Здоровый образ жизни как основа предупреждения негативных явлений в школьной среде | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 27.03.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Грачева, А. Н. Здоровый образ жизни как основа предупреждения негативных явлений в школьной среде / А. Н. Грачева, С. А. Кузьмина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3.1 (77.1). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4283/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассматривается формирование здорового образа жизни у школьников начальных классов.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, негативные явления в школьной среде.

На сегодняшний день здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни является высшей жизненной ценностью и провозглашается как норма в жизни общества. В развитых странах здоровье выступает как необходимое средство достижения самых разнообразных жизненных целей личности и общества.

В современном мире изучение проблем здоровья детей особенно актуально. В российской образовательной системе возникает ситуация, где условия обучения провоцируют снижение показателей здоровья, развитие хронических заболеваний и депрессию учащихся. Очень часто условия обучения, образовательные программы не соответствуют физиологическим и гигиеническим нормам и не учитывают индивидуальные особенности развития детей.

В современном образовательном процессе существует острая необходимость в определение и создание педагогических условий, которые помогут сформировать у детей начальной школы здоровый образ жизни, развитие мотивации к здоровому образу жизни и профилактику негативных явлений в школьной среде. Сегодня одной лишь профилактической работы уже крайне недостаточно для этого, необходима систематическая воспитательная работа в рамках школьного образовательного процесса.

Поэтому, совместно с педагогом была определена цель исследования, которая заключается в изучении и разработке различных направлений по формированию здорового образа жизни в нашем классе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи

  1. Изучить теоретические основы формирования здорового образа жизни.
  2. Определить понятие формирования здорового образа жизни у младших школьников в современной научной литературе, рассмотреть пути формирования здорового образа жизни у детей в современной школе.
  3. Организовать и провести воспитательную работу по формированию здорового образа жизни подростков.
  4. Проанализировать результаты исследования.

Негативными явлениями в школьной среде являются действия учеников, которые негативно оцениваются с точки зрения социальных норм или в отношение процесса формирования личности, а также в отношении их собственного здоровья.

Основная классификация негативных явлений младших школьников, по нашему мнению, включает в себя;

— переедание;

— игровую зависимость;

— вредные привычки (привычку грызть карандаши, ручки и т. д.);

— телевизионную зависимость;

— интернет-зависимость.

Наиболее эффективным в борьбе с негативными явлениями являются предупреждение и профилактика. Их основные функции — это помочь ребенку развить эмоционально устойчивую, сильную личность и выработать жизненную позицию, которая способна дать отпор вредным привычкам.

Профилактика, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, представляет собой комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, осуществляемых государством, общественными организациями и частными лицами для предотвращения распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), предупреждения развития и устранение негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост сопутствующих заболеваний и т. д.).

Здоровый образ жизни — это тот, образ жизни ведет человека, который направлен на сохранение своего здоровья, укрепление иммунитета, профилактику болезней и укрепление своего организма в целом.

Компоненты, которые формируют здоровый образ и положительно влияют на здоровье, могут быть сведены к данному перечню:

— отказ от вредных привычек;

— оптимальная двигательная активность;

— рациональное и сбалансированное питание;

— личная гигиена;

— психологический и физический комфорт [6, с. 18].

Для реализации этих компонентов в нашем классе активно распространяются идеи здорового образа жизни (предупреждение вредных привычек, повышение двигательной активности, правильное питание, соблюдение гигиены, сохранение и укрепление здоровья). Мои педагоги своим личным позитивным примером формируют правильное отношение к вредным привычкам и к активной жизнедеятельности. Особое внимание в нашем классе уделяется такому предмету, как «Разговоры о важном», где мы с моими одноклассниками и с педагогом обсуждаем проблемы ЗОЖ, физическим паузам в рамках учебных занятий, организации активного отдыха на переменах, во внеурочной и внеклассной деятельности.

Учитель физкультуры помогает нам лучше заботиться о своём физическом здоровье, учит нас развивать силу, выносливость. Кроме того, проводятся различные конкурсы, соревнования, акции. Сюда так же относится один из наиболее важных спортивных мероприятий — День здоровья. Все это позволяет сформировать у нас потребность заниматься спортом, освободиться от вредных привычек, осознать, что здоровый образ жизни — залог успешной жизни.

Совместно с учителем мы разработали программу «Мы выбираем ЗОЖ!», основными модулями которой являются:

  1. Общеукрепляющее значение физической культуры.
  2. Рациональная организация и гигиена умственного труда.
  3. Знание и навыки личной и общественной гигиены.
  4. Рациональное питание.
  5. Защита от травматизма.
  6. Профилактика вредных привычек.

Содержание программы: Каждый модуль предполагает формирование базовых концепций, получение и закрепление положительного опыта, способствующего формированию мотивации к здоровому образу жизни.

1 модуль. Общеукрепляющее значение физической культуры и закаливания.

— Утренняя зарядка.

— Обучение комплексу утренней зарядки.

— Правильная осанка.

— Двигательная активность.

2 модуль. Рациональная организация и гигиена умственного труда.

Ученые установили, что десятки процессов, происходящих в организме человека, подчинены ежедневному ритму. В дневное время наиболее активными являются те отделы вегетативной нервной системы, которые стимулируют артериальное давление, кишечные сокращения, потоотделение и другие функции, которые дают организму наиболее благоприятные возможности для физической и умственной работы.

Если ребенок ложится спать и просыпается в одно и то же время каждый день, завтракает и обедает, выполняет утреннюю зарядку, проводит закаливающие процедуры, опорожняет кишечник, у него на некоторое время развивается рефлекс. Динамический стереотип задает определенный ритм жизни, облегчая все жизненные процессы, помогает выполнить такой важный урок для ученика, как учебный урок. У ребёнка, в определенное время выполняющего домашнее задание, происходит не только психологический, но и физиологический настрой к необходимому часу — дыхание, кровообращение, биоэлектрическая активность мозга несколько улучшаются. Эта готовность выполнять умственную работу позволяет выполнить желаемое задание быстрее и лучше.

3 модуль. Знание и навыки личной и общественной гигиены.

Очень эффективной формой воспитания здорового ребенка является информация о гигиеническом воспитании.

За несоблюдение правил гигиены вы можете постыдить ученика, действуя на его самолюбие, но в то же время сохраняйте в нем уверенность в то, что он может отказаться от дурной привычки. Но нужно помнить, что привычка грызть ногти, ручки, дергать волосы, кусать и облизывать губы, может быть проявлением детской нервозности.

— Правила личной гигиены.

— Правила ухода за чистотой тела, одежды, сменой белья.

— Важность овладения правилами культуры поведения.

— Регулярное соблюдение правил личной гигиены (мытье рук, уход за ногтями, за полостью рта, за чистотой, одежды, частей тела, головы).

— Умение правильно оценивать и контролировать соблюдение правил личной гигиены.

4 модуль. Рациональное питание.

В настоящее время значительная часть гигиенических рекомендаций основана на знании ритмической активности организма. Десятки процессов, происходящих в организме человека, подчинены распорядку дня.

К определенному часу, когда происходит прием пищи, выделяются пищеварительные соки, организм готов к еде, ребенок хочет кушать. Усвоение питательных веществ в этом случае максимальное, что очень важно для растущего организма. Готовность организма к определенному времени и является общей важной физиологической основой ежедневного режима.

— Правильное питание.

— Продукты животного и растительного происхождения являются основой правильного питания.

— Значение витаминов для организма.

— Употребление в пищу разнообразных продуктов, ограничение в употреблении сладостей, кондитерских изделий, вред от переедания, еды всухомятку.

— Прием ужина не позднее 1,5 часов до отбоя.

5 модуль. Правильное гигиеническое поведение школьников — защита от травматизма.

Анализ заболеваемости показывает, что травматизм находится на четвертом месте среди младших школьников. В последние годы отношение к этому вопросу изменилось. Было установлено, что травмы имеют сезонные колебания, имеют возрастную селективность и встречаются в определенных местах.

При изучении правил безопасности важное место занимают так называемые практические мероприятия. Учитывая тот факт, что дети несут ответственность за более чем 50 % дорожно-транспортных происшествий, то полезно разобрать с ними несколько конкретных ситуаций, которые привели к трагедии. Не менее важным является участие в профилактических мероприятиях представителей специализированных ведомств и органов.

— Соблюдение ПДД, правил пользования общественным транспортом, правил перехода улиц и дорог.

— Профилактика и предупреждение бытовых травм (дома, на улице, в школе).

— Правила поведения и безопасности в чрезвычайных ситуациях (во время пожара, теракта и др.).

— Соблюдение правил безопасного поведения дома, в классе при работе с колющими и режущими предметами, при использовании спортивного и рабочего оборудования и инструментов.

— Соблюдение правил безопасного поведения на льду, в воде, в незнакомых местах, во время паводка.

— Строгое и неукоснительное соблюдение правил безопасного поведения в классе, лестницах, в столовой, других общественных местах.

— Строгое соблюдение правил безопасного поведения в экстремальных ситуациях. Умение оказать первую медицинскую помощь при травмах, ранах, ушибах и т. д.

6 модуль. Профилактика вредных привычек.

Более серьезное внимание следует уделить вредным привычкам, формирование которых происходит в раннем возрасте.

В разговорах с детьми необходимо не ограничиваться только медицинской стороной, но и обращать внимание на социально-бытовые аспекты. Эта проблема должна оставаться в зоне постоянного внимания учителя и родителей.

В борьбе с вредными привычками школьников, как показывает педагогическая практика, даже самые простые эксперименты или демонстрации знакомых детям натуральных предметов дают хорошие результаты, дети их хорошо запоминают, и они побуждают их выполнять гигиенические рекомендации, а также бороться с вредными и дурными привычками.

В воспитании здорового ребенка важны тесные контакты и сотрудничество учителей с медицинскими работниками, особенно в осуществлении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей.

Разработанная программа была эффективно реализована в нашем классе со следующими результатами:

— укрепление физического и психического здоровья младших школьников;

— проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учеников;

— повышение уровня воспитанности детей;

— благоприятная эмоционально — психологическая атмосфера в коллективе учеников.

Здоровье — это самое ценное, что есть у человека. Это самый важный показатель жизни людей. Человек, который здоровый физически и психологически — это по истине счастливый человек.

В условиях нашей страны, где постоянно растут показатели роста вредных привычек и где высокая заболеваемость, крайне необходимо сформировать у нас, у детей знания и умения о том, как правильно вести здоровый образ жизни.

Литература:

1. Вишневская Е. Л. и др. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни / Вишневская Е. Л. — М., 2014–24 с.

2. Пискунов М. Р. Здоровый образ жизни / М. Р. Пискунов. — М.: Прометей, 2012. — 189 с.



Ключевые слова

здоровый образ жизни, негативные явления в школьной среде
Задать вопрос