Библиографическое описание:

Бельков Н. Н. Образование взрослых без отрыва от производства: заочное обучение сегодня // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 336-339.

В статье раскрываются основные подходы к заочному обучению как особой подсистемы образования взрослых. Определяются проблемы его организации в условиях техникума, реализующего обучение без отрыва о производства.

 

В современном мире растет значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества (не только экономики, но и общества в целом), обеспечивающего главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны. Образование становится открытой для общества сферой деятельности, необходимой для развития его человеческого потенциала. «Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе» [9].

Однако, общепризнан и тот факт, что образование в России как культурно-социальный институт переживает кризис, являющийся отражением глобального цивилизационного кризиса. Преодоление кризиса связывается в конечном итоге с «поворотом к человеку» во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере образования. Ориентация на человека в образовании выступает как процесс, соответствующий демократизации и гуманизации всей жизни общества, но вместе с тем нуждающийся в осуществлении на уровне государственной политики «гуманистической конверсии образования», постепенного отказа образовательной системы от жесткой ориентации на обслуживание потребностей государства в ущерб интересам главного субъекта образовательного процесса – формирующейся личности.

Сегодня, как никогда прежде, профессиональное образование должно быть направлено на формирование менталитета людей как хозяев своей судьбы, в том числе владельцев, распорядителей основной своей собственностью – образованностью и профессиональной компетентностью. «Грубо говоря, мы нуждаемся в ином типе человека, способном жить в непрерывно изменяющемся мире» [А. Маслоу, 4]. В подготовке такого специалиста особая роль отводится учреждениям среднего профессионального образования (в частности, техникумам, реализующим образовательные программы без отрыва от производства).

До­стижение уровня среднего профессионального образования стало сегодня со­циальной нормой, необходимым условием социализа­ции личности, «точкой отсчета» в общественной оценке и само­оценке социальных групп и индивидов [Л.Н. Лесохина, 3]. В настоящее время увеличение роли среднего профессионального образования связано с удовлетворением потребностей личности в дифференцированных профессиональных образовательных услугах, а также становлением духовых идеалов молодежи, оказанием ей помощи в самоопределении, самовоспитании, нравственном совершенствовании, освоении социального опыта, и, в конечном счете, с решением задач всеобщей профессионализации общества.

Считается, что среднее профессиональное образование в современных условиях рыночной экономики страны должно и способно обеспечить подготовку специалистов, готовых эффективно функционировать в сложившейся ситуации социально-экономического развития общества, проявляя определенный уровень культуры, образованности, профессиональной компетентности.

Но для того, чтобы получить надежный эко­номический, научно-технический, социальный и воспитательный эф­фект при минимальном отвлечении трудовых ресурсов из трудовой сферы, необходимо эффективное развитие и совершенствование системы подготовки кадров без отрыва от производства. Неслучайно дальнейшее развитие регионального аспекта деятельности среднего профессионального образования в Иркутской области, традиционно выполняющего широкий спектр функций культурно-просветительской и профессионально-образовательной направленности, связывается с подготовкой кадров по заочной форме обучения, являющейся открытой и доступной для получения профессионального образования без отрыва от производства.

Следует отметить, что в условиях перемен эта образовательная подсистема активно перестраивается, сооб­разуя поиски содержания и форм образования, востре­бованных людьми различного возраста, опыта и дос­тупных им, с продуктивными тенденциями развития современного общества. В настоящее время подготовка специалистов среднего звена по программам заочного обучения вносит значительный вклад в обеспечение экономических отраслей квалифицированными кадрами.

«Столь существенная и возрастающая значимость образования взрослых объясняется переменами, происходящими в обществе, динамикой жизни и одновременно возрастающей в период перемен уязвимостью человека. В этих условиях образование становится условием выживания и самозащиты и одновременно компонентом жизни, позволяющим человеку подняться над повседневностью» [8]. В период сегодняшних перемен, особенно в России, именно образование взрослых берет на себя особую нагрузку в преодолении острых социальных и психологических противоречий, в согласовании ценностей различных слоев общества, возрастных когорт и т.п. Оно актуализирует рефлексию взрослых по отношению к их месту в позитивных процессах общественного развития. Образование, поддерживающее поиск взрослым человеком новых смыслов и ценностей – это «возвышающее личность образование» [6].

Включение взрослого человека в процесс получения профессионального образования – одна из предпосылок его выживания в современном мире; процесс социального «обслуживания» познания. Это целенаправленная, систематическая познавательная деятельность, необходимая для мобильного и эффективного решения задач, возникающих на разных этапах жизнедеятельности и социально-значимых для достижения своей жизненной комфортности, для удовлетворения своих потребностей не только в целях совершенствования своего образовательного уровня, но и, если необходимо, получения другой специальности. Это процесс осознанного, целенаправленного, рефлексивно обоснованного стремления к новому, более высокому уровню духовности и профессионального мастерства, к обретению профессиональной независимости, развитию профессиональной индивидуальности и способности к конструктивно-критическому отношению к себе (С.Я. Батышев, Г.С. Вершловский, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, Л.Н. Лесохина, Е.А. Соколовская, Т.В. Шад­рина  и др.).

Выпускник техникума, получивший образование без отрыва от производства, – специалист более зрелый, уже имеющий опыт трудового общения в коллективе; приобретающий знания в процессе обучения целенаправленно, с учетом их практической значимости; владеющий определенными навыками самостоятельного умственного труда, столь необходимыми на всех этапах трудовой дея­тельности.

В процессе получения образования без отрыва от производства происходит личностно-профессиональный рост обучающегося, который предполагает поступательное движение «вверх» с опорой на внутренние источники саморазвития в ситуации осмысления и выбора собственных личностных и профессиональных позиций [Н.А. Переломова, 7]. Показателями этого роста являются расширение границ знаний, преодоление затруднений путем рефлекторного самоопределения, обогащение личности новыми способами видения ситуации, новыми рациональными средствами самоорганизации в профессионально-значимых ситуациях, приобретение внутреннего единства и ощущения собственной идентичности после преодоления очередного «кризиса» [Н.Р. Битянова,  1].

Возможность получения образования по заочной форме обучения открывает для личности возможность интеграции образования в профессиональную деятельность. В самом предмете профессиональной деятельности человека содержится необходимость образования как способа своего рода заме­ны индивидуального опыта опытом, накопленным пред­шествующими поколениями.

М.И. Махмутов, характеризуя особенности обучения взрослых, отмечает, что, «...они связывают цели учения со своими практическими потребностями, жизненными планами и перспективами в соответствии со своим социальным и профессиональным становлением» [М.И.  Махмутов, 5].  По мнению Л.Н. Лесохиной, специфика образования взрослых заключается в том, что его «ориентирующие смыслы» не усваиваются непосредственно как сумма готовых знаний, а подвергаются основательной личностной переработке. Законы, по которым это происходит, и есть главное «таинство» воздействия образования на профессиональную практику человека. Если профессиональная деятельность обеспечивает «истинное бытие», то образование обеспечивает «способ бытия» [Л.Н. Лесохина, 3].

На основе анализа современной педагогической и социально-психологиче­ской литературы можно выделить следующие ведущие ком­поненты, составляющие существо процесса профессиональ­ной подготовки и социализации взрослых, осуществляемых в процессе получения профессионального образования без отрыва от производства, и одновременно ее результат [8]:

– активное усвоение профессиональных знаний и умений как основа совершенствования профессионального мастерства и одновременно как условие профессиональной мо­бильности;

– развитие качеств, достаточно универсальных и автономных («экстрафункциональных»), среди которых особое место занимает способность к сотрудничеству, взаимодействию с другими людьми. (По мере социально-экономичес­кого развития общества значимость комплекса экстрафункциональных знаний, умений и личностных качеств в структуре профессиональной деятельности будет возрастать);

– формирование чувства социальной значимости в избранных профессиональных ролях как выражение внутреннего отношения человека к ним, как отражение характера самоопределения личности в профессии и одновременно осознание ее общественной пользы.

Эффекты образовательной деятельности взрослого человека – как результаты взаимодействия с новым для него опытом – проявляются в виде новых личностных устано­вок, позиций, стратегий мышления, отношений, новых качеств осуществления жизнедеятельности, осознания своей причастности к происходящим в об­ществе изменениям и др. В процессе получения профессионального образования взрослый человек переосмысливает свой путь, проявляя при этом свою автономию и определен­ный уровень социальной зрелости. По существу взрослым он делает себя сам. Он сам творит свой профессиональный и социальный статус, становясь субъектом своей жизнедеятельности. Интегральным показателем позитивной профессиональ­ной подготовки и социализации личности выступает чувство уверенности в своих профессиональных возможностях и в тоже время неуспокоенности (Э. Эриксон) – стремление к постоянному профессионально­му самосовершенствованию, максимальной компетентности.

Вместе с тем следует отметить, что в последние годы выпуск специалистов, обучающихся по заочной форме, не сопровождался долж­ным повышением качества их подготовки. Это объясняется как объективными, так и субъективными факто­рами. Данная форма обучения стала массовой, заочник «помолодел» (если еще 15-20 лет назад заочно в большинстве своем обучались люди 30-50 лет, то теперь возраст заочников в основном – 17-30 лет). При этом не все обучающиеся заочно ставят своей целью по окончании технику­ма работать техниками, мастерами, однако они хотят приобрести знания по технологии производства, экономике отрасли, стремятся овладеть основами производственных процессов, наукой управления и организа­ции. При такой самоустановке процесс обучения представляется им желательным, но не обязательным, а объем знаний и умений и требования, предъявляемые к ним, – завышенными для его профессии. Это порождает стремление к овладению минимумом знаний [2].  

Немалые трудности в заочном образовании создаются из-за низ­кого уровня общеобразовательной подготовки обучающихся (например, по математи­ке, физике, химии и др.) и отсутствия у них навыков организации самообразования. Зачастую оказывается непосильным заочное обучение для закончивших вечернюю школу: срок обучения большой, слабо сформированы навыки самостоятельного умственного труда. Проучившись более двух лет, такие студенты прекращают обучение, так и не получив образования.

Следующая проблема связана со спецификой организации обучения студентов, не имеющих возможность (в силу разных обстоятельств) выехать за пределы территории проживания, и как следствие с построением обучения по месту проживания обучающихся и компоновкой групп.

Тре­буют также решения вопросы, связанные с наиболее эффективным ис­пользованием реального учебного времени, поскольку периоды сессий несут основную учебную нагрузку по систематизации и обобщению теорети­ческого материала, выполнению лабораторных и практических работ, реализации всех видов контроля за учебной деятельностью обучающихся, по установке на дальнейшую самостоятельную работу.

К дидактическим проблемам относятся: низ­кий уровень методического обеспечения из-за неполного использова­ния имеющихся в техникуме средств обучения; недостаточная реализация руководящей роли педагога как организатора познавательной деятельности обучающихся в межсессионный период; неполное информа­ционное обеспечение, снижающее качество знаний, приобретаемых в процессе самостоятельной работы.

Поэтому проблемы управления образовательным учреждением, реализующим заочную форму обучения, на наш взгляд, должны быть связаны с решением таких задач как:

– определение приоритетных направлений подготовки специалистов с учетом ориентации на рынок труда и специфику развития региона;

– создание материально-технических условий, обеспечивающих повышение качества подготовки специалистов;

– формирование соответствующей организационно-педагогической структуры и принципов управления учебно-воспитательным процессом;

– создание условий для непрерывного профессионального роста кадров, организации различных форм повышения квалификации и переподготовки;

– совершенствование программно-методического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, развитие современных образовательных технологий;

– координация деятельности между образовательными учреждениями и производственными организациями, включенными в образовательный процесс;

– создание на базе техникума инновационных структур, связанных с разработкой и внедрением современных подходов к организации управления образовательным процессом.

Без эффективного решения этих задач образовательному учреждению, осуществляющему заочное обучении, невозможно обеспечить достаточно высокое качество профессионального образования в подготовке кадровых работников.

 

Литература

1.       Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. – М.: Флинта, 1998. –  48 с.

2.       Громкова М.Т. Заочное обучение в средних специальных учебных заведениях. – М.: Высш. шк., 1990. – 176 с.

3.       Лесохина Л.Н.  К обществу образованных людей…/ Теория и практика образования взрослых. – СПб.: ИОВ РАО, «Тускарора», 1998. – 274 с. – С.13.

4.       Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. – М.: Смысл, 1999. –  425 с. – С. 61.

5.       Махмутов М.И. Об исследованиях по профессионально-технической подго­товке //Сов. педагогика. 1982. №2. С. 47-51.

6.       Образование взрослых: цели и ценности / Под ред. Г.С. Сухобской, Е.А. Соколовской, Т.В. Шадриной. – СПб.: ИОВ РАО, 2002.-188 с. – С.36.

7.       Переломова Н.А. Актуализация личностно-профессионального роста учителя в поствузовском образовании при ИППК: Монография. – Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2001. – 176 с.

8.       Социализация взрослых. / С.А. Башарина, Л.В. Бродянская, С.Г. Вершловский и др. – СПб: Спец-Лит, 2002. – 272 с. – С.5-6.

9.       Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle