Библиографическое описание:

Канаева Н. А. Кризисы, их роль в профессиональном становлении личности [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С. 67-71.

Профессиональная деятельность в жизни каждого человека занимает важное место. Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что всё больше ощущается необходимость не только расширения её масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Это в немалой степени связано с особой ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков, ситуацией хаоса не только в социально-экономической, но и в духовной сферах общественной жизни.

Именно в таких условиях современным подросткам приходится выстраивать перспективы своего собственного личностного и профессионального развития.

Профессиональное становление личности в психологии есть процесс прогрессивного изменения её под влиянием социальных воздействий и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Решающее значение в становлении личности принадлежит ведущей деятельности. Оно неизбежно приводит к выделению в непрерывном процессе становление личности, связанного с выбором и подготовки к выполнению человеком профессиональной деятельности. Превращение её зависит от социально-экономических отношений, социальной ситуации и позиции личности. Это время занимает большую часть жизни человека.

Изменения, происходящие с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного выполнения, приводят к становлению её как специалиста и профессионала [5, с.84].

Э.Ф. Зеер считает, что профессиональное становление – это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. Учёный утверждает, что движение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности [2].

Опираясь на работы Ю.П.Поваренкова можно выделить основные характеристики профессионального становления личности: нервномерность и гетерехронность.

Неравномерность проявляется в наличии кризисов профессионального развития, которые происходят как на стадии профессионального обучения, так и на стадии самостоятельной профессиональной деятельности. Гетерохронность выражается в разновременности развития подструктур личности, в различной скорости и глубине их преобразования, в несовпадении динамики изменения критериев профессионализации[4, с.4].

На основе анализа психолого-педагогической литературы (Э.Ф. Зеер, А.П. Зольников, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова) можно отметить, что важная роль в профессиональном становлении личности принадлежит кризисам.

Жизненные кризисы являются предметом пристального внимания зарубежных психологов Ш.Бюлер, Б.Ливехуда, Э.Эриксона. Разделяя человеческую жизнь на периоды, они обращают внимание на трудности перехода от одной стадии к другой [3, с.205].

Мы остановимся на рассмотрении кризисов профессионального становления личности.

Э.Э. Сыманюк указывает, что в психолого-педагогической науке выделяют шесть видов кризисов профессионального становления: кризисы учебно-профессиональной ориентации, выбора профессии, профессиональных экспектаций, профессионального роста, профессиональной карьеры и ненормативный кризис [6].

В основе возникновения кризисов профессионального становления важно выделить следующие факторы:

  1. изменение социально-экономической ситуации профессионального развития;

  2. возрастание профессиональных требований к человеку;

  3. рост или снижение профессиональных притязаний личности;

  4. полная поглощённость профессиональной деятельностью;

  5. нормативные возрастные кризисы.

В зависимости от условий возникновения и решаемых задач Ю.П.Поваренков выделяет три группы кризисов профессионального становления.

К группе адаптационных относятся кризисы, которые инициируются изменением ситуации профессионального развития и разрешаются благодаря формированию психологических новообразований, обеспечивающих приспособление индивида к новым условиям профессионального становления реализации.

К ним относится кризис адаптации к профессиональному обучению, когда новоиспечённый студент обнаруживает, что привычные способы организации учебной деятельности неэффективны, а для освоения новых знаний и умений требуется больше самостоятельности и ответственности.

Данный кризис мы можем наблюдать у студентов техникума на 1 курсе. Проведённое исследование с помощью методики «Изучение мотивов учебной деятельности студента» (А.А.Реан и В.А.Якунин) показывает следующие результаты. Показатели мотивов: 3 – успешно продолжить обучение на последующих курсах, 8 – не запускать изучение предметов учебного цикла, 13 – быть примером для сокурсников на 1 курсе имеют невысокие показатели, а на 2 курсе повышаются. Это можно объяснить тем, что многие студенты, сталкиваясь с тудностями, переживают разочарование в получаемой профессии. У некоторых возникает недовольство отдельными учебными предметами из-за того, что привычных способов организации учебной деятельности недостаточно. Наблюдается кризис профессионального выбора. Как правило, он отчётливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения.

На 2 курсе появляются специальные дисциплины, и у многих учащихся появляются сомнения в выборе правильности профессионального выбора, падает интерес к учёбе. Здесь следует отметить, что у студентов, которые сами осознанно выбрали данную профессию, сохраняется интерес к учебным предметам, они относятся к группе хорошистов и отличников. Для данных студентов характерна внутренняя мотивация, а для слабых студентов – внешняя ситуационная мотивация (избегание осуждения, боязнь лишения стипендии, боязнь наказания за плохую учёбу). Поэтому показатели таких мотивов, как: 1 - стать высококвалифицированным специалистом, 4 – успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», 6 – приобрести глубокие и прочные знания, 7 – быть постоянно готовым к очередным занятиям, 10 – обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, 16 – получить интеллектуальное удовлетворение, - снижены на 2 курсе. Как мы видим, мотивационная сфера студентов существенно перестраивается в период обучения в техникуме: трансформируются мотивы, интересы, меняется отношение к профессии. Это подтверждает наличие у студентов кризиса профессионального становления, который имеет неравномерный характер.


Вторую группу кризисов профессионального становления образуют кризисы, условно названные «надситуационными». Главная их особенность заключается в том, что они возникают в условиях стабильной ситуации профессионального развития и инициируются не путём изменения предъявляемых требований, а через повышение требований к себе, снижение своей профессиональной самооценки, повышение уровня притязаний. Разрешаются эти кризисы не через адаптацию к ситуации, а через реализацию индивидуальности профессионала, проявляющуюся в его отношении к своим профессиональным достижениям и перспективам, в оценке реализации своих требований, своего потенциала, своих потребностей.

К этой группе относится кризис профессионального роста, который возникает примерно на четвёртом – пятом году самостоятельной деятельности, когда специалист начинает без особых проблем справляться с решением производственных задач, обретает определённый и устойчивый статус в трудовом коллективе. При этом изменяется его отношение к себе и своим профессиональным успехам. Тем самым он создаёт новую ситуацию профессионального развития, которая и переживается человеком как кризисная.

Третья группа кризисов профессионального становления может быть названа кризисами самоопределения. Их главная особенность заключается в том, что они инициируются кризисами жизненного пути, но по форме и содержанию являются профессиональными, т.е. оказывают существенное влияние на процесс становления и реализации профессионала [1, с.21].

Таким образом, кризисы играют важную роль в профессиональном становлении личности. От того, какие вопросы ставит перед собой человек в периоды этих кризисов и как он на них отвечает, существенно зависят содержание и направление его дальнейшего профессионального пути.


Литература:

  1. Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие. – М., 2004.

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий:Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с. – («Gaudeamus»).

  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий:Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 336 с. – («Gaudeamus»).

  4. Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности/ Автореф. дисс….докт.психол.наук, Ярославль, 1999.

  5. Полуянов В.П. Психология профессионального становления личности/ Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сборник материалов 3 Всероссийской научно-практической конференции, Белгород, 2011. – Белгород: Изд-во БГТУ им.В.Г.Шухова, 2011.

  6. Сыманюк Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности. Автореф. дисс…канд. психол. наук, СПб., 1999.





Основные термины (генерируются автоматически): профессионального становления, кризисов профессионального становления, профессионального развития, профессиональном становлении, профессионального становления личности, профессиональном становлении личности, ситуации профессионального развития, профессиональном становлении студентов, кризис профессионального, профессионального становления субъекта, становлении студентов филиала, профессионального выбора, профессионального становления важно, профессионального становления реализации, профессионального обучения, характеристики профессионального становления, профессионального роста, кризиса профессионального становления, Психология профессионального становления, кризисов профессионального развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос