Библиографическое описание:

Фейлер Е. В., Коконова Е. А. Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изготовление подарков на уроках технологии // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 872-874.



 

В данной статье рассматриваются варианты изготовления подарков обучающимися на уроках технологии с целью формирования у них духовно-нравственных качеств.

Ключевые слова: духовно-нравственные качества, подарки, уроки технологии, обучающиеся.

 

К теме духовно-нравственного воспитания мы обратилась неслучайно.

Воспитание духовно — нравственных качеств у подрастающего поколения всегда была главной задачей общества. Эта вечная проблема особенно остро встает сегодня, поскольку нарастают негативные явления: бездуховность, равнодушие к близкому, снижение общей культуры подрастающего поколения. А потому так велик запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. Ещё сто лет назад великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на огромное значение духовно-нравственного и трудового воспитания детей: «Особенно сильное влияние на формирование личности, оказывает труд, его внутренняя духовная сила, которую нельзя ни наследовать, ни купить, её можно только воспитать. В ребёнке нужно воспитывать потребность и любовь к труду...» [4].

Поэтому мы предлагаем формировать духовно-нравственных качества обучающихся через уроки технологии.

В процессе урочной технологической деятельности успешно решается задача формирования у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Предмет технология, имеющий обширные межпредметные связи, оказывает помощь ребёнку в процессе социализации и создаёт условия для его самореализации.

В программе общеобразовательных учреждений сказано: «Приоритетной целью образования в школе является духовно — нравственное развитие ребёнка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира» [3].

Значит, наше направление работы является актуальным и связано с проблемами образования.

Мы предлагаем через уроки технологии изготовлять подарки к праздникам и учить детей дарить их. Тем самым будить в детях лучшие мысли, лучшие чувства и стремления. Может кто-то скажет, что это мелочи. Но в воспитании нравственности не может быть мелочей!

Изготовление подарков можно сделать традицией школы. Дети могут делать их к праздникам: «День Учителя», «Рождество», «Новый год», «День Святого Валентина», «День Защитника Отечества», «Международный женский день», «Пасха», «День победы».

«Если вы любите дарить подарки, значит, вы умеете преодолеть собственный эгоизм и умеете позаботиться о том, что нужно другим людям, об их пожеланиях и настроении» (Н. Г. Колодезнева) [1].

Делать подарки — это искусство, которому, как и всякому другому искусству, можно и нужно научиться, так как это является проявлением внутренней культуры человека. Учителя, друзья, родители приходят в восторг, получив удивительные, необычные подарки. А ещё у них появляется радостная улыбка на лице, когда дети, преподнося подарок, говорят пожелания от всей души.

Преподношение милого небольшого подарка к празднику «связывает» людей, ведь одновременно происходит обмен частичкой своего душевного тепла.

«Есть только одна подлинная ценность — это связь человека с человеком» (А. де Сент-Экзюпери) [5].

Ценность подарка определяется не его денежной стоимостью. Подарок — это выражение вашего хорошего отношения к человеку, и если он сделан своими руками, то «цена» его удваивается.

Если посмотреть социальные паспорта школ, то можно увидеть, что в школах много обучающихся из малообеспеченных, а также из неблагополучных семей. Поэтому для многих купить подарок к празднику нет возможности. Приобрести хороший материал для изготовления поделок сувенирного назначения, тоже становится проблемой. Всё, что покупают родители к урокам — это клей, кисточки, краски, цветную бумагу. Но и это уже хорошо!

Такое положение дела делает ребёнка активным в поиске идеи для подарка и материале для его изготовления.

«Всё из жизни, всё для жизни» становится правило при выборе материала для изготовления подарка. Мастерить можно из подручного «бросового» материала, который буквально лежит под ногами. Не нужным, выброшенным предметам даётся вторая жизнь, превращая их в чудесные сувениры.

Подарки, сделанные своими руками, нельзя сравнить с купленными в магазине, как не сравнить ни с чем удовольствие от удачно воплощённого замысла и от радости, доставленной близким и друзьям.

Первое, что надо сделать — это определить место подарков в содержании образовательной программы «Технология».

Изготовление подарков своими руками включить и в учебный процесс, через уроки технологии.

В методическом письме о преподавании учебного предмета «технология» в условиях введения федерального государственного стандарта общего образования сказано: «… Овладение опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда — одна из основных целей курса технологии. Для реализации раздела «Технология изготовления изделий из различных материалов» — предусматривается не менее 50 % учебного времени…

Предполагается, что все виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности… При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально — нравственные аспекты трудовой деятельности, личностно и общественная значимость создаваемых объектов труда» [6].

Как раз, изготовляя подарки, используя различные материалы, мы выполняем требования государственного стандарта общего образования (это ещё раз подтверждает актуальность излагаемой темы).

Обучающиеся овладевают приёмами изготовления подарков, приобретают знания об их значимости, пользе. «Работа хороша, когда в ней польза и душа».

Постигая процесс создания подарков, обучающиеся накапливают, осваивают багаж знаний, того, что уже создало человечество, и приобретают способность нарушить сложившийся стереотип и сделать что-то новое, придумать самому и воплотить свою личную идею. Ведь постоянное копирование чьих-то идей или выполнение работ по шаблону не развивает фантазию и воображение, не даёт возможности создать работу, видя её «внутренним оком».

Не надо отходить от программы и заменять темы уроков. В каждом классе есть темы, которые удачно подходят для изготовления подарков к вышеперечисленным праздникам.

Например: в первой четверти, во 2 классе есть тема: «Стаканчик для инструментов» (2 часа). Этот урок как раз подходит, чтобы изготовить необычную карандашницу и подарить учителям на их праздник «День Учителя».

В 1 четверти в 3 классе есть тема: «Двойная поздравительная открытка» (2 часа) — эта тема тоже подойдёт для этого праздника.

Изготовление подарков своими руками помогает ребятам ощутить магическое могущество, скрытое в их, казалось бы, неумелых руках. А когда они делают для своих учителей, значимость работы возрастает, магические способности усиливаются и простые баночки из — под шампуня, дезодоранта превращаются в удивительные вазочки, карандашницы.

К Новогоднему празднику с начальными классами можно сделать подарки для ёлки (вторая четверть как раз посвящена изготовлению ёлочных игрушек).

Если какой-то праздник приближается под приём работы с солёным тестом, значит, можно выполнить подарки, используя материал для изготовления «солёное тесто». Если осваиваются приёмы выполнения мозаики, то подарки будут самые разные, но все выполненные в технике мозаика.

Очень важно отслеживать выполнение каждой изготовляемой работы, вовремя предупредить ошибку, помочь ребёнку, если тот затрудняется, дать совет, чтобы ни одна работа не была выполнена так, что её будет стыдно дарить. Каждый ребёнок должен быть удовлетворён своей выполненной работой. Подарок должен быть красивым.

Надо учить детей самостоятельно анализировать работу. Все дети должны знать критерии оценки и по этим критериям самостоятельно оценивать свою работу.

Готовясь к уроку, предлагаем применять дидактические требования, которые прописаны в методическом пособии «Ступеньки к мастерству» Е. А. Лутцевой [2].

          Выполняя работу, ребёнок должен овладеть не более двумя новыми для него практическими умениями (неумение дифференцировать цели предстоящей деятельности учеников — самый распространённый недостаток в работе учителей, последствием которого становятся некачественные изделия и неудовлетворённость детьми от сделанной ими работы);

          Изделия не должны носить случайный характер;

          Выполнение заданий должно давать обучающимся широкий спектр знаний, развивать мышление, обогащать речь, а также развивать нравственные качества личности.

Также использовать цели обучения:

          приобщение обучающихся к культуре, освоению и осмыслению обучающимися нравственных и эстетических ценностей;

          формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и навыков путём обучения технологическим приёмам работы с разными материалами.

Учите детей видеть прекрасное, создавать прекрасное, совершать благородные поступки.

«Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь» (Ф. М. Достоевский) [1].

 

Литература:

 

  1. Дереклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность»: 5 класс.- М.: «5 за знания», 2006.- 196с.
  2. Лутцева Е. А. Технология 1 класс. Методическое пособие. Вентана Граф.-2008.
  3. «Концепция 2020: развитие образования». Учительская независимая педагогическая газета № 25 от 17 июня 2008г,
  4. Высказывания К. Д. Ушинского о воспитании // www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36629.php [Электронный источник]
  5. Мудрые мысли // tetatet-club.ru/aphorism611_sent_ekzyouperi.htm. [Электронный источник]
  6. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «технология» в условиях введения федерального государственного стандарта общего образования // lib2.podelise.ru/docs/37/index-27844.html [Электронный источник]

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle