Аутизм: история, причины, признаки, лечение | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №3 (77) март 2024 г.

Дата публикации: 27.02.2024

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Рахимова, М. Х. Аутизм: история, причины, признаки, лечение / М. Х. Рахимова, Л. Р. Яруллина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 3 (77). — С. 250-254. — URL: https://moluch.ru/young/archive/77/4225/ (дата обращения: 02.05.2024).



В сегодняшние дни мы всё чаще и чаще слышим про новое заболевание — аутизм. Не каждый человек знает про все спектры и тонкости данного расстройства. Давайте же разберемся в этом!

Аутизм является актуальной проблемой.

Данная статья раскрывает понятие, признаки и возможные причины возникновения и развития детского аутизма. В статье также приводятся основные виды и формы работы с аутичными детьми, направленные на развитие у них навыков социального взаимодействия, а также их адаптацию. В статье уделяется внимание комплексной работе с семьёй аутичного ребёнка

Статья посвящена проблемам раннего детского аутизма, сложности правильной и своевременной постановки диагноза. В ней рассматриваются различные аспекты подготовки специалистов, работающих с детьми. Также приведены примеры реабилитационной работы и информация об аутизме в Таджикистане.

Аутизм, а точнее — расстройства аутистического спектра (РАС), — это группа психических расстройств, которые характеризуются нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации — процессе общения и передачи информации другим людям. При аутизме наблюдается ограниченное, стереотипное, повторяющееся поведение. У разных пациентов нарушения выражены в разной степени, при этом они могут как сопровождаться, так и не сопровождаться нарушениями речевого и интеллектуального развития.

История появления

Впервые термин «аутизм» в медицинской литературе появился в начале XX века. В 1911 году швейцарский психиатр Эйген Блейлер назвал аутизмом один из самых тяжелых симптомов шизофрении — заболевания, которое он открыл и описал несколькими годами ранее. Аутизм, по Блейлеру, это проявление инфантильных наклонностей, помогающих человеку отгородиться от факторов окружающего мира, которые его не удовлетворяют, с помощью фантазий и галлюцинаций.

Особенностью этого «симптома», согласно оригинальной блейлеровской концепции, было то, что он отражал внутреннее состояние человека, не сразу заметное окружающим, — отсюда и название, происходящее от греческого αύτός — «сам».

Термин «аутизм» для описания одного из симптомов шизофрении использовался психиатрами вплоть до 1940-х годов. Первым, кто применил его для описания не симптома, а отдельного заболевания, стал американский психиатр Лео Каннер.

Примечательно, что «инфантильный аутизм» как отдельное заболевание с симптоматикой, отличной от детской шизофрении (а именно так прежде диагностировали проявления аутичного поведения у детей) появился в третьем издании Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам только в 1980 году.

Классификация заболевания

В зависимости от количества симптомов и их выраженности выделяют три основных вида РАС: детский аутизм, атипичный аутизм и синдром Аспергера.

– Детский аутизм. Чаще всего заболевание диагностируют у малышей от 3–4 лет, но первые признаки отклонений в некоторых случаях можно заметить уже на первом году жизни. Общего лечения патологии не существует: специалисты разрабатывают индивидуальные методы коррекции аутизма у детей, отталкиваясь от состояния конкретного пациента.

В последние десятилетия число малышей с расстройством аутического спектра (РАС) значительно увеличилось. Врачи, работающие с такими ребятами, уверены, что причиной резкого прироста выявленных случаев послужила смена критериев обследования, развитие диагностических методик и более тщательное изучение проблемы(как было указано в статье https://www.smdoctor.ru/disease/autizm/)

Более склонны к расстройству аутического спектра мальчики: они сталкиваются с заболеванием в общей сложности в два-три раза чаще, чем девочки. Это можно объяснить лучшими коммуникативными способностями женского пола, из-за чего слабо выраженные формы аутизма могут быть попросту не замечены.

– Атипичный аутизм. Признаки атипичного аутизма у детей отличаются от раннего детского заболевания. Обычно ребенок совсем не идет на контакт с другими людьми, ему это не нужно. Малыш пытается общаться, но ему сложно выстраивать этот процесс. Он не понимает, как правильно контактировать с окружающими.

Чаще данная форма болезни не сопровождается отсталостью умственного развития. У малышей хорошо развит интеллект, но применять в своей деятельности им сложно. Дети с атипичным аутизмом кажутся просто непослушными. Они не реагируют на обращение к ним, не смотрят в глаза собеседнику, эмоционально холодны. Ведут себя странно.

– Синдром Аспергера. Синдром Аспергера является наиболее мягкой формой РАС — интеллект не страдает, изменения могут расцениваться как особенности личности и не мешать профессиональному развитию и социальной адаптации человека. Дети с СА в большинстве случаев не отстают в интеллектуальном развитии, у них не регистрируется умственная отсталость.

Более того, у таких детей нередко встречаются хорошие способности или углубленные познания, часто связанные со сверхценными интересами, но они не являются обязательными диагностическими критериями.

Причины появления Аутизма

Не до конца изучены причины расстройств аутистического спектра, но считается, что ведущее значение имеют генетические факторы. Известно, что риск рождения ребенка с РАС повышается с возрастом родителей.

Особенности течения беременности также могут влиять на возникновение РАС у ребенка: недоношенность плода, использование матерью во время беременности препаратов вальпроевой кислоты для лечения эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, мигрени, а также гестационный диабет у матери (сахарный диабет, развивающийся во время беременности). Вряд ли какой-либо из этих факторов имеет решающее значение в развитии РАС, но может реализоваться во взаимодействии с генетической предрасположенностью.

С середины 90-х годов учёных терзали сомнения по поводу возможной связи вакцинации с возникновением РАС. Современные эпидемиологические данные указывают на отсутствие такой связи. Более того, не существует и подтверждения связи между применением вакцин и риском возникновения РАС даже при вакцинации детей из группы риска — братьев и сестер детей с РАС. Доказано, что содержащиеся в инактивированных вакцинах консервант тиомерсал и адъювант алюминий не повышают вероятность РАС у привитых детей.

По данным множества международных исследований, изменения прививочного календаря, изъятие каких-либо вакцин и их компонентов не влияло на частоту встречаемости РАС.

Аутизм у подростка: особенности и советы родителям

Дети с расстройством аутистического спектра соответствуют схожим диагностическим критериям, но проявления симптомов в повседневной жизни часто очень отличаются. Причём не только в первые годы жизни: позже проявления РАС тоже меняются. Один из критичных периодов — это переход подростка с аутизмом от полового созревания к взрослой жизни. Растущая независимость и усиление социального давления заставляют многих родителей беспокоиться за своих подростков с РАС.

Практическая помощь при аутизме у подростков может включать консультирование, занятия со специалистами и в школе, а также жизненные навыки, которым ребёнок будет учиться дома.

Как различить нормальное подростковое поведение и поведение аутичного подростка, ведь подростки печально известны своей нестабильностью настроения и замкнутостью? Не существует экспресс-тестов на подростковый аутизм, поэтому надо обращать внимание на специфические симптомы, которые могут проявиться в период пубертата.

Ниже приведены дополнительные признаки, на которые следует обратить внимание у ребёнка с аутизмом:

– Судороги: судорожные приступы и эпилепсия чаще встречаются у людей с РАС, чем у нейротипичных (исследование итальянского Institute of Neurosciences). Из-за гормональных изменений в период полового созревания у многих подростков с аутизмом случаются первые приступы. У детей с историей эпилептических приступов они могут возникать чаще, чем раньше.

– Проблемы в школе: даже исключительно умные дети с РАС могут столкнуться с трудностями при переходе в средние, а особенно в старшие классы с новыми требованиями. В средней и старшей школе детей просят писать сочинения, критически мыслить и формировать собственное мнение. Справиться с этими изменениями в программе может быть достаточно сложно.

– Потеря друзей. Подростки с аутизмом подвержены риску издевательств со стороны сверстников из-за повторяющегося поведения, необычных интересов или отсутствия соответствующих возрасту социальных навыков.

– Расстройства настроения: из-за сложностей полового созревания и повышенных социальных ожиданий от сверстников аутичные подростки могут испытывать больше сложностей с переживанием разных эмоций. У некоторых развивается депрессия или тревожность. Тревожность в целом очень распространена среди подростков с РАС: около 39 % молодых людей с аутизмом имеют диагностированное тревожное расстройство

– Гендерные различия. Девочки с аутизмом могут казаться другими, чем мальчики, когда речь идёт о симптоматике, и исследования Университета Саутгемптона показывают, что этот стереотип верен — на первый взгляд. Девочки склонны скрывать свои симптомы РАС, чтобы казаться нейротипичными. Они часто могут «притворяться», когда дело касается характера социальных взаимодействий, но это не значит, что они не испытывают сложностей.

Почему симптомы аутизма у подростка становятся более выраженными?

Для ответа достаточно одного слова: стресс. Симптомы РАС могут казаться более серьёзными в подростковом возрасте из-за событий в этот период жизни. Изменения не легко даются людям с РАС, а подростковый возраст ими насыщен.

Это аутизм или нет?

У подростков не развивается аутизм ни с того ни с сего. Черты РАС у ребёнка были бы очевидны с раннего детства.

В настоящее время эксперты рекомендуют оценивать детей с аутистическими чертами уже в 2 года, а у некоторых аутизм можно подтвердить уже в 18 месяцев.

Если подросток становится социально замкнутым и зацикливается на повторяющихся действиях впервые в период пубертата, скорее всего, это не аутизм, а что-то ещё. Если это его или вас беспокоит, обратитесь к врачу за дополнительной информацией.

Аутизация личности может возникнуть даже у взрослых людей без истории РАС. Это вторичный симптом, который развивается на фоне депрессий, тревожного расстройства, шизофрении и иных состояний. Основной причиной в этом случае является изначальное расстройство, а склонность к замкнутости, избегании социальных контактов, социофобии становятся проявлением болезни.

Эти случаи аутизации успешно излечиваются, в отличие от аутизма как такового.

Как воспитывать подростка с РАС?

Важно помнить, что аутизм — это не тип личности. Хотя у ребёнка есть черты аутизма, это личность со своими симпатиями, антипатиями и особыми потребностями, которые не имеют ничего общего с его диагнозом. Что делать?

– Обеспечивайте соответствующие социальные возможности. Многие подростки и молодые люди с аутизмом не общаются с другими. Поощряйте ребёнка заниматься общественной деятельностью, которая соответствует его интересам. Например, подростку, который увлекается рисованием, может быть интересен местный художественный кружок. Другой может увлекаться игрой на музыкальном инструменте и т. д.

– Не навязывайте дружбу. Ребёнок может быть счастлив в общении с одним или двумя друзьями — или, наоборот, он может быть «социальной бабочкой», предпочитающей множество контактов, и не знать, куда направить всю эту экстравертную энергию. Вы должны научить его социальным навыкам, соответствующим возрасту, и предоставить возможности для формирования дружеских отношений, но не настаивать.

Учите следующим навыкам, необходимым для жизни:

– Физические навыки ухода за собой: к ним относятся гигиена, физические упражнения, здоровое питание и достаточный сон. Возможно, придется напомнить, что нужно пользоваться дезодорантом, бриться или выполнять какие-либо другие задачи личной гигиены в период полового созревания, к которым он не привык.

– Эмоциональные навыки: научите подростка с РАС распознавать эмоции, видеть, когда кто-то расстроен, и успокаивать себя самостоятельно в трудные моменты. Родителям надо уметь успокаивать аутичного подростка, но в долгосрочной перспективе будет полезнее, если вы научите ребёнка навыкам, которые он может использовать без вас.

– Навыки безопасности: они могут включать переход улицы, обращение за помощью и отказ от посещения мест с незнакомыми людьми.

– Социальные навыки: помогите подростку освоить навыки, которые он будет использовать со сверстниками. Это может включать в себя навык вести беседы, вопрос о том, как дела у другого человека, и традиционные «хорошие манеры», таких как приветствие, выражение благодарности и прочие этические моменты жизни.

– Финансовые навыки: учите подростка заказывать и оплачивать еду в кафе или ресторане, управлять простым бюджетом, пользоваться дебетовой картой и следить за финансами.

Аутизм у подростков имеет уникальные сильные стороны и очень специфические проблемы в понимании мира. Подростки вырастают во взрослых, и им важно не только пройти этот период бурь, но и научиться жить в ладу с собой и иметь максимально возможные для их уровня жизненные знания и умения.

Проблема аутизма в Таджикистане

По оценкам ВОЗ, во всем мире аутизм есть примерно у 1 ребенка из 100. При этом, согласно результатам некоторых авторитетных исследований, реальные цифры гораздо выше. А распространенность аутизма во многих странах с низким и средним уровнем дохода неизвестна до сих пор.

Само понятие «аутизм» в нашей стране появилось только в 2013 году. Сегодня со всей республики в Детском, подростковом центре психического здоровья Республики Таджикистан состоят на учёте и подтверждены клинически 273 ребёнка с нарушением аутистического спектра.

И ситуация в Таджикистане, по словам основателя и директора ОО «ИРОДА» Лолы Насриддиновой, не сильно отличается. ОО «ИРОДА» расшифровывается как общественная организация Инициативы Родителей Детей с Аутизмом, а также с таджикского Ирода — сила воли.

Благодаря данной организации ребята с аутизмом проходят интенсивные занятия и получают психологическую помощь вместе со своими родителями- так начинается путь к адаптации в социуме.

От семьи во многом зависит будущее ребенка с особенностями развития. Очень важно выявить диагноз в раннем возрасте, заниматься с ребенком. Сейчас сделать это проще благодаря программе «Раннее вмешательство и раннее развитие», которую смогли внедрить благодаря Институту «Открытое Общество» Фонд Содействия в Таджикистане еще в 2010 году.

Сегодня специалисты Центра обучают ранней диагностике и вмешательству не только в столице, но и в регионах. Совместно с Институтом «Открытое Общество» Фонд Содействия в Таджикистане создана национальная сеть общественных и государственных организаций. Сетевые партнеры вместе проходят тренинги, вместе обучаются. По завершению каждый участник имплементирует программу и полученные знания в своем регионе.

В День психического здоровья, 10 октября, ОО «ИРОДА» открыло учебно-терапевтический центр для детей с аутизмом и ННР (нарушением нейроразвития) — «A Sпектр+».

Учебно-терапевтический центр «A Sпектр+» — это одна из 5 программ организации, в которой обучается 32 ребенка с РАС от 7 до 15 лет.

Основные цели программы — обучение навыкам коммуникации, повседневной жизни, сенсорной поддержки, академическим и творческим навыкам, социализация через посещение общественных мест. Ученики обучаются по программе полного дня или по часам, в индивидуальном и групповом формате.

В центре работают специальные педагоги, социальные работники, эрготерапевты, психологи, педагоги по коммуникации.

В ОО «ИРОДА» используют только методы и практики с доказанной эффективностью, включающие Прикладной анализ поведения (АВА Терапия), АДК — различные методы альтернативной и дополнительной коммуникации, PECS, терапия сенсорной интеграции, структурированное обучение, позитивная поведенческая поддержка.

Команда регулярно проходит повышение квалификации от международных и национальных экспертов.

Иметь возможность заработать самому важно для всех, независимо от того, есть у него ментальные особенности или нет. При ОО «ИРОДА» есть инклюзивное кафе и полиграфия и здесь работают 9 ребят, у которых есть особенности ментального здоровья.

К сожалению, предложений по трудоустройству для людей с ментальными особенностями в стране практически нет. К тому же, прежде чем они появятся, нужно быть готовыми. Подготовить законы, общество, работодателей и сами семьи.

ОО «ИРОДА» основана родителями, и продолжает оставаться организацией, управляемой родителями в партнерстве с профессионалами, признающими нужды и потребности детей и подростков с аутизмом и другими особенностями психического развития.

Миссия организации — повышение осведомленности общества о проблемах, связанных с аутизмом. Защита прав детей и взрослых с аутизмом и другими особенностям нейроразвития. Распространение информации о трудностях и потребностях, сопровождающих индивидуума с аутизмом и его семью.

А также — достижение гуманного и толерантного отношения общества к детям и взрослым с РАС. Продвижение и внедрение знаний и практик о международных, современных качественных научно обоснованных программах терапии и обучения детей и взрослых с аутизмом, эффективность которых доказана.

Литература:

  1. Стенли Гринспен «На ты с аутизмом»
  2. https://www.invitro.ru/moscow/library/bolezni/27983/
  3. https://www.smdoctor.ru/disease/autizm/
  4. https://xn----7sbebkfejc7alctr0rta6b.xn—p1ai/novosti-i-sobyitiya/nashi-novosti/istoriya-°vozniknoveniya-autizma#:~:text=
  5. https://www.google.com/amp/s/mel.fm/amp/zhizn/knigi/8672435-world_of_autism
  6. https://www.google.com/amp/s/www.bbc.com/russian/science/2015/10/151022_vert_fut_myths_about_autism.amp
  7. https://therapy.school/feed/istoriya-meditsiny-2-aprelya-den-informirovaniya-ob-autizme/


Задать вопрос