Библиографическое описание:

Арипов О. А. Современное развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 332-334.



 

В статье рассматривается развитие малого бизнеса и частного предпринимательство в современном этапе. В ней проанализирована деятельность частного сектора и определены современные проблемы субъектов малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, частное предпринимательство, нормотивно-правовая база, предпринимательская деятельность, финансовая поддержка, субъекты малого бизнеса, банковские кредиты, государственные программы.

 

В Узбекистане сформирована и постоянно совершенствуется соответствующая законодательная и нормотивно-правовая база, принимаются меры по снижению административных издержек, сокращению видов и упрощению разрешительных процедур для осуществления предпринимательской деятельности. Можно сказать, что социально-экономические свойства бизнес-сектора обуславливают его значение для экономики Узбекистана. Принятые и выполненные государственные программы в 2009−2014 годах дали ощутимые результаты.

Правовыми основами предпринимательской деятельности в Узбекистане является формируемая иерархическая система законодательно-правовых актов. Вершину этой системы занимает Конституция Республики Узбекистан. В статье 53 Конституции зафиксировано, что «государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учётом приоритетных прав потребителя». Эта норма даёт незыблемое право заниматься предпринимательской деятельностью всем хозяйствующим субъектам. Следующим важным законодательным актом, регулирующим предпринимательскую деятельность, является «Гражданский кодекс». В этом документе преобладающая часть норм регулирует экономические отношения, т. е. ту сферу, где наряду с другими хозяйствующими субъектами, участвуют и предприниматели.

Только за период 2012–2014 годов принято более 15 законов Республики Узбекистан, направленных на повышение роли частной собственности и ее защиту, дальнейшее улучшение состояние деловой среды и условий ведения бизнеса, в том числе «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности (новая редакция)", «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», «О конкуренции», «О семейном предпринимательстве» и другие.

В этом же (2015) году 15 мая был принят ещё один указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» направлен на создание еще более благоприятных экономических и правовых условий и стимулов для кардинального повышения роли и места частной собственности в экономике, ликвидации имеющихся преград и ограничений в организации предпринимательской деятельности, последовательного роста доли частной собственности в валовом внутреннем продукте, в том числе с участием иностранного капитала.

В частности, с 1 июля 2015 года устанавливаются единые порядок и периодичность проведения плановых проверок, при которых все проверки деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств осуществляются в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, других хозяйствующих субъектов — не чаще одного раза в три года, только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов Республики Узбекистан. При этом срок проведения плановых проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, сокращается с 30 до 10 календарных дней.

2014 году в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства создано свыше 20 тысяч новых субъектов малого бизнеса без учета фермерских и дехканских хозяйств. Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в формировании ВВП за период с 2000 по 2014 год выросла с 31 до 56 процентов, а в производстве промышленной продукции — с 12,9 до 31,1 процента. Таких показателей удалось достичь благодаря принятым мерам по улучшению деловой среды и созданию более благоприятных условий для развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

Упрощен механизм предоставления субъектами малого бизнеса статистической и налоговой отчетности и уже 98 процентов субъектов предпринимательства сдают отчет в электронном виде [1]. В целом разработаны и приняты более 400 нормативно-правовых документов, направленных на реформирование и модернизацию экономики, где с каждым годом значительней становится роль малого бизнеса. За счет того, что за последние два года было отменено лицензирование нескольких видов деятельности в Узбекистане, значительно увеличилось число субъектов, занятых в этих сферах. В настоящее время более 76,5 процента занятых населений трудятся в малом секторе.

Свой вклад в развитие малого бизнеса внесла и отмена за последние три года 50 документов разрешительного характера. В числе, которых учетная карта субъекта импортных операций, разрешительное свидетельство на право осуществления индивидуальными предпринимателями розничной торговли через стационарные торговые точки или на вещевых рынках, разрешение на открытие и функционирование полиграфических предприятий. В целом это позволило в структуре доходов населения увеличить их долю от предпринимательской деятельности с 10,6 до 52 процентов, что является одним из самых высоких показателей в странах СНГ.

Меры, предпринятые для облегчения ведения бизнеса, позволили Узбекистану по оценке ПРООН войти в первую десятку стран по количеству проведенных реформ, а по рейтингу, характеризующему условия ведения бизнеса, подняться на восемь позиций. А также эксперты Всемирного экономического форума присвоили Узбекистану пятое место среди 13 самых стремительно развивающихся экономик мира. В этом рейтинге Узбекистан на три позиции опережает Индию и на восемь — Китай [3].

Надо заметить, что банковская система Узбекистана достигла еще одного успеха. На днях Всемирный банк и Международная финансовая корпорация объявили рейтинг стран в направлении «Ведение бизнеса — 2015» (Doing business). Согласно его итогам за последний год Узбекистан поднялся на восемь ступеней выше по показателям благоприятного делового климата и занял 141-е место в мире. А по индикатору «Получение кредитов» в сравнении с прошлым годом этот показатель вырос сразу на 26 позиций и вышел на 104-е место. Такой отчет Всемирного банка и Международной финансовой корпорации публикуется ежегодно. В очередном отчете условия ведения бизнеса в государствах мира оценены по разным критериям.

Статистика показывает, что в первой полугодии 2014 года субъектам малого бизнеса реализовано 86 государственных активов на 25,5 млрд. сумов, передано в аренду 19,4 тысячи неиспользуемых объектов государственной собственности. Коммерческие банки выдали кредиты субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства на 4,8 триллиона сумов, в том числе микрокредитов на 1 триллион сумов, с ростом в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

Для содействия в организации малых производств за прошедший период года субъектам малого бизнеса реализованы 224 государственных актива (в том числе 151 объект по нулевой выкупной стоимости) на общую сумму 60,5 миллиарда сумов, передано в аренду 23 тысячи неиспользуемых объектов государственной собственности. Коммерческими банками выданы кредиты и микрокредиты субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства в размере 7,3 триллиона сумов (в том числе микрокредитов на 1,5 триллиона сумов) с ростом в 1,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Освоены кредитные линии международных финансовых институтов, предоставленные для развития малого бизнеса, в объеме 129 миллионов долларов (в 1,2 раза).

Коммерческими банками страны особое внимание уделяется финансовой поддержке предпринимательской деятельности выпускников профессиональных колледжей на льготной основе. 2014 году выпускникам профессиональных колледжей для налаживания предпринимательской деятельности выданы кредиты на 124,2 миллиарда сумов, то есть в 1,4 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За последние три года объем кредитов на эти цели вырос почти в 5,5 раза. В течение трех кварталов 2014 года 160,3 миллиарда сумов направлено именно на развитие молодежного предпринимательства.

Успешно выполняется Программа создания новых рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2014 год, утвержденная Олий Мажлисом. С начала текущего года создано 506,4 тысячи новых рабочих мест, из них 303,2 тысячи — в сельской местности. При этом особое внимание уделено обеспечению занятости населения в 32 трудоизбыточных районах, где было создано 74,7 тысячи новых рабочих мест.

В результате реализации программ модернизации и обновления производств, развития транспортной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры, стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства в стране в 2014 году создано около 1 миллиона рабочих мест, из которых 60 процентов образовано в сельской местности. При этом трудоустроено свыше 600 тысяч выпускников образовательных учреждений, значительная часть которых ступила на стезю предпринимательства.

Благодаря принятым мерам по поддержке развития малого бизнеса и предпринимательской деятельности с начала 2014 года в Узбекистане увеличился объем производства микрофирм и малых предприятий, что привело, например, к росту поступлений единого налогового платежа на 26,2 процента больше, чем за соответствующий период прошлого года. Все это демонстрирует важность дальнейшей поддержки и стимулирования данной сферы экономики.

Статистика показывает, что за девять месяцев 2014 года на реструктуризируемых предприятиях произведено продукции и оказано услуг на 4,5 трлн. сумов, в том числе реализовано на экспорт продукции на 192,6 млн. долларов США [4].

Но это еще не значить, что в частном секторе все проблемы решены. На сегодня можно учитывать ряд проблем, препятствующих эффективной предпринимательской деятельности, как бюрократические барьеры при снятии денежных средств с банковских счетов. А также выделение мест и закупка необходимого оборудования для осуществления семейного предпринимательства и ремесленничества, недостатки в экономической инфраструктуре определенных районов, некоторые факты злоупотребления своими должностными полномочиями представителей государственных и правоохранительных органов и так далее.

Надо предпринять меры по дальнейшему развитию малого бизнеса и частного предпринимательства. Поэтому в рамках Государственной программе 2015 года «Год внимания и заботы о старшем поколении» решение социальных задач тесно увязаны с перспективами развития частного сектора.

 

Литература:

 

  1. Каримов И. А. Создание в году широких возможностей для развития частной собственности предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача.
  2. Арипов О. А. Монография: Государственное регулирование малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане. –Т.: Фан, 2012. -272 с.
  3. Селиманова С. В помощь предприимчивым. // Правда востока. 19 марта 2015 г.
  4. Госкомстат РУз.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle