Именные старинные печати Вилюйского улуса XVIII–XIX веков | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 января, печатный экземпляр отправим 22 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №1 (86) январь 2025 г.

Дата публикации: 23.12.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Григорьев, Т. Е. Именные старинные печати Вилюйского улуса XVIII–XIX веков / Т. Е. Григорьев, Н. И. Григорьева, С. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2025. — № 1 (86). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/young/archive/86/4717/ (дата обращения: 07.01.2025).



В статье автор исследует именные старинные якутские печати в коллекции Вилюйского краеведческого музея имени П. Х. Староватова.

Ключевые слова: печать, волость, Вилюйский округ, кузнечное ремесло.

Художественный вкус якутского народа проявился, прежде всего, в его декоративно-прикладном искусстве. В предметах быта и орудиях труда, изготовленных из кожи, дерева, бересты, металла, кости, мха и волос домашних животных, народные умельцы выражают свое мировоззрение и представление о красоте.

В XVIII в. железо становится одним из основных материалов домашнего производства якутов. Производство железо становится распространенным явлением, изделия кузнечного ремесла становится собственностью каждого скотовода, охотника. В это время железо не только обрабатывается местными кузнецами способом ковки, но и выплавляется из местных железных руд.

В этой главе мы расскажем о якутских мастерах- ремесленников опираясь на труды выдающегося натуралиста и путешественника Ричарда Карловича Маака.

Как писал Ричард Маак в книге «Вилюйский округ»: «...Между якутами встречаются не только очень ловкие плотники и каменщики, но и такие ремесленники, которые не задумаются сделать довольно сложную вещь… В некоторых местностях, в особенности в окрестностях Якутска, встречаются очень искусные резчики разных мелких предметов…»

Якутские мастера-ювелиры на протяжении многих веков совершенствовали процесс. Каждый предмет из серебра декорировался штампованным или гравированным узором.

В. Л. Серошевский писал в своей монографии «Якуты»: «…Выплавка производится в кувшинообразных печах из огнеупорной глины в 3 фута 8 дюймов вышиной и в 3 фута шириной в самом широком месте, которое приходится на 14-ти приблизительно дюймах выше дна. Верхнее отверстие печи узко — немного более 1 фута. Внизу находятся дверцы для вынимания крицы. Огнеупорные стенки печи не толще полутора — двух дюймов. Для крепости и сбережения тепла она помещается часто в сруб, набитый обыкновенной глиной. Маак описывает такие же печи в Вилюйском округе, но без обшивки. В нижнюю часть горна проведена труба от раздувальных мехов… Когда уголь сгорит и опустится до половины печки, то опять добавляют доверху угля и на него кладут такое же количество руды. И так повторяют процесс до 15–20 раз».

Мастера выплавляющие, обыкновенно селятся не далеко от зеленой руды. В XVIII в. железо становится одним из основных материалов домашнего производства якутов. Производство железо становится распространенным явлением, изделия кузнечного ремесла становится собственностью каждого скотовода, охотника. В это время железо не только обрабатывается местными кузнецами способом ковки, но и выплавляется из местных железных руд.

Ювелирное искусство народа саха имеет древнюю историю, и богатые традиции. Как и у других тюркских народов, ювелирное дело вышло из кузнечного ремесла.

Будучи искусными мастерами по дереву и кости, якуты проявили своё мастерство и в технике резьбы по металлу.

Мужчины и женщины носили перстни, кольца. На найденных в старинных погребениях мужских перстнях выгравированы инициалы (печати именные). Перстни изготавливались, скорее, по русским образцам и служили вместо печати. У многих состоятельных якутов имелись отлитые из серебра личные печати.

Разновидность печати:

  1. Именные печати (материал: медь, серебро, золото);
  2. Перстни-печати, обычно их носили мужчины (материал: медь, серебро, золото);
  3. Печати, которые крепились к ремню (материал: медь, серебро, золото).

Орнаментальные мотивы в ювелирных изделиях поражает богатством и разнообразием, а характер орнамента свидетельствует о древних корнях, свидетельствуют об уровне материальной и духовной культуры народа,

Якутские мастера испокон веков декорировали ювелирные украшения в духе эстетических требований народа, его философских взглядов, представляющий собой огромный пласт художественной культуры.

В любом народе неповторимый национальный колорит представляет собой самостоятельную художественную ценность, воплощая вечно живую красоту древнего искусства — узоротворчества, также у якутских мастеров, каждый нанесенный орнамент, узор на украшение имеет глубокий определенный смысл растительности, животного мира. Символические формы, величины, границы, очертания линий и их соотношение по величине являются важным фактором для восприятия человека якутской национальности. Национальное восприятие символики не утрачивает своей декоративной функции, становится выразителем чувств, где восприятие характеризуется ярким эмоциональным отношением.

В 2000 году в Сунтарском музее (Туойдаах Арыы) были найдены две вещи XVIII века: деревянная шкатулка (табакерка) и именной медный перстень с печатью на руне. Об этой находке написал статью в республиканской газете «Саха Сирэ» Герасим Левин. Там он предположил инициал на перстне написаны «И НЬ Э».

Особняком стоят печати якутских «князцов». Здесь мы не найдем разнообразия, характерного для печатей старшин и голов. Все «князцы» имели печати с одним и тем же изображением. Печати отличались друг от друга надписями. Центральную часть печати «князцов» занимали дерево с повисшим на нем крупным хищным зверем на длинных ногах и с длинным хвостом, очевидно, тигром, и целящийся в него из лука человек. Вокруг изображения помещалась надпись, указывающая на улус и волость. Например: «Намского у. Бояназейской вол»., т. е. «Намского улуса Бояназейской волости». Поскольку каждый «князец» представлял свою волость, то название волости на каждой печати было иное.

По характеру изображений печати «князцов» имеют некоторую связь с гербом Иркутской губернии, в состав которой входила Якутия. На гербе Иркутской губернии изображался тигр, а во рту у него соболь. С губернского герба тигр и попал на печати «князцов».

Своеобразные гербы и печати имели военные и казачьи подразделения и станицы. У каждого полка был свой герб. До 1775 г. полковыми гербами помечался весь полковой инвентарь: литавры, барабаны, гренадерские шапки, сумы и т. д. С 1775 г. полковыми гербами стали помечать только знамена и штандарты; изображались гербы и на полковых печатях. На всем остальном полковом имуществе изображался государственный герб.

В книге Колтовского П. С. и Григорьева М. П. «Олох уһун суолунан», жителей и краеведов Вилюйского улуса Борогонского наслега написано, что есть рапорт комиссара Ивана Аргунова, эти данные взяты из НА РС(Я) ф. 1 и, оп.1, д.48,л.у3 о раздаче медных печатей князцам:

На печати старшины Намского улуса Жюля Далгырина помещены лишь четыре буквы: С. Ж. Д. П., т. е. «Старшины Жюля Далгырина печать»*.

*(ЦГАДА. Госархив, разряд VII, № 3704, ч. XVII, л. 332 об.)

По рапорту Вилюйского зимовья, комиссара Ивана Аргунова, о раздаче им князцам медных печатей:

(НА РС(Я) ф. 1 и, оп.1, д.48, л.у3)

  1. Кучюняк Саринь (Тагуйская волость)
  2. Быки Женоков (Тагуйская волость)
  3. Метектян Женоков (Тагуйская волость)
  4. Герей Жолодоев (Лучинская волость)
  5. Мурчач Басолов (Тагуйская волость)
  6. Григорий Борисов (Тагуйская волость, замечание автора, что написано неправильно, правильно — Кырыкый)
  7. Алексей Решетников (Жахуцская волость)
  8. Максим Гоголев (Жемконская волость)
  9. Еким Исиянев (нет волости)
  10. Быкарай Жидов (нет волости)
  11. Федор Гаврильев (Модутская волость)
  12. Иван Шамаев (нет волости).

О нашем городе написано много, поэтому не будем повторяться. Тогда крупными купцами г. Вилюйска считались Н. А. Расторгуев, И. Н. Харитонов, Г. И. Попов и фирма Поповых. Как написано в книге Н. Е. Томского «Вилюйский Ротшильд», у каждого из них была собственная именная печать.

Николай Алексеевич Расторгуев — купец 2 гильдии и меценат. Хотя он являлся самым младшим из братьев, но сразу хватко взялся за большое дело — за оптовый винный склад, сразу заявив о себе, показав свой нрав, желание, и стал конкурентом иркутских купцов, содержащих аналогичные оптовые базы.

Печать магазина Расторгуева Н. А. (медь литье) диаметр 6,5

Торгующий казак, а впоследствии купец Гаврил Иванович Попов, застроился недалеко от реки на пересечении улиц Полицейской и Якутской. Построил он высокий, отличающийся особой статью дом с мезонином, Гаврил Иванович, также занимался торговлей.

Печать купца Попова Г. И. (дерево, литье, резьба) 6,0 х3,8х6,5

По количеству домов и, соответственно, по занимаемой им площади первенствовал Иван Николаевич Харитонов, купец 2 гильдии и меценат. В доверительной беседе говорил, случае смерти, большая его семья сможет безбедно прожить, хотя бы только за счет аренды помещений. Так оно и получилось, ибо он в 1910 году умер, и семья, сократив торговлю, жила за счет аренды домов. Он выбрал подходящее место для помещений магазина. Как писал в своей книге Н. Е. Томский «Вилюйский Ротшильд», Иван Харитонов и Николай Расторгуев были близкими друзьями.

Печать купца 2 гильдии Харитонова И. Н. (медь, литье, гравировка) 6,1х2,2

В Якутской и Вилюйской епархии за 1870–1914 гг. было образовано 94 новых приходов. В первые десятилетия ХХ столетия Якутия в церковно-административном отношении представляла собой разветвлённую, организованную систему духовенства. Огромную роль в распространении религии и духовно-нравственном воспитании жителей Вилюйского округа сыграли местные священники Винокуровы, Поповы, Синицыны, Протопоповы, их потомки и сейчас живут в Вилюйском улусе.

Винокуров Алексей Михайлович, протоиерей, уроженец города Якутска. В 1896 году назначен уездным наблюдателем церковноприходских школ Вилюйского округа.

Печать протоиерея Винокурова А. М. (медь, литье, гравировка) 6,1х 2,2

В 1900 году переведён иереем второго прихода Вилюйского Николаевского собора с использованием обязанностей законоучителя Вилюйского одноклассного народного училища и также заведующим Вилюйским отделением Якутского епархиального свечного комитета. В 1905 году возведён в сан протоиерея Вилюйского собора.

Печать протоиерея Винокурова А. М. (железо, дерево, ковка). Длина подставки 13,0 х 6,3

Петр Хрисанфович Староватов — известный педагог, один из прогрессивных учителей Вилюйского округа (1873–1957)

Печать П. Х. Староватова (дерево, резьба) 6,7 х 3,4

Нужно отметить, что до настоящего времени печатное дело якутов исследовано не полностью и недостаточно освещена в литературе и интернет-ресурсах. Именно этот яркий элемент традиционной культуры, имеющий древние истоки, наиболее полно отражает этническое своеобразие печатного дела в Вилюйском улусе.

До настоящего времени старинное печатное дело Вилюйского улуса не было в полном объеме предметом этнографических исследований.

Литература:

  1. Гоголев А. И. Якуты (проблемы этногенеза и формирования культуры) монография. –Якутск: Издательство ЯГУ, 1993. -200 с.
  2. Захарова Л. С. Золотые руки: пособие для учителей / — Якутск: Бичик, 1993. -48 с.
  3. Колтовской П. С., Григорьев М. П.Олох уһун суолунан — Дьокуускай: ООО «Типография СМИК»,2019. — 224 с.
  4. Маак Р. К. Вилюйский округ: Переизданный труд Р. К. Маака. — 2 –е изд.- / Ред. Н. И. Канищева. — М.: «Ява», 1994.- 592 с.
  5. Никифоров С. В., Покатилова И. В. и др Мир саха: энциклопедия / Якутск: Бичик, 2014. -240 с.
  6. Попов С. Р., Андросов Г. Г. Былыргы сахалар суруктара-бичиктэрэ: ыстатыйалар / — Дьокуускай: Бичик, 2010. — 80 с.
  7. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. — Санкт — Петербург, 1896. — 173 с.
  8. Томский Н. Е. Вилюйский Ротшильд. — Якутск: Бичик, 2002. -272с.


Ключевые слова

печать, волость, Вилюйский округ, кузнечное ремесло
Задать вопрос