход — как потенциальный доход бюджета на душу населения, который может быть получен посредством реализуемых межбюджетных отношений; ресурсный подход — как ресурсы, подлежащие аккумулированию в бюджет через налоговые платежи. Показатель налогового потенциала может быть рассчитан для страны в целом, ее регионов в отдельности, той или иной сферы экономической деятельности, конкретного предприятия (иными словами на макро-, мезо- и микроуровне).

При оценке налогового потенциала региона и прогнозировании его динамики на перспективу целесообразно разграничивать два аспекта данного понятия: налоговый потенциал в узком и широком смысле. В узком смысле налоговый потенциал — это финансовые ресурсы, которые подлежат аккумулированию в бюджет через налоговые платежи в соответствии с действующей в стране системой налогообложения. Под налоговым потенциалом в широком смысле понимается совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение в системе «население — хозяйство — территория», в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах региона. Выбор того или иного аспекта рассмотрения налогового потенциала региона зависит от решаемой задачи. [5, с. 4]

На величину налогового потенциала и налоговых поступлений региона оказывают влияние множество объективных и субъективных факторов. В первую очередь, налоговый потенциал определяется составом и структурой налоговой системы, то есть его величина зависит от многообразия объектов налогообложения, степени их охвата системой налогообложения. И. А. Кабакова среди факторов, которые влияют на уровень налоговых поступлений в бюджет, выделяет показатель деловой активности, для оценки которого использует значение годового ВВП, и величину теневого сектора. В условиях кризиса также необходимо учитывать факторы, оказывающие большое влияние на налогооблагаемую базу: неплатежи в экономике,удельный вес убыточных предприятий, задолженность по заработной плате и т. д. Но не следует пренебрегать и субъективными факторами, такими как эффективность работы налоговых органов относительно собираемости налогов и сборов, уровень налоговой культуры граждан. Также к субъективным факторам следует отнести эффективность деятельности местных органов власти по повышению налоговой активности региона с помощью результативного использования механизмов стимулирования повышения эффективности хозяйствования, способствующих расширению налоговой базы.

Моделирование налогового потенциала и налоговых поступлений в бюджеты разных уровней может осуществляться разными методами, в том числе с использованием регрессионных моделей, которые позволяют учесть влияние одного или нескольких признаков-факторов, представленных, например, показателями комплексного социально-экономического развития территории. Методы корреляционно-регрессионного анализа позволяют в известной мере оценить влияние того или иного учтённого признака-фактора на результативный признак и включить его в модель (либо исключить). [7, с. 13] В нашем случае в качестве результативного фактора будут выступать налоговые доходы бюджета (y), в качестве факторов, оказывающих влияние — инвестиции в основной капитал (x1), валовой региональный продукт (x2), численность экономически активного населения (x3), среднедушевые денежные доходы населения (x4), объем добычи полезных ископаемых (x5), удельный вес убыточных организаций (x6), кредиторская задолженность организаций (x7), сальдированный финансовый результат деятельности организаций (x8).

После расчета парных коэффициентов корреляции было выяснено, что значимое влияние на доходы бюджета оказывают лишь инвестиции в основной капитал, валовой региональный продукт, численность экономически активного населения и среднедушевые денежные доходы населения. Далее в результате проведения пошаговой регрессии из модели была исключена переменная х2 (ВРП).

Таким образом, после проведенных расчетов получили следующую оценку модели регрессии:

Модель регрессии значима (Fнабл.(3;72) = 201,856), р-значение 5,77*10–35, следовательно, уравнение значимо, т. к. Fнабл.>Fкр.; коэффициенты при всех переменных так же значимы. Коэффициент детерминации составляет 0,89, т. е. 89 % вариации доходов консолидированного бюджета обусловлено вариацией инвестиций в основной капитал, численности экономически активного населения и среднедушевых денежных доходов населения, а 11 % вариации объясняется неучтенными в модели факторами.

Согласно данной модели, при сокращении инвестиций в основной капитал на 1 млн. рублей доходы бюджета увеличатся в среднем на 0,0384 млн. рублей, при увеличении экономически активного населения на 1 тыс. человек доходы бюджета увеличатся в среднем на 89,413 млн. рублей, а при увеличении среднедушевых доходов населения на 1 рубль бюджетные поступления увеличатся в среднем на 2,765 млн. рублей.

На основе полученной модели можно также проводить имитационные расчеты, вводя различные значения факторов и получая теоретические значения зависимой переменной. Для прогнозирования неизвестных значений зависимой переменной воспользуемся оцененным регрессионным уравнением и проведем экстраполирование значений доходов бюджета при различных вариантах объема инвестиций в основной капитал, экономической активности населения и среднедушевых доходов населения. Результаты проведенных расчетов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Прогнозное значение доходов бюджета

Варианты прогноза

х1

х3

х4

Точечный прогноз

-95,0 % ДП

+95,0 % ДП

Максимум

1502415

3900

42463

354179,9

321520,0

386839,8

Минимум

11749

99

11311

-14634,5

25806,5

-3462,5

Среднее

145452

864

21689

77348,9

72377,6

82320,2

 

Таким образом, проведя исследования, можно сделать вывод, о наличии сильной связи между доходами бюджетов субъектов и рассмотренными факторами (численностью экономически активного населения, инвестициями в основной капитал, среднедушевыми доходами населения).

В заключение необходимо отметить, что прогнозирование макроэкономических показателей имеет ключевое значение для формирования и реализации приоритетов социально-экономического развития регионов и страны. Региональный прогноз может использоваться в качестве информационной основы для разработки концепций, программ и стратегических планов как локального уровня, так и государства в целом.

 

Литература:

 

  1. Богачева О. В. Налоговый потенциал и региональные счета / О. В. Богачева // Финансы. — 2000. — № 2. — С. 29–32.
  2. Горобец Ю. А. Налоговый потенциал как основа прогнозирования налоговых поступлений / Ю. А. Горобец // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. — № 21. — С. 52–56.
  3. Кирина Л. С. Оценка направлений совершенствования налоговой политики в Российской Федерации / Л. С. Кирина // Налоги и налогообложение. — 2014. — № 5. — С. 476–489.
  4. Коломиец А. Л. О понятиях налогового и финансового потенциалов региона/ А. Л. Коломиец, А. Д. Мельник // Налоговый вестник. — 2000. — № 1. — С. 3–5.
  5. Панова Н. Ф. Прогнозирование налоговых поступлений от крупнейших налогоплательщиков Оренбургской области на основе структурного подхода / Н. Ф. Панова, А. Ф. Сатлыкова // Современные информационные технологии в науке, образовании и практике: VII всероссийская науч.-практ. конф. с междунар. участием / М-во образования и науки РФ; ОГУ. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. — С. 727–729.
  6. Прокофьев В. А. Предпосылки и условия развития детерминированного факторного анализа (проблемы науки «экономический анализ») / В. А. Прокофьев, В. В. Носов, Т. В. Саломатина // ЭТАП: Экономическая теория, Анализ, Практика. — 2014. — № 4. — С. 134–145.
  7. Скляр А. В. Моделирование региональных бюджетных доходов от НДС / А. В. Скляр, А. Н. Цацулин // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). — 2011. — № 1. — С. 13–18.
  8. Цыпин А. П. Конкурентоспособность в банковской сфере России / А. П. Цыпин // Вестник магистратуры. — 2012. — № 5. — С. 90–91.
  9. Цыпин А. П. Эконометрическое моделирование влияния факторов на ВВП стран- членов Таможенного союза // Экономика, экология и общество России В 21-м столетии: сб. науч. трудов 17-й Международной науч.-практич. конф. Санкт-Петербург, 2015. С. 43–45.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle