Библиографическое описание:

Бондарева А. В., Воробьева О. В. Проектная технология и использование литературных произведений в обучении истории // Молодой ученый. — 2015. — №22.1. — С. 49-51.



 

Когда-то вопросы чтения были вопросами, а не проблемами. Однако в последнее время ситуация резко изменилась: непрерывное сокращение чтения, падение интереса к литературе становится глобальной проблемой.

По статистике, сегодня больше всех в мире читают жители Индии, тратящие на это занятие  10 часов 42 минуты в неделю. Россия занимает лишь седьмое место рейтинга читающих стран – россияне уделяют чтению семь часов в неделю. Таиланд, Китай, Филиппины, Египет, Чехия – вот страны, опережающие жителей России. Согласно данным Л. Нарусовой, которая является председателем Комиссии Совета Федерации по информационной политике, в 90-х годах XX века 79% жителей России читали хотя бы одно литературное произведение в год, в 2005 году – 63% жителей, 2012 – 54%. Если в 70-е годы XX века регулярно читали детям примерно 80% семей, то в настоящее время – всего 7%. Количество же молодежи, читающей перманентно, снизилось с 48% 1в 991 году до 28% сегодня [1, с. 1].

Многие функции литературы – познавательная, эстетическая, социализирующая, воспитательная остаются невостребованными.

Чтение и литература формируют личность человека, его качества и черты, воспитывают нравственность и патриотизм. Однако с падением интереса к книге падает и уровень воспитания населения.

Воспитание же, в том числе, гражданской позиции, любви к Отечеству – приоритетная задача современного, особенно гуманитарного, образования. Воспитание патриотизма – задача не только филологов, но и историков. Интеграция усилий литераторов и историков поможет решить обозначенную проблему, если использовать в процессе обучения книги по исторической тематике. Этот процесс будет наиболее эффективен при внедрении  проектной техники, которая реализовывает деятельностный подход и нацелена на развитие ученика. Кроме того, именно соединение обозначенных категорий – литература (книга), история (факты), технология проектов (метод) – позволит обеспечить формирование личностых УУД, которые являются наименее определенными для современного учителя.

«Важность метода проектов заключается в сочетании в нем теоретических данных и практической деятельности. Метод проектов играет большую роль в образовании еще и потому, что имеет особенности, отсутствующие в традиционных системах преподавания: осуществление обучающимися самостоятельного выбора, проявление инициативы, познавательной активности» [2, с. 112].

Для решения обозначенной проблемы в современной школе предлагается использовать проектную технологию «Пусть книга оживет». Цель данного проекта – формирование у обучающихся любви к чтению, патриотического сознания, российской идентичности, развитие коммуникативных навыков. В ходе проекта будет осуществлена цепь взаимосвязанных действий: чтение литературы, посвященной Великой Отечественной войне (сложность произведение может варьироваться в зависимости от возрастных особенностей обучающихся); просмотр художественного/документального фильма по книге; закрепление на деятельностном уровне – создание римейка фильма/ съемка собственного фильма по книге (предполагает возвращение к чтению книги для написания сценария), либо историческая реконструкция событий книги.

Для реализации цели выстроена модель, основными компонентами которой являются:

  1. Знаниевый (чтение становится потребностью, книга – один из главных источников информации, исторические события воспринимаются как личные: «Наша история», «Наша Победа»).
  2. Оценочный (установка «Книга – мой друг», положительное отношение к историческим событиям: «Я горжусь победой нашей страны над немецкими захватчиками»).
  3. Деятельностный (формирование отношения «книга-реальность», активное участие в делах на благо своей Родины: «Я готов служить России»).

Н.В. Ратина выделяет следующие «принципы в определении критериев оценивания проектов обучающихся:

-  значимость – должны оцениваться только важнейшие ожидаемые результаты;

- самостоятельность – проект должен свидетельствовать о самостоятельности обучающегося в постановке проблемы и ее решении;

- открытость – обучающиеся должны знать, как именно они будут оцениваться и по каким параметрам;

- параметры оценивания требуется координировать с требованиями к выполняемой деятельности» [3, с. 97].

Среди принципов, положенных в основу проекта «Пусть книга оживет» лежат следующие, формирующие понимание ценности человека и человеческой жизни, принципы:

  • Принцип гуманистического воспитания – создание условий для всестороннего развития и самореализации личности, гармонии с собой и обществом.
  • Принцип деятельностного подхода – организация, направление учебно-воспитательной деятельности ученика в общем контексте его жизни.
  • Принцип личностно-ориентированного воспитания – развитие неповторимой личности, индивидуальности ребенка и его субъектных качеств.

В проекте «Пусть книга оживет» предполагается несколько этапов:

                                                                                                                              Таблица 1
Этапы проекта «Пусть книга оживет»

Этап

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

1.Подготовительный

Формулировка цели и задач, выработка плана действий, определение источников информации и способов сбора информации, планирование итогового продукта, распределение обязанностей среди членов группы.

Выдвижение идей и предположений, наблюдение, косвенное руководство деятельностью.

2.Поисковый

Сбор информации, решение промежуточный задач. Выдвижение и проверка гипотез, фиксирование информации различными способами.

Организация и координирования отдельных этапов проекта.

3.Презентация проекта

Представление результата работы, отчет, ответы на вопросы, формулировка выводов.

Ознакомление с конечным вариантом работы. Координация обсуждений.

4.Оценочно-рефлексивный

Анализ проделанной работы, коллективная оценка и самооценка.

Оценивание усилий обучающихся, их креативности и потенциала.

 

Важность данной проектной технологии заключается в том, что она:

- личностно-ориентирована;

- отражает компетентностный подход в обучении;

- отражает деятельностный подход в обучении;

- способствуют формированию УУД;

- мотивируют обучающихся познавать мир, базируясь на собственном опыте;

- открывают простор для реализации творческих способностей детей. [4, с. 19].

Создание проекта «Пусть книга оживет», посвященного возрождению любви к литературе и патриотического воспитания, на сегодняшний день является необходимостью. Именно метод проектов помогает связать процесс обучения и воспитания с реальной жизнью, при этом развивая самостоятельность и активность ребенка.

 

Литература:

  1. Самые читающие страны мира. Справка. // РИА НОВОСТИ URL: http://ria.ru/spravka/20080611/110842173.html (дата обращения: 11.10.2015).
  2. Бондарева А.В. Проектная деятельность в современной школе // Вестник науки и образования. 2015. № 2 (4). С. 112-115
  3. Ратина Н.Ф. Проектная деятельность во внеклассной работе // Иностранные языки в школе. 2009. № 4. С. 96 – 101.
  4. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностранные языки в  школе. 2010. № 5. С. 17-21.


Приложение 1

Класс

Рекомендуемые произведения

5-7 классы

Алексин А. «В тылу как в тылу», «Сигнальщики и горнисты»;Козлов В. «Витька с Чапаевской улицы»; Конецкий В. «Петька, Джек и мальчишки»;  Корольков Ю. «Партизан Лёня Голиков»;  Пикуль В. «Мальчики с бантиками»; Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»; Смирнов С. «Брестская крепость»; Соболев А. «Тихий пост», «Группа «Вера»», «Батальон четверых», «Зеленый луч», «Морская душа»;Твардовский А. «Василий Теркин»; Шолохов М. «Судьба человека».

8-9 классы

Алигер М. «Зоя»;  Антокольский П. «Сын»; Ахматова А. «Клятва. Мужество. Победителям»; Берггольц О.Ф. «Дневные звезды. Говорит Ленинград», «Накануне. Склоняет знамена народ. Февральский дневник»; Байков В. «Память блокадного подростка»; Богданов Н. « Иван Тигров: рассказы о Великой Отечественной войне»; Жариков А. «Солдатское сердце»; Журба П. «Александр Матросов»; Кассиль Л., Поляновский М. «Улица младшего сына»; Коконин Л. «Повесть о военном детстве»; Симонов К. «Третий адъютант»; Смирнов В. «Саша Чекалин».

10–11 классы

Адамович А. «Хатынская повесть»; Алексеев С. «Гвардейский разговор»; Бакланов Г. «Навеки – девятнадцатилетние», «Пядь земли»; Бек А. «Волоколамское шоссе»; Богомолов В. «Момент истины» («В августе сорок четвертого…»);Бондарев Ю. «Батальоны просят огня. Последние залпы», «Горячий снег»; Быков В. «Альпийская баллада», «Дожить до рассвета»; Васильев Б. «А зори здесь тихие», «В списках не значился», Воробьев К. «Убиты под Москвой. Крик. Это мы, господи!»;Казакевич Э.Г. «Звезда»; Курочкин В. «На войне как на войне»; Никитин С. «Падучая звезда».

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle