Особенности организации учебной деятельности подростков при изготовлении мебельных изделий на уроках технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 17.03.2016

Статья просмотрена: 438 раз

Библиографическое описание:

Гиблер, А. А. Особенности организации учебной деятельности подростков при изготовлении мебельных изделий на уроках технологии / А. А. Гиблер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2 (110.2). — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27190/ (дата обращения: 19.04.2024).



Abstract: In the article the process of educational activity of senior pupils in the course of the developed course "Designing furniture wood products."

Keywords: educational area "Technology", the organization of training activities, furniture products.

Учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят перемены в личности ученика. Это деятельность по самоизменению, то есть продуктом считаются те изменения, которые приключились в ходе ее исполнения в самом субъекте. На основе изученной психолого-педагогической литературы мы выявили следующие особенности, которые влияют на учебную деятельность старшеклассников, а именно: заканчивается процесс физиологического созревания, происходит гормональный взрыв, формируется самомнение у подростка, ярко выраженный максимализм и формируется база для социально-психологической адаптации. При разработке программы по Технологическому направлению для учащихся старших классов нами учитывались психофизиологические особенности старшего подросткового возраста. Принципы учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями.

Особенности организации учебной деятельности учащихся старших классов при изготовлении мебельных изделий из древесины на уроках технологии [1;4].

1. Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах. Знания становятся средством воздействия на предметы и явления действительности, а умения и навыки - орудием практической деятельности только в процессе их применения. Важнейшая функция применения - получение с его помощью новых знаний, т.е. превращение их в инструмент познания.

2. Старшеклассник в своей учебной деятельности перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона.

3. Мотивационное формирование умений и навыков переходит в процесс организации учебной деятельности совместной с учителем (тьютером). В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец, правило, алгоритм работы. Получая готовый образец, старшеклассники сами разрабатывают систему правил (технико-технологическую документацию), по которой они будут действовать.

4. Периодически проводиться диагностика овладения учащимися общеучебными и специальными умениями и навыками по обработке древесины для изготовления мебельных изделий, что в частности поможет своевременно принять меры по предупреждению и преодолению неуспеваемости.

5. Правильная организация выполнения практических работ, предусмотренные программой для учащихся старших классов

1) Составление технического рисунка или эскиза мебельных изделий формы с одним-двумя элементами.

2) Чтение чертежей и инструкционных и технологических карт изготавливаемых деталей и сборных чертежей мебельных изделий.

3) Подготовка к работе: подбор и проверка заготовок, инструментов и приспособлений в соответствии с чертежами, инструкционными и технологическими картами.

4) Организация рабочего места и создание безопасных условий труда.

5) Изготовление мебельных изделий, включающих операции: строгание пласти и кромки; разметку, пиление древесины поперек и вдоль волокон с применением стусла; сверление отверстий с помощью ручной дрели (сверлильного станка); зачистку обработанных поверхностей напильником с грубой насекой и шлифовальной бумагой; сборку мебельного изделия, покрытие лаком или водными красителями. Контроль качества изделий.

6. Правильная организация лабораторно – практических работ, предусмотренные программой:

 Определение пород древесины и ее пороков.

 Контроль основных параметров качества деталей (формы, размеров, шероховатости каждой элементарной поверхности и взаимного расположения поверхностей на детали) призматической формы и тел вращения.

7. Практические навыки, получаемые в старших классах классе можно отнести следующие:

1) организацию рабочего место в соответствии с практическим заданием и поддерживать порядок во время работы;

2) выполнение основных операций по обработке древесины ручными инструментами и машинными операциями, изготавливать простейшие изделия из древесины по инструкционным и технологическим картам и мебельные изделия разной степени сложности (в зависимости от подготовленности каждого учащегося);

3) контроль качества изготавливаемых изделий;

4) владение простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, мозаика, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам;

5) иметь общее представление о наиболее массовых профессиях и специальностях, связанных с технологией обработки конструкционных материалов;

6) выполнение работы в заданное время;

7) проявление элемента творчества на всех этапах;

8) соблюдение правила безопасной работы ручными инструментами и при работе на станочном оборудовании

Базисный учебный план образовательного учреждения (с учётом реализации ФГОС) на этапе основного общего образования должен включать для обязательного изучения курс «Технология». [2] В том числе занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня, либо на усмотрение администрации учебного заведения в 8 и 9 классах, в 10 и 11 классах в условиях профильного обучения по технологическому направлению может быть обучение из расчета 2 часа в неделю – 68 часов. Поэтому нами предлагается элективный курс «Проектирование мебельных изделий из древесины». [5]

Перспективное планирование курса «Проектирование мебельных изделий из древесины» с учащимися старших классов.

Дисциплина «Деревообработка» в средних (с 5 по 8) классах ориентирует школьника на усвоение азов материаловедения по древесным пиломатериалам, выполнения основных ручных и механических операций по деревообработке, отделке изделий из древесины. Освоение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:[1; 4]

- освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, выступлений о технологической культуре на основе включения обучающихся в разнообразные виды трудовой деятельности по организации личностно или общественно значимых изделий;

- изучение обще трудовыми и специальными умениями, нужными для поиска и применения технологической информации, проектирования и воплощение продуктов труда, знание домашнего хозяйства, независимого и осознанного установления своих актуальных и высококлассных планов; безопасными способами труда;

- формирование познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, умственных, креативных, коммуникативных и организаторских дарований;

- воспитание трудолюбия, расчётливости, чистоплотности, целеустремленности, предприимчивости, ручательству за результаты своей деятельности; почтительного взаимоотношения к людям всевозможных профессий и результатам их труда;

- приобретение опыта использования политехнических и технологических познаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Курс «Проектирование мебельных изделий из древесины» нацелен на следующие компетенции:

Знать:

 содержание науки о технической эстетике; требования к технической эстетике изделий; понятие золотого сечения и способы применения данного правила; требования к внешней отделке; требования, предъявляемые при проектировании изделий; методы конструирования; основы экономической оценки стоимости выполняемого проекта;

 методы конструирования; основы экономической оценки стоимости выполняемого проекта;

 методы определения потребностей и спроса на рынке товаров и услуг; методы поиска информации об изделиях и материалах; последовательность разработки творческого проекта;

 этапы творческого проекта, их содержание; направления проектных работ; правила составления технологической последовательности изготовления изделия.

Уметь:

 видеть в процессе труда и создаваемых предметах красоту во всех ее проявлениях:

 анализировать свойства объекта; делать экономическую оценку стоимости проекта;

 обосновать идею изделия на основе маркетинговых опросов; анализировать возможность изготовления изделия; составить технологическую карту;

 выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность; изготовить изделие; обосновать свой выбор темы, технологии изготовления изделия.

Критерии оценки

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Познавательная активность

Нехватка у учащегося увлечения к расширению и углублению знаний.

Склонность к углублению знаний.

Влечение использовать знания в новой ситуации и обретать способы достижения целей своей деятельности.

Познавательная самостоятельность

Исполнение назначенной задачи предложенными способами; функционирование знаний на уровне припоминания и осмысления учащимися ранее изученного материала; анализ фактов для сознания цели действия и поиска способа его выполнения.

Инициативный подбор средств исполнения назначенной задачи и ее разрешение;

обобщение и преобразование приобретенных знаний для решения поставленных задач;

овладение способами применения усвоенных знаний как инструмента для решения поставленных задач.

Независимая организация цели и задачи, выбор путей ее решения;

имеется инструмент для решения самостоятельно поставленной задачи;

выбор и проектирование способов учебной деятельности для решения задачи;

получения опыта поисковой и исследовательской деятельности.

Знания

Представление о видах и типах мебельных изделий и материалов для их изготовления.

Представление о видах и типах мебельных изделий и материалов для их изготовления.

Подбор инструментов и оборудования для изготовления мебельных изделий по готовым чертежам и технологическим картам.

Представление о видах и типах мебельных изделий и материалов для их изготовления

Подбор инструментов и оборудования для изготовления мебельных изделий по созданным самостоятельно (или под руководством педагога) чертежам и технологическим картам

Понимание особых возможностей и соответствующих признаков разных видов конструирования мебельных изделий из древесных пиломатериалов, новейших технологиях и оборудовании по техники и технологий живописной отделки мебельных изделий.

Умения и навыки.

Опыт творческой деятельности

Прочтение графической документации, отражающей технологическую последовательность производство элементов мебельных изделий из древесных пиломатериалов в соответствии с условиями технологического процесса.

Изучение графических материалов отображающей форму конструктивной особенности и технологическую последовательность изготовления элементов мебельных изделий из древесных пиломатериалов в соответствии с условиями технологического процесса

и композиции на их основе; практическое изготовление отдельных элементов и композиции в соответствии с требованиями технологического процесса; представление об основных способах декоративной отделки мебельных изделий.

Применение фигуры эскизного изображения информации при создании композиции элементов мебельных изделий из древесных пиломатериалов в соответствии с условиями технологического процесса и их практическое выполнение с учетом формы декорируемого мебельного изделия и требований к качеству поверхности; выполнение отделки мебельных изделий традиционными для региона способами и с помощью новейших технологий.

Предлагаем выдержку из календарно-тематического плана курса «Проектирование мебельных изделий из древесины», рассчитанного на 34 часа.

Тема урока

Объект труда

Элементы содержания

Вид
контроля,
измерители

Требования к уровню
подготовки обучающихся

13-14

Шиповые столярные соединения

Мебельные изделия: полочки, тумбочки, столики

Шиповые соединения, их элементы и конструктивные особенности. Правила безопасной работы

Работа над творческим проектом.

Фронтальный письменный опрос.

Контроль качества выполнения шипового соединения

Знать: область применения шиповых соединений; разновидности шиповых соединений и их преимущества; основные элементы шипового соединения; последовательность выполнения шипового соединения; графическое изображение на чертеже; инструменты для выполнения шипового соединения; правила безопасной работы.

Уметь: выполнять шиповое соединение; изображать шиповое соединение на чертеже

25-26

Мозаика на мебельных изделиях из древесины

Мебельные изделия: полочки, тумбочки, столики

Мозаика как вид художественной отделки изделий из древесины. Виды узоров.

Инструменты для выполнения мозаики.

Правила безопасной работы Работа над творческим проектом.

Ответы на вопросы Сообщение учащихся о народных промыслах, связанных с обработкой

древесины. Контроль

качества практической работы

Знать: способы выполнения мозаики; виды узоров; понятие орнамент; инструменты для выполнения мозаики; технологию изготовления мозаичных наборов; приёмы вырезания элементов мозаики; правила безопасной работы.

Уметь: подбирать материалы и инструменты для выполнения мозаики; делать

эскиз с элементами мозаичного набора; выполнять мозаичный набор

Литература:

  1. Дубровская, Л.И. Особенности содержательного компонента образовательной области "Технология" [Электронный ресурс] / Дубровская Л.И., Хотунцев Ю.Л.. – Режим доступа: http://textbook.keldysh.ru/space/w_tehn.htm
  2. Об особенностях преподавания предмета «Технология» в общеобразовательных организациях Тюменской области в 2015-2016 учебном году [Электронный ресурс] :инструктивно-методич. письмо. – Режим доступа: https:// www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=10&ved=0ahUKEwipqO61usnJAhXCpXIKHSQVAroQFghQMAk&url=http%3A%2F%2Fportal.togirro.ru%2Fpluginfile.php%2F5349%2Fmod_folder%2Fcontent%2F0%2F%25D0%2598%25D0%25BD%
  3. Козуб, Л.В. Методические рекомендации по научно-исследовательской работе студентов естественно-технологических факультетов [Текст]: методич. пособие / Л.В. Козуб. - 2-е изд. доп. - Ишим: Издательство ИГПИ им ПЛ. Ершова, 2008. – 96 с.
  4. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.И. Кругликов. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
  5. Формирование учебных планов на 2015/2016 учебный год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.nevarono.spb.ru/index.php%3Foption%3Dcom_content%26task%3Dview%26id%3D111%26Itemid%3D142
Основные термины (генерируются автоматически): изделие, учебная деятельность, шиповое соединение, безопасная работа, творческий проект, технологический процесс, выполнение мозаики, древесина, знание, учащийся старший классов.


Похожие статьи

Обучение учащихся проектной деятельности при...

практическая работа, учебный материал, учебный процесс, работа, урок технологии, теоретический материал, проектная деятельность, творческая работа, выбор методов обучения, изделие, учащийся.

Методика обучения учащихся учебному проектированию на...

Активная творческая деятельность учащихся возникает при наличии познавательной или практической задачи.

Основным содержанием работы учащихся должна быть разработка, проектирование устройств, механизмов, технологических процессов и др.

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской...

Результатом проектно-конструкторской деятельности учащихся является также освоение им алгоритма учебного проектирования и методов творческой деятельности, приобретенные в ходе выполнения проекта знания, умения и навыки [3].

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках...

учащийся, проект, метод проектов, деятельность учащихся, технологический процесс, проектное обучение, проектная деятельность, групповая работа, конструкторско-технологическая документация...

Диагностические задания для уроков технологии по ФГОС

Решение качественных заданий способствует развитию технологического мышления, изобретательности, творческой фантазии, умения применять знания из различных областей для объяснения технологических процессов, систем...

Особенности организации проектной деятельности учащихся...

При этом этапы выполнения творческого проекта остаются прежними. Они, как и раньше, распределяются на подготовительный, технологический и заключительный.

Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования [4].

Творческий проект «Изготовление скамьи»

Технологические операции (пиление, шлифование, долбление, сверление, соединение

Изделие из натуральной древесины экологически безопасно.

‒ работая над проектом, учащийся знакомятся с историей изготовления всевозможных различных образцов мебели

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

- приобщить учащихся к творческой работе; - прививать интерес к творчеству, поиску

Похожие статьи

Обучение учащихся проектной деятельности при...

практическая работа, учебный материал, учебный процесс, работа, урок технологии, теоретический материал, проектная деятельность, творческая работа, выбор методов обучения, изделие, учащийся.

Методика обучения учащихся учебному проектированию на...

Активная творческая деятельность учащихся возникает при наличии познавательной или практической задачи.

Основным содержанием работы учащихся должна быть разработка, проектирование устройств, механизмов, технологических процессов и др.

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской...

Результатом проектно-конструкторской деятельности учащихся является также освоение им алгоритма учебного проектирования и методов творческой деятельности, приобретенные в ходе выполнения проекта знания, умения и навыки [3].

Об организации проектной деятельности учащихся на уроках...

учащийся, проект, метод проектов, деятельность учащихся, технологический процесс, проектное обучение, проектная деятельность, групповая работа, конструкторско-технологическая документация...

Диагностические задания для уроков технологии по ФГОС

Решение качественных заданий способствует развитию технологического мышления, изобретательности, творческой фантазии, умения применять знания из различных областей для объяснения технологических процессов, систем...

Особенности организации проектной деятельности учащихся...

При этом этапы выполнения творческого проекта остаются прежними. Они, как и раньше, распределяются на подготовительный, технологический и заключительный.

Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования [4].

Творческий проект «Изготовление скамьи»

Технологические операции (пиление, шлифование, долбление, сверление, соединение

Изделие из натуральной древесины экологически безопасно.

‒ работая над проектом, учащийся знакомятся с историей изготовления всевозможных различных образцов мебели

Творческое развитие учащихся на уроках технологии

В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

- приобщить учащихся к творческой работе; - прививать интерес к творчеству, поиску

Задать вопрос