Возможна ли самоокупаемость современного театра? | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика

Опубликовано в Юный учёный №5 (79) май 2024 г.

Дата публикации: 08.04.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Колодкина, А. И. Возможна ли самоокупаемость современного театра? / А. И. Колодкина, Е. В. Коваль. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 5 (79). — URL: https://moluch.ru/young/archive/79/4361/ (дата обращения: 30.04.2024).

Препринт статьи



В настоящей статье рассматривается вопрос существования современного театра в условиях ограниченного бюджетного финансирования, а также возможность перевода театральных организаций на систему самоокупаемости. Автором произведён анализ данных, отражающих творческую и хозяйственную деятельность учреждений культуры. Информация, изложенная в работе, может представлять интерес для специалистов в области экономики театрального искусства.

Ключевые слова: самоокупаемость, общедоступность, доходы и расходы, независимый театр, финансовая эффективность.

Когда мы посещаем театр, то обычно ждем чуда, волшебства и не задумываемся, каких затрат всё это стоит и на какие средства существуют российские театры. В современном мире театр — это не только храм искусства, но и действующий бизнес. [5] Как выжить современному театру в условиях ограниченного бюджетного финансирования и как привлечь негосударственные источники финансирования? Опыт истории свидетельствует, что самоокупаемость и общедоступность — это неразрешимая дилемма высокохудожественных театральных организаций. Проблема перевода современного театра на такую систему хозяйственной деятельности на сегодняшний день так и остается нерешенной для большинства организаций. Поэтому возникает вопрос: какие из театров возможно перевести на самоокупаемость, смогут ли они выжить в таких условиях, и насколько качественный репертуар предоставят своим зрителям?

В данной статье покажем на конкретных театральных организациях, как с помощью таких инструментов, как четкая организация и грамотное планирование работы театра можно сделать театр успешным и посещаемым.

Понятие и виды деятельности театров

Под театром понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей и представлений.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, театр вправе осуществлять и предпринимательскую деятельность. [3]

В зависимости от способа финансирования театры делятся на:

А) Государственные (существующие на государственные субсидии и внебюджетные средства);

Б) Независимые (также имеющие государственные субсидии на определенные проекты, но в основном существующие на внебюджетные средства).

В России насчитывается около 700 различных театральных организаций. Деньги для этих театров выделяются как из федерального бюджета, так и из регионального. Чтобы получить финансирование, театры должны выполнить госзаказ: играть за год определенное число спектаклей и привлекать на них оговоренное количество зрителей.

Любой театр имеет смету доходов и расходов.

Структура расходов представлена на рисунке 1.

Структура расходов государственных театров за 2022 год

Рис. 1. Структура расходов государственных театров за 2022 год

Из диаграммы, представленной на рисунке, видно, что в первую очередь театры тратят деньги на зарплаты сотрудникам, которая составляет более 50 % всех расходов. Ещё они несут расходы на содержание помещений, на хранение костюмов и декораций, печать афиш и программок, на рекламу.

Что касается доходов театра, то разнообразия невелики, это

— сборы от продажи билетов;

— доход от продажи сопутствующей продукции и оказания услуг;

— сдача помещения в аренду. [3]

Структура доходов государственных театров представлена на рисунке 2

В структуре финансовых поступлений театров преобладают бюджетные средства — доля которых составляет 69 %, далее следуют поступления от основных видов уставной деятельности — 27 %, остальные доходы незначительны.

Структура доходов государственных театров за 2022 год

Рис. 2. Структура доходов государственных театров за 2022 год

Самоокупаемость

Рассмотрим понятие самоокупаемости и его применение в театральном мире. В экономике « самоокупаемость » — это принцип ведения хозяйственной деятельности, предполагающий полное возмещение всех затрат на производство товаров, работ или услуг, выручкой от их реализации. Для достижения самоокупаемости предприятию необходимо принять ряд мер, которые помогут повысить рентабельность и уменьшить издержки. [6]

Рассчитать самоокупаемость возможно, используя следующую формулу:

Самоокупаемость = (Доходы Расходы) / Расходы × 100 (в %) (1)

Из формулы видно, что реализация должна быть больше или равна общим затратам (в нашем случае, касаемо театральной сферы: собственные расходы театров должны покрываться заработанными доходами).

Высокая самоокупаемостьявляется показателем финансовой эффективности организации. Если самоокупаемость низкая или отрицательная — это указывает на неэффективное использование ресурсов и привлечение дополнительного финансирования. [6]

Примеры независимых театров в Санкт-Петербурге и принцип их работы

За последние годы в российском театральном мире появился ряд негосударственных театров, которые не имеют на постоянной основе государственной поддержки, но при этом могут получать государственные гранты на выполнение конкретного задания и самостоятельно решают свои внутренние вопросы.

Комитет по культуре Санкт-Петербурга на конкурсной основе выделяет средства на поддержание репертуара и новые постановки. Объём поддержки в 2024 году составит 102 млн рублей. [6]

Независимые театры можно классифицировать по нескольким параметрам:

— репертуарные и проектные;

— с труппой и без труппы;

— профессиональные и любительские.

Ни в одном другом городе страны не найдется столько независимых театров, как в Санкт-Петербурге, где бурлит разнообразная творческая жизнь. [2]

Среди множества независимых театров можно выделить:

— — Театр «Кукольный формат» (Kukfo);

— — Театр «Цехъ»;

— — Театр Поколений.

Самым успешным независимым театром в Санкт-Петербурге считается театр кукол «Карлсон Хаус». Этот театр ориентирован на детскую аудиторию, которая считается наиболее прибыльной. Театр «Карлсон Хаус» получает городскую субсидию в размере от 3 до 6 млн. в год, а все остальные расходы несёт самостоятельно. В команде театра есть актёры, которые нанимаются под определённый проект.

Театр «Особняк», по мнению автора, самый успешный независимый театр без детского репертуара. За счёт грамотной работы с инструментами маркетинга и ёмких вложений в рекламу, театр развивает устойчивый бренд. В театре нет труппы, но есть команда единомышленников. У театра своя стационарная площадка. Процесс развития театра связан с жизнью города, да и, пожалуй, всей страны.

На примере двух театров (государственного и независимого) рассмотрим их финансовую деятельность и ответим на вопрос: «Может ли театр быть прибыльным и работать по принципу самоокупаемости?»

Самоокупаемость современного театра (на примере театров Архангельска и Санкт-Петербурга)

Архангельский театр драмы им. М. В. Ломоносова является одним из современных сценических комплексов в России, способен принимать артистов любого уровня и жанра. Театр ежегодно получает государственные субсидии, плюс сам зарабатывает внебюджетные средства.

В таблице 1 приведена смета расходов театра за 2023 год. Из данной таблицы мы видим то, что Архангельский театр драмы получил государственную субсидию на 2023 год в размере 149 978 130,61 руб. и такую же сумму потратил за год. Театр также дополнительно занимается предпринимательской деятельностью: на разных сценах (3+фойе) проводятся концерты и развлекательные мероприятия. Директор театра сам проводит экскурсии, показывая закулисную жизнь, тем самым зарабатывая дополнительные средства для организации.

Таблица 1

Расходы театра драмы им. М. В. Ломоносова за 2023 год

Зарплата и НДФЛ

111

90 483 476,88

Суточные

112

7 500,00

Налоги с ФОТ

119

27 029 016,89

Прочая закупка товаров, работ и услуг

224

14 854 048,23

Закупка энергетических ресурсов

247

8 207 846,61

Уплата налога на имущество организаций и земельного налога

851

9 352 066,00

Уплата прочих налогов и сборов

852

44 176,00

Итого, Рублей:

149 978 130,61

Независимый театр «ОСОБНЯК». Для сравнения рассмотрим финансовую деятельность независимого частного театра «Особняк». Этот театр небольшой, с количеством посадочных мест около 80.Расходы и доходы театра за ноябрь 2023 года приведены в таблице 2

Таблица 2

Расходы и доходы театра «ОСОБНЯК» за ноябрь 2023 год

Расходы

Руб.

администратор

60 000,00

техник по свету

90 000,00

техник по звуку

40 000,00

монтировщик

35 000,00

SMM-специалист

30 000,00

PR-специалист

20 000,00

Таргетолог

35 000,00

Дизайнер

20 000,00

Администратор по вопросам ЖКХ

15 000,00

Бухгалтер

30 000,00

Выплаты актерам (ставка 3,5 тыс. за 1 показ)

150 000,00

Расходы на видео/фото контент

20 000,00

Налоги 6 %

54 000,00

Рекламные расходы

80 000,00

ЖКХ и хозяйственные расходы

50 000,00

Аренда

12 000,00

Итого расходы:

741 000,00

ВЫРУЧКА

Минимум 10 событий с 70 %–100 % заполняемостью (56–80 мест), по сред. стоим. билета 1800 руб.

900 000,00

Зная расходы и доходы театра, определим показатель самоокупаемости театра по формуле, которую мы рассматривали выше:

В рамках проделанного анализа данных, представленных в таблице, можно сделать вывод, что коллектив театра «Особняк» покрыл ежемесячные расходы в размере более 700 тысяч рублей и получил чистой прибыли 159 тысяч рублей — этим можно доказать успешную работу театра в условиях самоокупаемости.

Рассчитанный показатель самоокупаемости театра составляет 21,45 %, это означает, что театр генерирует доходы, превышающие свои расходы на этот же процент.

Тема исследовательской работы достаточно актуальна, так как в условиях рыночной экономики театральное искусство существует на сегодняшний день в различных организационно-правовых формах.

Как мы видим, частные театры могут органично сосуществовать с государственными культурными учреждениями. При этом каждая форма предполагает специфические принципы экономической деятельности, от которых во многом зависят творческие возможности театрального коллектива. Анализ деятельности частных независимых российских театров, приведенных в данной работе, свидетельствует о возможности функционирования отечественной модели репертуарного театра на принципах самоокупаемости, когда расходы покрываются заработанными доходами. Да, таких театров не так много, но они существуют и успешно работают.

Литература:

  1. Гид по независимым театрам Петербурга. ОКНА.news [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oknanews.info/gid-po-nezavisimym-teatr-peterburga.
  2. Музычук В. Театр и финансирование [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://the-stage.ru/articles/teatr-i-finansirovanie.
  3. Наумова С. А. экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourlib.net/books_tourism/naumova.
  4. Театр — это не только храм искусства, но также бизнес, и он может быть прибыльным. Деловой квартал, 2022 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.dk.ru/news/237162535.
  5. Финансовый анализ. Все о финансовом анализе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://1fin.ru/Finansovyy_slovary/Samookupaemosty.


Задать вопрос