Современные способы ручного нанесения рисунка на ткань | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 27.03.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Пирожкова, Ю. С. Современные способы ручного нанесения рисунка на ткань / Ю. С. Пирожкова, Н. А. Зацепина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3.1 (77.1). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4296/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются современные варианты ручного нанесения рисунка на одежду, доступные младшим школьникам. Описываются этапы работы по созданию серии творческих работ с применением разных техник. Сделаны выводы о трудоемкости, художественной выразительности и целесообразности использования рассматриваемых способов.

Ключевые слова: роспись ткани, декорирование ткани, трафарет, штамп, узелковое окрашивание, сублимация, термотрансфер.

В современном мире каждый старается быть уникальным и хочет отличаться от других. Одним из эффективных способов подчеркнуть свою индивидуальность, создать свой собственный стиль является декорирование ткани, а именно — создание интересных и оригинальных рисунков и узоров на одежде.

У ручного декорирования ткани нет ограничений ни в стиле, ни в сюжете: можно нарисовать целую картину, простой орнамент или ограничиться цветовыми пятнами. С помощью рисунка можно расставить акценты в нужных местах, создать настроение, а интересные приемы и особенности техники позволяют добиться необычных результатов.

Современные способы ручного нанесения рисунка на ткань очень интересны и разнообразны: изображение можно создать путем рисования на ткани, с помощью трафаретов, штампов или наклеек. Эти техники в настоящее время отличаются доступностью и простотой освоения, что позволяет без специального обучения украшать не только одежду, но и разные предметы интерьера.

Цель: изучить разные техники создания рисунка на ткани и создать авторские текстильные изделия на основе изученного материала.

В настоящее время существует следующие варианты ручного нанесения рисунка на ткань — это холодный и горячий батик, узелковый батик, свободная роспись, роспись с помощью штампов и трафаретов, сублимационные и термотрансферные наклейки. Однако не все эти способы подходят начинающим мастерам и тем более младшим школьникам. Для методов «горячий и холодный батик» необходим резервирующий химический состав и специальные инструменты, не всегда доступные новичкам. Для работы в стиле «горячий батик» мастер работает с расправленным воском, поэтому такой способ также не рекомендуется младшим школьникам в целях безопасности.

Изучив все актуальные способы нанесения рисунка на ткань, я выбрала следующие варианты:

  1. Свободная роспись по сухой ткани специальными красками.
  2. Создание рисунка с помощью трафарета.
  3. Создание рисунка с помощью штампа.
  4. Узелковое окрашивание.
  5. Сублимационная печать изображений.
  6. Термотрансфертные наклейки.

Свободная роспись по ткани. Для проведения исследования мы заранее приобрели несколько белых хлопчатобумажных футболок небольшого размера.

Этапы работы:

  1. Я распечатала на принтере подходящий рисунок для декорирования детской футболки и вырезала его.
  2. Натянула футболку на планшет из оргстекла для того, чтобы рисунок не отпечатался на обратной поверхности, и закрепила зажимами.
  3. Определила центральную часть футболки, наложила рисунок и обвела его простым карандашом.
  4. С помощью кисточки и красок раскрасила рисунок.
  5. Оставила футболку в расправленном виде до полного высыхания рисунка и закрепила рисунок с обратной стороны горячим утюгом.

Выводы, которые я для себя сделала:

— не стоит часто пользоваться водой во время окрашивания, так как краски от воды сильно растекаются и подтеки могут испортить рисунок;

— для каждого цвета лучше пользоваться отдельной кисточкой.

Создание рисунка с помощью трафарета. Этапы работы:

  1. Распечатала изображение кошки, сделала прорези и наложила трафарет на футболку, закрепленную на планшете.
  2. Покрыла весь рисунок черной краской в несколько слоев.
  3. Оставила футболку в расправленном виде до полного высыхания и закрепила рисунок утюгом.

Выводы:

— создание рисунка с помощью трафарета проще, чем свободная роспись, и занимает меньше времени;

— нужно работать очень аккуратно, чтобы не сдвинуть трафарет.

Создание рисунка с помощью штампа. Этапы работы:

  1. Нанесла краску на штамп и поставила отпечаток на футболку, проделала это много раз с разными цветами краски.
  2. Добавила к получившемуся рисунку еще мелкие брызги краски. Эта техника называется «набрызг»: ворс зубной щетки покрывается краской, и задевая ворсинки пальцем производятся брызги.

Выводы:

— процесс показался мне очень интересным и более быстрым в отличие от свободной росписи.

Узелковое окрашивание. Этапы работы:

  1. Развела 50 г специального раствора из готового набора для творчества «Тай Дай» в литре воды.
  2. Скрутила футболку и закрепила узел резинками. Поместила футболку в емкость с раствором на 20 минут.
  3. Развела водой специальные красители в бутылочках и залила футболку краской в разных местах.
  4. На следующий день прополоскала, высушила и погладила утюгом.

Выводы:

  1. Весь процесс нужно делать в перчатках, так как раствор раздражает кожу рук, а красители плохо смываются водой.

Создание изображения с помощью сублимационных изображений. Сублимационные изображения — это рисунки, созданные с помощью специального принтера с сублимационными чернилами, изображение переносится на ткань с помощью утюга. В ходе работы я взяла белый бант, сшитый из синтетической ткани (так как хлопчатобумажная ткань не подходит для сублимационных чернил), наложила понравившийся рисунок на бант и закрепила горячим утюгом.

Создание изображения с помощью термотрансферной печати

В ходе работы я поместила на расправленную футболку заранее приобретенную термотранферную наклейку с изображением собаки, накрыла марлей и держала утюг под давлением около одной минуты. Получилось довольно яркое изображение.

Итак, в заключении хочу сказать, что наиболее интересным и художественно выразительным способом является ручная роспись ткани. При данном способе можно нарисовать любой рисунок. Однако такой способ является и еще достаточно сложным, так как краска, как правило, ложится на ткань неравномерно, а совершенные ошибки уже невозможно исправить. Трудоемкость метода заключается в том, что одно и то же место приходится прокрашивать по многу раз и нужно это делать легкими прозрачными слоями — в этом случае краска не трескается в процессе ношения одежды.

Создание изображения с помощью трафарета и штампа показалось мне простым и увлекательным — нет ничего сложного ставить отпечатки на ткани штампами или закрашивать однотонной краской трафарет. Однако и при этих способах есть свои особенности: нужно работать очень аккуратно, так краску невозможно подтереть, трафарет следует надежно удерживать на одном месте и следить, чтобы он не сдвигался, штампы следует каждый раз хорошо прокрашивать.

Узелковое окрашивание сначала показалось мне самым занимательным способом — простым и веселым, но в процессе работы оказалось, что это самый грязный способ: брызги летят во все стороны, химический раствор раздражает кожу, а краска долго не смывается с рук. Результат тоже меня не порадовал, так как цвета размылись и рисунок получился бледным и не четким.

Наиболее простой способ — создание на одежде изображений с помощью термотрансферных и сублимационных наклеек. В обоих случаях изначально применяются разные технологии печати, но процесс переноса изображений очень похож — рисунки переносятся на одежду с помощью утюга. Термотрансферное изображение получается более четким и ярким, но в процессе использования термотрансферные рисунки могут трескаться, так как используемая краска менее эластична.

Цель моей работы достигнута: в процессе работы мною изучены разные техники создания рисунка на ткани и создано 6 авторских работ. Приобретенные мною опыт и знания пригодятся мне в дальнейшей работе.



Ключевые слова

штамп, сублимация, роспись ткани, декорирование ткани, трафарет, узелковое окрашивание, термотрансфер
Задать вопрос