Библиографическое описание:

Суворов О. О. Формирование прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов на уроках физической культуры // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 537-540.

 

Актуальной проблемой в условиях требований ФГОС ООО является поиск эффективных средств и методов формирования прикладных двигательных умений учащихся. В статье автор исследования проводит первичный анализ сформированности данных умений у учащихся 6-х классов и дает теоретическое обоснование комплексам средств для их формирования в условиях учебной деятельности.

Ключевые слова: физическая культура, прикладные двигательные умения и навыки, принцип прикладности.

 

Актуальность исследования. Прикладные двигательные умения имеют большое педагогическое значение. Их формирование требует активного участия в обучении, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения, управлять собственной умственной и двигательной деятельностью. Эти умения нужны в трудовой и профессиональной деятельности. Общеобразовательная школа является первым звеном, где должно уделяться внимание прикладной физической культуре. Многочисленные примеры подтверждают, что учащиеся, активно занимающиеся во время учебы физической культурой и спортом, успешнее справляются с нормативами. Вместе с тем факты говорят о том, что еще не в полной мере используются возможности физического воспитания [7; 8].

Формирование прикладных умений начинается еще в начальной школе, которая перешла на новый ФГОС уже достаточно давно. При этом авторами отмечается, что при организации такого процесса необходимо опираться на деятельностный подход и развивающее обучение [6; 7]. А учитывая многообразие прикладных двигательных умений и навыков, которые подлежат оценке в процессе физического воспитания детей, наиболее подходящей, на наш взгляд, является балльно-рейтинговая оценки успеваемости и ее электронное автоматизированное сопровождение [4; 5].

Согласно данным литературы [1; 2; 3; 9] многие аспекты прикладной подготовки в практике физического воспитания школьников еще не получили своего научного решения. Так, до настоящего времени слабо изучены средства и методы физической культуры, планирование учебного материала с прикладной направленностью. В связи с этим определение средств прикладной направленности является особенно актуальным, что и определило проблему нашего исследования.

Объект исследования: учебный процесс по физической культуре, ориентированный на формирования прикладных двигательных умений и навыков учащихся 6 классов.

Предмет исследования: средства и методы формирования прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов.

Цель исследования: теоретическое обоснование комплексного использования средств и методов формирования прикладных двигательных умений и навыков.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы формирования прикладных двигательных умений и навыков в школьной программе по физической культуре.
  2. Определить уровень сформированных прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов.
  3. Разработать и теоретически обосновать комплексное сочетание средств и методов ФК для формирования прикладных двигательных умений и навыков у учащихся 6-х классов общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплексный подход к использованию средств и методов ФК в процессе физического воспитания позволит сформировать прикладные двигательные умения и навыки учащихся 6-х классов в более короткий временной промежуток.

Практическая значимость: результаты проведенных исследований могут использоваться в практике работы детских тренеров и учителей физической культуры в различных учебных заведениях.

Методы и организация исследования. Для решения задач исследования нами были выбраны следующие методы: анализ психолого-педагогической, спортивной и методической литературы, констатирующий этап педагогического эксперимента, педагогическое тестирование, методы математико-статистической обработки информации.

База исследования: МОУ СОШ № 5, г. Ишима. В исследовании приняли участие учащиеся 6 класса в количестве 20 человек. Исследование проходило с марта по май 2015 г. Экспериментальная часть работы проводилась на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

Результаты исследования и их обсуждение. На констатирующем этапе эксперимента нами была выполнена обработка результатов сдачи тестов по физической подготовленности учащихся 6-х классов, результаты которого представлены в табл.1.

Таблица 1

Исходные показатели уровня развития двигательных качеств и умений учащихся 6 класса

Испытуемые

Шестиминутный бег (полутест Купера), м

Подтягивание (ю)/

Подъем туловища (д), кол-во раз

Бросок набивного мяча 1 кг из положения сидя, см

Прыжки на скакалке за 30 с, кол-во раз

 

Наклон вперед из положения сидя, см

Среднее арифметическое значение, ±σ

Юноши

1109.627

6,10,6

34916,1

41,60,5

6,10,6

Девочки

920.540

25,31,2

264,511,1

44,51,2

10,80,7

 

Сравнивая показатели испытуемых с программными нормативами, можно заключить, что у испытуемых средний уровень развития двигательных умений.

Полученные данные позволяют констатировать, что существуют резервы для повышения уровня развития двигательных умений у учащихся 6 классов на уроках физической культуры в школе.

Для учащихся на уроках физической культуры нами разработана программа, при этом основной упор на формирование прикладных двигательных умений и навыков.

Основные задачи: укрепление здоровья, улучшение физического развития, привитие интереса к физкультурным занятиям, приобретение разносторонней подготовленности.

Основными методами данной программы являются игровой, непрерывный, повторный, круговая тренировка.

Мы предлагаем включать в уроки физической культуры упражнения прикладной направленности (табл.2).

Таблица 2

Примерные комплексы для формирования прикладных двигательных умений учащихся в уроке физической культуре в 6 классе

Примерный комплекс на уроках гимнастики

1.

Стоя, ноги на ширине плеч, малый мяч внизу, подбрасывание и ловля мяча с одновременным приседанием.

2.

Из упора стоя, между параллельными брусьями, прыжком упор прогнувшись и передвижением вперед с последующим повторением задания.

3.

Стоя на коленях, руки за головой, наклоны вперед с отведением локтей в стороны и пригибанием спины.

4.

Из виса на высокой перекладине прогнувшись сгибание и разгибание ног в группировку.

5.

Из упора присев на матах кувырки вперед и назад в группировке.

6.

Прыжки через скакалку с вращением вперед.

7.

Лазанье по канату при помощи рук и ног.

8.

Опорные прыжки, соответствующие программному материалу.

Примерный комплекс на уроках по баскетболу

1.

Прыжки в шаге с ноги на ногу, через линейки на отрезках прямой 10–15 м.

2.

Стоя, ноги на ширине плеч, передача баскетбольного мяча вокруг себя.

3.

Переход через упор присев в упор лежа с последующим возвращением в и. п.

4.

Ведение мяча на месте вокруг себя со зрительным контролем мяча и без него.

5.

С высокого старта челночный бег с ускорением на отрезках 15–20 м с повторением 4–6 раз.

6.

Броски по кольцу с близких точек одной рукой от плеча.

7.

Ведение двух мячей одновременно и правой и левой рукой на отрезки до 20 м.

8.

Из низкого приседа передвижение «гусиным» шагом вперед или по кругу.

Примерный комплекс упражнений на уроках по легкой атлетике

1.

Из упора стоя, согнувшись, с опорой о барьер, покачивание, растягивая плечевые суставы.

2.

Бег с высоким подниманием бедра на отрезке до 30м с максимальной скоростью.

3.

С двух шагов разбега прыжок в шаге с последующим повторением.

4.

Из упора лежа сгибание и разгибание рук.

5.

Стоя боком к баскетбольному щиту на расстоянии 8–10м, метание теннисного мяча в цель (на дальность отскока).

6.

Ходьба на внутренней и внешней сторонах стопы на отрезке 10–15м.

7.

Стоя в висе, подтягивание на перекладине с предварительным толчком ног.

8.

Прыжки в шаге с ноги на ногу (много скоки) на отрезке 10–20м.

 

На наш взгляд использование данных комплексов упражнений может привести к существенному повышению двигательных возможностей учащихся и позволит эффективно формировать прикладные умения и навыки.

На данном этапе эксперимента мы можем сформулировать следующие выводы:

  1.                В современной научно-методической литературе достаточно подробно описаны и обоснованы подходы к обучению и формированию двигательных навыков и двигательных качеств детей. Однако, в данной литературе недостаточно полно учтены особенности учащихся среднего школьного возраста, связанных с целенаправленным формированием прикладных умений и навыков. Поэтому необходим пересмотр программ, средств и методов физического воспитания детей, в том числе подходов к формированию двигательных умений и развития физических качеств.
  2.                Результаты тестирования уровня физической подготовленности детей 6 классов свидетельствуют о существующей тенденции в сфере ФК — несоответствии данных параметров требованиям программ по ФК в школе. Так, испытуемые не выполняют требования нормативов в подтягиваниях. Средние показатели тестов у юношей составили: подтягивание — 6,1 раза; шестиминутный бег (тест Купера) — 1109,6 м; бросок набивного мяча 1 кг из положения сидя — 349 см; наклон вперед из положения сидя 6,1 см. У девочек: подъем туловища — 25,3 раза; шестиминутный бег (тест Купера) 920,5 м; бросок набивного мяча 1 кг из положения сидя — 264,5 см; наклон вперед из положения сидя 10,8 см. Данные факты актуализируют проблему нашего исследования — поиск новых подходов к средствам и методам формирования двигательных умений, навыков и физических качеств.
  3.                Нами разработана программа формирования прикладных двигательных умений и навыков для учащихся 6-х классов, основанная на комплексном применении наиболее приемлемых для детей данного возраста методах (игровой, непрерывный, повторный, круговой).

 

Литература:

 

  1. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М. М. Боген. — М.: Физическая культура и спорт, 1985. — 192 с.
  2. Курамшин, Ю. Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения [Текст] / Ю. Ф. Курамшин. — СПб: ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. — 276 с.
  3. Лях, В. И. Теория о поэтапном формировании знаний, умений и навыков в процессе освоениядвигательных действий [Текст] / В. И. Лях, П. Я. Гальперин, М. М. Боген. — М.: Физическая культура в школе, 2007.- 460 с.
  4. Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.
  5. Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.
  6. Фомичева Н. В. Деятельностный подход к формированию универсальных учебных действий в физкультурном образовании младших школьников [Текст] / Фомичева Н. В., Поливаев А. Г.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2014. — № 6. — С. 30–31.
  7. Фомичева Н. В. Развивающие обучение в физкультурном образовании младших школьников [Текст]: монография / Н. В. Фомичева, И. Н. Григорович, А. Г. Поливаев; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова». Ишим, 2011. — 167с.
  8. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для вузов. [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — С. 480.
  9. Шаулин, В. Н. Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации: Методика обучения [Текст] / В. Н. Шаулин // Физкультура в школе. — 1994. — № 3. — С.8–12.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle