Библиографическое описание:

Самойленко Е. В., Костюнина Е. А. К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 735-738.



 

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия учителей с родителями учащихся, проанализирована актуальность данной проблемы.

Ключевые слова: эффективное взаимодействие, общение, педагог, родитель.

 

Взаимодействие учителя с родителями учащихся является важной педагогической функцией профессиональной деятельности учителя. Именно от родителей учитель может получить дополнительную информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка. В свою очередь, учитель может помочь родителям разобраться в возрастных и индивидуально-психологических особенностях ребенка, оказать помощь в разрешении различного рода проблем, которые возникают между родителями и детьми.

Педагог должен уметь взаимодействовать с родителями учащегося, потому что перед ними стоит главная цель — воспитание полноценной личности, и это во многом зависит от эффективности развития личности школьника. Но педагоги очень часто испытывают трудности различного характера, например, из-за несформированности у них навыков полноценного общения, недостаточной коммуникативной компетенции, недостаточного профессионального опыта (недостаточный стаж работы). Эти факторы приводят к нежеланию работать с семьей в целом и индивидуально с учащимися. В преодолении этих трудностей огромную роль играет эффективное взаимодействие учителя с родителями ученика.

Проблема взаимодействия учителя с родителями в процессе развития личности нашла своё отражение в трудах выдающихся педагогов прошлого, работах советских педагогов и психологов (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, В. П. Кащенко и многие другие).

Современные исследователи выявили, что главным воспитателем ребенка является семья, на второстепенном месте выступает образовательное учреждение, непосредственно взаимодействие с педагогом. Следует установить необходимость поиска путей педагогического сотрудничества и доверительного общения между родителями и учителями.

Специфические черты общения учителя рассматривали в своих трудах А. А. Бодалев, В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик и многие другие выдающиеся ученые. Наиболее эффективные пути обучения учителей технике общения исследовали М. Г. Демидова, Л. Н. Левашова, Н. И. Якименко и др.

М. Б. Западаева выделяет типы взаимодействия педагогов с родителями учащихся: 1) родители пытаются понять и принять позицию педагога; 2) родители совершенно равнодушно относятся к преподавательской деятельности; 3) конфликтные родители, которые категорически не хотят сотрудничать с педагогами [5].

Выдающийся ученый Ш. А. Амонашвили предложил решать проблему взаимодействия педагогов с родителями с позиций гуманистического подхода. По его мнению, учителя и родители подростков должны сотрудничать между собой, объединить все свои усилия на создание благоприятных условий для развития личности ребенка, т.к перед ними стоит важная цель — воспитать хорошо развитого ребенка [1].

Взаимодействие, которое происходит между учителем и учеником, учителем и родителем, предусматривает развитие всех сфер жизни: взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной сферы участников образовательного процесса, их координацию и гармонизацию.

И. П. Подласый основными организационными формами взаимодействия учителя и родителей по развитию личности детей выделяет:

а) взаимоупорядочение планов воспитательной работы всего педагогического коллектива школы в целом, родительского комитета, советов общественности;

б) образовательное учреждение должно познакомить родителей с наиболее эффективными формами работы с детьми, в особенности с подростками, т. к. подростковый возраст является наиболее сложным;

в) подведение итогов результатов исследования воспитательной работы, выявление причин обнаруженных недостатков и принятие совместных мер по их устранению [7].

Г. М. Андреева выделяет три взаимосвязанные стороны общения: 1) Интерактивная сторона, представляет собой взаимодействие между участниками общения; 2) Перцептивная сторона означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению; 3) Коммуникативная сторона заключается в обмене информации между обучающими [2].

Г. М. Андреевой выделены разного рода умения и знания, которые обеспечивают процесс эффективного обмена информацией: умение выражаь ясные и четкие мысли; четко определять и ставить разные задачи; анализировать высказываемые суждения; систематизировать и классифицировать, что было высказано в беседе; выделять общее, особенное, различное в сообщаемой собеседником информации; делать выводы о происходящем; строить доказательства; умение выделять ошибки; убеждать собеседника в чем-либо; умение высказывать и аргументировать свои предложения.

Для эффективной организации взаимодействия важны умения убедить, увлечь, сагитировать, сформулировать требование; сделать критическое замечание; подвергнуть позицию собеседника аргументированной критике; общаться в конфликтной ситуации; и самое главное научиться сдерживать свои эмоции.

Путь к профессионализму молодого учителя, по мнению С. Г. Вершловского, лежит через трудности, поиски, ошибки и колебания к обоснованным самостоятельным решениям, опирающимся на способность к самоанализу [4].

Молодые преподаватели в первый год работы о образовательном учреждении испытывают значительные затруднения в выборе методов взаимодействия с сотрудниками школы, родителями учащихся и непосредственно с самими учащимися, в анализе и осмыслении возникающих ситуаций.

В соответствии с профессиональным стандартом, квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетенций:

          личностные качества;

          постановка целей и задач педагогической деятельности;

          мотивирование воспитанников на осуществление учебной деятельности;

          обеспечение информационной основы педагогической деятельности;

          разработка программы деятельности в принятии педагогических решений;

          организации учебной деятельности.

С целью изучения трудностей, возникающих при взаимодействии учителей с родителями, нами было проведено эмпирическое исследование, которое проводилось в МБОУ Шараповская СОШ, Нижегородской области.

Для диагностического исследования нами были использованы следующие методики: 1) методика А. Ассингера («Агрессивность межличностных отношений»); 2) «Методика оценки уровня общительности» (В. Ф. Ряховский); 3) «Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении» (разработана Е. Н. Степановым).

Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что молодые преподаватели школы не очень уверенно чувствуют себя на родительских собраниях, не всегда готовы вступить в диалог с родителями, не знают, как правильно им ответить, переживают по мелочам и пр. При общении с родителями они не всегда могут ясно и четко выражать свои мысли; анализировать суждения, высказываемые родителями; выстраивать доказательства и аргументировать свои предложения.

Поэтому необходимо выделить самые основные формы взаимодействия педагогов и родителей учащихся:

1)        родительское собрание (является основной формой взаимодействия, т. к. именно на родительском собрании обсуждается поведение детей, степень подготовки, их развитие и воспитание);

2)        дискуссия (включающая в себя рассуждение по проблемам воспитания ребенка, поведение ребенка, аргументирование проблемы);

3)        групповые консультации (проведение лекций, практических занятий для родителей, возможно, с привлечением учителей-предметников, специалистов, например, по оказанию помощи детям в овладении навыками мыслительной деятельности, быстрого чтения и пр.).

Взаимодействие педагогов и родителей детей, в основном, осуществляется через:

1)        приобщение родителей к педагогическому процессу;

2)        пребывание родителей на занятиях в период адаптации ребенка (приспособленность);

3)        информационно-педагогические материалы, выставки различных детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой данного учреждения, воспитывающей и развивающей средой в школе, знакомят с работами детей;

4)        объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как общение взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возрастного этапа, учитывая интересы каждого, способности и предшествующий опыт ребенка;

5)        проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, потребности, не игнорируя при этом чувства и эмоции;

6)        уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [6].

Роль педагога в современном мире существенно изменяется, меняются стереотипы, впоследствии меняются его функциональные обязанности. Таким образом, можно сказать, что в педагогической деятельности учителя совместно с традиционными функциями выделяется совокупность новых функций, которые обусловлены разными факторами. Ведущей функцией, по мнению Е. В. Пискуновой, является функция взаимопомощи образования ребенка, которая заключается в создании условий для проявления его самостоятельности и творчеств, ответственности учащегося в учебно-воспитательном процессе и формирования у него мотивации к непрерывному образованию. Это возможно в том случае, если педагог готов к пониманию изменений на основе педагогической рефлексии, служащей основой его самообразования [8].

В современном мире проблема взаимоотношений педагогов с родителями занимает центральное место в воспитании, т. к. очень трудно учителю найти индивидуальный подход не только к ребенку, но и к его родителям, да и не каждый родитель захочет сотрудничать с учителями из-за множества разных обстоятельств. Почти у каждого современного учителя найдется множество примеров того, как трудно бывает добиться доверительного отношения с родителями по разным причинам: родители предполагают, что в классе происходит социальное разделение детей, в зависимости от их статуса, благополучия в семье, положения в обществе, национальности, от их успеваемости и способностей. На взаимоотношения педагога, родителя и учащегося нужно особенно тщательно обращать внимание в подростковом возрасте, т. к. во-первых, он является переходным, очень сложным и в связи с этим обстоятельством может возникнуть множество проблем; во-вторых, тяжело в наше время найти опытного педагога с большим стажем работы; в-третьих, сложно найти такого педагога, который стремится донести до каждого учащегося свои знания, умения навыки [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что между педагогами и родителями должно обязательно быть эффективное взаимодействие, сотрудничество, т. к. перед ними стоит общая важная цель — воспитание полноценного ребенка.

 

Литература:

 

  1.      Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1995.- 223 с.
  2.      Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М., 2001.- 56 с.
  3.      Дубровина И. В. Практическая психология образования. — СПб.: Питер, 2007.
  4.      Вершловский С. Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя//Директор школы. — 2002. — № 7. — С. 58.
  5.      Западаева М. Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект // Социальная педагогика. — 2014. — № 3. — С.112–119.
  6.      Новикова Л. И. Теория и практика воспитательных систем: в 2 кн., Кн. 1/Под ред.Л. И. Новиковой. — М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993. — 305 с.
  7.      Подласый. И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов/И. П. Подласый. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999.- 345 с.
  8.      Пискунова Е. В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя. Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2004, с. 15.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle