Библиографическое описание:

Годованник Е. Д. Экономические санкции: исторический аспект // Молодой ученый. — 2015. — №20. — С. 232-235.

 

В статье рассмотрен международный опыт введения санкций в отношении различных стран. Рассмотрены определения понятия «экономические санкции» различных авторов, предложено собственное определение. Проведен анализ последствий наложенных санкций на примере Республики Куба. Отражены современные реалии положения Российской Федерации на международной арене.

Ключевые слова: международные отношения, экономические санкции, эмбарго.

 

В современных реалиях санкции выступают часто используемым инструментом регулирования экономических, политических, торговых отношений между странами.

Наиболее остро направлен этот вопрос в сторону Российской Федерации, т. к. наши давние партнеры, в прошлом выстраивающие с Россией дружественные отношения касаемо различных сфер развития, на сегодняшний день приняли позицию агрессоров. К таким странам мы можем отнести США, Канада, Австралия, Япония и др.

Используя понятие «экономические санкции», мы прибегаем к анализу определений, выдвинутых различными авторами.

Например, президент Америки Вудро Вильсон выступал активным сторонником санкций и называл их «всеобъемлющим бойкотом агрессора».

Современный исследователь Газизов И. Ф. отмечает, что экономические санкции — это распространенный инструмент давления одних стран на другие.

Словарь бизнес-терминов и Большой бухгалтерский словарь определяют «экономические санкции» как меры принуждения экономического характера, применяемые физическими или юридическими лицами, либо государством по отношению к другим лицам или государствам, с целью достижения поставленных условий, или же действия, предпринимаемые одной или группой стран, с целью достижения социальных или политических изменений в этой стране [1].

С нашей точки зрения, экономические санкции — это способ воздействия на сложившиеся торгово-экономические отношения между одной стороной или группой стран на другую страну или группу стран, с целью нанесения ущерба экономике, путем введения запретов и ограничений.

История появления и применения первых санкций обращает нас к 5 веку до нашей эры, когда Правительство Древней Греции выдвинуло ограничения кораблям, поставлявшим зерно из Мегар, по пользованию портами и рынками Афин. Это послужило одной из причин для начала Пелопонесской войны.

Последующие использование экономических санкций зафиксировано против Великобритании, когда Франция ввела запрет на приобретение британских товаров в 1806 г. Данный запрет вошел в историю, как «континентальная блокада» [2].

Санкции вводились и против Китая, для того, чтобы подорвать экономику и уменьшить значимость данной Империи.

Не мало важным является то, что ученые считают, что начало Первой и Второй мировых войн, положили торговые конфликты, возникшие между устоявшимися и крепкими державами мира.

Обстановка на мировой арене приводила к тому, что большинство стран, повышали ставки таможенных пошлин, и снижали либо вовсе отменяли квоты на ввоз иностранной продукции на свой рынок. Зачастую такой ход приводил к военным действиям.

Так, в 1941 году Япония атаковала Соединенные Штаты Америки. Причиной послужило то, что США ввели санкции на поставку нефти и нефтепродуктов в Японию, у которой практически отсутствуют собственные природные ресурсы данного вида.

Также ужесточенные санкции были использованы США против Кубы и Северной Кореи, которые были практически доведены до полного эмбарго.

Зафиксировано, что наиболее частым сторонником применения санкций являются Соединенные Штаты. Начиная с глубокой истории до сегодняшних дней Америка использует данный механизм регулирования торговлей, затрагивая и складывающуюся напряженную политическую обстановку между странами-конкурентами.

Следует обратить внимание, что при введении наиболее жестких санкций против Кубы, Республика не сдала своих позиций, даже, наоборот, усилила их.

Так, впервые американские санкции вводились в отношении Кубы в 1960 году с целью подавления ее экономики и, в дальнейшем, подчинение требованиям, выдвигаемым США. Спустя два года санкции были ужесточены почти до полного эмбарго. Это было вызвано тем, что в 1960 году Куба экспроприировала или же, говоря проще, произвела отчуждение собственности американских компаний и граждан, что вызвало бурную реакцию со стороны Америки.

Однако, из-за того, что Куба является не совсем богатой страной, основные экономические изменения коснулись лишь рядовых граждан, ВВП Республики сократилось незначительно, в том числе туристический и табачный бизнес по-прежнему продолжал развиваться.

Еще одним положительным моментом стало то, что Куба сняла с себя обвинения по содействию террористической группировке Испании и вооруженным силам Колумбии. США выдвигали предположения, что Куба снабжает оружие, способствующее совершению террористических актов. Наперекор этому в 2013 году правительство Кубы заключило международные договоры и мирные соглашения с Колумбией, которые опровергали террористические отношения.

Интересной стороной выступает то, что Куба, во время применения в отношении нее эмбарго, решает использовать ход для создания антиамериканских союзов. Этому способствует заключение договоров с Венесуэлой и налаживание партнерских отношений с Китаем.

На основании этого, можно сказать, что существует как минимум три факта, которые укрепили положение Республики Куба и не дали ее экономике потерпеть крах. После ввода санкций Соединенными Штатами, Кубой были заключены договоры на международном уровне с другими странами.

Следовательно, страна, на которую накладываются санкции, может встать на путь развития собственной экономики, вкладывая силы, принимая соответствующие программы развития [6].

На сегодняшний день выделены шесть основных разновидностей международных санкций:

  1.      Коммерческие или торговые;
  2.      Финансовые (предполагается ограниченность в совершении финансовых операций, вложении инвестиций и т. д.);
  3.      Санкции в отношении перемещения граждан;
  4.      Дипломатические (аннулирование дипломатических виз, отстранение сотрудников различных дипломатических представительств и т. д.);
  5.      Спортивные и культурные;
  6.      Процессуальные (наложение запрета на право голоса, исключение из международных организаций и др.) [3].

Частое применение находят коммерческие или торговые санкции, которые предполагают наложение полного или частичного эмбарго на ввоз товаров, а также прекращение технического обслуживания.

Как раз данный вид санкции наиболее широко используется в отношении России. Основными целями применения санкций против России являются:

          свержение Российской Федерации с занимаемой позиции на международной арене;

          нанесение ущерба экономики страны, т. к. большую часть товаров страна импортирует, а экспортирует преимущественно нефть, нефтепродукты, газ, цены на которые понижаются;

          обострение политической атаки и провоцирование военных конфликтов и т. д.

С момента возникновения нестабильной ситуации на Украине санкции против России странами Европейского союза вводились в три этапа.

Первый этап начался 17 марта 2014 года, второй — 20 марта 2014 года, а третий — в июле того же года и предполагал введение секторальных санкций.

Сторонами, поддержавшими ведение санкций, являются Европейский союз, страны «Большой восьмерки», Организация Североатлантического договора и Организация экономического сотрудничества и развития.

В свою очередь правительством России был сформирован список стран и товаров, импорт которых ограничивается.

К таким товарам относятся говядина, свинина, птица, фрукты, сыры, орехи, молочная продукция и др.

Конечно же, по мнению многих, экспертов, введения таких ограничений окажут отрицательное влияние экономические ситуации стран Евросоюза [4].

Анализ исторического опыта применения экономических санкций показывает, что, не смотря на ограничительные меры, которые применяются в отношении многих стран, возможно избежать существенные потери.

Касаемо ситуации, отражающей состояние России, мы можем отменить, что США, страны Европейского союза, пытаются создать некий изоляционизм российского государства. Для этого правительством Российской Федерации проводится политика импортозамещения, которая предусматривает подъем производительности отечественных организаций. Также создаются перечни стран и товаров, запрещенных для ввоза на территорию России, либо немедленное уничтожение этих товаров при их обнаружении на границе [5].

Подводя итог, рассматриваемой темы, хочется отметить, что затяжная ситуация, складывающаяся с Украиной, Америкой, странами Евросоюза, является неким опытом или же наглядным явлением, что за нашей страной сохраняется шанс создавать, развивать, поднимать собственное производство, которое позволит нам в меньшей степени зависеть от импортной продукции.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант № 15–32–01291.

 

Литература:

 

  1.      Бойко, А. А. Международные экономические санкции / А. А. Бойко // Наука, техника и образование. — 2015. — № 3(9).- 3–4 с.
  2.      Ильюхов, А. А. Вынужденная автаркия: исторический опыт / А. А. Ильюхов // Актуальные проблемы экономики и права. — 2015. — № 1(33). — 26–31 с.
  3.      Круглова, И. А. Экономические санкции как инструмент регулирования международных экономических отношений / И. А. Круглова // Ученые записки международного банковского института. — 2015. — № 11 (2). — 152–56 с.
  4.      Круть, В. Г. Санкции в отношении России: история вопроса и современность / В. Г. Круть // Актуальные проблемы современных международных отношений. — 2015. — № 6. — 95–99 с.
  5.      Черненко, В. А. Риски российской экономики в условиях введения международных санкций / В. А. Черненко // Теория и практика общественного развития. — 2015. — № 4. — 34- 39 с.
  6.      Пять причин США снять санкции против Кубы. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.vestifinance.ru
  7.      Попов В. В. Экономико-статистическое исследование отчетности по взиманию таможенных платежей / В. В. Попов// автореферат дисс… кандидата экономических наук 08.00.12 Уральский государственный технический университет.- Екатеринбург.- 2009
  8.      Попов В. В. Статистика таможенных платежей в рамках таможенного союза / В. В. Попов// В сборнике: Формирование основных направлений развития современной статистики и эконометрики материалы I-ой Международной научной конференции. научный редактор В. Н. Афанасьев.- 2013.- С. 383–389.
  9.      Попов В. В. Об актуальности анализа роли документации в бухгалтерском учете внешней торговли как фактора роста товарооборота /В. В. Попов// В сборнике: Проблемы и перспективы развития учетно-аналитической и контрольной системы в условиях глобализации экономических процессов Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита.- 2014.- С. 395–398.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle