Библиографическое описание:

Эндеберя И. В. Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 743-749.



Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов

Эндеберя Ирина Владимировна, ассистент

Донбасский государственный педагогический университет (г. Славянск, Украина)

 

В статье проанализированы концептуальные теоретические подходы к изучению проблемы профессионального становления личности, предпринято продуктивную попытку раскрыть специфику профессиональной подготовки будущих специалистов в отрасли практической психологии в рамках современной системы высшего образования.

Ключевые слова: профессиональное становление личности, профессиональная подготовка, будущий практический психолог.

 

Постановка проблемы. Одной из актуальных проблем современного образования является профессиональная подготовка специалиста-психолога, профессиональные умения которого отвечали бы актуальным потребностям общества. А для этого в рамках процесса профессионального становления в ВУЗЕ будущий специалист должен овладеть целой системой умений для осуществления психодиагностической, психокоррекционной, консультационной, психотерапевтической, тренинговой, психопрофилактической работы. Именно поэтому на первый план выходит вопрос не просто повышение уровня теоретической профессиональной подготовки студентов-психологов, а прежде всего создание условий для практической насыщенности педагогического процесса профессионального становления будущих специалистов.

В Национальной доктрине развития образования в Украине определено: “Главная задача высшей школы — профессиональная подготовка студентов, формирование специалистов с высшим образованием, способных к творчеству, принятию оптимальных решений, таких, что владеют навыками самообразования и самовоспитания, умеют согласовывать свои действия с действиями других участников совместной деятельности” [3]. Ведущей деятельностью в высшей школе является учебно-профессиональная, которая требует от студента значительной академической активности, усвоение новых психологических норм и критериев социокультурного развития (Л. Подоляк, В. Юрченко). Именно она наиболее интенсивно влияет на личностный рост и профессиональное становление студентов, приобретения ими важных профессиональных знаний, умений и навыков.

В процессе учебно-профессиональной деятельности завершается профессиональное самоопределение субъекта, трансформируется структура его самосознания, формируется социально-профессиональный аспект “Я-концепции”, возникают такие новообразования, как профессиональная идентичность, профессиональная рефлексия, профессиональное мышление, готовность к профессиональной деятельности.

Цель статьи — рассмотреть существующие теоретические подходы к проблеме профессионального становления личности, проанализировать особенности современной профессиональной подготовки студентов-психологов и выделить основные детерминанты успешного профессионального становления будущих специалистов в период обучения в ВУЗЕ.

Анализ последних исследований и публикаций. Анализ литературных источников показал, что в современной отечественной психологии есть немало исследований, посвященных различным психологическим аспектам профессиональной деятельности и профессионализации личности в целом (А. Ермолаева, Л. Захарова, Е. Зеер, Е. Климов, Т. Кудрявцев, С. Максименко, С. Марков, А. Маркова, Л. Митина, Ю. Поваренков, Н. Пряжников, В. Рыбалка, Д. Сьюпер, Т. Титаренко, В. Шадриков, С. Шандрук и др.) и профессионального становления будущих психологов в частности (Г. Абрамова, И. Андрийчук, Н. Бадалова, А. Бондаренко, Ж. Верная, Л. Долинская, И. Зязюн, Т. Ильина, А. Кондрашихина, Н. Коломинський, И. Мартынюк, В. Панок, Н. Повьякель, Н. Пророк, В. Семиченко, Л. Уманец, Н. Чепелева, Н. Шевченко, Л. Шнейдер и др.) В трудах данных ученых находим мысль о том, что профессиональная подготовка будущих психологов должна осуществляться в новой личностно-ориентированной парадигме, предусматривать актуализацию профессионально важных личностных качеств, ориентироваться на формирование профессиональной компетентности психолога, а также создание системы профессиональных навыков, которые позволяют достигать профессионального успеха, самореализации, обретения профессиональной культуры общения, профессиональной интуиции, рефлексии. Рассматривая подготовку будущих практических психологов как период профессионального становления, можно предположить, что этот процесс развития профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, сопровождается активным качественным преобразованием личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии.

Поскольку в психолого-педагогической литературе широко используется термин «профессиональное становление» личности, а современные исследователи рассматривают его с различных позиций и подходов, уместно подробнее остановиться на отдельных из них. Например, Т. Кудрявцев рассматривает «профессиональное становление» как длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральным звеном этого процесса выступает профессиональное самоопределение [2]. Ученый также считает, что профессиональное становление не является кратковременным актом, охватывающий лишь период обучения в ВУЗЕ. Оно является длительным, динамическим, многоуровневым процессом, который состоит из четырех основных стадий (возникновения профессиональных намерений; непосредственное профессиональное обучение; процесс активного вхождения в профессию; полная реализация личности в профессии). Переход к каждой последующей стадии закладывается в ходе предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и кризисов.

По мнению Е. Зеєра, профессиональное становление, будучи «формообразованием» личности, адекватной требованиям профессиональной деятельности, предполагает использование совокупности развернутых во времени приемов социального взаимодействия личности, включение ее в разнообразные профессионально значимые виды деятельности [2]. Такой подход к пониманию процесса социализации позволяет говорить о том, что личность в этом процессе должна измениться так, чтобы соответствовать требованиям профессиональной деятельности. С нашей точки зрения, профессиональное становление, кроме необходимости соответствовать требованиям конкретной профессиональной деятельности, должно рассматриваться в контексте решения профессионально важных задач, которые постепенно усложняются и способствуют овладению специалистом необходимым комплексом профессионально значимых деловых, личностных, коммуникативных, моральных качеств и тому подобное.

Попытки охарактеризовать процесс профессионального становления и его стадии находим также в работах В. Бодрова, А. Деркача, В. Зазикина, Е. Климова, С. Максименко, А. Марковой, Л. Митиной, Н. Самоукиной, Д. Сьюпера, В. Шадрикова, Т. Щербан и др.

Е. Климов [1] предлагает следующую последовательность стадий профессионального становления: оптация — период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении; адаптация — вхождение в профессию и привыкание к ней; фаза интернала — приобретение профессионального опыта; мастерство — квалифицированное выполнение трудовой деятельности; фаза авторитета — достижение профессионально высокой квалификации; наставничество — передача профессионалом своего опыта. В концепции Л. Митиной отсутствует взаимосвязь между возрастом личности и ее профессиональным развитием. В данной модели профессионал характеризуется способностью увидеть собственную профессиональную деятельность целостной [2].

В акмеологической концепции профессионального развития А. Деркача и В. Зазикина развитие субъекта труда до уровня профессионала рассматривается в контексте общего расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и нравственного «обогащения», в связи с изменениями и развитием подсистем профессионализма личности и деятельности, нормативной регуляции, мотивации на саморазвитие и профессиональные достижения [2].

Стадии профессионального развития, за Д. Сьюпером, соотносятся с этапами жизненного пути человека. Предлагая понятие профессиональной зрелости, автор акцентирует внимание на соответствии поведения задачей профессионального развития, характерным для данного возраста [6]. В общем, весь процесс профессионального развития можно разделить на три больших этапа: 1) профессиональное самоопределение и выбор профессии — здесь происходит зарождение того, что выступает затем как профессиональная компетентность и эффективность; 2) профессиональное становление — в этот период происходит непосредственное формирование профессиональной компетентности; 3) профессиональное совершенствование. Здесь большинство проблем рассматривается в рамках конкретных профессиональных дисциплин или же в акмеологии [6].

В последнее время, при анализе проблемы динамики профессионального становления и развития, ученые фокусируют внимание на исследовании такого явления, как «кризиса профессионализации» (Е. Зеер, Е. Климов, Е. Симанюк). Под кризисами профессионального становления понимаются непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки личности, изменения вектора ее профессионализации. Эти кризисы проходят, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция и ревизия социально-профессиональной позиции подготавливают смену способов выполнения деятельности, ведут к изменению взаимоотношений с окружающими людьми, а в отдельных случаях — к смене профессии.

Существуют также работы, где предпринята попытка выделить типы подобных кризисов и описать их в соответствии с логикой профессионального становления личности. Возвращаясь к вопросу профессионального становления будущих психологов, отметим, что последнее происходит в рамках профессиональной подготовки в ВУЗЕ и является достаточно сложным процессом, который требует учета специфики студенческого возраста как важной стадии личностного развития, выявления сущности этапов и детерминирующих факторов становления профессионала в области психологии, определения роли и места способностей, интересов, мотивов и индивидуально-личностных особенностей в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации условий успешного профессионального развития. В работах О. Бондаренко, Н. Коломинського, В. Панка, Н. Повьякель раскрываются идеи внедрения «уровневого» подхода в контексте решения проблемы подготовки и дальнейшего профессионального становления психологов, что предполагает наличие четкой структуры умений и качеств будущего специалиста.

По мнению А. Бондаренко, проблема профессионально-личностной подготовки психолога-практика включает четыре взаимосвязанных аспекта: 1) построение теоретической модели специалиста, которая предполагает разработку стандартов (норм и нормативов), требований к личности и деятельности практического психолога; 2) первичный отбор профессионально пригодных кандидатов; 3) разработку содержания обучения и развития психологов-практиков; 4) решение проблем собственного профессионального самоопределения специалистов, ведущей из которых является проблема профессиональной идентификации [6].

В. Панок [4] указывает на значимость процесса профессиональной подготовки в рамках обучения в ВУЗЕ и предлагает трехуровневую структуру получения профессиональных психологических знаний. Основу первого, общенаучного уровня должны составлять теории, гипотезы и факты, установленные в исследованиях. Второй уровень — это практическая психология, третий — приемы и опыт работы в конкретной технике (техниках), или так называемый индивидуально-типологический уровень, призван учитывать особенности каждой личности учащегося.

По мнению Н. Чепелєвой, система организации подготовки практического психолога должна включать мировоззренческий, профессиональный и личностный уровни, направленные как на формирование профессионального сознания, психологической культуры и профессионально значимых личностных качеств, так и на овладение соответствующей системой знаний, технологии практической деятельности будущего психолога [6].

И. Зязюн, анализируя специфику профессионального становления психологов, указывает на необходимость формирования способности к рефлексии, которая способствует профессиональному самоопределению и формирует способность эффективно решать внутренние проблемы. Ученый отмечает, что в подготовке психологов важным является поиск новых методов работы, поскольку требования к личности психолога-практика отличаются от требований к личности студентов других специальностей [6].

В целом, в отечественной психологической литературе вопросы подготовки практических психологов освещается также за следующими аспектами: компоненты профессионализма психолога (Д. Богоявленская, А. Бондаренко), специальные способности и профессионально важные качества будущих психологов (Н. Аминов, Н. Бачманова, И. Мартынюк, Н. Молоканов, Н. Обозов, Г. Овчарова, Н. Пророк), формирования личностных конструктов будущих специалистов (Г. Абрамова, И. Дубровина, Ю. Емельянов, Л. Язык, Н. Повьякель, Л. Уманец, Н. Шевченко), методологические и теоретические аспекты их подготовки (Г. Балл, А. Бондаренко, Л. Бурлачук, Г. Мэй и др).

По нашему мнению, учебный процесс в ВУЗЕ должен ориентироваться на использование ряда психологических средств активизации профессионального становления студентов в формах как целенаправленного применения психодиагностики профессионально важных качеств, консультирования, социально-психологических тренингов (СПТ) профессионального и личностного роста, направленных на активизацию соответствующих структур в личности будущего специалиста. Участие в тренинговых группах позволит студентам овладеть системой соответствующих психологических знаний, способствовать росту самопознания участников и способности позитивного отношения к себе и жизни, будет стимулировать развитие способности анализировать собственное поведение с целью помощи себе и другим в достижении более эффективных межличностных взаимоотношений. Современные исследователи используют различные методы и виды СПТ, однако руководствуются в своей работе общими позициями. Прежде всего, это ориентация на широкое использование обучающего эффекта группового воздействия; реализация принципа активности субъекта через включение в обучение, выполнение специальных упражнений; создание в процессе работы группы ситуаций, в которых членам группы необходимо самим найти решение проблемы; сочетание интеллектуальных и эмоциональных аспектов психики. Оптимизация процесса личностно-профессионального развития также должна включать необходимость формирования профессиональных установок, умений и навыков.

Среди детерминант успешного профессионального становления будущих психологов в период обучения в ВУЗЕ также можно выделить морально-этическое совершенствование их личности, содействие самореализации и решении личных психологических проблем, активизации профессиональной мотивации, единство содержания, форм, методов обучения, субъектные отношения между преподавателями и студентами. Кроме того, важной предпосылкой эффективной профессиональной деятельности практического психолога выступает процесс гармонизации личности, что обеспечивает уровень его мастерства. Одним из ведущих методов формирования гармоничной личности специалиста-психолога выступает принцип личностного подхода, о необходимости разработки и введения которого в обучающе-воспитательную систему говорят немало зарубежных и отечественных ученых.

Выводы. Процесс профессионального становления — сложный и многогранный. Он требует как от преподавателя ВУЗА, так и от студента сложной работы над формированием системы профессионально важных знаний, умений, навыков, соответствующего научно-культурного кругозора. Важной задачей выступает также развитие целостной, гармоничной личности, ориентированной на самопознание и самоизменения.

Именно поэтому профессиональное становление современного квалифицированного специалиста, в том числе и в области практической психологии, должно строиться на использовании личностного подхода, психолого-педагогического принципа организации профильной и профессиональной подготовки.

Проблема же профессиональной подготовки неразрывно связана с необходимостью формирования тех или иных профессиональных качеств, способностей и индивидуально-личностных особенностей, необходимых специалисту соответствующего профиля. В этом контексте учебно-воспитательный процесс должен обеспечивать условия для формирования у студентов таких групп интересов, потребностей, убеждений, которые бы направляли их на личностную и профессиональную самореализацию и самосовершенствование.

Перспективным мы считаем фундаментальные исследования механизмов профессионального становления и профессионального развития будущего психолога, что поможет оптимизировать процессы профессионализации и личностного роста в ходе освоения профессии с учетом реформирования системы образования и потребностями. Кроме того, считаем актуальной работу над внедрением в учебно-воспитательный процесс программ психологического сопровождения профессионального становления будущих специалистов, что обеспечит сбалансированность процесса профессионализации, эффективность процесса личностно-профессионального совершенствования молодого поколения и успешность в выбранной профессиональной сфере.

 

Литература:

 

  1.                Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения /Е. А. Климов// — М.: 1996.
  2.                Навчальний процес у вищій педагогічній школі: Навч. посібник / За заг. ред. О. Г. Мороза. — К.: НПУ ім. М. П. Драгоманова, 2001. — 337 с.
  3.                Національна доктрина розвитку освіти (Україна у ХХІ ст.): Затв. Указом Президента України 17 квітня 2002 р. — № 347 // Освіта. — 2002. — № 26. — С. 2–4.
  4.                Панок В. Реформування змісту, форм і методів підготовки практикуючих психологів як нагальна вимога суспільної практики / В. Панок // Проблеми підготовки і підвищення кваліфікації практичних психологів у вищих навчальних закладах. — К.: Ніка-Центр, 2002. — С.18–28.
  5.                Шевченко Н. Ф. Актуальні питання професійної підготовки психологів у системі вищої освіти // Психологічній службі системи освіти України 10 років: здобутки, проблеми і перспективи. — К.: Ніка-Центр, 2002. — С.186–189.
  6.                Шинкаренко О. Про деякі мотиви вибору професії практичного психолога//Проблеми підготовки і підвищення кваліфікації практичних психологів у вищих навчальних закладах. — К.: Ніка-Центр, 2002. — С.54–56.
  7.                Чепелєва Н. В. Теоретичне обґрунтування моделі особистості практичного психолога / Н. В. Чепелєва, Н.І.Пов'якель// Психологія: Збірник наукових праць — Вип. 3. — К.: НПУ ім. Драгоманова, 1998. — С.35–41.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle