Библиографическое описание:

Кирпичёва О. А., Шефер Н. И. Новейшая детская литература // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 56-58.



 

Литература, книги – это то, без чего немыслима жизнь человека. Книга является духовной пищей, которая обогащает детей в различных сферах: творческой, коммуникативной, познавательной, эстетической, эмоциональной. Кроме того, она играет огромную роль в социальном развитии ребёнка, прививает ему те или иные навыки общения, оказывая влияние на социализацию.

В России сегодня издаётся много детских книг в различных жанрах: сказки, стихотворения, фэнтези, роман, фантастика, детектив, очерки, новелла. Однако в современных условиях роль книги утрачена. В связи с развитием информационно-коммуникативных технологий спрос на книги, к сожалению, уменьшается.

Выделяют следующие функции новейшей детской литературы:

  •                  развлечение (ребёнок не станет читать или будет читать с неохотой любую неинтересную для него книгу);
  •                  воспитание (можно и нужно читать малышу «правильные книги», которые научат ребёнка добру и борьбе со злом);
  •                  детская книга должна привить ребенку художественный вкус, поэтому эстетическая функция является не менее важной, так как знакомит ребенка с лучшими примерами художественного слова;
  •                  до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь. Таким образом, данный возрастной период является сензитивным для познавательной функции новейшей детской литературы.

В современной детской литературе учитываются те перемены, те события, которые сейчас происходят в мире: «Это оказался какой-то митинг. Люди были одеты разнообразно, в разноцветную одежду. Мы стали рассматривать плакаты, которыми они размахивали, как большими веерами» (Евдокимова Н. «Конец света»).

В книгах для детей можно заметить стирание границы между детским и взрослым миром, ускоренный темп взросления малыша. Пример тому – последние повести Э. Успенского, в которых Крокодил Гена превращается в бизнесмена, а Дядя Федор общается с многочисленными родственниками и знакомыми на самые последние темы.

В детской литературе можно прочитать информацию о бандитах (Н. Гейман), экологических проблемах (Э. Успенский), о предательстве и корысти (К.C. Льюис), о взяточничестве (К. Функе) и о многом другом. Причем некоторые авторы используют данную информацию лишь для привлечения внимания детей, играя на детской тяге ко всему пугающему, запретному. Другие же освещают эту тему с целью показа насущных проблем, которые требуют решения [4].

Несмотря на то, что в произведениях детской литературы описываются далеко недетские события, происходящие в современном мире, главным персонажем этих произведений остаётся ребёнок. Однако в произведениях для детей последнего периода преобладает изображение ребенка в семье, в повседневной действительности, что неизменно влечет за собой углубление в тонкости семейных отношений как позитивные, так и негативные.

Современная литература дает ребенку довольно разнообразную картину вариантов отношений отцов и детей. В целом можно говорить о том, что в изображении современных писателей дистанция между родителями и детьми значительно сократилась [3. с.128].

Пример тому – книга Ю.Б. Вийры «Мой папа Мюнхгаузен» (2000). По жанру это цикл сказок. В книге автор не только формулирует неудобные для взрослых вопросы детей, но и отвечает на них нетрадиционным образом, в результате вывод делает либо маленькая героиня в тексте, либо его должен сделать сам ребенок. Например, в сказке с сомнительным названием «О вреде и пользе курения» папа и рассказчица разрешают противоречия, почему учительница говорит, что курить вредно, а папа курит.

Оказавшись в явно затруднительном положении, папа придумывает завирательную (он ведь Мюнхгаузен) историю, в которую тем не менее включает элементы достоверной информации о вреде курения, в том числе и очень важные именно для девочки: курение портит цвет лица и вредно для органов дыхания. В сказке людоед отказывается есть курильщицу: «Клара Карловна – учительница, заядлая курильщица и пиратка одновременно, попала к людоедам. Погнался за ней один: бежит по пляжу, по щиколотку в песок проваливается и пыхтит как паровоз – людоед тоже курил, но меньше Клары Карловны. Догнал, конечно. Взмолилась пиратка: «Дайте перед смертью трубку выкурить». Отшатнулся от нее людоед: «Курильщица! Нет, такое мясо я не ем – оно горькое. А легкие черные, как смола». Посидели, покурили и разошлись» (Вийра Ю.Б. «Мой папа – Мюнхгаузен»). Автор признает за ребенком – читателем право знать, что курение вредно, укоренено в традиции, поэтому каждый делает выбор добровольно.

Другой интересный пример - книга «Телефонные сказки Маринды и Миранды» М. Я. Бородицкой(2001), где главные действующие лица – одинокие мамы: «Одну Мариндой звали, другую Мирандой. И дети у них были: у Миранды две девочки, у Маринды два мальчика. А вот пап ни одного. Сами знаете, как бывает: хороших пап давно расхватали, а плохеньких Маринда с Мирандой за версту обходили, такие уж они были переборчивые» (Бородицкая М.Я. «Телефонные сказки Маринды и Миранды»). Может показаться, что автор этой книги – феминистка, которая собирается пропагандировать свои идеи. Но вскоре выясняется, что этих успешных мам по вечерам одолевает тоска, и тогда они начинают сочинять друг другу сказки.

Тематика сказок такова: кошачья свадьба и сорвавшаяся в связи с этим вылазка бандитов: домушника Филимона и мокрушника Родиона; тоска богатого знатного и ужасно одинокого графа; хорошенькая и одинокая принцесса по причине высокого роста не могла себе найти жениха, а потом благополучно вышла замуж за мужчину маленького роста; дороговизна школьных принадлежностей; опять красивая и образованная принцесса, но чуточку одинокая, на которой боялись жениться знаменитые женихи (у нее было слишком много достоинств), и тогда она слепила себе принца из пластилина, влюбилась в него и оживила, как Пигмалион, и т.д. Как видно скрытый мотив сказок – женское одиночество, чего в литературе для детей еще не было.

Эту же тему затрагивает в своей сказке «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь» (2013) известная современная писательница Л.Е. Улицкая, которая в последнее время стала писать для детей.

В современных детских произведений мы можем встретить не только сеть и бизнес (Э. Успенский; Д. Емец), барабашку, инопланетян (А. Усачев), «джингликов» (О. Рой), бандитов (Н.Гейман), мать-одиночку, плохого мужа (М.Бородицкая), летающие тарелки (А.Усачев; Н.Гейман), пиратов, фотомоделей (Ю. Вийра; Д. Емец), и т.д., но и обычных лесных или домашних животных: «Лили и Джес подружились с котенком Беллой Когтилло, которая мечтает стать знаменитой исследовательницей» (Дейзи Медоус «Котенок Белла или любопытный носик»);

«Случилось так, что Ёжик и Заяц залезли на высокое дерево и не смогли спуститься» (Емелина А. «Лестории, или 27 волшебных сказок для друзей»).

Что касается второстепенных героев, в детских книгах царит огромное разнообразие: говорящие животные, превращающиеся в человека при определённых обстоятельствах (К. Функе); оживающие предметы, такие как камень, посуда; мифические существа; инопланетяне и т.д.: «Вы совершенно точно не встретите внутри капельных зелено-планетянцев, галактическую полицию, пиратов, бушующий вулкан, требующий приношений» (Нил Гейман «Но молоко к счастью»).

Также в детских книгах можно встретить и привычные сюжеты: дом, семья, детский сад, дружеский коллектив, школа, одноклассники. Например, в книге Д. Емеца «Бунт пупсиков» автор знакомит нас с большой семьей, которая живет в небольшом приморском городке, и жизнь их напоминает веселую чехарду из приключений.

Всеми любимые персонажи из книг прошлых лет также не забываются: богатыри (А. Усачев), эльфы (Д. Роулинг), цари и принцессы (К. Функе), драконы: «Далеко-далеко в песках мрачной пустыни, жил дракон. Он чувствовал себя очень одиноким, потому что у него не было друзей. Когда-то много лет, дракоша хотел поселиться среди людей. Но там, где он появлялся люди бежали из своих домов в страхе и ужасе» (Онисимова О.И. «Добрый дракон, или 22 волшебные сказки для детей»).

Вместе с новыми детскими персонажами в литературу для детей входят и новые слова. Новейшая детская литературы стала содержать элементы разговорной речи: «Тьфу! Тут такая драма! … а она влюбляется в какого-то несчастного Вадика!..». (Емец Д. «Бунт пупсиков»).

К главной проблеме новейшей детской литературы относят ее невостребованность. В настоящее время многие произведения не публикуются, поэтому некоторые детские авторы начинают писать в других жанрах или вовсе перестают творить. Детские книги с трудом продаются, из-за этого издательства теряют большую часть прибыли.

Несмотря на огромную тематику современных детских книг, не все они соответствуют стандартам качества и моральным требованиям, поэтому современные издательства чаще предпочитают переиздавать произведения «прошлых лет» - от русских народных сказок до произведений советского времени.

Из выше сказанного, заключаем, что, как и всё в этом мире, литература развивается, преобразуется, становится другой, просто другой – не лучше и не хуже той, которая была ранее.

Так, в настоящее время, наряду с общепринятыми, признанными жанрами появляются новые; проблемы прошлых лет заменяются более «свежими», актуальными на данный момент.

На наш взгляд, произведения новейшей детской литературы - это кладезь важнейшей разнообразной информации, которую нужно уметь раскрыть, разглядеть, прочесть между строк. Таким образом, новейшая литература толкает нас самих искать мораль, скрытый смысл, что ведёт к развитию различных сфер личности.

 

Литература:

  1.           Гусев Д.А. Педагогический потенциал народного творчества в контексте исторического анализа развития образовательных учреждений на селе // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 1 (21). С. 44-47.
  2.           Гусев Д.А. Народное творчество как средство развития духовно-нравственных ценностей в дошкольном и младшем школьном детстве в условиях села // Детский сад от А до Я. 2015. № 3. С. 34-40.
  3.           Жесткова Е.А., Клычёва А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 1-1. С. 126-129.
  4.           Жесткова Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1330.
  5.           Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 4-3 (34). С. 70-74.
  6.          Филиппова Л.В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 11. 2014. С.800-803.
  7.           Филиппова Л.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку детей-билингвов // Вестник ЧГУ. 2014. № 3 (56). С. 140-144.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle