Психоэмоциональное состояние ребенка в неполной семье | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 18.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Дубкова, Е. И. Психоэмоциональное состояние ребенка в неполной семье / Е. И. Дубкова, Г. Ю. Лазновская. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4397/ (дата обращения: 04.05.2024).

Препринт статьи



В статье автор исследует особенности психоэмоционального состояния ребенка, воспитываемого в неполной семье, степень его тревожности и неуверенности в себе, уровень счастья.

Ключевые слова: психоэмоциональный фактор, тревожность, счастье.

Сегодня большой проблемой является рост количества неполных семей. Во ВНИИ труда оценили, что там «живет и воспитывается по меньшей мере каждый третий несовершеннолетний ребенок в стране». [3] В педагогике неполная семья рассматривается как один из факторов неблагополучного воспитания. В исследованиях ученых-юристов неполная семья рассматривается как поставщик несовершеннолетних правонарушителей. [2, с. 242] Мы считаем, что воспитание ребенка в неполной семье становится препятствием для формирования счастливого, уверенного в себе человека, без деструктивных элементов личности. При этом мы опирались на мнение исследователей, которые считают, что кроме материальных проблем, одной из важнейших является психологическая проблема адаптации ребенка в современном обществе. [1, с. 37] Мы провели анкетирование среди подростков 16–17 лет. Всего ответило на вопросы анкеты 20 человек, из которых 10 детей из неполной семьи и 10 из полной. В каждой из этих групп по 10 человек было 5 мальчиков и 5 девочек. Интересны следующие результаты. На пятый вопрос «Знакомо ли вам чувство защищенности, безопасности?» все опрашиваемые ответили положительно. У детей из неполных семей в основном среднее чувство защищенности, из полной — высокое. На седьмой вопрос, как часто появляется чувство необоснованного страха, у подростков из неполных семей 1 ответ «часто», 4 «редко» и 5 ответов «иногда». Тогда как у детей из полных семей 6 ответов «редко» и 4 ответа «иногда». Учатся отлично из полных семей 7 человек, из неполных только 5. Это связано с отсутствием мужского воспитания и недостаточным контролем. 4 человека из неполной семьи чувствуют себя неуверенно. Одна из наиболее распространенных ситуаций, когда мать старается выполнять две роли: свою и ушедшего отца. Страх, который она испытывает, передается и ребёнку, который становится нерешительным, несамостоятельным, осторожным и пугливым. В вопросе о нарушении общественных правил из 20 опрошенных только двое из неполных семей сказали, что склонны к этому.

На одиннадцатый вопрос ни один подросток из полной семьи не сказал, что чувствует себя одиноким, в отличие от подростков из неполных семей, где двое ответили, что испытывают чувство одиночества. Это объясняется тем, что дети, которые растут в семьях с одним родителем, более подвержены дефициту внимания, ласки и любви, из-за чего у них и возникает это чувство.

На вопрос: легко ли общаться с противоположным полом, опрашиваемые ответили, что зависит от ситуации и человека. Такой ответ не даёт конкретики. По мнению специалистов, подростки, живущие в неполных семьях, часто сталкиваются с проблемой общения с противоположным полом, а в дальнейшем с проблемой выбора партнера. Это связано с тем, что при отсутствии отца у мальчика не формируется стереотип мужского поведения. В неполной семье нет главного — примера брачных отношений.

Отвечая на 13 вопрос, 9 человек из полных семей и 4 человека из неполных дали ответ, что описывают отношения с взрослыми, как взаимопонимание и доброжелательность. Трое опрашиваемых из неполных семей дали ответ «застенчивость». И еще трое из неполных семей и один из полной — «безразличие».

Образ будущего выстраивается у опрашиваемых так: 6 человек из полной и 8 из неполной семьи дали ответ «надежда». Ответ «спокойствие» дали 5 опрашиваемых из полной семьи. «Страх» ответили 6 человек из неполной и 3 из полной семьи, а ответ «грусть» дали только трое. Именно с такими понятиями подростки ассоциируют своё будущее. Образ будущего у подростков из неполных семей имеет особенности: более негативное и менее сформированное восприятие, чем у подростков из полных семей, что можно оценивать как отклонения от позитивного образа будущего.

Последний вопрос был о том, как, подростки оценивают уровень своего счастья по 5-балльной шкале. Трое детей из полных семей ответили, что всё отлично, шестеро — на 4. Из неполных семей по четыре человека ответили — на 4 и 3. Можно сделать вывод, что в неполных семьях существуют проблемы в выстраивании семейных отношений между родителем и ребенком. На фоне этого наблюдается повышенный уровень тревожности, агрессии, заниженная самооценка. Снижены способности к социальной адаптации, формируются комплексы, наблюдается апатия и социальная пассивность.

Чтобы удостоверится в сделанных выводах, мы решили провести еще одно анкетирование, но среди тех людей, которые уже давно стали взрослыми и имеют собственных детей. Все отвечающие были немного старше 40 лет, мужчины и женщины. Оказалось, что среди 5 опрашиваемых только один человек вырос в неполной семье. Мы полагаем, что это связано с тем, что в советское время разводы были не так приняты, как сегодня, и люди, имеющие проблемы в семье, тем не менее старались ее сохранить.

На вопрос о чувстве тревоги и одиночества в юности, 4 человека ответили отрицательно и один — положительно. Следующий вопрос заключал в себе оценку счастья в детстве/юности по пятибалльной шкале. Было три ответа «4» и два ответа «5». На шестой вопрос «повлиял ли факт воспитания в неполной семье на ваш уровень счастья?» соответственно было 4 ответа «нет» и только один «да». В седьмом вопросе спрашивалось, что по мнению опрашиваемых, помогало им компенсировать чувства тревоги, неуверенности или одиночества в детстве/юности. Ответами послужили все предложенные варианты, а именно: друзья, забота о младших членах семьи, учёба, занятия в кружках, книги, спорт. Опрашиваемым предлагалось написать советы для подростков, воспитываемых в неполных семьях с высоты своих прожитых лет. Не стремиться к полному комфорту; не бояться трудностей; не терять своего достоинства. Найти хобби; быть уверенным и честным, добрым; верить в себя и свои силы; уважительно относиться к старшим и прислушиваться к их мнению. Жить полной жизнью: заниматься творчеством, общаться со сверстниками; не забывать о чувстве собственного достоинства. Находить интересные для себя занятия; не бояться общаться с окружающими; не забывать про семейные праздники, традиции. Стремиться не к материальным благам, а в приоритете к саморазвитию; найти достойного спутника жизни.

Таким образом, обобщая все советы, можно сделать вывод о том, что главное для ребенка, который вырос в неполной семье, осознать, что нет ничего непреодолимого, тренировать психоэмоциональную устойчивость. Найти вдохновляющий пример, научиться вырабатывать хорошие привычки, такие как соблюдение режима питания, сна. В этом может помочь спорт, регулярные физические нагрузки.

Литература:

  1. Быстрова Н. В., Цыплакова С. А., Коротеева О. Д. Социально-психологические особенности детей из неполных семей. // Карельский научный журнал. 2018. № 1(22). Стр. 37–40.
  2. Нафикова Г. З. Понятие неполной семьи и ее типы. // Вестник Башкирского университета. 2009. № 1. Стр. 241–243.
  3. Эксперты при Минтруда описали «портрет» неполной семьи в России. // https://www.rbc.ru/economics/11/04/2024


Задать вопрос