Введение
Контактные поверхности в школе (парты, столы, ручки дверей) — это объекты, к которым прикасается много людей в течение дня. Даже если поверхность выглядит чистой, на ней могут сохраняться микроорганизмы. Потом эти микроорганизмы попадают на руки, а дальше — на учебники, тетради и другие предметы. Поэтому обработка контактных поверхностей считается важной частью профилактики инфекций в образовательных учреждениях [1], [4].
По данным международных наблюдений, обеспечение условий для гигиены в школах (вода, мыло, средства для обработки и чистота помещений) рассматривается как один из базовых факторов безопасности детей [2]. При этом условия окружающей среды влияют на скорость восстановления бактериального загрязнения. При повышенной влажности и температуре микробам проще сохраняться и быстрее увеличивать численность, поэтому эффект обработки может быть менее устойчивым [1], [2].
В научной литературе подчёркивается, что оценивать эффективность гигиенических процедур важно не только по «качеству средства», но и по тому, какое состояние поверхности получается после обработки и как быстро оно меняется со временем [3]. Поэтому в нашем исследовании было важно измерить не только результат «сразу после обработки», но и через определённый промежуток времени (5 часов), чтобы увидеть, насколько устойчив эффект.
Цель и задачи исследования
Цель исследования — изучить динамику бактериального загрязнения контактных поверхностей в школьной среде в условиях различной температуры и влажности воздуха.
Задачи исследования:
- определить уровень бактериального загрязнения контактной поверхности до обработки;
- оценить уровень бактериального загрязнения сразу после обработки поверхности разными способами;
- определить уровень бактериального загрязнения через 5 часов после обработки;
- сравнить динамику бактериального загрязнения в условиях Республики Беларусь и Шри-Ланки;
- сделать выводы о том, насколько устойчив эффект обработки поверхности в разных климатических условиях.
Объект и предмет исследования
Объект исследования: контактные поверхности школьной среды (поверхность парты).
Предмет исследования: бактериальное загрязнение контактной поверхности до обработки, сразу после обработки и через 5 часов после обработки.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось в двух странах:
— Республика Беларусь: температура 22–24 °C, влажность умеренная;
— Шри-Ланка: температура 30–34 °C, влажность до 98 %.
Обработка поверхности
Для обработки контактной поверхности использовались:
- белорусский антисептик (70 %) ;
- шри-ланкийский антисептик (70 %) ;
- мытьё с мылом (в формате обработки поверхности).
Схема эксперимента (логика измерений)
- Сначала выполнялся смыв с поверхности до обработки .
- Затем поверхность обрабатывали выбранным способом. Выполнялся смыв сразу после обработки .
- Через 5 часов (без дополнительной обработки) выполнялся смыв с той же поверхности , чтобы оценить восстановление бактериального загрязнения.
Получение результатов
Смывы наносили на чашки Петри с питательной средой. Затем чашки инкубировали. После инкубации проводилась фотосъёмка чашек Петри и анализ изображений в ImageJ . Оценивали долю площади чашки , занятую бактериальным ростом (в процентах). Такой подход позволяет сравнивать результаты более объективно, чем простая визуальная оценка «много/мало» [3].
Результаты исследования (Республика Беларусь)
В таблице 1 представлены результаты бактериального загрязнения контактной поверхности до обработки, сразу после обработки и через 5 часов после обработки (Беларусь).
Таблица 1
Бактериальное загрязнение контактных поверхностей до обработки, сразу после обработки и через 5 часов (Республика Беларусь, анализ изображений отдельных образцов, ImageJ)
|
Средство / условие |
Этап измерения |
Площадь чашки, px² |
Площадь бактерий, px² |
Доля бактерий, % |
|
До обработки |
До обработки |
1087534 |
1055234 |
97,03 |
|
Белорусский антисептик (70 %) |
Сразу после обработки |
780684 |
96143 |
12,31 |
|
Через 5 часов |
1123400 |
808625 |
71,98 | |
|
Шри-ланкийский антисептик (70 %) |
Сразу после обработки |
1629422 |
314405 |
19,30 |
|
Через 5 часов |
620012 |
489933 |
79,02 | |
|
Мытьё с мылом |
Сразу после обработки |
575519 |
194235 |
33,75 |
|
Через 5 часов |
775184 |
685650 |
88,45 |
Промежуточный вывод по Беларуси.
- До обработки поверхность была загрязнена очень сильно (97,03 %).
- Сразу после обработки загрязнение резко снижалось.
- Через 5 часов бактериальное загрязнение снова увеличивалось: минимально — при белорусском антисептике (71,98 %), максимально — после обработки мылом (88,45 %).
Это означает, что эффект обработки поверхности в условиях Беларуси выраженный, но неустойчивый во времени , и через 5 часов наблюдается восстановление бактериального роста.
В таблице 2 представлены результаты для условий Шри-Ланки.
Таблица 2
Бактериальное загрязнение контактных поверхностей до обработки, сразу после обработки и через 5 часов (Шри-Ланка, анализ изображений отдельных образцов, ImageJ)
|
Средство / условие |
Этап измерения |
Площадь чашки, px² |
Площадь бактерий, px² |
Доля бактерий, % |
|
До обработки |
До обработки |
765889 |
748886 |
97,78 |
|
Белорусский антисептик (70 %) |
Сразу после обработки |
1002345 |
154356 |
15,39 |
|
Через 5 часов |
1150856 |
840317 |
73,01 | |
|
Шри-ланкийский антисептик (70 %) |
Сразу после обработки |
847882 |
224519 |
26,50 |
|
Через 5 часов |
880780 |
715204 |
81,20 | |
|
Мытьё с мылом |
Сразу после обработки |
1730520 |
788148 |
45,54 |
|
Через 5 часов |
775034 |
706288 |
91,13 |
Промежуточный вывод по Шри-Ланке.
- До обработки поверхность была загрязнена очень сильно (97,78 %).
- Сразу после обработки загрязнение снижалось, но в среднем результат «сразу после» оказался хуже, чем в Беларуси (например, при мыле 45,54 % против 33,75 %).
- Через 5 часов загрязнение снова увеличивалось и доходило до очень высоких значений, особенно после мыла (91,13 %).
- Это показывает, что при высокой влажности восстановление бактериального загрязнения происходит быстрее и сильнее.
Сравнительный анализ результатов (Беларусь и Шри-Ланка)
При сравнении значений «через 5 часов», видно, что в обеих странах происходит восстановление бактериального роста, но в Шри-Ланке оно выражено сильнее. Например:
— белорусский антисептик: 71,98 % (Беларусь) и 73,01 % (Шри-Ланка);
— шри-ланкийский антисептик: 79,02 % (Беларусь) и 81,20 % (Шри-Ланка);
— мыло: 88,45 % (Беларусь) и 91,13 % (Шри-Ланка).
Такая разница согласуется с тем, что высокая влажность способствует сохранению и восстановлению микроорганизмов [1], [2].
Также важно, что поверхность в принципе очищается сложнее, чем руки. Даже «сразу после обработки» доля бактерий на поверхности остаётся достаточно заметной, особенно при обработке мылом. Это соответствует идее о том, что оценка должна учитывать состояние поверхности после процедуры и её устойчивость во времени [3].
Обсуждение результатов
Полученные данные показывают два главных факта.
Во-первых, контактные поверхности до обработки имеют очень высокий уровень бактериального загрязнения (в обоих случаях около 98 %). Это подтверждает, что поверхности школьной среды могут быть значимым источником микробного загрязнения и требуют регулярной обработки [1], [4].
Во-вторых, обработка действительно снижает бактериальное загрязнение сразу после применения, но через 5 часов происходит восстановление бактериального роста. Это означает, что обработка поверхности даёт временный эффект.
Наиболее устойчивый результат во всех условиях показал белорусский антисептик (70 %). Наименее эффективным способом для поверхности оказалось мытьё с мылом, потому что даже сразу после обработки доля бактерий остаётся высокой, а через 5 часов почти возвращается к исходной. С учётом санитарных требований к условиям обучения и профилактике инфекций в учреждениях образования логично делать вывод о необходимости систематической, повторяемой обработки контактных поверхностей [4].
Практическое значение исследования (рекомендации)
- В школьной среде важно обрабатывать не только руки, но и контактные поверхности, так как они быстро повторно загрязняются.
- Если условия влажные и жаркие (как в Шри-Ланке), то обработку поверхностей нужно проводить чаще, потому что через 5 часов загрязнение заметно восстанавливается.
- Для поверхностей более эффективными оказались спиртовые антисептики по сравнению с мылом (по нашим данным).
- Для контроля качества обработки можно использовать фотографирование чашек Петри и цифровой анализ (ImageJ), так как это более объективно, чем оценка «на глаз» [3].
Выводы
- Контактные поверхности школьной среды до обработки имеют очень высокий уровень бактериального загрязнения: 97,03 % (Беларусь) и 97,78 % (Шри-Ланка).
- Сразу после обработки бактериальное загрязнение резко снижается, однако степень снижения зависит от способа обработки.
- Через 5 часов после обработки наблюдается восстановление бактериального загрязнения во всех случаях.
- В условиях высокой влажности и температуры восстановление бактериального загрязнения выражено сильнее (например, после обработки мылом: 91,13 % в Шри-Ланке против 88,45 % в Беларуси).
- Наиболее устойчивый эффект по нашим данным демонстрирует обработка поверхности спиртовым антисептиком (70 %), а наименее устойчивый — обработка поверхности мылом.
- Для снижения риска распространения микроорганизмов в школе необходима регулярная обработка контактных поверхностей с учётом климатических условий [1], [2], [4].
Литература:
- World Health Organization. Water, Sanitation and Hygiene Standards for Schools in Low-cost Settings. Geneva: WHO, 2009.
- WHO/UNICEF Joint Monitoring Programme (JMP). WASH in schools: monitoring, estimates and data updates(в т. ч. оценки до 2023 года).
- Bloomfield S. F., Carling P. C., Exner M. A unified framework for developing effective hygiene procedures for hands, environmental surfaces and laundry… 2017.
- Санитарные нормы и правила Республики Беларусь (санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям, включая образовательные).

