Исследование биогумуса и биоконцентрата, получаемых в результате перегнивания органических отходов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 03.05.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Пеньковская, П. С. Исследование биогумуса и биоконцентрата, получаемых в результате перегнивания органических отходов / П. С. Пеньковская, О. С. Олейник. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5.1 (79.1). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4440/ (дата обращения: 19.05.2024).



Вопрос о перегнивании органических веществ достаточно актуален на сегодняшний день. Известно, что разнообразные очистки, кожура, пищевые отходы, помимо углекислого газа, выделяют огромное количество токсичных веществ (оксиды серы, сероводород, меркаптаны и прочие химические соединения). Все эти вещества опасны для здоровья человека и несут вред окружающей среде. Перегнивание органических веществ способствует получению специальной почвы и раствора, которые будут полезны обществу, а также совершенно бесплатны.

Для решения проблемы переработки органических отходов наша школа объединила усилия с детским садом № 50 и разработала социально значимый проект. Выбор детского сада № 50 не был случайным, так как это дошкольное учреждение, единственное в городе, имеет многолетний опыт работы по раздельному сбору твердых бытовых отходов. Воспитанники детского сада знают о том, что мусорить плохо, а также о том, как мусор может повлиять на чистоту Земли в целом. Чтобы не допустить экологической катастрофы и внести в спасение планеты свой, пусть и небольшой, вклад, полезную привычку сортировать мусор и сдавать вторсырье на переработку, малыши привили и своим родителям. Уже многие семьи детского сада заменяют одноразовые вещи многоразовыми и переходят на раздельные контейнеры. Подобная практика пока не коснулась утилизации органических отходов. Немногие знают, что пищевые отходы в короткие сроки становятся опасными для человека и окружающей среды, а их переработка может превратиться в полезное удобрение, даже в условиях детского сада.

На сегодняшний день, способов утилизации пищевых отходов в городе Златоусте нет. Городская свалка закрыта, а вся органика поступает на полигон с общим потоком ТБО, но ресурсы ограничены.

Основная идея проекта заключалась в сборе пищевых отходов детьми, родителями, сотрудниками детского сада с целью их дальнейшей утилизации и получения органического удобрения.

Все участники проекта были обеспечены ЭМ-ведрами, которые они использовали дома для складирования в них измельченной кожуры, очисток от овощей и фруктов. После наполнения ЭМ-ведра родители приносили их в детский сад в назначенное время. Материал и конструкция ведра, имеющая герметичную крышку, позволяют хранить в нем пищевые отходы без запаха в течение 14 дней. В детском саду все принесенные органические отходы помещались в ЭМ-контейнер.

ЭМ-контейнер — это специальная емкость объемом 15 литров, имеющая внутреннюю и наружную крышки. С помощью этого контейнера из кухонных отходов можно получить ЭМ-компост и ЭМ-удобрения в жидком виде. Полученную жидкость можно сливать при помощи крана, расположенного внизу емкости. Эту процедуру мы проводили каждые 2–3 дня. Полученную жидкость рекомендуется использовать в качестве подкормки для растений, а заферментированные отходы применять в качестве удобрений. Для лучшей сохранности жидкие и твердые удобрения лучше подвергнуть заморозке до весны. Таким образом, ЭМ-контейнер можно назвать минифабрикой, которая производит полезные органические удобрения в течение всего года.

ЭМ-контейнер не единственный способ утилизации пищевых отходов.Врамках реализации проекта также был использован вермикомпостер, который вызвал большой интерес у детей. Данный способ утилизации является сегодня одним из направлений развития профессии вермифермер, которую, возможно, кто-то из воспитанников детского сада выберет в будущем.

В вермикомпостере имеются специальные ящики, заполненные субстратом, в котором живут компостные черви. Вермикомпостер разделен на несколько уровней. В верхнем лотке находятся черви, а нижний лоток предназначен для сбора жидкости, получаемой после компостирования отходов от фруктов и овощей.

Для компостирования можно использовать специально выведенных калифорнийских червей, компостных червей и так называемых червей для рыбалки. Поедая любые растительные отходы, они переваривают их в биогумус и вермичай — натуральное удобрение. Биогумус и вермичай можно использовать для подкормки комнатных растений, которых в саду множество. А летом вырастить пышные цветущие клумбы и свежую сочную зелень.

В ходе практической части нашего исследования мы провели химический анализ биогумуса. Было взято две пробы биогумуса: первая — почва, полученная в результате перегнивания продуктов, приобретенных в торговой сети; вторая — почва, полученная при перегнивании продуктов, выращенных на садовом участке. Для этого сначала была изготовлена почвенная вытяжка. Результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что биогумус — это почва, наполненная химическими веществами, способная улучшить рост и развитие растений. Лучшие результаты дала вторая проба. Данная почва является хорошей альтернативой удобрениям, а ее производство не требует финансовых затрат (см. табл.1).

Таблица 1

Химический состав биогумуса

Содержание химического элемента

Проба 1

Проба 2

ПДК

ПАВы

1,5 мг/л

0,5 мг/л

0,5 мг/л

PH

6,25–7

7,3

7

нитраты

25мг/л.

15 мг/л.

130 мг/кг.

фосфаты

7 мг/л.

7 мг/л.

27,2 мг/кг.

нитриты

2 мг/л.

0,1 мг/л.

3,3 мг/кг.

медь

0–3 мг/л.

0–3 мг/л.

3 мг/л.

Железо общее

от 0 до 30 мг/л.

От 0,1 до 0,3 мг/л.

3,0 мг/кг

Следующим этапом работы было изучение биоконцентрата, полученного при перегнивании органических отходов в специальных контейнерах. Было приготовлено несколько разведений биоконцентрата. Наилучшими показателями по шкале рH оказались 1/1000, 1/10000, так как в них не наблюдается сильного сдвига в кислую сторону (рис. 1).

Определение рH биоконцентрата

Рис. 1. Определение рH биоконцентрата

Далее мы провели оценку положительного влияние биоконцентрата на рост растений. Было испытано 10 образцов, один из которых был контрольным. В одинаковые образцы грунта были рассажены семена бархатцев. Полив всходов проводился разными концентрациями биоконцентрата (см. табл. 2).

Таблица 2

В лияние биоконцентрата на рост растений

Номер образца

Полив

Доля проросших

Доля выживших

Ход решения

Процентный результат

1

почва с удобрениями из торговой сети, полив водой

15

14

14/15*100 %

93,3 %

2

Биогумус, полив водой

14

13

13/14*100 %

92,8 %

3

почва в палисаднике многоквартирного дома, полив 1

1

0

0/10*100 %

0 %

4

почва в палисаднике многоквартирного дома, полив 1:1

10

5

6/10*100 %

60 %

5

почва в палисаднике многоквартирного дома, полив 1:2

12

7

11/12*100 %

91,6 %

6

почва в палисаднике многоквартирного дома, полив 1:10

22

22

22/22*100 %

100 %

7

почва в палисаднике многоквартирного дома, полив 1:100

18

15

15/18*100 %

83,3 %

8

почва в палисаднике многоквартирного дома, полив 1:1000

13

13

13/13*100 %

100 %

9

почва в палисаднике многоквартирного дома, полив 1:10000

14

14

14/14*100 %

100 %

10

почва в палисаднике многоквартирного дома, полив водой

10

8

8/11*100 %

72,7 %

Проанализировав показатели таблицы, мы определили 3 наилучших концентрации: 1:10; 1:1000; 1:10000. Процентное содержание растений во всех образцах равно 100 %, а доля проросших и выживших равна между собой. В течение эксперимента велся дневник наблюдений. Просмотрев записи с 27 по 29 мая, мы определили, что наилучшей концентрацией является 1:1000, так как у образца номер 6 замедленное цветение (нет ни одного бутона), у образца номер 9 появился 1 нераскрывшийся бутон, а в образце номер 8 распустился 1 цветочек (см. рис. 2).

Результат полива биоконцентратом с концентрацией 1:1000

Рис. 2. Результат полива биоконцентратом с концентрацией 1:1000

Проведенные в рамках проекта исследования позволяют сделать вывод, что биогумус — это почва, наполненная химическими веществами, способная улучшить рост и развитие растения. Данная почва является хорошей альтернативой удобрениям, к тому же бесплатной.

В результате эксперимента нам удалось выяснить, что поливать растения просто биоконцентратом нельзя, нужно обязательно разбавлять его водой. Лучшей концентрацией для благоприятного роста растений считается 1:1000. Такой раствор можно смело назвать удобрением из легкодоступных, повседневных продуктов.

Литература:

  1. Химико-экологический практикум с применением портативного оборудования (8–11 класс): методическое пособие для учителя / Сост.: А. Г. Муравьёв, Е. К. Орликова, И. П. Кондратюк, В. Л. Киселёва, Е. Б. Кравцова, А. Г. Богачёва; под ред. к.х.н. А. Г. Муравьёва. — СПб.: Крисмас+, 2020. — 224 с.: ил.; табл.; прил.
  2. Киселёва В. Л., Степанова Н. Е., Фёдорова Д. Н., Грянченко М. В. Основы прикладной и экологической химии (8–9 класс). Учебное пособие для учащихся — СПб.: Крисмас+, 2021. — 176 с.: ил.; табл.; прил.
  3. Киселёва В. Л., Воробьёв, В.О., Грицай Д. С., Грянченко М. В. Основы аналитической химии. Титриметрия. (10 класс). Учебное пособие для учащихся — СПб.: Крисмас+, 2022. — 176 с.: ил.; табл.; прил.
  4. Интернет-ресурс группы компаний «КРИСМАС» (специализированные изделия для экологического и предметного практикума)
  5. Интернет-ресурс учебного центра «КРИСМАС»


Задать вопрос