Сопоставление научных и мифологических взглядов на проблему происхождения мира | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №6 (9) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 29.11.2016

Статья просмотрена: 1148 раз

Библиографическое описание:

Мирзаев, Э. М. Сопоставление научных и мифологических взглядов на проблему происхождения мира / Э. М. Мирзаев, Т. В. Ролдугина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6 (9). — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/young/archive/9/595/ (дата обращения: 19.12.2024).



В современных научных исследованиях выделяются два основных и противостоящих в своей мировоззренческой основе направления — эволюционизм и креационизм. В современных научных исследованиях пока ещё не решены в полном объеме проблемы возникновения жизни на Земле, видообразования и происхождения человека.

Актуальность статьи заключается в том, что данная проблема является основным вопросом философии.

Один из постулатов философского материализма гласит, что ставить вопрос о том, как и когда возникла материя — некорректно и неграмотно: материя вечна, то есть, она существовала всегда. Вопрос начала мира — это вопрос не науки, а мировоззрения. Наши знания о начале носят гипотетический характер, ибо никто из людей при этом начале не присутствовал. К примеру, мы не знаем, когда и каким образом появился первый человек, но в качестве работоспособной гипотезы соглашаемся с эволюционным учением Дарвина, которое утверждает, что человек возник в результате эволюции человекообразных обезьян. До тех пор, пока жизнь и современная наука не опровергнут это учение, оно имеет право на существование.

Мною для исследования были выбраны три направления мифологии:

  1. Шумеро-аккадская мифология.
  2. Древнекитайская мифология.
  3. Христианские представления сотворения мира.

Мой интерес к шумерской мифологии вызван ее ранним происхождением.

Древнекитайская мифология — это особенные представления о происхождении мира, отражающие идею пантеизма.

Невозможно было не выбрать христианские взгляды на происхождение мира, т. к. я живу в России и основной религией в нашей стране, является христианство.

Шумеро-аккадские сказание о сотворении мира гласят «Когда вверху не названо небо, а суша внизу была безымянна». Эти строки отражают представление о том, что если небо и суша еще не были названы, то они реально и не существовали. Мир представлял собой первобытный хаос в виде двух стихийных сил — праматери Тиамат и «первородного всесотворителя» Абзу.

ПраотецАбзу и прародительница Тиамат смешивали свои соответственно пресные и солёные воды. От каждого этого смешения рождалось одно поколение богов. Шум, производимый молодыми богами, стал надоедать их родителям и Абзу решил убить детей. Мумму, «советник» Абзу, придумал план как это сделать, но мудрый Эа разгадал их намерения; он начертил магический круг и произнёс мощное заклинание, в результате которого Абзу погрузился в глубокий вечный сон. Эа занял царственное место Абзу, подчинил Мумму и поселился в глубинах пресноводной бездны (в которую превратился Абзу); там же его супруга Дамкина родила их сына, Мардука.

Первородные боги стали упрекать Тиамат в бездействии и та решилась на битву; вместе они создали чудовищ, змей и драконов, во главе которых встал Кингу — первенец Тиамат. Попытки предотвратить заговор Тиамат оказались безуспешными, из-за неудач боги впали в уныние. Тогда Эа обратился к сыну Мардуку и открыл ему, что судьба Мардука — победить их общих врагов. Мардук согласился на битву, но выдвинул условие что, в случае победы он получит высшую власть над богами. Испытав силу Мардука боги даровали ему победоносное оружие: лук со стрелами, палицу, сеть и семь ветров. Мардук вызвал молнии, поднял чудовищную бурю и наводнения, и в колеснице, запряжённой четвёркой ужасных коней с острыми зубами, сочащимися ядом, отправился на битву с Тиамат.

Ужаснувшись облику праматери, Мардук всё же вступает с ней в бой и поражает стрелой в сердце. Воины Тиамат в страхе разбегаются, но Мардук ловит их в сеть, в том числе Кингу, у которого он забирает «Таблицы судеб». После этого Мардук сокрушает череп Тиамат, разрываетартериии разрубает тело поверженного врага на части. Из одной половины Тиамат Мардук создал небо, звёзды, знакизодиака, установил законы движения небесных светил. Из другой части тела Тиамат, Мардук сотворил землю, из головы Тиамат — великую гору; из глаз чудовища вытекли реки Тигр и Евфрат, грудь стала цепью холмов. Мардук передал Ану «Таблицы судеб» на хранение.

Боги признали героя своим царём. После каких-то событий (эта часть текста утрачена) боги убили пленённого Кингу, разрубили его артерии. Из глины, замешанной на крови Кингу, Эа сотворил людей, чтобы те служили богам и выполняли их волю, строили храмы и приносили жертвы.

Мардук устроил для всех богов торжественный пир, и боги признали его верховным владыкой.

В качестве прославления Мардука, боги называют его пятьюдесятью хвалебными именами, разъясняя значение каждого.

Предположительное время создания мифа о сотворении мира — середина II тысячелетия до н. э. Сказание в значительной степени посвящено истории возвышения Мардука над остальными богами. Первоначально Мардук был местнопочитаемым богом города Вавилона. Когда же Вавилон стал столицей могущественного государства, Мардук, естественно, оказался во главе официального пантеона.

Таким образом, сказание о сотворении мира имело политическое значение. Из множества разночтимых богов в каждом поселении Междуречья, образовалась единая система богопоклонения.

В обрядовых книгах Древнего Китая существует следующее предание о творении мира. Небо и земля жили в смеси — хаосе, подобно содержимому куриного яйца. Паньгу жил в середине (это можно сравнить со славянским представлением начала мира, когда Род был в яйце). Он является одним из самых древних мифов.

Долгое время в мире господствовал хаос, говорили китайцы, в нём ничего нельзя было различить. Затем в этом хаосе выделились две силы: Свет и Тьма, а из них образовались небо и земля. И в это время появился первый человек — Паньгу. Начала создаваться вселенная, чистое начало Ян образовало небо, мутное начало Инь образовало землю. Паньгу же находился в середине и менял свой облик по девять раз в день. На небе он стал духом, на земле — святым. Небо каждый раз поднималось на один чжан (около 3 метров), и земля становилась толще на один чжан, и Паньгу тоже вырастал на чжан в день. Так продолжалось восемнадцать тысяч лет, пока небо не поднялось очень высоко, земля же опустилась очень низко, а Паньгу не вытянулся до огромных размеров. Достигнув этого состояния, Паньгу умер.

Когда же он умер, из его тела образовались природа и человек. Его дыхание превратилось в ветер и облака, голос его стал громом, левый глаз — солнцем, правый — луной. Из тела Паньгу образовалась земля. Руки его, ноги и туловище превратились в четыре страны света и пять главных гор, а пот на его теле стал дождём. Кровь потекла по земле реками, мускулы легли земной почвой, волосы превратились в травы и деревья. Из зубов его и костей образовались простые камни и металлы, из мозга — жемчуг и драгоценные камни. А черви на его теле сделались людьми.

Таким образом, в данном мифе за основу взято творение мира из тела первопредка.

Христианские представления о создании мира значительно отличатся от описанных выше. Основные тексты о сотворении мира содержатся в книге Бытия.

Первое повествование о сотворении описывает процесс творения в виде рабочей недели и выходного (субботнего) дня. В тексте говорится, что на первый день Бог создал небо, землю, тьму, воду и свет и отделил свет от тьмы; на второй день — создал твердь посреди воды, отделил воду над твердью от воды под твердью и назвал твердь небом; на третий — сушу, моря и растения, на четвёртый — светила на тверди небесной, на пятый — рыб, пресмыкающихся и птиц, наконец, на шестой — зверей земных, скот, гадов земных и человека. Повествование завершается словами, что Творец «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал», и «благословил Бог седьмый день, и осветил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

Во втором повествование о сотворении мира сказано о создании райского сада и двух деревьев в нём: древа жизни и древа познания добра и зла, о первой данной человеку заповеди — не вкушать плодов от древа познания добра и зла, а также содержится рассказ о сотворении Евы из ребра Адама.

Первое, о чем нам сообщается, это то, что у мира есть начало. Он не вечен. Мир сотворен из ничего, так как до его возникновения ничего не было. Был только Бог.

У творения есть Творец. Различать Творца и творение очень важно в связи с извечной потребностью человека найти Бога, найти того, кому можно поклониться и у кого попросить помощи. Слова «в начале сотворил Бог небо и землю» свидетельствуют о сотворение мира невидимого и видимого, мира ангельского и материального. Все дальнейшее повествование говорит о мире видимом, материальном.

Слова «и сказал Бог» открывают нам, что мир сотворен не безличной силой, а Творцом-Личностью. Бог общается со Своим творением, заботится о нем и наделяет Свои разумные создания такими свойствами, которые позволяют им вступить в межличностное общение с Богом.

В конце каждого дня творения повторяются слова: «И увидел Бог, что это хорошо». Это показывает, что мир, как и его Творец, хорош и прекрасен. Творение мира завершается созданием человека. Человек создан как венец творения: весь мир ставится на службу человеку, а человеку поручается начальствовать над миром и наполнять его.

Сотворение Богом мира упомянуто также во многих других местах Библии (в книгах пророков, псалмах, книге притчей Соломоновых, книге Иова, в книгах Ветхого Завета и в книгах Нового Завета), но не настолько подробно как в книге Бытия.

Окружающий нас мир велик и многообразен. Все, что окружает нас, будь то другие люди, животные, растения, видимые только под микроскопом мельчайшие частички и гигантские скопления звезд, микроскопические атомы и огромные туманности, составляет то, что принято называть Вселенной. С незапамятных времен человеческий разум интересует вопрос о возникновении мира. Еще не существовало таких понятий как религия и наука, а человек уже задумывался о мироустройстве и своем положении в окружавшем его пространстве. Возникновение Вселенной и на данный момент остается одной из самых интересных и не изученных загадок современной космологии.

Вплоть до начала ХХ века, когда возникла теория относительности Альберта Эйнштейна, в научном мире общепринятой была теория бесконечной в пространстве и во времени, однородной и статичной Вселенной. О безграничности Вселенной сделал предположение Исаак Ньютон (1642–1726), а философ Эммануил Кант (1724–1804) развил эту идею, допустив, что вселенная не имеет начала и во времени. Он объяснял все процессы во Вселенной законами механики, незадолго до его рождения описанными Исааком Ньютоном.

Вопрос о происхождении материи наука сводит к вопросу о происхождении Вселенной. До 20-х годов ХХ века в отношении возникновения Вселенной большинство ученых сходились во мнении, что она вечна, статична и никуда не двигается. Но в 1929 году астроном Эдвин Хаббл, наблюдая далекие галактики, обнаружил, что свет этих галактик несколько краснее ожидаемого. Размышляя над этим фактом, он пришел к выводу о том, что причиной смещения света звезд в сторону красного спектра является их удаление от наблюдателя, то есть, от нас. Иначе говоря, Вселенная расширяется. Хаббл доказал не только то, что Вселенная расширяется, но и то, что она расширяется одинаково во всех направлениях. Понять это можно, вообразив воздушный шарик с нарисованными на нем точками. При надувании шарика точки раздвигаются все дальше и дальше, расстояние между ними увеличивается, но взаимное их положение не меняется. Эти точки можно уподобить галактикам в космическом пространстве, которые также удаляются друг от друга, не меняя при этом взаимного расположения.

На основе открытого факта расширяющейся Вселенной был сделан поразительный вывод: в прошлом времени существовал момент, когда вся Вселенная была сосредоточена в одной точке, сжата до минимального размера. Однажды эта точка взорвалась и в результате появилась Вселенная. Это событие получило название «Большого взрыва». В 1975 году астрономы Алан Сендидж и Тамманн вычислили, что он произошел примерно 15 миллиардов лет назад. В этот момент была создана вся материя, пространство и время. Бессмысленно спрашивать, что происходило до «Большого взрыва» и в каком месте он произошел: вся Вселенная была сосредоточена в этой точке и «Большой взрыв» взрыв произошел везде. Углубляясь в прошлое можно теоретически достичь момента, когда Вселенная съеживается до полного «несуществования».

Однако и теория Большого взрыва сталкивается с серьезной проблемой, которую она пока объяснить не в состоянии. Это проблема описания начала Вселенной. В момент «Большого взрыва» Вселенная представляла собой точку пространства бесконечно малого объема, имевшую бесконечно большую плотность и температуру. Такое состояние не поддается математическому описанию и о нем нельзя ровным счетом ничего сказать. На языке науки, момент начала науки, не поддающийся научному объяснению, получил название «сингулярности». Ученые вынуждены объявить эту математически неописуемую и необъяснимую с точки зрения известных законов физики точку бесконечной плотности и бесконечно малых размеров, существующую вне пространства и времени, безначальной причиной всех причин.

Невозможность науки объяснить начало материи свидетельствует о том, что проблема начала материи не входит в её компетенцию — это дело религии и философии. Поэтому неудивительно, что явление сингулярности используется богословами в качестве аргумента в пользу учения о сотворении мира Богом, как оно изложено в Библии, в книге «Бытия». Философия также считает, что начало — это нечто, принимаемое философским сообществом в качестве исходной мировоззренческой или методологической платформы (им может быть элемент, идея, принцип, ценность и т. д.). Опираясь на эту платформу можно философствовать: конструировать картину мира, объяснять природу человека, смысл общественной жизни, эстетические и нравственные нормы. Но ставить вопрос о том, откуда появилось начало — бессмысленно. Это вопрос веры, субъективных предпочтений, но не научно обоснованного решения. Невозможно рационально объяснить, почему одни люди материалисты, а другие — идеалисты. Точно так же невозможно доказать, что философский материализм более согласуется с наукой и жизнью, чем философский идеализм. Можно лишь показать, какие последствия для человека и общества имеет первая и вторая позиция.

Сопоставляя содержание научной теории и мифологических взглядов, можно увидеть, что шумерская мифология сходится с теорией Большого Взрыва в четырех случаях:

  1. Материальная основа мира состоит из разрушенного материала (внутренностей поверженных врагов в божественной битве, в шумерской мифологии, и сжатые газы с космической пылью, в случае с теорией Большого Взрыва).
  2. Наш мир вечно модифицируется, совершенствуется (в случае шумерской мифологии) и расширяется (в случае с теорией Большого Взрыва).
  3. В шумерском пантеоне перечислено более 50 тысяч богов, а во Вселенной — есть огромные множества галактик.
  4. В шумерской мифологии миру дает начало 2 две реки (источники энергии), а в Большом Взрыве виновны огромные массы плутония.

Также, сопоставления между научными теориями и мифами можно проследить и в древнекитайской мифологии:

  1. В начале времен в обеих версиях вселенные находились в сингулярном состоянии.
  2. В древнекитайской мифологии процесс создания мира длился много тысячелетий, как и в теории Большого Взрыва.

При сравнении теории Большого Взрыва и христианской мифологии, сходств не прослеживается, но отмечаются некоторые отличия:

  1. В теории Большого Взрыва процесс создания описывается очень долгим, который, кстати, и продолжается по сей день, а в христианской мифологии процесс сотворения мира длится всего шесть дней.
  2. Христианская мифология описывает идею креационизма, а Теория Большого взрыва описывает идею эволюционизма.

Таким образом, формируется парадоксальный вывод, что чем древнее миф, тем больше общих черт он имеет с научными теориями. Возникает вопрос — почему? Эта тема будет изучаться в следующих статьях.

Литература:

1. Муравьёва Т. 100 Великих мифов и легенд / Библиотека «Всемирный следопыт» -http://vsemirniysledopyt.ru/b/169246/read#t3

2. Религия Шумеро-аккадская мифология и религия. Справочник. Словарь. — http://sr.artap.ru/q_sumeri.htm

3. Королев К. Китайская мифология / Библиотека «Всемирный следопыт» — http://vsemirniysledopyt.ru/b/183485/read

4. Христианство и религии мира. Учебное пособие. История религий — http://www.klikovo.ru/db/book/msg/6662

5. Воропаев В. А. Сравнительно-правовой анализ теорий эволюции и креационизма — http://www.rae.ru/forum2012/22/2316

6. Колпаков А. В. Происхождение Вселенной / Колпаков А. В., Власенко Е. А. — http://x-files.org.ua/articles.php?article_id=2695

7. Зарипов В. К. Основные теории возникновения Вселенной — http://www.ikthus.org.ua/atheist/UniverseCreation/1.shtml

8. Современная философия и наука о происхождении материи — http://www.filosofio.ru/filosofiya-bytiya/sovremennaya-filosofiya-i-nauka-o-proiskhozhdenii-materii.html

Основные термины (генерируются автоматически): сотворение мира, бог, шумерская мифология, взрыв, вселенная, мир, начало, древнекитайская мифология, христианская мифология, творение мира.


Похожие статьи

Влияние идей Платона и Аристотеля на развитие эстетического дискурса

Взаимосвязь физики и экологии при решении единых задач

Религиозно-философские основания искусства с позиций православной культуры

В поиске путей наиболее оптимальных определений к дополнению понятия личности с точки зрения психологических и философских взглядов

Положение антропологического подхода в современном методологическом знании

Антропологическое измерение научной картины мира

Развитие теоретических взглядов на роль судебных органов в процессе толкования нормативных актов

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Развитие педагогических идей русского космизма в современной теории и практике образования

Анализ отечественных научных подходов к определению этнополитики

Похожие статьи

Влияние идей Платона и Аристотеля на развитие эстетического дискурса

Взаимосвязь физики и экологии при решении единых задач

Религиозно-философские основания искусства с позиций православной культуры

В поиске путей наиболее оптимальных определений к дополнению понятия личности с точки зрения психологических и философских взглядов

Положение антропологического подхода в современном методологическом знании

Антропологическое измерение научной картины мира

Развитие теоретических взглядов на роль судебных органов в процессе толкования нормативных актов

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Развитие педагогических идей русского космизма в современной теории и практике образования

Анализ отечественных научных подходов к определению этнополитики

Задать вопрос