Библиографическое описание:

Волкова А. А. Функция цветообраза в сборнике стихов Генриха Гейне «Северное Море» // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 14-16.



 

Понятие цвета – сложное и многогранное, поскольку включает в себя множество смысловых, выразительных оттенков. Исследования цвета в литературе представляют большой научный интерес: изучается «материал» литературы - «язык», «речь» «слово» как выразители значения цвета; ведётся анализ конкретных произведений, творчества того или иного писателя в целом, литературных направлений, стилей с точки зрения цвета. Поэтика цветообраза влияет, а иногда и подчиняет себе поэтику художественного пространства, которое характеризуется не только устойчивыми (традиционными) признаками, но и цветом.

В художественном произведении цвет вступает во взаимодействие со всеми изученными традиционными характеристиками литературного текста, такими как сюжет, герой, стиль. [2, с 25]

Генрих Гейне относится к числу знаковых немецких поэтов XIX века, который активно использовал в своем творчестве цветообразы. В его цикле «Северное море» центральное место занимают образы природы, такие как «море» «небо» «сумерки», сами по себе уже отсылающие к цвету. Поэт рисует величественные картины природы, согретые большим человеческим чувством и мыслью. Пейзажные зарисовки достигают в «Северном море» такой значительности и величественности, какой никогда не имели до того у Гейне, ибо природа в стихах поэта часто не имела самостоятельного значения: она была ярко нарисованной декорацией к переживаниям лирического героя.

В цикле «Северное море», который был написан под влиянием морской стихии, увиденной Гейне, представлены образы то спокойного, то бурного моря; то ясного, то тёмного неба. Цель поэта - не просто изображение пейзажей, а создание «цветового пейзажа», который как раз и соотносит природу с человеком.

В стихотворении «Закат солнца» Гейне видит «лицо» луны в «мёртвенно-бледном» цвете:

Из хмурых осенних облачных груд,

Грустным и мертвенно-бледным лицом

Смотрит луна;а за нею,

Словно мелкие искры,

В дали туманной

Мерцают звёзды [1, с 85].

Разберём данный цветообраз более подробно. Во-первых. дадим определение цвета, в котором представлена луна: «мёртвенно-бледный» цвет значит безжизненный. Бледный, слабоокрашенный. Исходя из контекста, перед нами возникает образ бледной до синевы луны, что характеризует печальное душевное состояние лирического героя, который умирает от тоски.

Цветообраз ночного неба присутствует в стихотворении «Признание», который отражает прежде всего психологическое состояние человека: [5,с 101]

Ломкий тростник,

Зыбкий песок и текучие волны!

Я вам больше не верю!

Темнеет небо-и сердце мятежней во мне… [1,с 90].

Цветообраз показывают формирование и становление данного признака, с помощью глагола «темнеет», который говорит не только о наступлении темноты, но и о трансформации. Небо в тёмном цвете создаёт впечатление безотрадности, смятения. Тёмное является отражением всех негативных мыслей лирического «Я» героя. Темный (то есть передающий динамику и переход в черный цвет) демонстрирует негативные мысли героя, которые постепенно берут верх над ним. Любой цвет у Гейне становится предметом смыслополагания. Он способен вызывать разные ощущения и представления.

Существует модель «различения» эмоций, которая свидетельствует о существовании эмоциональных эталонов цветовых ощущений. Соотношение цвета и эмоций прослеживаются в поэзии Гейне, что выявляется ассоциациями цветов и человеческих настроений. В его стихотворении «Песнь океанид» есть пример соотношения цвета и эмоций:

Но зашумели грозные валы,

Пение их заглушая;

В тучах спрятался месяц; раскрыла

Чёрную пасть свою ночь

Долго сидел я во мраке и плакал [1, с 105].

Чёрный цвет несёт в себе отрицательную семантику. Он является самым негативным из всех цветов, олицетворяя печаль, мрачное душевное состояние лирического героя. Он контрастирует с северным морем – образом, вынесенным в заглавие цикла. Черный цвет ассоциируется со страхом, тревогой, пустотой. «Мрак»-это отсылка к цвету, который в данном контексте представляет собой чёрное пространство, беспросветную тьму, характеризует болезненное состояние тоски, безысходности лирического героя.

Надо сказать, что сборник стихов «Северное море» начинается со стихотворения «Венчание», в котором намечается новый уровень соотношения цвета и эмоций - уровень предметных чувств. Цветом Гейне передает «опредмеченные эмоции», такие как любовь, восхищение, отвращение, сострадание и т.д. Их семантика определяется трасформацией цветов в чувства. В данном произведении Гейне отражены любовь и восхищение, которые всегда неразрывны:

От порхающего, шелково-голубого покрова небес,

Где сияют алмазы ночи,

Я отрежу драгоценный край, и окутаю им, как венчальной мантией,

Твои королевские плечи [1, с 84].

Показательно, что Гейне окрашивает небо в «шелково-голубой» цвет. Голубой цвет-это божественный цвет, то есть цвет чистоты, нежности, безупречности, недосягаемости. Цвет неба такой же нежный, как шёлк. Цветообраз усиливается за счет осязательных ощущений. Он восхищает поэта, пробуждает в нём любовь. Любовь к небу, священному и прекрасному; любовь к той, с кем он желает поделиться красотой и роскошностью небесного свода.

Небо и море – образы, тесно связанные в сознании лирического героя Гейне, отсылающие к голубому цвету. Море - источник вдохновения многих поэтов, и Генрих Гейне не стал исключением. Цикл "Северное море" открыл совершенно новый мир, мир моря-человека. Ни один немецкий поэт не знал и не воспел его так, как Гейне, в ритмах, которые также еще никогда не звучали в немецком языке.

В стихотворении «Морская тишь» он окрашивает морские воды в золотой цвет:

Тишь и солнце! Снег горячий

Обнял водные равнины

И корабль златую влагу

Режет следом изумрудным [1, с 94].

В данном контексте золотой цвет можно рассматривать с разных сторон. С одной стороны, это цвет могущества и величия. Гейне, окрашивая море в этот цвет, подчёркивает его силу и превосходство.

С другой стороны, этот цвет можно толковать, как отблески солнечного света, несущие в себе теплоту:

Излюбленным образом поэта являются «сумерки» :

На безлюдном морском берегу

Я сидел одинокий и думами грустный томимый;

Солнце склонялось всё ниже, бросая

Красные полосы света на воду;

И белые дальние волны [1, с 84].

Наиболее ярко представлен в сборнике красный свет, который отражает закат. Этот цвет позволяет читателю не только представить исключительно красивые сумеречные явления, отбрасывающие красные полосы на воду, но и почувствовать эмоциональное состояние лирического героя. Красный цвет является одним из самых мощных цветов, пробуждающий сильнейшие эмоции. Цвет, который усиливает черный и белый.

Еще один пример «кричащего» красного цвета присутствует в произведение Гейне «Закат солнца»:

Огненно-красное солнце уходит

В далеко волнами шумящее,

Серебром окаймлённое море… [1,с 84].

Огненный красный цвет – цвет, который излучает яркий ослепляющий свет. Это символ огня. Предав столь яркую окраску солнцу, поэт подчеркнул его особенную черту: способность непрерывно «умирать» и «возрождаться».

Таким образом, цветообраз в цикле «Северное море» Гейне динамичен, «живёт» только в художественном тексте. Изучение функционирования цветообразов в конкретных произведениях даёт интереснейший материал об особенностях той или иной национальной культуры [4]. Цветообраз как художественное явление обусловлен творческими принципами поэта, его мировоззрением, мироощущением и стилем. Цвет может служить основанием для установления стойких смысловых и поэтических схождений между совершенно разными художественными индивидуальностям. У Г. Гейне цветообраз создает особую внутреннюю драматургию и служит средством характеристики лирического героя.

 

Литература:

  1.                Гейне Г. Избранные сочинения. – М.: Художественная литература, 1989. - 702с.
  2.                Матвеева Е.В. Функции цветообраза в прозе ФРГ 60-80-х гг // Дисс. на соис.уч.ст. к.фил. н., Нижний Новгород, 1999. – 155 с.
  3.                Стефанов С.И. Названия цвета и его оттенков. Толковый словарь-справочкник.- Ленанд,2015.-248 с
  4.                Фандо Р.А. Пути трансформации феномена «научной школы» // Годичная научная конференция Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. М.: Диполь-Т, 2004. С. 225-229
  5.                Фандо Р.А., Валеева Е.В. Формирование личности на стыке ее художественно-антропологических и биологических свойств // Вопросы культурологии.2014. № 3. - С. 98-102.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle