Библиографическое описание:

Кузьмина А. А. Из истории изучения олонхо в секторе якутского фольклора Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 942-946.



 

Статья посвящена оценке роли изучения якутского героического эпоса сотрудниками сектора якутского фольклора ИГИиПМНС СО РАН. За 80 лет якутские фольклористы собрали огромный материал по олонхо, опубликовали эпические тексты и исследовали эпос с разных ракурсов.

Ключевые слова: фольклор, олонхо, история изучения, собирание, публикация, научное исследование, сектор якутского фольклора, ИГИиПМНС СО РАН.

 

Олонхо как героический эпос является самым крупным жанром, кульминацией якутского фольклора. Его изучение началось с дореволюционного времени, и со дня образования Института языка и культуры при СНК ЯАССР в 1935 г. изучение якутского фольклора, в том числе олонхо, было определено как одно из его фундаментальных направлений. В целях изучения якутского фольклора выделялась самостоятельная структурная единица или отдельная тематическая группа. Сектор при этом назывался по-разному, исходя из текущих целей и задач. В 2008 г. путем реорганизации центра олонхо Института гуманитарных исследований АН РС(Я) был создан сектор якутского фольклора.

Важным событием мирового значения является то, что, благодаря титаническому труду сотрудников центра олонхо, в 2005 г. якутский героический эпос олонхо был провозглашен ЮНЕСКО Шедевром Устного и Нематериального Наследия Человечества. В связи с этим в Республике Саха (Якутия) разработаны Государственная целевая программа по «Сохранению, изучению и распространению якутского эпоса олонхо на 2007–2015 гг.», Республиканская целевая программа «Сохранение, изучение и распространение якутского героического эпоса Олонхо на 2009–2011 гг. и её основные направление до 2015 г»., Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012–2016 годы» [15, с. 4].

Первым научным сотрудником, исследовавшим олонхо в нашем институте был, П. А. Ойунский. В своей историко-этнографической статье «Якутская сказка (олонхо), её сюжет и содержание» он использовал принципы исторической школы эпосоведения [23]. Также он является автором олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», оказавшим огромное влияние на зарождение и развитие литературы и ставшим ныне достоянием российского и мирового читателя.

С. И. Боло, А. А. Саввин в конце 1930-х — начале 1940-х гг. объездили почти всю территорию Якутии и собрали бесценные материалы по фольклору, этнографии, в том числе олонхо. Во время фольклорно-диалектологической экспедиции в вилюйской группе районов (1938–1939 гг.) они записали олонхо от знаменитых сказителей С. Н. Каратаева — «Тоҥ Саар бухатыыр», С. С. Афанасьева — «Одун Чураа», М. З. Мартынова — «Оҕо Дуолан».

Г. В. Ксенофонтов известен как этнограф, собиравший исторические предания. Однако не менее ценны его записи имен олонхосутов и их репертуаров, кратких содержаний и переводов олонхо [14; 26].

С имени Г. У. Эргиса начинается целенаправленное научное исследование олонхо. Он в 1947 г. подготовил академическое издание олонхо К. Г. Оросина «Нюргун Боотур Стремительный», написал к нему вступительную статью «Якутский богатырский эпос-олонхо», где рассмотрел жанровое своеобразие, поэтику олонхо, историю сбора и публикации эпических текстов. Г. У. Эргис выделил особенности бытования, исполнения и импровизации в олонхо [22]. В труде ученого «Очерки по якутскому фольклору» выделены главы об олонхо, где исследователь выносит суждения об олонхо [27]. В первом разделе главы приведены сведения о бытовании якутского эпоса, об особенностях исполнения олонхо, во втором разделе выделены исторические условия зарождения олонхо, проанализированы сюжетно-композиционная структура, образы, особенности художественной формы якутского эпоса.

И. В. Пухов систематизировал образы якутского героического эпоса на основе 68 текстов олонхо. В 1962 г. вышла его монография «Якутский героический эпос олонхо. Основные образы», которая является, по сути, первым исследованием теоретического характера [25]. В дальнейшем он разработал принципы сравнительно-типологического изучения олонхо и эпосов алтае-саянских народов, доказывая их историко-культурное и генетическое родство [24].

Существенный вклад в изучение якутского олонхо внес эпосовед Н. В. Емельянов. В первую очередь следует отметить его полевую работу. В 1960 г. во время Вилюйской фольклорной экспедиции в Ленинском (Нюрбинском) районе он вместе с П. Е. Ефремовым и местными учителями-энтузиастами записали олонхо И. М. Харитонова — «Кулдус Бөҕө бухатыыр», Н. Г. Тагрова — «Уол Эр Соҕотох», Г. В. Дуякова — «Кыыс Дьуурайа бухатыыр», Н. Г. Иванова — «Оҕо Дьулаах бухатыыр», И. Е. Торохова — «Күн Саарыстыба Бухатыыр», С. В. Петрова — «Оҕо Дьулаах бухатыыр» [1, с. 40]. Затем он начал составлять краткое содержание эпических текстов, хранящихся в основном в архиве ЯНЦ СО РАН (ныне — Рукописный отдел ИГИиПМНС СО РАН). Сюжеты олонхо были систематизированы по трем группам: 1) о заселении Среднего мира, 2) о родоначальниках ураангхай-саха, 3) о защитниках племени айыы аймага. Им изданы монографии по сюжетике якутского эпоса: «Сюжеты якутских олонхо» [9], «Сюжеты ранних типов якутских олонхо» [8], «Сюжеты олонхо о родоначальниках племени» [7], «Сюжеты олонхо о защитниках племени» [6]. Его систематизация послужила основой для дальнейшего исследования сюжетов олонхо.

В. Т. Петров стал первым якутом — доктором наук по фольклористике. Он исследовал связи фольклора и литературы. В 1989 г. защитил докторскую диссертацию «Взаимодействие традиций в младописьменных литературах. Национальный фольклор и русская классика». Областью его научного интереса было также этническое сознание в эпосе [1, с. 56].

П. Е. Ефремов известен как исследователь долганского олонхо. В 1984 г. была издана монография «Долганское олонхо», где были выявлены особенности сюжетики, образов, художественно-изобразительных средств эпоса данной этнолокальной традиции [10]. П. Е. Ефремовым собрано много записей долганской эпической традиции, которые сейчас хранятся в фонотеке сектора якутского фолькора, и олонхо нюрбинского сказителя И. М. Харитонова «Кулдус Бі±і бухатыыр» [1, с. 41].

Сказительское искусство якутских олонхосутов стало предметом специального изучения д. ф.н., профессора В. В. Илларионова. В 1982 г. была издана его работа «Искусство якутских олонхосутов», где он подробно рассматривает устную сказительскую традицию, уделяя особое внимание сказительской школе. В. В. Илларионов на основе сопоставления записей олонхо, произведенных со слов одного и того же олонхосута в разное время, исследует вариативность олонхо (на сюжетно-композиционном и художественно-изобразительном уровне) [12]. Продолжением этого труда является книга «Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо», где автор рассматривает эпическое творчество отдельных сказителей [13]. В. В. Илларионов также известен как собиратель и публикатор эпических текстов. В 1960–1970-х гг. он стал записывать олонхо на магнитофоне. В последнее время он плодотворно занимается изданием текстов олонхо.

Один из старейших сотрудников сектора якутского фольклора, П. Н. Дмитриев провел большую работу по собиранию и публикации олонхо: он записал около 30 сказаний. Несколько его статей посвящены эпической формульности олонхо.

С. П. Ойунская выступила как сосоставитель-переводчик олонхо «Кыыс Дэбилийэ» и «Могучий Эр Соготох» для серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». С 1988 г. занялась исследованием и публикацией литературного и научного наследия своего отца П. А. Ойунского. Вместе с П. Н. Дмитриевым подготовили юбилейное издание его олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур».

Доктор исторических наук, этнограф, фольклорист, заведующий сектором якутского фольклора (2008–2011 гг.), Н. А. Алексеев внес большой вклад в издание якутского олонхо в качестве члена редколлегии серий «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» и «Саха боотурдара». В своих этнографических трудах он часто использовал в качестве материала тексты олонхо [2].

В монографии Д. Т. Бурцева «Якутский эпос олонхо как жанр» эпос впервые представлен как целостная система жанрового содержания и формы. Жанр олонхо трактуется им как способ саморегулирования фольклорного художественного процесса и комплекс, состоящий из четырех системных элементов: жанрового сознания, знания законов жанра сказителем, сферы жанра олонхо-произведения, восприятия жанровой сферы исполняемого олонхо публикой [3].

В. М. Никифоров ранее специализировался по якутским народным преданиям. Затем он стал уделять внимание вопросам происхождения олонхо. Монография В. М. Никифорова «Стадии эпических коллизий в олонхо: Формы фольклорной и книжной трансформации» посвящена вопросам изучения генетических предпосылок становления якутского героического эпоса олонхо [21]. Исследователь выделяет древнейшие этапы формирования эпической традиции: туранский, хунно-китайский, теле-уйгурский, древнетюркский, кыргызский, монгольский, урянхайский. Продолжением этих идей является следующая монография «От архаического олонхо к раннефеодальному эпосу: история фиксаций и специфика интерпретаций» [20].

Следует особо подчеркнуть научно-исследовательскую и научно-организаторскую работу С. Д. Мухоплевой, которая, будучи заведующей центром олонхо ИГИ АН РС (Я), организовала ЯРОО «Ассоциация Олонхо», которое инициировало выдвижение якутского героического эпоса в ЮНЕСКО в список Шедевров Устного Нематериального и Культурного Наследия Человечества. Проведение международных научных конференций по сравнительному изучению олонхо в контексте эпического наследия народов мира дало толчок сравнительно-типологическому исследованию якутского героического сказания. По ее инициативе была основана серия «Саха боотурдара», согласно ее концепции, должны быть изданы 21 том — образцовых текстов олонхо каждого улуса, локальной традиции. С. Д. Мухоплева занимается также разработкой теоретических вопросов жанрового состава, текстологии и архивации олонхо. Несколько её статей посвящено самозаписям олонхо [18; 19].

А. Е. Захарова подготовила монографию «Архаическая ритуально-обрядовая символика народа саха (по материалам олонхо)», где предпринята попытка реконструкции архаической ритуально-обрядовой символики народа саха на материалах якутского героического эпоса [11]. А. Е. Захарова также провела организационную работу по включению олонхо в список Шедевров Устного Нематериального и Культурного Наследия Человечества. Сейчас она руководит Республиканским центром олонхо.

Е. И. Избекова — один из первых специалистов по лингвофольклористике, занимается разработкой проблемы сакральной символики эпического языка. В 2000 г. она защитила кандидатскую диссертацию «Числительные олонхо. Структура и семантика». Она является автором многих документальных фильмов о деятелях культуры и искусства республики.

В изучении эпоса большую роль играет и музыковедческое направление. Доктор искусствоведения, заведующая сектором якутского фольклора ИГИиПМНС СО РАН А. С. Ларионова исследует жанрово-тематические, локальные особенности якутской песенности, в том числе олонхо [16; 17].

Область научных интересов Н. В. Покатиловой связана с типологией взаимодействия устной и письменной традиций; с генезисом литературного текста и в связи с этим — с генетическим аспектом исторической поэтики; с изучением архаических форм стиха в якутской традиции; с исследованием жанровых трансформаций в фольклоре и в литературе, с проблемой авторства и эволюции повествовательных форм.

Н. А. Дьяконова активно участвовала в пропаганде олонхо, создании ЯРОО «Ассоциация Олонхо», в подготовке томов серии «Саха боотурдара». В 2007–2008 гг. в целях мониторинга за состоянием бытования фольклора, олонхо она побывала в составе трех экспедиций: в Верхоянском, Хангаласском улусах, в вилюйской группе районов. Сделала запись исполнения олонхо П. Е. Решетникова, Н. В. Осипова–Чоомуут, В. И. Иванова–Чиллэ [1, с. 38–39].

В. П. Еремеев записал в 1975 г. олонхо В. О. Каратаева «Эрбэхтэй Бэргэн», является автором ряда статей по эпическому творчеству олонхосутов [1, с. 40–41].

Молодые сотрудники сектора продолжают исследовательские традиции своих старших коллег. А. Н. Данилова — исследователь женских образов в якутском олонхо. Она изучает семантику именных формул, композиции эпосов, в которых главными героями являются образы богатырш. В 2014 г. вышла её монография «Образ женщины-богатырки в якутском олонхо». А. Н. Данилова занимается также публикацией текстов олонхо. А. А. Кузьмина изучает вилюйскую эпическую традицию. В 2014 г. была опубликована её монография «Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы». А. А. Кузьмина подготовила к печати тексты олонхо, справочник олонхосутов Нюрбинского улуса. Н. А. Оросина исследует таттинскую локальную традицию. В 2015 г. защитила кандидатскую диссертацию «Таттинская локальная традиция якутского эпоса олонхо: формы бытования, основные образы и мотивы». Н. В. Павлова специализируется по якутским волшебным сказкам. Однако область ее интересов охватывает и межжанровые связи сказки и олонхо [5].

Следует отметить бесценный труд лаборантов по сохранению и увековечиванию эпического наследия. Так, Л. Ф. Рожина с 1968 г. работает с архивными материалами. Она — сосоставитель фольклорных сборников «Ньырбакаан удьуордара», «Песни круговых танцев» и многих текстов олонхо. Н. С. Наумова расшифровывает и набирает тексты олонхо. Так, при её участии изданы около 10 текстов героических сказаний якутов.

Таким образом, сектор якутского фольклора с самого начала создания института, т. е. в течение 80 лет, занимается собиранием, публикацией и изучением якутского героического эпоса олонхо. В Рукописном отделе ИГИиПМНС СО РАН, фонотеке сектора якутского фольклора ИГИиПМНС СО РАН хранится большинство рукописей, аудиозаписей эпического наследия саха. Наряду с научным исследованием якутского эпоса, сотрудники сектора также получили солидный опыт по изданию текстов олонхо. Проведение международных, всероссийских конференций по проблемам эпоса оказало положительное влияние на налаживание связей с фольклористами не только из других регионов России, но и всего мира. Создание ЯРОО «Ассоциация Олонхо» на базе нашего института, конкретно в нашем секторе (отделе), сыграло огромную роль не только в провозглашении якутского героического эпоса в ЮНЕСКО Шедевром Устного Нематериального и Культурного Наследия Человечества, но и в возрождении национальной культуры якутского народа в XXI в.

 

Литература:

 

  1.                Алгыстаах Айыы аартыгынан: ыйынньыктар, ахтыылар / сост. А. А. Дмитриева, Р. Н. Николаева; отв. ред. С. Д. Мухоплева. — Якутск: Бичик, 2012. — 160 с.
  2.                Алексеев Н. А. Миф о духе-хозяйке земли в якутском героическом эпосе // Алексеев Н. А. Этнография и фольклор народов Сибири. — Новосибирск, 2008. — С. 411–415.
  3.                Бурцев Д. Т. Якутский эпос олонхо как жанр. — Новосибирск, 1998. — 85 с.
  4.                Героический эпос якутов «олонхо» // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 4. Оп. 1. Д. 108. 304 л.
  5.                Данилова А. Н., Павлова Н. В. Мотив оживления героя в якутских волшебных сказках и олонхо // Вестник Челябинского педагогического университета. — 2012 г. — № 8. — С.216–225.
  6.                Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о защитниках племени. — Новосибирск: Наука, 2000. — 192 с.
  7.                Емельянов Н. В. Сюжеты олонхо о родоначальниках племени. — М.: Наука, 1990. — 207 с.
  8.                Емельянов Н. В. Сюжеты ранних типов якутских олонхо. — М.: Наука, 1983.– 246 с.
  9.                Емельянов Н. В. Сюжеты якутских олонхо. — М.: Наука, 1980. — 375 с.
  10.            Ефремов П. Е. Долганское олонхо. — Якутск: Кн. изд-во, 1984. — 133 с.
  11.            Захарова А. Е. Архаическая ритуально-обрядовая символика народа саха (по материалам олонхо). — Новосибирск: Наука, 2004. — 312 с.
  12.            Илларионов В. В. Искусство якутских олонхосутов. — Якутск, 1982. — 123 с.
  13.            Илларионов В. В. Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо. — Новосибирск: Наука, 2006. — 191 с.
  14.            Ксенофонтов Г. В. 1) Древо жизни в якутских богатырских былинах (перевод из олонхо «Эр Оҕо Эрбийэлээн Боотур») на 13 л. Машинопись. 2) Якутские былины (героические саги) на 24 л. Рукопись // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 4. Оп. 1. Д. 109.
  15.            Кузьмина А. А. Олонхо Вилюйского региона: бытование, сюжетно-композиционная структура, образы. — Новосибирск: Наука, 2014. — 160 с.
  16.            Ларионова А. С. Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа. — Новосибирск: Наука, 2004. — 324 c.
  17.            Ларионова А. С. Региональные особенности традиционных песен якутов // Г. В. Ксенофонтов: Возвращение к себе: сб. науч. ст. — Якутск: ИГИ АН РС (Я), 1998. — С. 100–104.
  18.            Мухоплева С. Д. Самозаписи якутского героического эпоса-олонхо в дореволюционный период // Материалы III Международной научной конференции «Эпический текст: проблемы и перспективы изучения» (заочная, ноябрь 2010). — Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. — С.119–127.
  19.            Мухоплева С. Д. Типы самозаписей олонхо советского периода // Северо-восточный гуманитарный вестник. — 2011. — № 2. — С.112–119.
  20.            Никифоров В. М. От архаического олонхо к раннефеодальному эпосу: история фиксаций и специфика интерпретаций. — Новосибирск, 2010. — 136 с.
  21.            Никифоров В. М. Стадии эпических коллизий в олонхо. Формы фольклорной и книжной трансформации. — Новосибирск, 2002. — 208 с.
  22.            Нюргун Боотур Стремительный / текст К. Г. Оросина; ред., предисл. и коммент. Г. У. Эргиса. — Якутск, 1947. — 410 с.
  23.            Ойунский П. А. Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание // П. А. Ойуунускай. Айымньылар, ахтыылар, этиилэр, ыстатыйалар, кэпсээннэр. — Сэттис том. — Якутск: Якут. кн. изд-во, 1962. — С. 128–194.
  24.            Пухов И. В. Героический эпос алтае-саянских народов и якутское олонхо. — Якутск: Изд-во ЯФ СО РАН, 2004. — 327 с.
  25.            Пухов И. В. Якутский героический эпос олонхо. Основные образы. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 256 с.
  26.            Сюжеты якутских олонхо, составленные Г. В. Ксенофонтовым // Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 4. Оп. 1. Д. 107. 43 л.
  27.            Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. — М.: Наука, 1974. — 402 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle