Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (189) январь 2018 г.

Дата публикации: 22.01.2018

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Мухина, А. С. Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности / А. С. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 202-203. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47898/ (дата обращения: 05.10.2024).



В современном дошкольном образовании большую популярность приобрел метод проектов, поскольку он носит многоцелевой и многофункциональный характер и позволяет реализовать различные цели, задействовав несколько видов деятельности. Проект направлен на творческий потенциал ребенка, он дает каждому участнику свободу в выборе места, роли и способа участия. Эффективность этого метода заключается в том, что он ориентирован не на демонстрацию уже освоенных знаний, а на приобретение умений и навыков. Проект позволяет каждому участнику этого педагогического действа занять активную позицию, то есть высказывать свое мнение, советовать, вносить изменения в ход реализации. Эта педагогическая технология имеет внешний и внутренний результат: внешний результат можно увидеть, обсудить, но для ребенка гораздо важнее внутренний, поскольку он выражается в полученном жизненном опыте.

В педагогической науке проект (от лат. projectus бук. брошенный вперед) — это прототип, прообраз предполагаемого или возможного объекта, состояние, в некоторых случаях план, замысел; проектирование — процесс создания проекта [1]. Проект как деятельность включает в себя три сущностных компонента: 1) отнесение к будущему, близкому или далекому; 2) как такового этого будущего еще нет, но оно желательно или нежелательно; 3) это будущее просматривается в идеальном плане [2].

Проектная деятельность в дошкольном учреждении имеет свои особенности. Во-первых, направленность на достижение конкретных целей; во-вторых, организация работы проектной команды; в-третьих, временная определенность; в-четвертых, управление проектом и контроль на всех его этапах [3].

Детально рассмотрим проект «Книга, созданная детьми «Приключения пластилиновой лошадки». Актуальность проекта связана с одной из тенденций современного общества — снижение интереса к чтению как интеллектуальному виду деятельности. В педагогической литературе все чаще стали употребляться термины «слабый читатель» и «пассивное чтение», «низкий уровень читательской грамотности». Тенденция падения интереса к чтению в России — тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей. Требования современного общества таковы, что быть грамотным и культурным без способности к чтению нельзя, поэтому надо научить дошкольника читать, (то есть декодировать письменный текст), и сформировать устойчивый интерес к книге как источнику знаний, чтобы он стал грамотным читателем.

Проект «Книга, созданная детьми»» направлен на решение этой актуальной проблемы, поскольку направлен на воспитание культуры чтения путем создания собственного произведения. Он дает возможность ребенку почувствовать себя автором, воплотить свои фантазии и замыслы, предоставляет уникальный шанс в слове выразить себя и свое отношение к миру. Проект призван способствовать формированию интереса к художественной литературе, является первой ступенькой на пути становления читательской компетенции, направлен на развитие творческих способностей в области фотографии и фотоискусства, способствует развитию умений и навыков создания художественного текста как способа выражения авторского замысла. Именно в рамках реализации этого проекта у дошкольников возникает устойчивая мотивация к чтению, поскольку свой собственный текст ребенок хочет прочесть другим, поделиться радостью рожденного им художественного слова.

Идея проекта «Книга, созданная детьми «Приключения пластилиновой лошадки»» связана с актуальной проблемой современного общества — падением интереса к чтению. В сложившейся ситуации каждое образовательное учреждение должно мобилизовать свои усилия и способствовать решению этой общественной проблемы. Одним из способов улучшить ситуацию в области формирования культуры детского чтения является реализация творческого проекта, в рамках которого дети сами создают книгу, находятся в состоянии творческого поиска, ищут пути развития сюжета, фантазируют и сочиняют. Такой проект способен повысить статус художественной книги в глазах ребенка, поднять ее значимость. Он является одним из средств, формирующих мировоззрение, способствующих принятию моральных норм, нравственных установок, общечеловеческих и национальных ценностей. Процесс создания книги предполагает развитие умения думать, анализировать, обогащает речь, влияет на духовно-нравственное развитие, на формирование культурной основы личности ребенка. Реализация данного проекта во многом согласуется с главными целями образования — саморазвития личности и формирования базовых общечеловеческих ценностей, поскольку предоставляет ребенку свободу творчества.

Цель проекта: повысить интерес к чтению с помощью создания детской книги, развивать навыки фотографирования объекта в различных условиях, формировать творческие способности и воспитывать эстетический вкус. Задачи проекта: научить пользоваться фотоаппаратом и вести съемку в различных режимах; познакомить с основными элементами создания книги, ее структурой и содержанием; развивать навыки создания художественного текста; воспитывать культуру чтения художественной книги; развивать творческие способности детей; совершенствовать навыки работы с пластилином.

Реализация проекта осуществляется поэтапно. Рассмотрим каждый шаг более подробно. 1. Знакомство с идеей создания книги своими руками. Демонстрация готовых работ. Выбор главного героя. Создание образа главного героя в технике «лепка из пластилина». Подготовка фотографий для книги. 2.Проработка вступления книги. Подготовка декораций. Создание дополнительных героев в технике «лепка из пластилина». Портретная съемка. 3.Детальная проработка сюжета книги. Включение дополнительных героев в художественное пространство книги. Детальная проработка декораций. Подготовка фотографий — серийная съемка. 4.Проработка кульминации художественного текста. Изготовление дополнительных декораций. Проработка диалогов героев. Съемка героев в новых декорациях. 5.Изготовление реквизита для съемки. Серийная съемка героев. Проработка развития сюжета. Создание концовки текста. Создание нового эпизода художественного текста. Съемка. 6.Изготовление чернового варианта книги. Чтение чернового варианта книги, правка и корректировка текста. Обсуждение чернового варианта. 7. Презентация итогового сочинения. Чтение текста, просмотр иллюстраций.

В ходе реализации проекта «Книга, созданная детьми «Приключения пластилиновой лошадки»» воспитанники приобрели следующие умения и навыки: научились фотографировать объект с учетом различных условий съемки; научились грамотно составлять художественный текст, развивая единую линию повествования; узнали этапы создания детской книги на конкретном примере; научились работать в команде, узнали и отработали на практике новые методы лепки из пластилина; научились видеть в книге источник знаний и получать от прочитанного текста эстетическое наслаждение; усовершенствовали умение анализировать, логически размышлять, вписывать свои высказывания в единую сюжетную линию.

Главная цель проекта «Книга, созданная детьми «Приключения пластилиновой лошадки»» — реализация творческого потенциала ребенка через создание собственного художественного произведения. Он предполагает приобретение навыков фотографирования, а также совершенствование умения лепки из пластилина. Проект дает возможность каждому ребенку реализовать свои возможности, учит работать в группе, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения. Проект дает возможность в творческой форме развивать речевые умения и навыки.

Литература:

  1. Советский энциклопедический словарь./ Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 4-е., М.: Советская энциклопедия, 1987, с.1065.
  2. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление//Развитие личности, 2002, № 2, с.85–103.
  3. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика / Сост. Т. В. Меркулова и др. — М.: Школьная пресса, 2010. -64с.
Основные термины (генерируются автоматически): проект, художественный текст, пластилиновая лошадка, Книга, современное общество, чтение, актуальная проблема, главный герой, детская книга, художественная книга.


Похожие статьи

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

Самоменеджмент как средство осуществления педагогической деятельности молодых педагогов

Межкультурный тренинг как эффективная технология поликультурного образования

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Интеллектуальная интуиция, как метод получения и продуцирования научного знания в высшей школе

Игра как технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

Похожие статьи

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

Самоменеджмент как средство осуществления педагогической деятельности молодых педагогов

Межкультурный тренинг как эффективная технология поликультурного образования

Социально-психологический тренинг как система подготовки будущих педагогов

Интеллектуальная интуиция, как метод получения и продуцирования научного знания в высшей школе

Игра как технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Проектный метод в профессиональном воспитании студентов

Задать вопрос