Автор: Глечян Грануш Андраниковна

Рубрика: 20. Международное право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Право: история, теория, практика» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 05.07.2017

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Глечян Г. А. Влияние политических и экономических санкций на внешнеэкономическую деятельность Российской Федерации [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 128-131. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12741/ (дата обращения: 15.12.2017).



В статье проанализировано влияние международных экономических санкций на российскую экономику и экономическую политику, причины их возникновения и отрасли, которые они охватили. Рассмотрены возможности импортозамещения в сложившихся экономических условиях. Также в связи с этим были рассмотрены основные положительные и отрицательные стороны их введения, и основные пути противостояния им. Предложены направления развития государственной политики, учитывающие введенные против страны экономические санкции.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, политические и экономические санкции, российская экономика, антироссийские санкции, санкционная политика, продовольственное импорт, экспорт, эмбарго, национальная экономика, сельское хозяйство, социально-экономическое положение

Внешняя политика России, представляющая собой «один из важнейших инструментов поступательного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире, немыслима без активной внешнеэкономической политики, испытывающей на себе влияние антироссийских санкций. Европейский союз и США, как наиболее инициативные участники антироссийской экономической пропаганды, начиная с 2014 года, приложили максимум усилий для обеспечения роста курса валют, падения цен на нефть. «Атаке» подверглись наиболее развитые сферы отечественной экономики, в том числе, нефтяная отрасль, металлургия.

Ограничения во внешней торговле приводят к поиску альтернативных решений во внешнеэкономической деятельности, т. к. внутренний межсубъектный обмен товарами и услугами не способен обеспечить оптимальных экономических показателей.

Инициатором введения санкций с целью международной изоляции России стало руководство США, под давлением которого, рискуя понести экономический ущерб, к санкциям присоединились страны Евросоюза. Данные ограничения также поддержали государства Большой семёрки и некоторые другие страны, являющиеся партнёрами США и Европейского Союза.

Одни эксперты считают, что санкции стали одной из причин финансового кризиса в России, а другие считают, что причиной кризиса были не санкции, а снижение цен на нефть. Страны Евросоюза испытали негативное влияние, как от своих собственных санкций, так и от ответных действий России. В проекте «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2016–2018 гг»., разработанном Центральным банком РФ, введённые против России санкции названы в числе главных факторов, которые будут препятствовать росту российской экономики в период 2016–2018 гг. Так оцениваемые темпы годового роста лежат в пределах от 0 до 0,6 % в сравнении с ожиданиями МВФ, что мировая экономика в этот период будет расти: среднегодовой темп её роста в 2014–2018 гг. составит 3,6 %.

Доклад ООН «World Economic Situation and Prospects 2015 Update as of mid-2015» назвал санкции в числе трёх основных факторов, вместе с падением цен на нефть и вооруженным конфликтом на востоке Украины, приводящих к сокращению потенциала роста суммарного ВВП СНГ в 2015–2016 гг.

3 года назад, в середине марта 2014 года, после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги общекрымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла её в состав своего государства, США, Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет ограничительных мер, предусматривающих замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки (США и ЕС), а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки (в дальнейшем эти списки были расширены: 30 июля 2015 г. к продленным антироссийским санкциям официально присоединились Украина, Грузия, Черногория, Исландия, Албания, Лихтенштейн).

Санкции против России были введены для оказания давления на наше государство с целью изменения ее позиции по крупным международным вопросам, а также для ослабления российской экономики.

Понятие «санкция» в теории государства и права и в международном праве имеют различные значения. С позиции международного права вводить санкции в отношении любой страны возможно только в ограниченном числе случаев, однако США и страны Евросоюза нарушают данные правила, устанавливая ограничения по собственному усмотрению.

По нашему мнению, антироссийские санкции не только не достигли своей цели, но и наносят огромный экономический вред тем странам, которые их ввели. Если санкции рассматривать отдельно от факта падения цен на нефть — их общий «вклад» в созданные сложности и падение роста ВВП можно оценить как «небольшой». Введение в отношении российской экономики санкций стало мощным стимулом для развития программы импортозамещения, что было поддержано введеннием правительством РФ контрсанкций, ограничивающих закупку многих американских и западных товаров (в частности, продукты питания). Итоговый эффект имеет неоднозначные оценки: отечественные производители выиграли за счет ограничения количества западных производителей на рынке предложения, российское государство снизило уровень зависимости от западных товаров и технологий, но отечественная экономическая модель пока что оказалась не готова полностью обеспечить запросы потребительского сектора.

06 августа 2014 г. Президент В. В. Путин подписал указ «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ», согласно которому до 06 августа 2015 г. был запрещен ввоз в РФ из государств, которые ввели экономические санкции против российских физических и юридических лиц, отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в дальнейшем данный указ был продлен до 31.12.2017 г. Во исполнение указаний президента правительство РФ установило перечень товаров, на импорт которых введен эмбарго, который также был продлен до 31.12.2017 г.

В разных субъектах России, начиная с 2014 г. происходит импортозамещение многих товаров, ввоз которых запрещен из-за санкций в т. ч. инициировано производство новых товаров, которые ранее в России и не производились.

Санкции против России и ответные меры РФ принесли странам Европейского Союза убытки в 5 миллиард евро, а не входящей в Евросоюз Норвегии — убытки в 1 миллиард евро. В феврале 2015 г. глава МИД Испании сообщил, что из-за антироссийских санкций Евросоюз потерял более 21 миллиард евро. А на конец 2016 г. в Европе потеряли работу более 400 тысяч человек из-за санкций против РФ.

В целом, на начало 2017 г. процесс импортозамещения идет средними темпами, производители товаров в России в разы увеличили выпуск товаров, что, к сожалению, может сказываться на качестве продукции; идет разработка и введение в действие «Национальной платежной системы». Россия проводит политику тотального импортозамещения, целью которой является сведение к минимуму и ограничение какого-либо влияния извне на свою международную позицию.

Санкции против нашего государства дали мощный толчок к развитию уже имеющихся направлений экономики (например, развитие отечественных курортов и здравниц) и разработке новых, ранее неизведанных, что, в свою очередь, приводит и к повышению количество рабочих мест в субъектах РФ, увеличению наполнений региональных и местных бюджетов.

Еще одним плюсом антироссийских санкций можно отнести и расширение дипломатических отношений с Китаем, при том, что не только Китай, но и многие другие азиатские государства отказались вводить какие-либо ограничительные меры против российского государства.

Эффект от введенных санкций против России для российской экономики имеет как положительные, так и отрицательные последствия. По мнению некоторых российских экспертов в области права, антироссийские санкции не носят катастрофический характер, но могут нанести достаточно существенный удар по экономике РФ. По оценкам экспертов, в долгосрочной перспективе наиболее негативные последствия будут иметь ограничения, наложенные на экспорт в Россию высоких технологий и доступ российских банков к дешевым кредитным ресурсам из Европы. Как заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев, из-за санкций сложились «не самые лучшие условия» для внешних заимствований, ситуация также не способствует притоку иностранных инвестиций.

Из положительных последствий главенствующей является то, что санкции против России стали мощным стимулов для развития российской экономики, прежде всего аграрного сектора, главенствующим из которых является сельское хозяйство. Так, несмотря на антироссийские санкции, некоторые регионы России, такие как Краснодарский край, Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика и другие регионы России не только провели и проводят массовый процесс (до 90 %) импортозамещения, но даже 28 марта 2017 года в г. Тихорецке состоялась демонстрация представителей сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края за продление продовольственных санкций. В акции, при поддержке краевой ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов приняли участие более 1500 человек, которые в своих выступлениях высказывались в поддержку продолжения экономического эмбарго.

По прошествии почти 3-х лет с начала введения западных санкций, прошла и волна страха, что экономика России непоправимо пострадает. Российское государство возвращается к стабильности и санкции не оправдали стремление западных коллег оказать на нашу экономику разрушительное влияние. Осталось решить важную для социального государства задачу: сохранить достойную покупательную способность рядовых граждан, гарантировать бытовой аспект уверенности в завтрашнем дне. Современный уровень развития экономики не позволяет вводить разработать санкции, которые отразятся на экономике только одного государства, «…это будет взаимный ущерб».

Литература:

  1. Указ Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» / Российская Газета от 07.08.2014 г. № 176.
  2. Постановление Правительства РФ от 07.08.2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 06.08.2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» (в ред. Постановления Правительства от 22.10.2016 г. № 1086) / Парламентская газета № 29 от 14.08.2014 г.
  3. Антироссийские санкции. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ruxpert.ru (дата обращения: 20.05.2017 г.).
  4. Голиков В. В. Изменение цен и соотношения доходов и расходов населения России в связи с введением международных санкций // Журнал «Концепт». Выпуск № 9. — М., 2015.
  5. Доклад ООН «World Economic Situation and Prospects 2015 Update as of mid-2015 — Сайт Организации Объединенных Наций. — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.un.org/ru (по состоянию на 12.06.2017 г.).
  6. «Односторонние санкции» и международное право. — Заключение Международно-правового совета при МИД России. — Электронный ресурс. Режим доступа: www.norway.mid.ru (по состоянию на 25.06.2017 г.).
  7. Официальный сайт администрации Краснодарского края // Пресс-служба администрации Краснодарского края. Электронный ресурс, режим доступа: https://admkrai.krasnodar.ru (дата обращения 25.05.2017 г.).
  8. Тимофеев И. Новая предсказуемость России. Российский совет по международным делам (РСМД). — Электронный ресурс. — Режим доступа: http://russiancouncil.ru (по состоянию на 19.06.2017 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): антироссийские санкции, российской экономики, экономические санкции, антироссийских санкций, Электронный ресурс, специальных экономических мер, экономических санкций, отдельных специальных экономических, «О применении отдельных, России санкции названы, применении отдельных специальных, Режим доступа, целях обеспечения безопасности, российской экономики санкций, международных экономических санкций, страны экономические санкции, регионы России, влияние антироссийских санкций, антироссийских санкций Евросоюз, Инициатором введения санкций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос